Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Литературная кухня » Лейтенантская проза: объективность или надуманная рефлексивностЬ?


Лейтенантская проза: объективность или надуманная рефлексивностЬ?

Сообщений 11 страница 20 из 23

11

Прибылов написал(а):

... получается, что когда стереотипы мышления населения меняются к негативу, то и доступной для восприятия, востребованной становится та литература, которая этот негатив подтверждает и усиливает.

Спасибо за точные формулировки. То есть, по Вашему мнению, обратной связи здесь не наблюдается.

0

12

Что интересно, Холмогоров сам в полемическом увлечении вольно или невольно транслирует негативный стереотип о войне, противопоставляя правду лейтенанта и 

Правду маршала, для которого есть лишь одно решение - где, когда и с какой эффективностью он пожертвует сотней тысяч человек ради нескольких километров прорыва. Правду генерала, который знает, что если несмотря на эти жертвы результат не достигнут - он слетит с армии, а может и пойдет под трибунал.

А была такая "правда" маршалов и генералов? Которая жертвы впереди результата ставила?

+1

13

Обратная связь есть, но реальное ее действие пренебрежительно мало. Как пример - на данный момент существует ряд великолепных и очень хорошо написанных произведений о войне. Но читают их мало. Просто потому, что большинству населения они не доступны или по вине издательств, а скорее по вине самих читателей.

IvFox
Очень правильное замечание.
Вообще, положение генералов жуткое. С одной стороны войны без жертв не бывает и разрабатывая наступление генерал учитывает жертвы - посылает людей на смерть. А с другой - не будешь воевать так твоих людей как свиней откормят и зарежут. А то и откармливать не будут.
Я в свое время не пошел в медицину, хотя все вроде нормально было - и в семье медиков хватало, и наблюдать и думать могу правильно - талант к диагностике даже называли... Но пошел на практику в ожеговое отделение. И понял, что сопьюсь или стану равнодушной сволочью. Ни то ни другое мне не понравилось (скажу больше - напугало) и я в медвуз не пошел. Только значительно позже понял, что есть третий путь. Но очень трудный и... для него стержень нужен. Религиозный (даже атеистически религиозный, если обидно за атеистов). Врачей нужно воспитывать. Душу им растить.
У генералов так же. Или логик жестокий (но и в такой ситуации есть основания людей беречь), или ломается человек. Редко когда настоящий командир получается.

Отредактировано Прибылов (20-05-2011 15:42:14)

+1

14

Годзилко
Не буду спорить.
Но повесть - хорошая, безотносительно к личности автора  :dontknow:

0

15

Вообще тут возникает странный парадокс, который отмечали уже не раз. Пишет писатель (в том числе и на военную тему) "под гнетом тоталитарной цензуры" - и получается неплохо, у иных даже талантливо, а бывает - и гениально. Вырывается писатель на свободу из "оков тоталитарной цензуры" - и в подавляющем большинстве (хотя возможны и исключения) пишет унылое г...но, где видны только его личные писательские комплексы, а вовсе не правда жизни, про которую он все грозился рассказать, а "идеологический диктат" ему якобы мешал.
Да, тут, в правде о войне, действительно, главенствующую роль играет общественная атмосфера, и не последнюю - социальный заказ сверху. Когда обществу стало в большинстве все равно, а сверху был дан заказ на поливание грязью - его и исполнили, вытащив на публику тех, кто на эту грязь был способен.
Был в прошлом элемент замалчивания и лакировки? Был. Но поливания грязью не было. Сейчас можно не лакировать - но за обливание грязью хорошо платят и возвеличивают. Вот и получается, что подлакированная правда сменилась не чистой правдой, а чистым очернительством. Хотя эта тенденция не стопроцентная - правду тоже пишут (в том числе и здесь присутствующие), но вот дорогу к читателю она находит пока с трудом. Тем не менее, не все безнадежно - свой читатель и даже издатель у правды все-таки находится.

+5

16

Автор обсуждаемой статьи, Е.Холмогоров, опубликовал её в православном журнале "Фома". На сайте "Русского обозревателя" выложена полная версия работы (с фрагментами, изъятыми редакцией ввиду ограничений объема и под менее толерантным названием). Ежели кому будет интересно, читаем здесь: Никофобия

0

17

Прибылов написал(а):

Вообще, положение генералов жуткое. С одной стороны войны без жертв не бывает и разрабатывая наступление генерал учитывает жертвы - посылает людей на смерть. А с другой - не будешь воевать так твоих людей как свиней откормят и зарежут. А то и откармливать не будут.

У Константина Симонова об этом Серпилин рассуждает (ЕМНИП, во второй книге трилогии) - что каждый шаг - кровь, но шагать нужно, а командир принимает на свою совесть все жертвы солдатские. Не потому что "жалко если убьют (на войне постоянно убивают - на то и война)", а жалко если задарма убьют.

0

18

groks написал(а):

Надо бы с терминологией определиться.

Логично. Вообще, принятый в литературоведении термин "лейтенантская проза", или, как предпочитал говорить наш преподаватель по соответствующему периоду литературы, "проза поколения молодых лейтенантов" не несет в себе какой-либо диссидентской составляющей. Тот же сталинградец Михаил Алексеев, кажется, на противоречиях самому себе не пойман, равно как и уже упомянутый Бондарев. А вот Бакланов и Быков, да и Некрасов, пожалуй, активно дрейфовали в сторону... ну, мягко говоря, диссидентства. А диссидентство - это неизбежные рефлексии (прошу прошения, но порою переходящие в откровенный мазохизм). Так что, думается мне, надо говорить о каждом авторе в отдельности, не пытаясь соотнести все литературное явление с диссидентскими рефлексиями. Явление, если объяснять его самым примитивным (но, пожалуй, самым точным) образом, сведется вот к чему: война глазами молодого человека, вчерашнего школьника, нынешнего младшего офицера. Общее в психологии героев неизбежно будет, а вот какова окажется идейная составляющая - это уже другой вопрос. Самый яркий пример противоречий в творчестве одного писателя дают нам книги Бориса Васильева. Согласитесь, сопоставлять "В списках не значился" и "А зори здесь тихие" с "Завтра была война" невозможно.
Ну и еще один момент, который для "лейтенантской прозы" будет определяющим - субъективизм восприятия героем происходящего на его глазах (какая уж тут "правда маршала"? тут - правда непосредственного восприятия событий, без широких обобщений, без стратегии). Согласитесь, в такую упаковку что угодно поместить можно. Вот почему я предпочитаю говорить даже и не об авторах, а о каждой книге того или иного автора.

Отредактировано Цинни (08-06-2011 16:42:05)

+2

19

А насчет Некрасова - никогда не понимал восторгающихся... Набор бытовухи при почти полном отсутствии реальной боевой работы. Если формулировать в трех словах "жрал, спал, вспоминал". Согласен, что мнение очень субъективно... Но на момент прочтения ожидал нечто большего, чем вышеуказанный набор.

0

20

Чекист написал(а):

Набор бытовухи при почти полном отсутствии реальной боевой работы.

Война - это и есть в первую очередь "бытовуха", грязь, пашешь до опупения, питаешься вприглядку всякой дрянью и по 2-3 дня вместо воды хлебаешь мутную глинистую жижу, а то и вовсе без неё обходишься, бывает. "Боевая работа" - это несколько минут, а то и секунд стрельбы в неделю, хотя случается, что некоторые люди за всё время "на передовой" вообще НИ РАЗУ не имеют возможность выстрелить в противника. А уж ежели закруговертится относительно долгий бой - то ей-же-ей, в суматохе запоминаешь всё урывками, сложно собрать после "пазл" в стройную картину.

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Литературная кухня » Лейтенантская проза: объективность или надуманная рефлексивностЬ?