Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Александра Романова » БСБМК (Большой серо-буро-малиновый корабль)


БСБМК (Большой серо-буро-малиновый корабль)

Сообщений 171 страница 180 из 253

171

Алексей Широ написал(а):

P.P.S. Я, конечно, не физик, но по-моему самодифракция как явление наблюдается в основном при пересечении лазерных лучей. При комбинировании лучей линзой в единый поток, ее влияние будет куда меньше.

Нет оно наблюдается на ЛЮБОМ препятствии. Просто только у лазера возможна ситуация когда фронт волны настолько плоский, что она начинает играть заметную роль
Посмотреть можно например от тут http://www.lamet.ru/distributionmeasurement

Давайте просто представим геометрию системы и насколько разойдется луч при угле самодифракции Q=2,44 * l/D
где l - длина волны, D - диаметр пучка

Несложный расчет вам покажет что на космических расстояниях просто нет варианта геометрии оптической системы которая бы удовлетворяла нужному эффекту.

з.ы. А еще есть десятки других эффектов нелинейной оптики и физики нелинейных сред способных поставить крест на этой затее, но обычно хватает и расчета самодифракции :)
Причем уже в ближнем космосе тот же рентгеновский лазер (100 нм) разойдется ЕМНИП от 4 мм до 30 м (!!!) уже на L=5000 км.
R= L * Q (для малых углов синус берется равным самому углу) = 5000 000* 2,44*0,00000001/0,004

Подставьте в формулу нужные значения и определитесь насколько лазер годится  качестве транспортного средства хотя б в пределах орбит Марса/Юпитера.

Отредактировано AL1618 (02-09-2017 18:48:05)

0

172

Алексей Широ написал(а):

При том, что капля обладает наибольшим отношением поверхности к объему. А значит, эффективнее всего отводит тепло.

Я вам про Фому... площадь радиаторов определяет один закон - излучение абсолютно твердого тела. Там всего две переменных - температура радиатора, его площадь. все.
И уже это ставит жесткий барьер на пути всяческих мечтаний.

Ссылки посмотрел :( увы у них плохо с п.1.5 правил форума :)
Если там что то есть не из разряда технофэнтази, а реализуемое на ближайшем техническом уровне (без гравитационных полей и зеркал радиусом 1000 км толщиной микрометры для рентгена) - бросайте сюда, погрызем.

Отредактировано AL1618 (02-09-2017 18:48:55)

0

173

AL1618 написал(а):

увы у них плохо с п.1.5 правил форума :)

Что делать - хотите говорить о твердой научной фантастике, значит, нужно знать английский. Увы, но hard sci-fi сообщество на западе гораздо больше отечественного, и большинство проектов (реалистичных) межзвездных зондов были созданы либо в США, либо в Европе.

AL1618 написал(а):

Если там что то есть не из разряда технофэнтази, а реализуемое на ближайшем техническом уровне (без гравитационных полей и зеркал радиусом 1000 км толщиной микрометры для рентгена) - бросайте сюда, погрызем.

Если вы не знали, то Atomic Rockets это абсолютно "твердый" ресурс. Там нет технофэнтези вообще. :) И они, что примечательно, не стесняются себя перепроверять и признавать ошибки, если были неправы.

AL1618 написал(а):

и зеркал радиусом 1000 км толщиной микрометры для рентгена

Я вам бросил ссылку на исходную статью - вы ее прочитали?

P.S. Кстати, по-моему насчет рентгена я ошибся - в описываемом проекте не используется рентгеновский диапазон.

Отредактировано Алексей Широ (02-09-2017 19:14:31)

0

174

AL1618 написал(а):

Я вам про Фому... площадь радиаторов определяет один закон - излучение абсолютно твердого тела. Там всего две переменных - температура радиатора, его площадь. все.

Площадь радиатора сама по себе не имеет никакого значения. В Космосе экономить МЕСТО незачем. Вопрос стоит в экономии массы - т.е. какой радиатор, попросту говоря, имеет наибольшую рабочую температуру и наибольшую эффективную поверхность излучения при наименьшей массе.

0

175

Алексей Широ написал(а):

Площадь радиатора сама по себе не имеет никакого значения. В Космосе экономить МЕСТО незачем. Вопрос стоит в экономии массы

Ну так умножьте площадь на толщину и удельную плотность материала - получите как раз массу.
Плотности материалов различаются не сильно (болтаясь вокруг алюминия) толщина тоже имеет свои ограничения, особенно принимая о внимание парусность конструкции.
Так что реально там идет торг за единицы-десятки процентов. Для реального корабля - важнейшее решение.
Для концепта - достаточно принципиальной оценки на калькуляторе.
И уже она показывает :(

Ничего что я говорю очевидные (мне) вещи? ;)

0

176

AL1618 написал(а):

Ну так умножьте площадь на толщину и удельную плотность материала - получите как раз массу.
Плотности материалов различаются не сильно (болтаясь вокруг алюминия) толщина тоже имеет свои ограничения, особенно принимая о внимание парусность конструкции.

(Терпеливо) Еще раз: можно принципиально изменить конструкцию радиатора.

Стандартный радиатор как работает? Прокачивает разогретый хладагент через максимально ИК-прозрачные трубки, давая ему возможность излучить тепло наружу.

Капельный радиатор как работает? Расплавленный хладагент мелкими каплями выбрасывается за борт с носа корабля. Капли летят, остывают излучением (очень быстро!) и подбираются воронкой на корме корабля.

Нет трубок, нет сложной системы насосов, можно добиться куда более высоких температур хладагента. Радикальное снижение массы.

AL1618 написал(а):

особенно принимая о внимание парусность конструкции.

Какую еще парусность?

AL1618 написал(а):

Ничего что я говорю очевидные (мне) вещи?

Вы очевидно демонстрирует, что не очень разбираетесь в некоторых вещах. Я рекомендую вам вооружиться терпением (и кем-нибудь со знанием английского) и пройтись по предложенным ссылкам.

Отредактировано Алексей Широ (02-09-2017 19:36:31)

+1

177

Алексей Широ написал(а):

Я вам бросил ссылку на исходную статью - вы ее прочитали?

Увы из нее я понимаю только формулы :) но без текста непонятно что там предлагается.
в любом случае - такого размера зеркальные поверхности это пока не наш уровень - солнечный ветер к примеру убьет любое даже теоретически возможное применение данной конструкции.

0

178

AL1618 написал(а):

в любом случае - такого размера зеркальные поверхности это пока не наш уровень - солнечный ветер к примеру убьет любое даже теоретически возможное применение данной конструкции.

На конкретно нашем уровне пока что реален только "Старшот" Хокинга, Дайсона и Мильнера. То есть отправка к ближайшим звездам сверхминиатюрных (массой в несколько граммов) пролетных зондов, разогняемых вблизи Земли батареей наземных лазеров (поскольку участок разгона очень короткий - не более 10 минут облучения - проблемы с рассеиванием особой нет).

А так... пожалуй, реальными в разумной перспективе являются только термоядерно-импульсные зонды, развивающие около 0,05-0,1С. Да, с огромными радиаторами - без них никак, даже при "открытой" схеме двигателя выделение тепла является большой проблемой.

Если интересно - http://fonzeppelin.livejournal.com/20665.html - моя небольшая статья про один из таких проектов. Термоядерно-импульсный, смесь дейтерий-дейтерий, 0,06 скорости света. Предложено интересное решение, позволяющее сократить массу двигательной установки - использовать нейтронное излучение от D-D синтеза для питания обжимных лазеров двигателя.

Отредактировано Алексей Широ (02-09-2017 19:47:24)

0

179

Алексей Широ написал(а):

Капельный радиатор как работает? Расплавленный хладагент мелкими каплями выбрасывается за борт с носа корабля. Капли летят, остывают излучением (очень быстро!) и подбираются воронкой на корме корабля.

Нет трубок, нет сложной системы насосов, можно добиться куда более высоких температур хладагента. Радикальное снижение массы.

вы это серьезно? М-да.
1. Вы лучше разворачивайте мысли, я например(и думаю не только я) под "капельным" радиатором понимаю сосем другую конструкцию.
2. Интересно - кто то хотя бы пытался оценивать потери теплоносителя при таком с позволения сказать "способе"? Выброс жидкого носителя приведет к тому, что с громадной поверхности "капель" будет уходить не только излучение, но и испарятся сам материал. "Вакуумная сушка" идет даже с твердых тел(сублимация), а тут жидкость.
Впрочем теоретически можно подобрать теплоноситель с минимальными потерями и скорее всего это будет твердое тело :)
Идея надо сказать хороша, правда не в таком совершенно формате - спасибо, я обдумаю. :)

Алексей Широ написал(а):

Какую еще парусность?

Станция "Мир" во время очередной вспышки на солнце запросто теряла несколько километров (1,5-3-5) радиуса орбиты.
Это при ее ну очень скромных габаритах. Вполне можно представить какие нагрузки пойдут на конструкцию площадью в несколько десятков квадратных километров?

Отредактировано AL1618 (02-09-2017 19:54:49)

0

180

AL1618 написал(а):

вы это серьезно? М-да.

Я, мягко говоря, ужасаюсь вашим познаниям. :)

AL1618 написал(а):

1. Вы лучше разворачивайте мысли, я например(и думаю не только я) под "капельным" радиатором понимаю сосем другую конструкцию.

Эм...

https://studfiles.net/preview/5794010/

Советская наука знала, что такое жидкостно-капельный радиатор еще в 1980-ых. :)

AL1618 написал(а):

2. Интересно - кто то хотя бы пытался оценивать потери теплоносителя при таком с позволения сказать "способе"? Выброс жидкого носителя приведет к тому, что с громадной поверхности "капель" будет уходить не только излучение, но и испарятся сам материал. "Вакуумная сушка" идет даже с твердых тел(сублимация), а тут жидкость.

К сведению: пытались еще в 1980-ых. Успешно.

Материалы излучателя. В качестве теплоносителей целесообразно использовать вещества с низким давлением насыщенных паров и высокой теплопроводностью. В работе [2] показано, что для обеспечения пренебрежимо малых потерь теплоносителя за счет испарения при30-летнемсроке эксплуатация необходимо, чтобы давление его насыщенных паров при температуреТ1 не превышало1,3•10-5 Па.

Этим требованиям удовлетворяют некоторые жидкие металлы, в частности, олово (температура плавления Tf = 505°К), галлий (Tf = 330°К) и индий (Tf = 429°К). Галлий и индий, правда, вряд ли пригодны, так как они отсутствуют в достаточных количествах. Наиболее подходящим металлом является олово, давление насыщенных паров которого составляет1,3•10-5 Па при температуре 1030°К, что является приемлемым в диапазоне рабочих температур до 500°К. При более низких температурах возможно использование эвтектикисвинец-олово(Tf =456-670°К),тройной эвтектикиолово-свинец-висмут(Tf =369-550°К)и эвтектического сплава

NaK (Tf =261-340°К).

При температуре излучения порядка 300°К возможно использование некоторых вакуумных масел и смазок. Примерами могут служить материалы с фирменными маркамиDow-705(пентафенилтриметилтрисилоксан) иKEL-F+3(хлоротрифторетилен). Эти вещества являются полупрозрачными и, следовательно, характеризуются более высокой излучательной способностью, чем металлические теплоносители. Характерным значениемε0 этих масел является величина- 0,9.

Отредактировано Алексей Широ (02-09-2017 19:57:14)

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Александра Романова » БСБМК (Большой серо-буро-малиновый корабль)