Предлагаю не путать рояль в кустах с заранее заданным условием/допущением. К примеру, магия в фентези и межзвездные перелеты в космоопере - это не рояль, это изначальное базовое условие на которое опирается вся конструкция. Потому как если убрать магию и сверхсвет, то фентези и космоопера превращаются в рыцарский роман и технотриллер соответственно, т.е. коренным образом изменится жанр.
А вот рояль - это абсурдный элемент, стоящий в одном ряду с богом из машины. Только бог из машины - это такой литературный прием, когда автор вводит некий фактор, совершенно не вытекающий из логики предыдущего повествования и который разрешает безнадежно запутанную ситуацию. А рояль в кустах - это такой литературный прием, когда автор вводит некий фактор, совершенно не вытекающий из логики предыдущего повествования и который усложняет сюжетную ситуацию.
Под усложнением подразумевается некое увеличение вариативности, например зажали героя в тупике - нет у него вариантов, а тут бац, он находит в куче мусора заряженный калаш и у него (и у сюжета) сразу появляется масса вариантов. Вот это - рояль.
Еще могу привести такую иллюстрацию, помогающую корректно идентифицировать рояль.
1 кадр: Иду я, значит, по пустыне и тут вдруг, неожиданно, из-за угла вылетает мотоцикл.
2 кадр: Иду я, значит, по лесу и тут вдруг, неожиданно, спотыкаюсь о рояль.
Это однозначные рояли, как вы понимаете. Но вот если:
3 кадр: Иду я, значит, по пустыне и вдруг слышу какой-то шум. Он приближается и вдруг из-за бархана вылетает мотоцикл.
4 кадр: Иду я, значит, по лесу и вдруг замечаю какое-то светлое пятно далеко впереди. Гадаю, что это такое, а когда подхожу вплотную, то с удивлением понимаю, что это рояль среди кустов.
А вот здесь уже совершенно не "рояль". Потому как формой подачи материала автор подготовил читателя и абсурдного "вдруг из-за угла" не происходит.
Вывод - рояли всего лишь нужно уметь преподнести и тогда они перестают быть роялями. Но конечно глубина и детализация обоснований для каждого конкретного рояля будет своя и должна быть прямо пропорциональна величине влияния на сюжет и обратно пропорциональна логической близости рояля и окружения. Т.е. обосновать калаш в мусорной куче легко - если дело происходит в постапокалипсисе и очень трудно, если вокруг подводные города русалок.
Это всё.
Отредактировано Отшельник (02-12-2011 09:47:54)