groks написал(а):Надо бы с терминологией определиться.
Логично. Вообще, принятый в литературоведении термин "лейтенантская проза", или, как предпочитал говорить наш преподаватель по соответствующему периоду литературы, "проза поколения молодых лейтенантов" не несет в себе какой-либо диссидентской составляющей. Тот же сталинградец Михаил Алексеев, кажется, на противоречиях самому себе не пойман, равно как и уже упомянутый Бондарев. А вот Бакланов и Быков, да и Некрасов, пожалуй, активно дрейфовали в сторону... ну, мягко говоря, диссидентства. А диссидентство - это неизбежные рефлексии (прошу прошения, но порою переходящие в откровенный мазохизм). Так что, думается мне, надо говорить о каждом авторе в отдельности, не пытаясь соотнести все литературное явление с диссидентскими рефлексиями. Явление, если объяснять его самым примитивным (но, пожалуй, самым точным) образом, сведется вот к чему: война глазами молодого человека, вчерашнего школьника, нынешнего младшего офицера. Общее в психологии героев неизбежно будет, а вот какова окажется идейная составляющая - это уже другой вопрос. Самый яркий пример противоречий в творчестве одного писателя дают нам книги Бориса Васильева. Согласитесь, сопоставлять "В списках не значился" и "А зори здесь тихие" с "Завтра была война" невозможно.
Ну и еще один момент, который для "лейтенантской прозы" будет определяющим - субъективизм восприятия героем происходящего на его глазах (какая уж тут "правда маршала"? тут - правда непосредственного восприятия событий, без широких обобщений, без стратегии). Согласитесь, в такую упаковку что угодно поместить можно. Вот почему я предпочитаю говорить даже и не об авторах, а о каждой книге того или иного автора.
Отредактировано Цинни (08-06-2011 16:42:05)