Дорогие коллеги, давайте котлеты отдельно, а мухи отдельно.
1. То, что Полищук Вадим пишет хорошо, вдумчиво и интересно, тут, думаю, споров не будет.
2. То, что автор пытается показать нам войну глазами сержанта-зенитчика, за это ему лично от меня большое спасибо. Честно говоря, уже изрядно надоели произведения в стиле "наш современник рвет всех на тряпки".
3. То, что война это прежде всего тяжкий труд, голод и холод - это так. Как пример, раельные, а не отшлифованные, воспоминания ветеранов.
Теперь к вопросу об офицерах/командирах. Про ту войну ничего сказать не могу, но вот что касается лично моей срочной службы с декабря 94 по декабрь 96, то из нескольких десятков офицеров реально уважением у солдат пользовались от силы человек десять.
Лично сам я не был на первой чеченской, но ребята с нашей части, об офицерах рассказывали много всего очень, мягко выражаясь, нелицеприятного.
Не знаю как в период ВОВ, в 95-ом, для большинства офицеров нашей части простые солдаты были чем-то вроде полукрепостных. Их (солдат) можно было избить прямо перед строем, заставить строить себе дачу, мыть личную машину, отправить солдат на какие-то работы. Например, собирать камни на поле у фермера, чистить навоз. Начальство получало мясо, а солдат в лучшем случае покормят. И все это через постоянную призму того, что срочник (любого срока призыва) бесправное быдло. Причем, когда общаешься с офицером, генералом или прапором на гражданке - все нормальные люди. А в казарме офицеры почему-то солдат считают практически за скотов. Видимо, это такой парадокс системы.
Кстати, офицеров между собой мы иначе как "шакалы" не называли.
Есть старая поговорка: "Власть развращает человека, а абсолютная власть, развращает абсолютно".