Давно вот думал о таком феномене, как "Рояль в кустах". Хорошо это или плохо? Бывают ли книги, где их нет или хотя бы мало? (сам не встречал, даже в словарях и то они есть)
И вот вчера слушал песню "Про воробьёв", только в исполнении Джэм, а не Тикки Шельен. Но я собственно не о самой песне, а о мыслях, на которые она меня навела. Вернее, они у меня и раньше были, просто под её звуки как-то более упорядочились, что ли.
Ведь что такое рояль? Это даже не пианино, а большая, требующая к себе уважения дура. Не в любую дверь войдёт, не под любым кустом спрячется, не на любой поляне поместиться. А даже если поместиться, то в любом случае целая бригада грузчиков нужна. То есть в литературе "рояль в кустах" это всегда, ВСЕГДА!!! обоснованная и замотивированная вещь. Как бы это парадоксально не звучало. Вся беда в том, что это автор бригаду матерящихся грузчиков нанимал, чтобы они струнно-клавишный инструмент в лес волокли, читатель-то этого не видел, а получил уже готовый продукт. То есть забыл автор подготовить читателя. А может и не забыл вовсе, и то, что в первой книге кажется выскочившим из кустов роялем, во второй или третьей окажется заботливо вывешенным на стену ружьём, которое наконец выстрелит.
В общем не так страшен рояль, как баян в кустах. Вот их-то авторы раскидывают по кустам руководствуясь сиюминутными потребностями и не заботясь о мотивации не то что бы для читателей, а даже для себя.
И вот собственно строчка, которая меня на это дело натолкнула:
А один Воробей был особенно пьян.
Он в кустах очутился с размаху,
И внезапно в кустах обнаружил баян,
И сыграл на нем что-то из Баха