Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Михаила Гвора » Отчеты о походах


Отчеты о походах

Сообщений 41 страница 46 из 46

41

Решил подсобрать сюда истории, ранее выкладывавшиеся в ветке о правдивых историях, но по теме подходящие. Пусть будут.

Грубая реальность
Кавказ 1980

Надо сказать, что карты я не люблю. И почти не играю. За одним исключением: преф. Преферанс это моё. Не то, чтобы всегда и с кем угодно, но чаще всего с удовольствием. Пристрастился к нему еще в школе и к институту играл уже вполне прилично. Это чтобы в силу природной скромности не сказать "хорошо".
И вот, в восьмидесятом году возвращаюсь я в столицу из славного города Тбилиси, где мы благополучно закончили первый в истории Грузии лыжный поход.
Поход этот - совершенно отдельная история, хотя бы потому, что пионерами грузинского лыжного туризма стали трое москвичей, четверо русских из Тбилиси и только один грузин. И тот через год свинтил в Молдавию, где и жил до начала перестройки.
Или потому, что в конце маршрута Игорек, исполнявший у нас обязанности руководителя, отправил в спасслужбу паническую телеграмму: "Высылайте спасателей, попали в гости". Если бы тбилисская КСС не знала нас всех (включая москвичей), как облупленных, могли бы и приехать.
Но сейчас о другом.
Слегка помятый после тех самых гостей (ну не знали мы, что если пить больше не можешь, надо стаканчик переворачивать. Знали только, что пить надо до дна) и трехдневного продолжения в Тбилиси (ты это чего стакан переворачиваешь, у меня такой тост!), я добираюсь до вокзала, увешанный маленькими сумочками с собранным сердобольными мамами моих отрубившихся товарищей небольшим количеством еды. В рюкзак ни одна из этих сумочек не лезет, не потому что он пустой, а потому что он маленький. То есть, на маршруте-то хватало, полноценный ныне легендарный абалак, но по сравнению с сумочками...
Денег у меня, как казалось, вполне достаточно, и я уверенно шлепаю к билетной кассе... Увы, ни любимых общих, ни дорогущих плацкартных нет на неделю вперед. Тратить неделю драгоценных отгулов на продолжение банкета невероятно жалко, да и для здоровья вредно. И приходится мне, выворачивая карманы, покупать купейный билет по совершенно фантастической цене...
В поезд сажусь с тринадцатью копейками в кармане. Пристраиваю рюкзак, лыжи и сумочки куда только можно (в умении прятать в поезде большое количество крупногабаритных вещей советский турист уступает только проводникам среднеазиатских составов) и неожиданно обнаруживаю, что мои попутчики, три колоритнейшего вида грузина, уже расположились за столом и вовсю пишут пулю.
Немного досадуя, что проморгал начало, пристраиваюсь рядышком и смотрю на игру. Минут этак через десять уже не жалею. Ребята играть не умеют. Совсем. Как говорят в шахматах, только ходы знают, и то нетвердо. Играть с такими скучно. Тем не менее, продолжаю смотреть, все равно делать больше нечего, а впереди двое суток езды.
В общем, играют люди час, играют два. Мне уже поднадоело это издевательство над преферансом, но не вмешиваюсь, мне девятнадцати нет, а тут взрослые, солидные дяди...
Наконец, закончили... Сосчитали результат (даже не следил за процессом) и начали расплачиваться. Вот тут меня шок и пробил. Двое достают пачки двадцатипятирублевок и отсчитывают третьему... Мать моя женщина! Почем же они играли? Краем глаза заглядываю в бумажку. Червонец! Десятая часть моей зарплаты! За каждый вист!
Соседи уходят курить, а я заваливаюсь на полку, и делаю вид... Короче, считаю бабки, которые я выиграю у них за двое суток до Москвы с их-то уровнем игры! Разные криминальные варианты с участием моих попутчиков мне, по молодости лет, в голову не приходят, зато там бешено щелкает арифмометр, наматывая сумасшедшие тысячи уже почти выигранных денег...
Соседи возвращаются, усаживаются за столик, и один из них произносит:
- Ну что, еще пульку?
Дожидаюсь, пока они рассядутся и, свесившись с полки, небрежным тоном вопрошаю:
- Ребят, с вами можно? А то до Москвы с тоски сдохнешь!
Грузины переглядываются, и один, самый старший, обламывает мою голубую мечту миллионера удивительно точным заявлением:
- Нэт, дарагой, для нас это развлэчэниэ, а ты сдэлаешь это срэдством наживы!

Отредактировано ВВГ (26-08-2013 02:02:17)

+5

42

Кавказ, КПЗ и теория относительности…
Кавказ 1986

Дело было в восемьдесят шестом году, в ноябре месяце. И мотались мы тогда по Кавказу, сами не сильно понимая, какого хрена это делаем. Поход не складывался еще с момента регистрации, но мы героически преодолевали все трудности, пока это не зае... надоело так, что мы дружно решили на окончание маршрута забить и свалить вниз к морю, бабам и вину. То есть к теплому вокзалу, зельцу из хвостов и ушей и билетам до Москвы. Все-таки конец ноября к особым забавам на воде не располагает.
Ну, пацан сказал - пацан сделал! Вниз - значит вниз. Вот только в исторически родном и искренне нами любимом ущелье Ненскрыры пропадает заброска с двухнедельным запасом сильно вкусных ништячков, как съедобных, так и не слишком, и Умкиными цивильными джинсами. А бросить в горах в 86 году цивильные джинсы, а тем более запас титановых ледобуров, как-то немножко жалко. Да и жратва хорошая уже была в сильном дефиците. Значит, кто-то должен сходить и взять.
Проблема была в одном: до места хранения наших шмоток было два перевала туда и один обратно. Ну, для бешеной собаки три перевала - не крюк, и мы втроем со щенячьим оптимизмом отправились за три моря перевала. Поскольку в небесной канцелярии все наши мероприятия данного месяца проходили под грифом "организовать жопу проверку готовности", то и поход за заброской вылился в эту самую жопу проверку. Тем не менее, к вечеру четвертого дня мы оказались в теплом Баксанском ущелье, живые, здоровые и со спасенными ништячками в рюкзаках. И даже сходу поймали машину и покинули благословенную турбазу Азау в нужном нам направлении. Собственно, на машине ее можно покинуть только в одном направлении, в остальных направлениях машины там ездить не могут.
Засада заключалась в том, что вышеуказанная машина категорически не хотела ехать до Минвод, Нальчика или, хотя бы Тырныауза. А хотела исключительно до поселка Эльбрус. А это такая же дыра, что и Азау, но чуть ниже по ущелью.
И вот сидим мы сгруженные к ступенькам некоего одноэтажного административного здания, и ловим проезжающий транспорт в сторону равнины и цивилизации. А он нэ ловытса! Время медленно подкатывает к ночи, температура в теплом и гостеприимном Баксане примерно минус двадцать, шансы куда-нибудь уехать сегодня упали до нуля и продолжают потихоньку падать... Короче, надо думать за ночевать, а где? Можно поставить палатку прямо на том месте, где мы стоим. Но я Вам скажу, что даже в те времена к палаточным городкам на центральных площадях населенных пунктов отношение было несколько неодобрительным, и их обитатели чаще всего ночевали в КПЗ. В поселке есть турбаза, но на ней не присутствует даже сторож, а где его искать в ночь на понедельник, знает только господь бог, да и то неточно. Конечно, проблема замка на домике легко решается с помощью ледоруба и какой-то матери. Но ночевка после этого будет тоже в КПЗ.
Километрах в десяти, правда, есть вполне себе работающая турбаза, но в десяти километрах вверх по ущелью, а нам надо вниз, и какой же турист может так запросто пожертвовать проеханными на машине героически преодоленными километрами?
И выбор у нас... Собственно, нет выбора, как ни крути - в КПЗ. А почему, собственно говоря, и нет? Как известно, советский человек не ищет легких путей, а хорошие герои всегда идут в обход. Но поскольку героизма и поиска сложных путей мы уже накушались за этот поход по самые помидоры, то пошли короткой дорогой. Я оторвал сваю задницу от ступенек поселкового отделения милиции, преодолел целый метр, отделявший меня от двери данного учреждения, и изложил дежурному сержанту имеющуюся диспозицию и основания для помещения нас всех троих в камеру предварительного заключения до самого утра вместе с вещами. Собственно, кроме дежурной части, размером 2 на 2 метра, и этой самой камеры, размером 3 на 4 метра, в отделении ничего и не было, и, окромя камеры, спать было категорически негде.
Сержант был нормальным советским человеком, но тоже не хотел искать себе тяжелых путей. В смысле, выбегать до взломанного домика турбазы или разгонять демонстрацию спящих туристов у крыльца родного учреждения. Так что мы договорились, и очень даже легко, и заняли вышеозначенную камеру. Кстати, никакой мебели в ней не полагалось. Дикость, кошмар, и вопиющие нарушение прав человеков! И слава богу, были бы там нары - хрен спальники разложишь!
В общем, сидим на своих рюкзаках, как короли на именинах, никого не трогаем, починяем кочегарим примус, чай готовим.
Таки принесла нечиста сила посреди ночи целого майора. Кто бы объяснил, что делать самому настоящему майору в отделении милиции заштатного горного поселка в полпервого ночи с воскресенья на понедельник? Но он нашел себе таких дел и притопал до этого самого отделения. А тут, понимаешь, полное КПЗ народа.
- Это что такое? - спрашивает майор.
- Так туристы, - отвечает сержант, - им ночевать негде.
- А мы что, - охреневает начальник, - крайние, что ли?
Ну, думаю, надо сердитое начальство ублажить, однако. Не драться же с ним! Так и в КПЗ загреметь можно. То есть, мы, конечно уже в КПЗ. Но ведь дверь закроет! И со сроками пребывания неясности могут возникнуть.
- Товарищ майор, - говорю, - фигня это всё по сравнению с мировой революцией. У нас чай уже готов. И спирт есть!
Так и заночевали. В античеловеческих условиях. На голом бетонном деревянном полу в собственных спальниках, да еще немного поддатыми, под аккомпанемент пьяного голоса майора: "Слышь, Касаев, тащи еще водки, а то с туристами местами поменяю".
А рано утречком похмельный довольный жизнью Касаев выпустил нас на свободу, не забыв тормознуть попутный автобус до Нальчика.
Таки вот я Вам, товарищи, заявляю со всей ответственностью! Ничего плохого в КПЗ нет. Коврики мягкие, спальники теплые. Примуса работают штатно, а ништячки из рюкзаков очень даже вкусные. Просто надо не ждать милостей от государства, а организовывать свой быт собственными руками.

Отредактировано ВВГ (16-08-2013 00:45:05)

+4

43

О роялях.

Все же знают, что такое «рояль»!
Рояль – это такой белый пушистый зверь музыкальный инструмент о трех ногах, который стоит у дороги в кустах и ждет того момента, когда понадобится главному герою.
В нужную минуту он всегда находится на нужном месте.
Почему-то считается, что так не бывает, и нахождение рояля в нужную минуту в нужном месте – есть большой моветон в любом литературном произведении.
И мало кто догадывается, что в реальной жизни ареал распространения данного животного изделия гораздо шире, чем могут придумать авторы, и распространяется не только на придорожные кусты, но и на перевалы и вершины Большого Кавказа.
Единственное, что отличает горные рояли от обычных – они бывают не только белые…
Я сталкивался с роялями в горах дважды. О чем и хочу поведать…

История первая.
Быль о белом рояле.

Кавказ 1987

Игорь Елисеев был необычным туристом. Дело вовсе не в хорошей подготовке, это совсем не редкость. И не в большом опыте, такое тоже встречается не часто, а очень часто. И уж тем более не в совмещении занятий лыжным и горным видами туризма, это просто норма. И даже не в том, что он был первым в Грузии туристом-лыжником, всегда и во всем кто-то оказывается первым.
У Игоря была Мечта!
И не какая-нибудь приземленная, легко выполнимая… типа горячей ванны и кружечки пива после похода или десятка-другого стаканов газировки в «водах Лагидзе» на улице Шота Руставели… (О, «Воды Лагидзе»!.. О этот божественный, несравненный вкус!.. О сливочный с шоколадным!.. О, двойной тархун!.. О!.. Сейчас, пожалуй выполнение подобного желания менее вероятно, чем исполнение заветной Мечты Игоря… Но это совсем другая история)
И даже не смелая и крылатая, например, жениться на неприступной красавице Арусе или высокомерной гордячке Эльзе… (Женился, между прочим… на обеих… по очереди…)
Нет, у Игоря была настоящая Мечта! Мечта с большой буквы! Простая и невыполнимая.
Человек мечтал сыграть полонез Огинского! На белом рояле! На вершине Казбека!
Игорь хорошо умел играть на рояле. Знал полонез Огинского. И неоднократно восходил на Казбек. Но вот одновременно… Но если человек чего-то очень хочет…
***
В этот раз погода нас не баловала. Подъем шел не просто трудно. Хреново, прямо скажем, шел. Пару раз очень хотелось забить на всё большой и толстый, и отправиться вниз, на теплую метеостанцию, и еще далее, в гостеприимный Казбеги, а потом в теплый и уютный Тбилиси, на улицу Шота Руставели, в незабвенные «Воды Лагидзе»… (О, «Воды Лагидзе»!.. О!.. впрочем, это уже было).
Но мы не сдались. Мы шли вперед, непоколебимы, словно скалы (и даже непоколебимее, ибо они вперед не ходят, а мы запросто). И миг настал. Вершина! Мы стояли на ней вчетвером, придерживаясь друг за друга, чтобы не упасть под порывами ураганного ветра (не такой уж и сильный, между прочим, и хуже бывало) и были счастливы как… Это не передать словами, это надо почувствовать…
- Эх, - сказал Игорь, - сейчас бы…
- Вот только не надо говорить мне за белый рояль и полонез Огинского, - перебил его я, - мы таки всё это уже в курсе. Если Вам так этого хочется, то почему таки нет?
И с этими словами я достал из рюкзака белый рояль. Маленький, детский, игрушечный, двенадцать рублей семьдесят три копейки в «Детском Мире» на площади Дзержинского (не в Тбилиси, а в Москве, между прочим, оттуда пер).
- Но как? – опешил Игорь.
- Таки это уже ни разу не мои проблемы. Может мы имеем и не совсем концертный вариант и у него немножко меньше клавиш, но он таки рояль, он таки белый, он таки играет и даже немножко строит, – возразил я, вынимая из рояля килограмм ваты. - И у Вас нет таких причин, чтобы отказаться. Вы же не хочите мне сказать, что сыграть на рояле сложнее, чем затащить его на пять тысяч и даже не покоцать!
И он сыграл! Нет, не буду врать, это не было лучшим исполнением всех времен и народов. И на конкурсе в Московской Филармонии оно вряд ли взяло бы первое место (между прочим, если бы конкурсанты играли там на таких роялях, первое место заняла бы кошка, которой вовремя наступили на хвост), но это был полонез Огинского! И он был узнаваем!
А что Вы думаете? Мечты должны сбываться! Иначе зачем человеку друзья? Только затем, чтобы вместе сходить на Казбек или в «Воды Лагидзе» (О, «Воды Лагидзе»!..)

Отредактировано ВВГ (16-08-2013 00:47:23)

+5

44

История вторая.
Быль о черном рояле.

Кавказ 1988

Перевал Бечо не самый сложный на Кавказе. Он даже не самый сложный в Главном Кавказском Хребте. Он, вообще, сравнительно простой. Смотря с чем сравнивать…
Через перевал Бечо водили плановые группы. Это когда в профсоюзе кончаются путевки в профилактории на Черноморском Побережье, и всем, кому их не хватило, выдают такие же, но на горные турбазы. И едут средних лет матроны, инженеры с брюшком и в лакированных штиблетах и прынцессы на шпильках туда, не знаю куда (не отказываться же от халявной путевки), а звери-инструктора ведут их к вожделенному морю через поднебесные кручи, проклятые богами ледники и неприступные перевалы, заставив убрать в рюкзаки привычные чемоданы и подгоняя ледорубами отставших…
Через перевал Бечо в сорок втором эвакуировали население Баксанского ущелья. Стариков, женщин, детей. Людей, хоть и живущих в горах, но насквозь цивильных и к переходам не приспособленных. Эвакуировали вместе с пожитками, скотом и даже продукцией молибденового комбината…
Но из перевалов сравнительно простых Бечо – самый сложный. Неприятный ледник на подъеме с севера. Очень неприятный, рваный, со множеством трещин, и особое украшение – «куриная грудка», противнейший крутой участок голого льда. Достаточно сказать, что в ноябре восемьдесят шестого мы не смогли спуститься по этому участку ночью и вернулись ночевать на перевал. Вы скажете, что в межсезонье и ночью трудно спускаться с любого перевала? И Вы будете правы. Но нас было трое, мы были молодые, здоровые, и мы были мастера спорта и спасатели. Мы умели ходить где угодно и когда угодно. (И сейчас умеем, только вот здоровья не хватает... Да и с молодостью, увы…). Так что инструктора на турбазах отбирали на этот маршрут клиентов покрепче и поспортивнее, а на маршруте их разве что за уши не тащили. То же, что сумели сделать здесь в сорок втором советские альпинисты, достойно вписывается в ряд подвигов, совершенных советскими людьми в годы той войны. Тех самых подвигов, в результате которых победоносное наступление немецких войск закончилось не в Москве, а в Берлине.
В общем и целом, Бечо не прост. А еще Бечо – кратчайший путь из столицы Сванетии, поселка Местиа в цивилизованное Баксанское ущелье. Сванетию цивилизованной назвать трудно. Уже то, что столицей данного полуофициального образования считается небольшой горный аул, говорит само за себя. Главная достопримечательность Сванетии – её жители, сваны. Если Вы возьмете список великих советских альпинистов, то почти каждая грузинская фамилия в нем окажется принадлежащей свану. Одни братья Хергиани чего стоят! Это одна из немногих горских народностей, которая горы понимает, знает и любит.
А еще сваны – народ предприимчивый… Однажды некий царь решил выселить непокорных абхазов с занимаемой ими территории. Кто сказал, что это Сталин выдумал? И до него российские правители страдали необъяснимой гуманностью! Пацан Царь сказал – пацан царь сделал! Собрали абхазов и увезли за тридевять земель, на Кубанские земли (до сих пор там живут, республика Адыгея называются). А на их место кого? Не бросать же землю! Правильно, казаков! Казаки народ законопослушный (когда им земли дарят – точно), собрались и пошли. Пришли, а место занято!
- Вы кто? - спрашивают казаки.
- Сваны, - отвечают незнакомцы.
- А чего это вы здесь делаете? – опять спрашивают казаки.
- Чего-чего, живем мы здесь! – отвечают сваны!
Смотрят казаки, не так просто будет сванов выгнать, пошли обратно. Пожаловались царю. Тот возмутился, как это так: пацан царь сказал, а какие-то сваны делают совсем не то! В общем, собрали с этих мест сванов и вывезли. А казаков обратно послали. Пришли казаки. А место опять занято!
- А Вы-то кто? – спрашивают удивленные казаки.
- Сваны… - отвечают им сваны...
Сколько раз ходили казаки, то история умалчивает. Но нет в Краснодарском Крае республики Краснодарская Сванетия. Зато в Абхазии есть район, который так и называется «Абхазская Сванетия». И живут в нем совсем не казаки. И даже не абхазы. Вот такой они народ – сваны.
Собственно, к чему это я?..
Шли мы, как раз, от сванов. Из Местиа шли. В цивилизацию, в Баксанское ущелье, чтобы отъесться на халявных харчах в альплагере (ну и что, что не альпинисты, но народ-то мы знаем…), а потом топать дальше, и закончить это дело… Да какая, собственно, разница?
Погода хорошая, перевал простой. Сравнительно (см. выше). Идем, уже и взлет перевальный открылся…
И вдруг… Вижу, люди с перевала спускаются нам навстречу. Но не цепочкой, как обычно, а плотной группой. Даже можно сказать толпой. На таком расстоянии человек смотрится, как точка. Вот семь таких точек по кругу, а в середине еще несколько, в одну сливаются…
Видно, плановики, кто еще толпой ходит…
Идем поближе.
Семь точек размером с муравья стали, центральная – с жука, а на отдельные не распалась. А муравьишки вокруг жука бегают, суетятся…
Подходим еще ближе… Ничего не понимаем… Уже просто интересно, что же за хрень. Не, не просто, очень интересно.
Наконец встретились. И что Вы думаете?
Семеро сванов тащат через перевал Бечо домой, в Местиа, черный рояль. Не маленький детский, на котором Игорь Елисеев сыграл не так давно полонез Огинского на вершине Казбека, а вполне полноценный концертный рояль (за концертность не скажу, не силен я в роялях, но здоровая дура!).
А дело оказалось простое и выеденного яйца не стоящее.
Сломался у сванов рояль. Откуда он у них взялся и на хрена был нужен – вопрос второй. Был!
И сломался. Не то педаль запала, не то клавиша выскочила, а может, крышку поцарапали, не суть. Что делать? Везти инструмент в Сухуми? Так это ж машину искать надо! С водилой договариваться (и с председателем колхоза, а он, между прочим, князь! Родословная уходит во времена Тиграна Великого!)! Да еще суметь его целым довезти туда, а главное – обратно: трясет же в кузове.
Хозяин не дурак! Крикнул он кунаков своих, и всемером они быстренько стаскали рояль через Бечо туда (к мастеру) и обратно (домой). По горам-то попроще будет!
- За пят дэн управылысь, - втолковывал мне хозяин черного путешественника, - я за это врэмя машыну бы нэ нашол! Быстрэй можно было, но мастэр долго чыныл! Целый дэн чыныл!
***
Вот так! А Вы говорите – рояль в кустах…
А в скалах не хотите? Или на леднике?
Да хоть на вершине Казбека!
А иначе зачем человеку друзья? Только затем, чтобы вместе сходить на Бечо или в «Воды Лагидзе» (О, «Воды Лагидзе»!..)?

+5

45

Как казаки туристы плов варили.
Фаны 2003

Вороне Туристам как-то бог послал кусочек сыра сала. Бывает. Приехали три украинских альпиниста в Фанские горы. Ну, не совсем альпиниста. Ну, не совсем украинских. Но в горы они приехали. И именно в Фанские. А чтобы ни у кого сомнений не возникало, что они с Украины, привезли с собой сала маленько. Четырнадцать килограмм. И дабы опять же лицом в грязь не ударить, не поленились разнообразить продукт. Какого только не взяли. И соленое. И копченое. И с проростью. И без оной. И перетертое с чесноком. И… впрочем, не суть важно, это можно перечислять четыре авторских листа, а рассказ, между прочим, не о сале! Ну, не только о нем…
А почему не совсем альпинисты были не совсем украинцами, спросите Вы. Да потому, что сала они не ели. Все трое. Ни кусочка! Ни соленого, ни копченого, ни с проростью, ни без оной, ни протертого с чесноком, ни… ну и так далее на четыре авторских листа…
Вы в недоумении? Зачем, мол, тогда украинцы привезли сало? А потому что они сговорились ходить с тремя евреями-туристами! Одним московским, одним тольяттинским, и одним не пойми откуда, живет в Москве, прописан в Тольятти, а увидеть его только в горах и получается. А який еврей не любить сала? Если оно, конечно, кошерное! Впрочем, сало некошерным не бывает! Ни соленое, ни копченое, ни с проростью, ни без оной, ни протертое с чесноком, ни… ну и так далее, сами знаете…
Сначала туристы обрадовались. Походили для приличия с альпинистами на восхождения, по перевалам погуляли, в лагерь вернулись. А потом раздобыли у мусульман-таджиков водки и сели сало рубать. Хорошо сидят, смачно едят… И соленое. И копченое. И с проростью. И без оной. И перетертое с чесноком. И остальное… Но сколько же можно! Не может еврей за один присест четыре килограмма сала съесть! Даже под водку! Даже, если он турист!
Что делать? Выбросить жаба душит! Позвали мусульман-таджиков. Подумали мусульмане и решили: «Если бы Аллах не хотел, чтобы мы ели сало, он бы нам его не послал!». Взяли таджики еще водки и пошли к туристам есть сало. Весь вечер ели они, и всю ночь ели. И к утру осилили. И соленое. И копченое. И с проростью. И без оной. И всё остальное со всех четырех авторских листов… Только перетертое с чесноком осталось… А силы совсем кончились…
- А давайте, - говорят туристы, - мы с него плов сварим. И весь лагерь накормим.
- Э… - отвечают им таджики, - так не пойдет. Палав не из сала варят, а из барана!
- Почему? - удивляются евреи. – Разве одно другому мешает?
- Нет, - после некоторого раздумья соглашаются мусульмане, - не мешает. Но мы из сала никогда палав не варили!
- Так и мы не пробовали. Но всё когда-то происходит в первый раз. В общем, баран и специи с вас, сало и готовка с нас, лук и морковка у всех есть, а рисом в лагере разживемся, его там столько, что у всех альпинистов скоро глаза станут щелочками.
Долго сказка сказывается, да быстро дело делается. Особенно, когда кушать хочется (а кушать туристу хочется всегда, сколько бы он до этого сала не съел). Одни пригнали барана, другие сгоняли в лагерь за рисом, костер развели, казан поставили, сало в него закинули. Таджики барана режут. Москвич – лук с морковкой. А тот, который неизвестно откуда, сало топит да дрова подкладывает.
Тает сало, ароматом аппетитным народ приманивает. Тут тольяттинец из лагеря вернулся.
- Проблема, - говорит, - небольшая образовалась. Риса немного не хватает. Я макаронами взял.
- Интересно, подерется рис с макаронами, - спрашивают евреи у таджиков.
- Не подерутся, - отвечают таджики евреям, - им это не надо.
- Ну и прекрасно, тем более что лук уже обжарен, морковка тоже, и пора мясо закладывать.
- Я тут грибов нашел, - говорит тольяттинец.
- Хорошо, чисть грибы и кидай в зернак. А мясо чуть позже закинем.
Сказано – сделано. Сначала грибы, потом… Шипит в казане баранье мясо в зернаке на свином сале, до нужной кондиции доходит, народ запахами дразнит. На запах украинцы прибежали. А мусульмане пока из всех банок остатки сала выскребли, да в отдельном казане на них макароны сухие и прожарили. Зачем? А так у них, пастухов высокогорных, принято!
Дошло мясо, рис засыпали, водичкой залили аккуратненько, чтобы с зернаком не смешать. Вода-то потяжелее сала топленого будет, только за рис и цепляется. А риса мало… В общем, как ни старались, а смешалось всё.
- Вах! – говорят украинцы, - всё испортилось. Не выйдет плов, каша получится.
А таджики в усы ухмыляются: «мол, еще как выйдет, уж мы-то знаем!». И давай макароны обжаренные засыпать, типа пора…
Сварили. В лагерь отнесли. В столовой поставили. Пришла начальник лагеря. Посмотрела. Подумала.
- Это что? - спрашивает.
- Плов, - говорят ей евреи.
- А почему он салом пахнет?
- Так на нем и жарили.
- А чеснок?
- В сале изначально присутствовал!
- А макароны откуда?
- Добавили!
- А грибы зачем?
- Патаму чта былы!
- Так это не плов!
- Раз таджики говорят: «палав», значит – палав!
И что вы думаете? Съели! Всё до последнего кусочка! Всем хватило! И всем понравилось! И альпинистам-украинцам! И туристам-евреям! И мусульманам-таджикам! И начальнику лагеря!
Только доели, глядь, машина снизу едет. Полная украинских альпинистов. И у каждого в рюкзаке сало. И соленое. И копченое. И с проростью. И без оной. И перетертое с чесноком. И… впрочем, не суть важно, это можно перечислять четыре авторских листа, а рассказ, между прочим, не о сале! Ну, не только о нем…
PS. А что это, спросите Вы, у тебя, автор, то украинцы говорят по-таджикски, то таджики по-еврейски?
А очень просто. Плов-то все ели! Поди теперь разбери, кто есть кто, а кто был кем! Все, понимаешь, одним салом мазаны!

+6

46

Не задавайте глупых вопросов.
Фаны 2008

Хожу себе по Фанским горам и никого не трогаю. В смысле, не обижаю. Погода в Фанах, как всегда, хорошая, вершины сложные, перевалы совсем даже разные. Ущелья красивые, а озера - просто загляденье. Соответственно, народу шляется немеряно. Разного народа, из самых разных стран. Таджики - это понятно, они там живут, Таджикистан все-таки. Наши, ну и украинцы с белорусами - тоже понятно, свои горы не без помощи собственной власти про... (короче нет их у нас), приходится шариться по тем, что раньше были нашими. Израильтяне - ну, это, считай, наши. Англичане и французы всякие - тоже неудивительно, эти куда хочешь без мыла залезут. Американцев, правда, немае: знает кошка, чье мясо съела.
А в последние годы зачастили туда еще и литовцы. Будто им там медом намазано. Народ, надо сказать, разный. Бывают и неплохие ребята. Бывают... лучше промолчу. В общем, сотня-другая литовцев каждый год там прогуливается небольшими такими группами человек по двадцать.
Ну, собственно, пусть гуляют, не особо и жалко. Слава богу, гор на всех хватит.
Вот только в этот раз мне ходится весьма паршиво. И, в конце концов, вынужден я свалить с высоты в лагерь. Не всей группой, а с одной единственной сопровождающей, и то будущей собственной невесткой. Приходим в лагерь, ставим палатку, и отправляюсь я в место особенное, почти святое, ибо вокруг цивилизация и пользоваться для естественных нужд окрестными камнями не принято.
Иду, никого не трогаю. В смысле, не обижаю. Вот тут-то он ко мне и подвалил. Он - это дед. Литовец. Не так, чтобы совсем старый, лет шестьдесят. И вполне бодрый. Даже симпатичный немного. Домашний такой, некультяпистый. Таких в горах "бабулями" кличут. И спрашивает меня этот самый литовский дед. Спокойно так спрашивает. Даже доброжелательно. Правда с акцентом. Акцент не сильный, но ярко выраженный.
- Скажит-те, пач-чему Россия нап-пала на Грузию?
И что я должен ему сказать? Во-первых, я знать не знаю, что кто-то на кого-то напал. Во-вторых, на четырех тысячах метров мне это было как-то немного фиолетово. А в-третьих... ну, тут деду повезло... не знал я, что он уже весь лагерь этим вопросом зае достал.
Но отвечать-то надо. Смотрю я этому чуду в глаза и доверительным тоном сообщаю:
- Ты знаешь, не имею ни малейшего представления. Сам удивляюсь! Почему на Грузию? Должны же были на Литву!!!
Литовец впечатляется, бледнеет, и смотрит на меня, как хоббит на йети. А я, радостно осклабясь, дружески хлопаю его по плечу, что есть силы, и весело заявляю:
- Да не расстраивайся ты так! Вы следующие!
Бедный дед задом вперед отодвигается от меня метров на десять, после чего бегом бросается к своим. Там он мечется между остальными литовцами, что-то говорит, отчаянно жестикулирует, и активно тычет пальцами в мою сторону. А их, между прочим, человек двадцать...
По этому поводу возвращаюсь к палатке, беру любимый альпеншток типа дрын, и обратно, к месту встречи, физически и морально готовый заняться присоединением Литвы к России прямо в горах Таджикистана. Но... литовцы не отреагировали... тогда...
***
А в 2011-ом эстонский министр обороны заявил о способности эстонской армии дать адекватный отпор агрессии России...
Моя невестка до сих пор абсолютно уверена, что сей демарш - быстрый и уверенный ответ Незалежной Прибалтики на мою провокацию трехлетней давности...

+7


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Михаила Гвора » Отчеты о походах