Сначала хотела вынести в заголовок темы название конкретного ш-ш-шедевра, о котором хочу рассказать, но потом подумала: к сожалению, такие фильмы были есть и будут, зачем на каждый тему-то заводить, не многовато ли чести?
А речь поведу о мини-сериале "Катя. Продолжение".
Как-то незаметно просочилась на экраны и в Сеть еще одна «военная история». Продолжение трогательного и бестолкового сериала «Катя», о котором когда-то преотлично написал коллега Несносный ДеNNис. Сразу оговорюсь, история номер два и не военная вовсе, а послевоенная; подзаголовок «военная история» достался мини-сериалу в наследство от старшего братца. Какие, право, мелочи! Куда важнее то, что сериал раскормился – во второй части шестнадцать серий (против двенадцати – в первой). Ну, и обошелся он, надо понимать, дешевле – не надо на всякие пиротехнические примочки, имитирующие войну, тратиться. А вот с этого места я, с вашего позволения, поподробнее, поподробнее…
«Катя» № 1 – это сплошной драйв. Настолько драйвовый, что четыре года войны укладываются буквально в несколько эпизодов. Гении старой сценарной-режиссерской школы, конечно, умели с помощью нескольких эпизодов показать-раскрыть четыре года героизма, беды, напряжения сил… ну так это когда было! У современных ах-ах-авторов получилась, по меткому выражению Несносного ДеNNиса, «летняя война». Полнейшая иллюзия того, что герои вышли за порог родного дома, попали на войну, прошли по лесам и проползли по буеракам до ближайшей деревни – и война закончилась. «Катя» № 2 на этом фоне смотрится нудятиной, тягомотиной… по крайней мере, серии до четвертой-пятой. Ну, свадьба главных героев… Ну, свадьба-дубль-два в деревне у тетки… Ну, лучший друг главной героини поссорился со своей подругой… Чтобы зрительский интерес окончательно не угас, авторы плеснули бензинчика: теткин почти что муж получает известие, что его первая жена не погибла, – и теперь надо принимать какое-то решение. Тетку и почти что мужа играют убедительные почти во всех своих ролях Елена Яковлева и Борис Щербаков, но сам сюжетец вышел вялым, мелодраматичным. Драма не задалась. Наверное, это почувствовали сами создатели – и, недолго думая, вплели в балаганно-пеструю фабулу пару загадок. Ну вот, например, появляется какая-то тетка, говорит: я, Катя, знала на зоне твою маму. И убегает, ага. Чтобы интереснее было. А Катя теперь мучается-терзается: а вдруг мама жива? Ей задают резонный вопрос, было ли официальное извещение о смерти. Катя трогательно хлопает глазами – и продолжает терзаться. Простая мысль – надо бы послать запрос – продолжает за ненадобностью висеть в воздухе. И правильно. Иначе о чем же будут следующие серии?
Тема репрессий, как известно, – колодец бездонный. Черпать-не вычерпать. И пахнет, прямо сказать, не майским ландышем.
Вот, скажем, пьют за встречу главный герой и его командир, майор, только что прибывший к новому месту службы. И что же они? Рады встрече? Что-то не похоже. На лицах – отблеск какой-то позднеперестроечной безнадеги. А разговоры-ы!.. Можно подумать, что нет аппетитней закуски, нежели речи о пушечном мясе. Окончательно добил тост товарища майора: «Выпьем за Победу не чокаясь». Проще говоря, помянули Победу фронтовики.
И стоит ли удивляться, что тема репрессий, звучавшая зловещим подголоском в предыдущих четырех сериях, в пятой взвывает пожарной сиреной – и понеслось, и закрутилось! Такого ужаса ужасного не было даже в «военной» «Кате». Но – стоп, обо всем по порядку.
Не вдаваясь в подробности, напомню, что главная фишка мини-сериалов – и первого, и второго – история большая, всенародная передана через историю одной семьи и ее друзей. На протяжении первого фильма создатели как-то помнили о большой, всенародной… хотя гибели отца и старшего брата Кати на фронте уделено куда меньше внимания, нежели аресту по доносу (якобы за спекуляцию) Катиной мамы. Настораживает? Не то слово! А ведь как-то не верится в убежденность создателей фильма. По-моему, это тот случай, когда для красного словца не жалеют и родного отца… нужно же на чем-то строить экшн? А тут вам – и безвинные голодные зэчки, со слезами на глазах поющие трогательные песенки для сытого лагерного начальства. И – классика жанра! – люди в фуражках с васильковым верхом, подозревающие всех и вся, даже самих себя по утрам да с похмелья. Ну а самая главная фабула такова: жил-был капитан, скучненький такой, плюгавенький, просто самой природой предназначенный для роли завистника и подлеца, служил военкомом, вечерами и на уик-эндах волочился за женой погибшего Катиного брата (правда, во второй части брат почему-то назван дядей, но это, опять же, мелочи). Приехал бравый красавец майор, классический герой-любовник да к тому же еще и бывший командир штрафбата – и обаял нежную леди в считаные дни. Капитан поскреб в затылке и… правильно, написал донос в НКВД: майор-де во время войны помогал дезертирам перебегать к немцам. А сообщником у него был штрафбатовец Алексеев, сын репрессированных, убежденный враг и все такое. Нынче же означенный Алексеев работает на оборонном предприятии и бойко торгует секретами. В НКВД сознательного капитана не то что не послали на все четыре, но даже и не спросили, откуда такая осведомленность. Майора взяли по-тихому, без стрельбы, мордобоя и мата. А вот с Алексеевым неувязочка вышла: любящая жена Катя, она же, по совместительству, главная героиня, спрятала его в деревне у тетки. Ни одному из участников сего действа не пришла в голову простейшая мысль: прячется – значит, виноват. Не изловив Алексеева, люди в васильковых фуражках взяли – в качестве утешительного приза, наверное, – директора того самого оборонного предприятия. А Алексеев посидел в деревне день-другой – да и подался в город, выбивать правду из иуды капитана…
Вы сосчитали количество репрессированных на одну семью? Нет? Мне тоже не удалось – начинала загибать пальцы, но они почему-то сжимались в кулаки. Подозреваю, итоговое количество уложится в старую недобрую формулу «полстраны сидело, полстраны охраняло». В фильме, правда, появляются не укладывающиеся в формулу врачи, учителя, отставные военные, один художник, один антиквар сомнительной репутации, один ювелир еще более сомнительной репутации, одна официантка, она же – воровская наводчица, ее приятель – профессиональный вор… Абсурд, конечно, но и это лыко – в строку. По-своему истолковав знаменитое «кадры решают все», создатели фильма показывают, как директор школы уговаривает девочку-студенточку поработать учительницей (жесточайший кадровый голод), и тут же – как отовсюду гонят отставного подполковника, бывшего начальника связи корпуса, готового работать даже простым телефонистом; формулировка – «нет гражданской специальности»…
Шесть серий позади. Десять – впереди. Куда кривая вывезет?
Отредактировано Цинни (23-03-2011 20:33:07)