Так точно! Можно идти отдыхать?
Небольшой тапочек.
Согласно уставу в РККА говорили "Да" или "Нет". "Так точно" и "никак нет" начали активно использовать только с конца 42-го.
До этого считалось, что это пережитк царской армии.
В ВИХРЕ ВРЕМЕН |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Александра Баренберга » Затянувшийся полет. Книга вторая
Так точно! Можно идти отдыхать?
Небольшой тапочек.
Согласно уставу в РККА говорили "Да" или "Нет". "Так точно" и "никак нет" начали активно использовать только с конца 42-го.
До этого считалось, что это пережитк царской армии.
Пара километров - не слишком далеко для прифронтового аэродрома?
Нормально, минут двадцать ходьбы.
Кстати говоря - разве третья эскадрилья не должна была подойти к месту бомбёжки в разгар мероприятия, чтоб сделать то, чем занимался Воронов (отсекать возможные подкрепления немцев),
В следующей главе будет "разбор полетов"
kormilet написал(а):Пара километров - не слишком далеко для прифронтового аэродрома?
Нормально, минут двадцать ходьбы.
Дело даже не в этом. Просто летчики сидели на аэродроме от рассвета до заката. В темное время суток им там делать было решительно нечего (кроме специальных и крайне малочисленных частей, имеющих ночную подготовку) и даже противопоказано - можно было вместе с самолетами попасть под удар ночных бомбардировщиков противника. Поэтому базирование личного состава не на аэродроме было общей практикой, если имелась такая возможность. Это встречается в любом мемуаре летчиков.
Глава 5.
- Странник, я Дрозд, немедленно займите эшелон 15! - прохрипел, шипя помехами, шлемофон.
"Вот достал, урод!" - Андрей чуть было не выжал тангетку радиопередатчика, собираясь высказать все, что он думает о личности собеседника и его дурацких указаниях, но в последний момент сдержался. "Сделаем вид, что нет связи, пусть поорет пока! Хрена с два я ему сейчас спущусь до полутора тысяч!" - решил он, продолжая набор высоты. Только через минуты полторы, набрав четыре тысячи метров и развернувшись, сообщил, наконец, надрывавшемуся в эфире респонденту:
- Здесь Странник, выполняю снижение в направлении заданного квадрата!
После чего прибрал немного газ и машина заскользила вниз, постепенно набирая скорость в пологом пикировании. Чтобы не переохладить двигатель, прикрыл створки радиатора. За Вороновым потянулся его ведомый Паша Гроховский и сопровождающее звено. Специальной команды им не требовалось, действия были многократно отработаны на совместных занятиях. И, в соответствии с принципом "высота - скорость - маневр", разработанным в другом мире малоизвестным пока здесь асом Александром Покрышкиным, появился прямо над головами советских пехотинцев, штурмующих вражескую линию обороны, которых и требовалось обезопасить от действий немецкой авиации. Причем на скорости, превышающей максимальную в горизонтальном полете.
Никакой угрозы для наших войск в воздухе не оказалось и Андрей, не тратя накопленную энергию на ненужное сейчас маневрирование, потянул ручку на себя, одновременно прибавляя обороты. Его звено взмыло вверх, опять разменивая скорость на высоту. Именно такие "качели", обеспечивавшие преимущество в энергии над встретившимся в любой точке размашистого синусоидального маршрута противником, и являлись "изюминкой" метода Покрышкина. При этом второе звено сейчас уже подбиралось к вершине "горки", а третье - развернувшись на высоте, начало пикирование к обороняемому квадрату, готовясь "заступить на дежурство" над ним. Таким образом каждое звено выполняло "качели" в своей фазе и над нашими войсками в любой момент находилось обладающая скоростью, а значит - преимуществом четверка истребителей. И еще две в минутной досягаемости. Что было гораздо эффективнее, чем если бы вся эскадрилья одновременно толклась бы на малой высоте над заданной точкой. Чего так яростно требовал по радио сидящий на полковом КП Федоткин...
...Командир полка сидел на КП не случайно. Тот памятный первый вылет на прикрытие бомбардировщиков неделю назад стал для него на данный момент и последним. Едва Андрей после приземления выпрыгнул из кабины, как подвергся яростной атаке Федоткина, несвязно обвинявшего его во всех грехах. Позже, когда немного подуспокоившийся командир провел, вместе с командирами эскадрилий, нормальный разбор вылета, от прямых претензий к Воронову все же воздержался. Так как и ежу было понятно, что находившаяся с противоположной стороны группа Андрея никак обнаружить и перехватить скрытно подобравшегося, наверняка с помощью наведения с наземного командного пункта, противника никак не могла. Как показал разбор, вражеские истребители шли на высоте вдоль линии фронта, перпендикулярно курсу отходящих от цели советских бомбардировщиков. Опытные воздушные волки точно знали, что делают - на отходе от успешно разбомбленной цели экипажи наших самолетов несколько расслабились, к тому же встававшее на востоке солнце било им прямо в глаза, серьезно ухудшая обзор. Идеальный момент для атаки, гораздо лучше, чем при подходе бомбардировщиков к цели. Ну а то, что те уже успели сбросить свой смертоносный груз на головы солдатам Вермахта, экспертов Люфтваффе интересовало намного меньше, чем возможность с максимальной безопасностью для себя, любимых, записать еще несколько побед на собственный счет. Тем более, что, кроме морального удовлетворения, это приносило еще и немалые материальные выгоды - давний знакомец Андрея рейхсмаршал Геринг денег для поощрения своих питомцев не жалел.
В итоге шестерка или восьмерка (точно уставить не удалось - необкатанные еще фронтом и ослепленные солнцем летчики полка вообще с трудом успели заметить молниеносно атаковавшего противника) мессеров по очереди парами "упала" на шедшие четверками пикировщики, стреляя в упор и сразу же уходя на высоту. Атаку они, заметив истребительное сопровождение, не повторили, удовлетворившись пятью "сбитыми". Сбиты они, правда, были лишь на кадрах установленных на "Мессершмиттах" фотопулеметов, зафиксировавших многочисленные попадания по советским бомбардировщикам. На самом деле в конце-концов упал только один, а остальные четыре поврежденных с трудом, но дотянули до своего аэродрома. Зато потом немецкие асы будут хвастаться длиннейшим списком побед...
Но дело было не в том, что пикировщики, по сути, дешево отделались, а в неспособности истребителей сопровождения оказать отпор. Формально,конечно, виновата была эскадрилья, непосредственно сопровождавшая бомберы, но обвинять их никто не стал. Во-первых, потому что вел ее сам командир полка, а во-вторых - все прекрасно понимали, что при той ситуации сделать пилоты эскадрильи ничего ровным счетом не могли, даже если бы вовремя заметили врага. У противника было тактическое превосходство и он умело использовал его.
В результате Федоткин заявил, что, находясь в воздухе, нормально командовать боем он не мог. Вот если бы он находился на КП, то смог бы вовремя поднять в воздух третью эскадрилью, которая перехватила бы врага. Воронов решил тогда не возражать, хотя ему-то было ясно, что нахождение комполка на КП в данном случае помогло бы как мертвому припарки. Налицо имелся серьезный тактический просчет и впредь следовало подходить к планированию вылетов тщательнее, учитывая все возможные варианты. Ведь он почему-то считал, что на отходе противник может только преследовать бомбардировщики. Тут бы третья эскадрилья действительно могла бы помочь. А о возможности засады на обратном пути не догадался.
Зато Федоткин с тех пор участвовать в вылетах, под предлогом необходимости присутствия на командном пункте, перестал...
Ну и "командир"... Почти в стиле "Ваньки Ротного".
Формально,конечно,
Выпущен пробел.
В итоге шестерка или восьмерка
В результате Федоткин заявил,
Два похоже начинающихся абзаца рядом. 2 - После чего Федоткин...
А из дивизии не приедут пистон вставлять? Или потери бомбардировщиков признаны приемлемыми?
Ну и "командир"... Почти в стиле "Ваньки Ротного"
Так это почти реал! Один из комполка у Покрышкина, Краев если не ошибаюсь, очень похож
...Новый голос в наушниках шлемофона оторвал Андрея от невеселых воспоминаний. Доносившийся оттуда хриплый бас принадлежал не изрядно поднадоевшему своими неуместными указаниями командиру полка, а наблюдателю с передового поста управления, располагавшемуся практически в атакующих порядках советских войск и, поэтому, гораздо более информированному:
- Странник, внимание, курсом 230 подходит большая группа самолетов!
Воронов внимательно посмотрел в указанном направлении, то есть на юго-запад. На расстоянии километров в десять-двенадцать действительно обнаружилось множество черных точек. Определить типы самолетов с такого расстояния не представлялось возможным, но, судя по построению, в центре шла плотная группа из двух-трех десятков бомбардировщиков, вокруг которых увивалось примерно такое же количество истребителей. Черт, а ведь где-то в том направлении, в глубине территории противника, должна была патрулировать эскадрилья из соседнего истребительного полка, именно с задачей заранее обнаружить подкрадывающегося противника! Просмотрели! И, как назло, единственная на этом участке фронта радиолокационная станция, которая и так с трудом покрывала чуть более половины воздушного пространства, находящегося в зоне ответственности истребительной авиадивизии, была позавчера уничтожена спецрейдом ночных бомбардировщиков противника. Немцы, наконец, осознали всю серьезность угрозы от РЛС и принимали огромные усилия для их нейтрализации. А у нас таких станций до сих пор было раз, два и обчелся, и другой, вместо уничтоженной, просто не имелось в наличии. Пока выделят из резерва Ставки (если они там вообще есть), пока привезут и установят... Как минимум месяц можно не беспокоиться. Так что обнаруживать противника опять приходилось "дедовскими" методами. А ведь за прошедшие с начала наступления две недели противодействие немецкой авиации сильно повысилось. Из-за переброски сюда дополнительных сил, в том числе за счет значительного ослабления ПВО Рейха, в небе которого немногочисленные еще соединения английских и американских "летающих крепостей" теперь могли вздохнуть свободнее. Да и не баловавшие в начале наступления метеоусловия в последнюю неделю сильно улучшились. Установившаяся ясная безветренная погода позволила авиаторам резвиться на полную катушку.
Андрей быстро прикинул расклад. Получалось не очень весело. При обычной для бомберов скорости те будут над нашими войсками минуты через полторы-две. Перехватить можно, но атаковать придется только один раз. Больше не успеть. Хотя, если идти бомбовозам прямо в лоб, возможно удастся и дважды. Но дадут ли развернуться после атаки немецкие истребители прикрытия? Они далеко не лопухи...
- Странник, эскадрилья усиления уже взлетела, - раздался в шлемофоне вместо прежнего баса на этот раз уже сочный баритон. "Это еще кто на мою голову?" - промелькнула на краю сознания мысль и исчезла, так как внимание Воронова было уже полностью поглощено выполнением маневра сближения.
- Но она не успеет, - продолжал, тем временем, спокойно вещать баритон. - Поэтому вся надежда на тебя!
- Уже атакую! - ответил загадочному респонденту Андрей и добавил, теперь для своей эскадрильи:
- Всем атаковать бомбардировщики в лоб! Разомкнуть пары и атаковать по отдельности! Бить по ведущим звеньев! После этого действовать по обстановке!
Вот так. Тактическая заготовка была рассчитана на противодействие маленьким группам самолетов противника, незаметно пробравшимся к цели. Большие группы должны были засечь издалека и вызвать в подкрепление дежурящую на земле в полной готовности эскадрилью. Но не засекли. Поэтому теперь может сработать только простой, как топор, метод - лобовая атака. Еще по мемуарам Андрей помнил, что если запугать пилота, а лучше - сбить самолет ведущего, то вся группа побросает бомбы и попытается выйти из боя. Или, по меньшей мере, рассеется и сойдет с боевого курса, что даст дополнительный резерв времени на ее уничтожение. Только вот шансов дожить до повторной атаки в данных условиях не очень много...
Запасенная на "качелях" энергия позволила рвануть навстречу противнику сразу на максимальной скорости. За считанные секунды (а за каждую из них расстояние до врага уменьшалось на три сотни метров) стали ясно различимы характерные силуэты восемьдесят восьмых "Юнкерсов", идущих тройками. Всего таких звеньев было восемь. А справа и слева от выстроенного клином бомбардировочного штаффеля вертелись по шесть пар истребителей. Только их силуэт на привычных "худых" никак не походил. Широкий нос, более округлые формы... Андрей, в попытке вспомнить, кому принадлежит явно знакомый силуэт чуть было не оторвал руки от управления, чтобы почесать в затылке, но вовремя опомнился. "Итальянцы, что-ли? Да нет, у тех фюзеляж характерной изогнутой формы. Не спутать... Тьфу, черт, это же "Фоке-Вульф - 190"! Но что он здесь делает?" Насколько знал Воронов, единственное опытное подразделение, оснащенное этим новым немецким истребителем, на данный момент должно было заниматься защитой небесного пространства над Рейхом. Значит, дело у них настолько плохо, что пришлось и этих сюда перебросить? Вот так встреча! Только, ребята, извините, с вами поздороваемся во вторую очередь. Сначала бомберы!
Отредактировано Barr (15-08-2011 19:44:10)
А у нас таких станций до сих пор было раз,два и обчелся
запятая лишняя
Из-за переброски сюда дополнительных сил, в том числе за счет значительного ослабления ПВО Рейха, а небе которого немногочисленные еще соединения английских и американских "летающих крепостей" теперь могли вздохнуть свободнее.
в
стали ясно различимы характерные силуэты восемьдесят восьмых "Юнкерсов", идущих четверками.
всегда считал, и в мемуарах читал, что бомберы тройками летали. Может, я неправ?
Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Александра Баренберга » Затянувшийся полет. Книга вторая