Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Литературная кухня » Лейтенантская проза: объективность или надуманная рефлексивностЬ?


Лейтенантская проза: объективность или надуманная рефлексивностЬ?

Сообщений 1 страница 10 из 23

1

Сегодня в ЖЖ Егора Холмогорова был выложен кусочек большой публикации, которую автор готовит для  размещения в одном из периодических изданий. Статья будет посвящена эволюции народной памяти о Великой Отечественной Войне.

Е.Холмогоров: Молчаливость ветеранов, которую отмечают для первых послевоенных лет, была связана с тем, что сознание человека войны весьма специфично. Оно более коллективизированно, более просто, и эта простота и общность являются условиями выживания и победы. Нельзя сказать, что это примитивность - если мы почитаем письма с войны, - и те, которые пропускала военная цензура, и те, которые она задерживала, то мы увидим весь спектр человеческих мыслей и чувств. Но обостренной рефлексивности на войне места не было. Ее искусственное создание, если не сказать резче симуляция лейтенантской прозой, были обманом в том смысле, что художественный вымысел объявлялся настоящей правдой о войне. Правдой с большой буквы. Мало того, в какой-то момент эта трагическая исповедальность, возникшая как литературный жанр, стала притязать на статус единственной правды о войне, объявляя ложью любую другую правду. Правду маршала, для которого есть лишь одно решение - где, когда и с какой эффективностью он пожертвует сотней тысяч человек ради нескольких километров прорыва. Правду генерала, который знает, что если несмотря на эти жертвы результат не достигнут - он слетит с армии, а может и пойдет под трибунал. Правду солдата, для которого слишком задумчивый лейтенант - угроза для его собственной жизни и жизни товарищей. К сожалению, литературная игра в противостояние мыслящего и пишущего тростника с бессмысленной стихией войны сыграла дурную шутку с нашей исторической памятью, совершенно исказив, к примеру, понимание первых месяцев войны. Сформировался миф о небывалом тотальном разгроме, среди которого лишь единицы не паниковали, не бежали, а сражались и героически погибали. Из газетных статей с проклятьями "культу личности" и книг смелых историков, таких как А. Некрич, этот самообман перетекал и в сознание ветеранов. Они начали подстраивать свои рассказы под миф о 22 июня.

Первоисточник и обсуждение здесь.

У меня сразу возникли подозрения, что при правильном понимании негативного тренда на "дегероизацию" войны, автор, тем не менее, несколько утрирует и пытается противопоставить, условно говоря, Г.Бакланова - Г.Жукову. В ходе дальнейшего обсуждения, Егор уточнил, что имел в виду одно из стилистических направлений внутри "лейтенантской прозы" - а именно Быкова, Астафьева (вероятно, позднего), противопоставляя не "лейтенантов генералам", а "высокую правду" "низкой" внутри самого течения. Иначе говоря - Бондарев contra Астафьев.

Хотелось бы поинтересоваться мнением уважаемых форумчан на сей счёт. Оправдано ли мнение о значительном влиянии "лейтенантской прозы" (или части авторов, писавших в таком жанре) на общую дегероизацию ВОВ в общественном сознании в 60-80-ые гг.?

Отредактировано breviarissimus (20-05-2011 13:40:58)

0

2

Ниче не понял.
Описание судьбы человека на войне - это дегероизация?

0

3

Годзилко написал(а):

Описание судьбы человека на войне - это дегероизация?

Проблема заключается в том, что "Судьба человека" (простите за невольный каламбур) Шолохова и судьбы, описанные в "Прокляты и убиты" - это "две большие разницы (С). Именно по их эмоциональном заряду, их ударному воздействию на читающего, особенно если это - подросток, формирующаяся личность.

Отредактировано breviarissimus (20-05-2011 13:46:38)

0

4

breviarissimus написал(а):

описанные в "Прокляты и убиты"

А причем тут "лейтенантская проза"? Что-то у автора всё смешано в одну кучу, и "Горячий снег" и мемуары маршалов и постперестроечная проза. Дегероизация идёт сейчас. А в 60-80 годы речь шла о людях, делающих свою работу, героическую.

0

5

Я вот как раз в русле "лейтенантской прозы" стараюсь писать. Другим стилем, да, другим языком.

0

6

Старый Империалист написал(а):

А причем тут "лейтенантская проза"?

Мне тоже кажется, что автор гипертрофирует значение этого направления военной прозы. Однако, литературное отображение повседневного героизма тоже может различным по своей явной и или скрытой коннотации. И вообще, мне кажется топорная пропаганда малохудожественных эпопей, забронзовевших литгенералов, Стаднюка или Чаковского нанесла более вреда, нежели проза поколения лейтенантов.

Отредактировано breviarissimus (20-05-2011 14:17:47)

0

7

А вот такая вещь, как "В окопах Сталинграда" Некрасова.
Думаю, многие читали. Именно что  - лейтенантская проза. Судьба произведения неплохо, ПМСМ, иллюстрирует и весь поджанр в целом.
Вначале - напечатали в "Роман-газете", отдельным выпуском (там и прочитал, найдя у бабушки на чердаке). Потом - "не рекомендовали" к прочтению, чуть ли не изымали нераспроданный тираж + из библиотек (но это слухи). Потом - долго молчали. Затем вспомнили, перепечатали вроде как.
Но и для "волны дегероизации" тоже оказалась "неформат", в итоге о книге опять забыли...
:dontknow:

0

8

Wild Cat
Вы хоть в интернетах посмотрите...

Повесть «В окопах Сталинграда», опубликованная в 1946 году в журнале «Знамя» 1946, № 8-10, была одной из первых книг о войне, написанных правдиво, насколько это было возможно в то время.

Она принесла писателю подлинную славу: переиздана общим тиражом в несколько миллионов экземпляров, переведена на 36 языков. За эту книгу, после ее прочтения Иосифом Сталиным, Виктор Некрасов получил в 1947 году Сталинскую премию 2-й степени. По мотивам повести и по сценарию Некрасова в 1956 году был снят фильм «Солдаты», отмеченный премией Всесоюзного кинофестиваля. В этом фильме сыграл одну из своих первых больших киноролей Иннокентий Смоктуновский.

А произведения его перестали в 70-х издавать совершенно не поэтому:

В 1960-е посетил Италию, США и Францию. Свои впечатления писатель описал в очерках, за которые в разгромной статье Мэлора Стуруа «Турист с тросточкой» был обвинён в «низкопоклонстве перед Западом». Из-за либеральных высказываний в 1969 году заслужил партийное взыскание, а в 1973 году исключён из КПСС. При домашнем обыске 17 января 1974 года в Киеве у Некрасова были изъяты все рукописи и нелегальная литература.

В сентябре 1974 году получил разрешение на выезд за границу в Лозанну (Швейцария). Жил в Париже, вначале у Марии Розановой и Андрея Синявского, затем на съёмных квартирах. В середине 70-х был приглашён писателем Владимиром Максимовым на должность зам. гл. редактора журнала «Континент» (1975-82), сотрудничал вместе с Анатолием Гладилиным в парижском бюро радиостанции «Свобода».

В последние годы жил в Париже в крошечной квартире на площади Кеннеди вместе с женой и пасынком Виктором Кондыревым. Начавшаяся в СССР горбачевская перестройка его очень живо интересовала. Последним произведением писателя стала «Маленькая печальная повесть». Виктор Некрасов скончался от рака в Париже 3 сентября 1987 года. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

+1

9

Wild Cat написал(а):

Вначале - напечатали в "Роман-газете", отдельным выпуском (там и прочитал, найдя у бабушки на чердаке). Потом - "не рекомендовали" к прочтению, чуть ли не изымали нераспроданный тираж + из библиотек (но это слухи). Потом - долго молчали. Затем вспомнили, перепечатали вроде как. Но и для "волны дегероизации" тоже оказалась "неформат", в итоге о книге опять забыли...

Так точно, идеологические кураторы Союза Писателей неоднократно варьировали свое отношение к данному направлению: пущать-не пущать. В итоге, того же В.Некрасова решили не пущать окончательно, правда, тут не нужно забывать про его отъезд на ПМЖ за границу как отягающий фактор. А вот прозу остальных "окопников" (м.б. за исключением К.Воробьева) к концу 80-ых даже частично ввели в школьную программу, то есть выделили место в идейном "пантеоне".

0

10

breviarissimus написал(а):

Хотелось бы поинтересоваться мнением уважаемых форумчан на сей счёт. Оправдано ли мнение о значительном влиянии "лейтенантской прозы" (или части авторов, писавших в таком жанре) на общую дегероизацию ВОВ в общественном сознании в 60-80-ые гг.?

Не оправдано.
Негативная "лейтенантская проза" (а была и позитивная) являлась допустимым спектром литературного изображения и восприятия войны. Советская цензура ее не зря пропускала. Проблема в другом - из общего потока литературы о войне в каждое время читатели выбирали и выбирают то, что они способны понять, прочувствовать. И здесь получается, что когда стереотипы мышления населения меняются к негативу, то и доступной для восприятия, востребованной становится та литература, которая этот негатив подтверждает и усиливает.

+3


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Литературная кухня » Лейтенантская проза: объективность или надуманная рефлексивностЬ?