Герцогу тоже было любопытно.
Вроде бы повествование ранее велось от лица герцога. Почему же теперь о нем в третьем лице?
В ВИХРЕ ВРЕМЕН |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Андрея Величко » Эра надежд
Герцогу тоже было любопытно.
Вроде бы повествование ранее велось от лица герцога. Почему же теперь о нем в третьем лице?
Возник вопрос. Как отдают честь
По британскому образцу
Где-то недавно читал, что основная версия происхождения выражения "кондрашка хватит" идет от казака Кондратия Булавина, современника Петра и предводителя казацкого восстания. Имхо, в устах местного жителя - анахронизм.
Вообще-то это лишь версия, хотя и весьма распространенная. Автор ее - историк Сергей Михайлович Соловьев, мол, выражение возникло в 1707 году, когда Кондратий Булавин вырезал отряд воеводы Долгорукова. Только непонятно, причем тут инсульт, потому что кондрашка - это не любая смерть, а именно внезапная смерть от того, что мы теперь называем инсультом. Так что на эту тему есть и другие точки зрения - мол, это гораздо более старый эвфемизм.
Проолжение:
- Едут, едут! – закричал малолетний Васька Татищев с башенки. До того скучавшие у черного входа Меншиковского дворца молодые люди засуетились. Прихрамывая, к ним подбежал дядька Иван Никитин, вместе с пятнадцатью лучшими учениками Навигацкой школы удостоенный приглашения на ужин по случаю царской свадьбы. Не на тот, что недавно кончился в Грановитой палате Кремля, а для своих в Преображенском, во дворце Александра Даниловича. У царя тут тоже был свой дом, но всего о трех небольших комнатках, так что торжества проходили или в Съезжей избе, или в Потешной крепости. Или, как сейчас, во дворце ближайшего царского соратника. Хотя не всегда, дядька рассказывал, что бороды боярам резали именно в доме государя.
- Васька, нос утри, опять где-то перемазался! – еще на ходу начал командовать Никитин. – Хвостов, да что же пуговицы-то вкривь застегиваешь? Басов, помоги ему, да не лыбься, сам таким был! Не опозорьте меня и Катерину Ильиничну перед государем! Как себя за столом вести, все помнят?
- Да-а! – раздалось в ответ несколько нестройных выкриков.
- Как отвечать положено?! – осерчал дядька.
- Так точно, ваш-бродь!
- То-то же. Зайцев, а ну морду умной сделал, живо! Успеют еще государь с иноземным герцогом насмотреться, какие вы есть дурни на самом деле.
Вскоре послышался свист, сквозь который прорывалось какое-то тарахтенье – ученики уже знали, что это так едет австралийская трехколесная тележка с герцогом. Третьего дня он приезжал в школу и даже прокатил двоих учеников вокруг Сухаревской башни. Мало того, недорослю Трубецкому дал покрутить вертящуюся ручку на рогатине, коей его тележка управлялась. От поворота этой ручки она ехала то быстрее, то медленнее.
Вот из-за поворота показались конные преображенцы, за ними – три кареты, потом австралийская тележка, а замыкала процессию охрана герцога. Четверо огромных мужиков страхолюдного вида и пятеро совсем молодых пареньков, коих, если бы не форма да револьверы, от русских и не отличить.
Никитин окинул взглядом своих подопечных. Стоят ровно, на лицах подобающий случаю восторг.
Из остановившейся кареты спрыгнул царь, помог выбраться своей молодой жене. Повернулся к герцогу, который уже слез со своей таратайки, заглушил ее гремящий механизм и теперь направил на царскую чету какой-то небольшой черный ящичек с отростком спереди.
- Снято! – непонятно сказал австралиец, опуская свою коробочку, но государь показал на замерший строй учеников:
- А их? Без образованных людей России гибель, они же есть ее надежда, кою надлежит запечатлеть.
- Верно! Может, это будущие герои или вовсе ученые, - хмыкнул герцог и, направив свой ящик на учеников, скомандовал:
- Всем замереть и смотреть на его царское величество! Все, вольно. За снимками пусть кто-нибудь зайдет ко мне завтра от двух до трех пополудни. Что это такое? Вот как получите, так сами увидите. Петер, куда идти, кто тут у тебя командует?
- Данилыч, - обернулся к вылезшему из второй кареты Меншикову царь, - ты чего гостей на улице держишь? Чай, твой дворец-то, показывай, где кому садится, что есть и пить. Постой, а князь-папу в Кремле не забыли?
- Да здесь он, сейчас выйдет, - усмехнулся Меншиков.
Ученики с недоумением смотрели, как два солдата вытащили из кареты какого-то мужика в венгерском кафтане, но, что удивительно, с бородой. Никитин же не удивлялся – знал, что это главный во Всепьянейшем Соборе Зотов. Полный его титул не всегда мог выговорить и сам Петр, а сокращенный звучал как «князь-папа».
Был он, похоже, пьян до изумления, не падал только потому, что его с двух сторон держали. Однако, услышав обращение, поднял голову, звучно икнул и возгласил:
- Сущие в отце нашем Бахусе возлюбим друг друга, братие! Благословляю – ик! – на подвиг во… во имя…
Но тут силы окончательно покинули оратора, и он уронил голову на грудь.
Отредактировано Avel (02-11-2011 22:24:35)
А вот не знаю...
Австралийцы и сами выпить не дураки, но вот кажется мне, что они свое влияние направят и на исключение пьянства из традиционного образа русского. И Всепьянейший Собор имеет все шансы не появиться на свет. А если и появится, так быстро закроется... Так мне кажется...
И Всепьянейший Собор имеет все шансы не появиться на свет. А если и появится, так быстро закроется...
Он появился за восемь лет до знакомства Петра с герцогом. Который совершенно не собирается лезть в чужой монастырь со своим уставом. Ресурс влияния на монарха, тем более такого, как Петр, вещь ограниченная, и пользоваться ей следует с осторожностью.
Из остановившейся кареты спрыгнул царь, помог выбраться свое молодой жене. Повернудся к герцогу, который уже слез со своей таратайки, заглушил ее гремящий механизм и теперь направил на царскую чету какой-то небольшой черный ящичек с отростком спереди.
своей
Повернулся
Продолжение:
Но тут силы окончательно покинули оратора, и он уронил голову на грудь. Никитин, повинуясь знаку Меншикова, повел учеников внутрь дворца.
В большом зале стоял не один большой стол, а несколько средних. В центре – для царя, царицы и нескольких приближенных, в том числе герцога и странного заморского попа, про которого Никитину уже шепнули, что вскорости он начнет преподавать в Навигацкой школе. А потом этот поп сам подошел и подтвердил, что да, ему поручено вести два курса. Первый – баллистика, то есть наука о том, как летит снаряд из ружья или пушки. А вторую поп назвал невразумительно – «основы обществоведения». На робкий вопрос «что сие есть?» ответил почти как его герцог – «узнаете в процессе учебы».
По бокам царского стола стояли два – для австралийцев чином пониже и для кукуйских немцев, коих сейчас было немного, всего шесть человек. Еще один был чуть в стороне, для ближних бояр, там главенствовал Ромодановский, остальные же чувствовали себя не в своей тарелке.
Наконец, близ стены располагался стол для солдат, куда отнесли и князь-папу, и последний, для учеников Навигацкой школы.
Праздник был веселый и шумный, но ближе к концу Сергей Завидов, лучший в школе по математике, набрался смелости и вопросил, почему им подносят только какое-то слабенькое вино, да к тому же еще и разбавленное.
Слабенькое-то оно слабенькое, с неудовольствием подумал Никитин, а головки ваши еще слабее. Мог бы у меня потихоньку спросить, а он, дурак, гаркнул так, что даже царь обернулся. И герцог встает и к их столу идет – неужели сейчас бить начнет? Но он просто подсел к ученикам и поинтересовался:
- Вино, говоришь, слабовато? Так ведь крепкое – оно на неокрепшие мозги очень вредно действует. На князь-папу посмотри, если не веришь. Он как от рождения был не сильно велик умом, так сейчас вообще последний пропил. Полезный, конечно, человек, но царю одного такого хватит, целого плутонга не требуется.
Вот тут бы Сереже и замолчать, но он, ободренный ласковым тоном герцога, заспорил.
- Значит, так, - прихлопнул ладонью по столу герцог, - задам-ка я тебе пару вопросов по математике. Ответишь правильно – можешь хоть спирт жрать стаканами, никто слова не скажет. Петер, подтверждаешь? Не сможешь – я лично в ваш кувшин еще пару стаканов воды долью. Итак, сначала вопрос легкий, для разминки. У прямоугольного треугольника катеты три и четыре сантиметра. Какова гипотенуза?
- Пять! – немедля ответил Завидов, даже чуть обидевшись, что его спрашивают про такие простые вещи. – По теореме Пифагора.
- Правильно. А теперь настоящий вопрос. То, что сумма двух квадратов тоже может быть квадратом, ты нам только что показал. А кубов? А четвертых степеней? Короче, решишь эту задачу в общем виде – и можешь пить все, что твоя душа пожелает, причем всю жизнь и бесплатно, за счет казны. Но пока не решил, лучше обходись разбавленным сухим вином или пивом.
Герцог вернулся на свое место.
- А ну как действительно решит? – с некоторым беспокойством спросил его Петр, - тогда что?
- Тогда его будет ждать всемирная слава. И премия, которую я, пожалуй, сподоблюсь учредить специально для этого случая. Этой премии ему все равно не пропить, она будет немаленькой, так что не волнуйся, не введет он твою казну в разорение. Впрочем, если у него действительно получится, то наверняка к тому времени ему будет не до водки. Ведь я предложил молодому человеку доказать великую теорему Ферма.
- Так что, эта задача вообще не имеет решения? – догадался царь.
- Еще как имеет, только на его поиски придется потратить лет двести пятьдесят, если не
триста.
Праздник затянулся до глубокой ночи, закончившись под утро грандиозным фейерверком, который устроили австралийцы. Грохот и сверкание стояли неимоверные, перебудив всю округу, за исключением части гостей, к тому времени выкушавших крепких напитков сверх всякой меры. Но наконец пальба кончилась, гости частью разъехались, а частью легли спать во дворце Меншикова. Царь с молодой женой удалились в домик Петра. Однако часовые могли увидеть, как потом от дворца царского фаворита к дому герцога прошли двое – сам Алекс, но в сопровождении Александра Даниловича. И до рассвета в окнах второго этажа австралийской миссии горел свет, причем не такой, какой дают свечи, а яркий, будто там светили маленькие солнышки.
Отредактировано Avel (03-11-2011 17:22:09)
Avel
Ехидно Вы с
доказать великую теорему Ферма.
Хоть бы для кубов доказал - это сделали в 19 веке - уже великий математик для века 18.
- Еще как имеет, только на его поиски придется потратить лет двести пятьдесят, если не
триста.
Предложение разорвано абзацем.
Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Андрея Величко » Эра надежд