Сегодня в ЖЖ Егора Холмогорова был выложен кусочек большой публикации, которую автор готовит для размещения в одном из периодических изданий. Статья будет посвящена эволюции народной памяти о Великой Отечественной Войне.
Е.Холмогоров: Молчаливость ветеранов, которую отмечают для первых послевоенных лет, была связана с тем, что сознание человека войны весьма специфично. Оно более коллективизированно, более просто, и эта простота и общность являются условиями выживания и победы. Нельзя сказать, что это примитивность - если мы почитаем письма с войны, - и те, которые пропускала военная цензура, и те, которые она задерживала, то мы увидим весь спектр человеческих мыслей и чувств. Но обостренной рефлексивности на войне места не было. Ее искусственное создание, если не сказать резче симуляция лейтенантской прозой, были обманом в том смысле, что художественный вымысел объявлялся настоящей правдой о войне. Правдой с большой буквы. Мало того, в какой-то момент эта трагическая исповедальность, возникшая как литературный жанр, стала притязать на статус единственной правды о войне, объявляя ложью любую другую правду. Правду маршала, для которого есть лишь одно решение - где, когда и с какой эффективностью он пожертвует сотней тысяч человек ради нескольких километров прорыва. Правду генерала, который знает, что если несмотря на эти жертвы результат не достигнут - он слетит с армии, а может и пойдет под трибунал. Правду солдата, для которого слишком задумчивый лейтенант - угроза для его собственной жизни и жизни товарищей. К сожалению, литературная игра в противостояние мыслящего и пишущего тростника с бессмысленной стихией войны сыграла дурную шутку с нашей исторической памятью, совершенно исказив, к примеру, понимание первых месяцев войны. Сформировался миф о небывалом тотальном разгроме, среди которого лишь единицы не паниковали, не бежали, а сражались и героически погибали. Из газетных статей с проклятьями "культу личности" и книг смелых историков, таких как А. Некрич, этот самообман перетекал и в сознание ветеранов. Они начали подстраивать свои рассказы под миф о 22 июня.
Первоисточник и обсуждение здесь.
У меня сразу возникли подозрения, что при правильном понимании негативного тренда на "дегероизацию" войны, автор, тем не менее, несколько утрирует и пытается противопоставить, условно говоря, Г.Бакланова - Г.Жукову. В ходе дальнейшего обсуждения, Егор уточнил, что имел в виду одно из стилистических направлений внутри "лейтенантской прозы" - а именно Быкова, Астафьева (вероятно, позднего), противопоставляя не "лейтенантов генералам", а "высокую правду" "низкой" внутри самого течения. Иначе говоря - Бондарев contra Астафьев.
Хотелось бы поинтересоваться мнением уважаемых форумчан на сей счёт. Оправдано ли мнение о значительном влиянии "лейтенантской прозы" (или части авторов, писавших в таком жанре) на общую дегероизацию ВОВ в общественном сознании в 60-80-ые гг.?
Отредактировано breviarissimus (20-05-2011 13:40:58)