10 мая 1943 г. г. Новгород-Северский. 907-й истребительный авиаполк ПВО.
Николай Козлов
Неожиданно на меня свалилось командование полком, очень неожиданно. Командир наш в аварию попал на новеньком И-185, в госпиталь загремел, причем очень надолго. А стал я командиром. Сразу столько всего навалилось! И бумаги на мне, и летать надо, новые машины осваивая и все это одновременно. Хорошо, инженер полка у нас отличный, в технических вопросах я за ним, как за каменной стеной. Зато начштаба пришлось поменять, прежний слишком привык на командира полагаться. Мне же нужен такой, чтобы основные повседневные вопросы, да и канцелярию всю, на себя взял. Мне летать надо, фашистов бить! Хорошо, Вячик помог. У него в Саратовском ЗАПе оказался знакомый штабист, очень перспективный, старший лейтенант Дунаев. С трудом, но мне удалось его к нам перетащить. Ничего, вошел в курс дела, понемногу взял власть в свои руки.
Я же больше обучением занимался. Да и сам с охотой на новом самолете полетал. Машина –зверь! Истребитель истребителей, как о нем Вячик точно сказал. Скорость, огонь, маневренность, особенно в вертикалях непревзойденные. Теперь фрицам не хваленые фоккеры, не мессеры не помогут. На этой машине мы их будем бить как захотим.
Нам, конечно, еще пару недель для завершения подготовки не помешали – слетанность отшлифовать, по конусу пострелять побольше. Но дела на фронте не слишком хороши, вот нас сюда перебросили. Немцы как сдурели. Такого количества самолетов и такого напряжения боев я и в сорок первом не видел. Немцы решили завоевать господство в воздухе на этом участке фронта. Уже вторую неделю небо над Черниговским выступом стало местом ожесточеннейших воздушных боев. Вот и нас перебросили на усиление. Еще бы, фронтовые истребители до четырех-пяти вылетов в день делают, от усталости из кабин вылезти не могут. Поэтому, похоже, наше командование решило здесь немцам показательную порку устроить. Нас подтянули, армейские исребительные полки осназ, радиолокаторы установили. Вчера мы в первой схватке отметились. Один юнкерс и один фоккер я себе записал, а весь полк – десять сбитых при потере одного своего.
- Тревога! Звездный налет!
- Первая и вторая - на взлет, третья – в резерве! – командую, а сам поспешно забираюсь в кабину. Мы с Вячиком сегодня первую эскадрилью усиливаем.
- От винта!
Начинаем разбег и тут я замечаю вдали знакомые худые силуэты. Мессеры! Прорвались на малой высоте, сейчас нас на взлете ловить будут.
- Внимание всем! Мессеры на два часа, дистанция до тысячи. Форсаж!
Даю форсаж мотору, самолет, получив дополнительное ускорение, рвется вперед. Черт побери, немцы приближаются быстрее, чем мы успеваем закончить разбег. Тяну ручку на себя, самолет отрывается от полосы, и в тот же момент впереди на земле встает строчка разрывов. Фриц поспешил. А я успеваю рвануть самолет у самой земли в вираж и ударить из всех стволов. Очередь. Есть! В сторону! Черт, что-то по крылу чиркнуло. Управление? Норма.
- Серый, Вече. Прикрой, атакую! Прием.
- Вече, Серому. Есть.
Прикрываю взлетевшего очень удачно, прямо наперерез равнувшим после моего попадания мессерам, Вячика. Есмть еще один! Тут же отработанно меняемся местами и я выхожу в ведущие. А немцы испугались. Не ожидали такого сильного отпора. Еще звено успело взлететь, так что мы теперь шестеро на десятерых. Но эти сволочи боя не принимают. Струсили, кажется мы у них ведущих выбили. Догонять не будем. Пока поднимаются остальные самолеты, мы шестеркой набираем высоту и устремляемся на запад. Вот и атакующие с нашего сектора. Три девятки Ю-87, прикрытых истребителями.
- Я Серый, впереди на тройку – «лапти»! Атакуем! «Чех», прикрой! «Третий», квадрат шесть, необходима поддержка, – даю команду и с полупереворота устремляюсь на бомберы.
Фрицы, заметив нас, перестраиваются в оборонительные круги. Бомбы детят куда-то вниз. Атака! Очередь из всех стволов! Юнкерс разваливается на части! Горка - вторая атака. Очередь задевает кабину ближайшего юнкерса. Он переворачивается. Мимо меня проносится очередь Вячика и вонзается в «живот» Ю-87. Бомбер снова разваливается на части. Вот это мощь! Снова уход горкой вверх, со скольжением на крыло.
Голос «Третьего» в наушниках:
- Серый, атакуйте бомберов. К вам идет помощь, Седой на подходе.
Взгляд влево. Седой точно идет. Но и ему навстречу мчится колонна пар. Похоже фоккеры.
- Седой, Серому. Колонна фоккеров, на единицу выше. Прием.
Разворачиваюсь для новой атаки. Но тут в наушники врывается голос Сухова:
- Серый, Чеху. Прикрываю вас. Пара Голубя ушла. Голубь подбит. Прием.
Не успеваю перейти в атаку, замечаю в хвосте Сухова «мессер». Бляха, ведомый что, пропустил? Ведомого нет. Не вижу, черт! Кричу:
- Чех, Серому! Сзади «месс»! Тяни! Ручку на себя и крути сильнее!
Вижу, как очередь бьет мимо самолета Сухова. Сейчас подобьют! Не дать!
- Вече, атакуй бомберов. Я - на худых!
Атакую неожидавшую этого четверку мессеров. Забыв про ускользнувшего Сухова, они набрасываются на меня. Дураки! Перехожу в вертикаль. Мессы тянут за мной, но тут вернувшийся Сухов сбивает крайнего ведомого. Есть! Мессы выходят из боя. Но я успеваю развернуться и атаковать ведущего. Он резким маневром ускользает от моей очереди. Зато мои снаряды задевают летящего за ним ведомого. Из-под крыла мессера потянулась белая струйка пара. Явно пробит радиатор охлаждения мотора. Подбитый месс уходит со снижением на запад. За ним потянулась и уцелевшая пара.
Сделал два пологих виража. Ко мне присоединяются Вячик и Сухов. Ведомого Сухова – Голубева, не видно. Вдали замечаю барражирующую эскадрилью. Связываюсь. Наши, только что подошедшая третья. С облегчением вздыхаю и разворачиваюсь к аэродрому.
Садимся. Самолета Голубева нет….