Похоже на "подземную лодку". Устройство для передвижения под землёй. О ней писал фантаст Адамов "Покорители недр", проект разрабатывали в Германии до ВМВ (на базе работ эмигранта из России) и , если верить некоторым данным (фильм Полземный крейсер), якобы была построена в СССР
http://vmf.spox.ru/ru/blog/1826.podzemnaya_s.html
Подземная субмарина - субтеррина (11 фото)
http://avto.findblog.ru/?id=7820
Подземной лодкой назвал инженер Требелев свое изобретение. Вгрызаясь в землю, этот механический крот должен подобно своему природному собрату прокладывать траншеи».
http://www.vseprokosmos.ru/tehn3.html
В Советском Союзе разработкой подземных лодок в 1937 году занялась группа, которую возглавлял инженер Александр Требелев. Начали они с изучения землеройной техники крота. Животное орудовало в длинном деревянном ящике, отыскивая спрятанные приманки, не ведая, что его просвечивает мощный рентгеновский аппарат. Люди же видели на флюоресцирующем экране рентгенограмму всех приемов работающего маленького землекопа. В итоге этих исследований была создана миниатюрная модель механического крота. Электромотор приводил в движение режущие приспособления и специальные «лапы-плавники», служившие для поступательного движения машины. В ходе испытаний модель успешно проходила грунт средней плотности, оставляя за собой круглый тоннель. После этого на одном уральском заводе занялись строительством настоящей подземной лодки с экипажем, состоящим из одного человека. Она могла двигаться в грунте средней плотности со скоростью 10 метров в час. В ней установили баллоны с кислородом для поддержания дыхания водителя, гирокомпас, угломер для определения угла наклона при движении и многое другое. Постепенно Требелев пришел к выводу, что рыхлительный механизм лучше заменить специальной фрезой, а роль задних лап крота передать особым домкратам. В поздних моделях он якобы использовал и ракетные дюзы, прожигающие землю мощнейшим пламенем. Наиболее удачные экземпляры двигались в толще земли со скоростью пешехода. Требелев даже решился на эксперимент в Уральских горах. Сидя внутри подземохода, он прошел насквозь гору Благодать, потратив на это 12 часов.
К аналогичным работам подключили инженера Павла Страхова, занимавшегося конструированием подземных проходческих комбайнов. Работал он и на строительстве московского метрополитена. В начале 1940 года его вызвал к себе нарком Д.Ф.Устинов, будущий брежневский министр обороны, и заявил: «Нашей армии нужен подземный самоходный аппарат!» Подземная лодка инженера Страхова вышла на испытания уже через полтора года. Вскоре Павла Ильича переориентировали на строительство подземных бункеров для высшего руководства страны. 0 судьбе своего аппарата он мог только догадываться.
Вскоре после Великой Отечественной войны популярной стала идея создания подземных ракет. В 1948 году заявку на создание такой ракеты подал генерал-майор М.И.Циферов. Носовые дюзы его ракеты выжигали и активно выталкивали разрушенный грунт из прокладываемои скважины. Скорость поступательного движения ракеты превышала 1 метр в секунду. В дальнейшем идеи генерал-майора развивал его сын. Но и ему так и не удалось решить проблему четкого поддержания курса ракеты. А в 1950 году советские изобретатели А.В.Бричкин и А.Л.Качан получили авторское свидетельство на изобретение особого термобура, напоминающего ракету. Подземный бур работал на керосине, раскаленные газы вырывались из сопла со сверхзвуковой скоростью, а температура газовой струи превышала 3500 градусов.
Отредактировано череп (01-09-2011 10:59:14)