Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Литературная кухня » Рояли и прочие клавишные инструменты


Рояли и прочие клавишные инструменты

Сообщений 21 страница 30 из 70

21

Предлагаю не путать рояль в кустах с заранее заданным условием/допущением. К примеру, магия в фентези и межзвездные перелеты в космоопере - это не рояль, это изначальное базовое условие на которое опирается вся конструкция. Потому как если убрать магию и сверхсвет, то фентези и космоопера превращаются в рыцарский роман и технотриллер соответственно, т.е. коренным образом изменится жанр.

А вот рояль - это абсурдный элемент, стоящий в одном ряду с богом из машины. Только бог из машины - это такой литературный прием, когда автор вводит некий фактор, совершенно не вытекающий из логики предыдущего повествования и который разрешает безнадежно запутанную ситуацию. А рояль в кустах - это такой литературный прием, когда автор вводит некий фактор, совершенно не вытекающий из логики предыдущего повествования и который усложняет сюжетную ситуацию.

Под усложнением подразумевается некое увеличение вариативности, например зажали героя в тупике - нет у него вариантов, а тут бац, он находит в куче мусора заряженный калаш и у него (и у сюжета) сразу появляется масса вариантов. Вот это - рояль.

Еще могу привести такую иллюстрацию, помогающую корректно идентифицировать рояль.
1 кадр: Иду я, значит, по пустыне и тут вдруг, неожиданно, из-за угла вылетает мотоцикл.
2 кадр: Иду я, значит, по лесу и тут вдруг, неожиданно, спотыкаюсь о рояль.
Это однозначные рояли, как вы понимаете. Но вот если:
3 кадр: Иду я, значит, по пустыне и вдруг слышу какой-то шум. Он приближается и вдруг из-за бархана вылетает мотоцикл.
4 кадр: Иду я, значит, по лесу и вдруг замечаю какое-то светлое пятно далеко впереди. Гадаю, что это такое, а когда подхожу вплотную, то с удивлением понимаю, что это рояль среди кустов.

А вот здесь уже совершенно не "рояль". Потому как формой подачи материала автор подготовил читателя и абсурдного "вдруг из-за угла" не происходит.

Вывод - рояли всего лишь нужно уметь преподнести и тогда они перестают быть роялями. Но конечно глубина и детализация обоснований для каждого конкретного рояля будет своя и должна быть прямо пропорциональна величине влияния на сюжет и обратно пропорциональна логической близости рояля и окружения. Т.е. обосновать калаш в мусорной куче легко - если дело происходит в постапокалипсисе и очень трудно, если вокруг подводные города русалок.

Это всё. :)

Отредактировано Отшельник (02-12-2011 09:47:54)

+8

22

Орлов Гай написал(а):

В любой книге, априори, есть хоть один рояль.Исключение - мемуары.

Да ну? Мемуары вообще должны продаваться исключительно в разделе "Фантастика", за редчайшим исключением. И если автор (или "автор", если вспомнить штампованные поделки "от имени" различных деятелей советского производства), например, скрывает подлинные мотивы/причины события, или пишет не так, как было, а как хотелось бы - то вылезают тааакие вокально-инструментальные ансамбли, что только держись.
Вон, в теме тов. Barr'а всплыл мемуар, в котором фигурировал "мессер" со сдвижным фонарём - летучий рояль, потому как с настоящим самолётом описанные дальше события произойти не могли в принципе  :dontknow:

Орлов Гай написал(а):

там хоть один интересный, небывший в реальности факт.

Это, простите, называется "фантдопущение", со струнными ударными инструментами общего не имеет...

Отшельник написал(а):

К примеру, магия в фентези и межзвездные перелеты в космоопере - это не рояль, это изначальное базовое условие на которое опирается вся конструкция. Потому как если убрать магию и сверхсвет, то фентези и космоопера превращаются в рыцарский роман и технотриллер соответственно, т.е. коренным образом изменится жанр.

Вотиманно! © Хрюн Моржов

Отшельник, жаль, нельзя больше одного плюса ставить.
Собственно, на Вашем сообщении тему можно считать исчерпанной :)

Отредактировано Wild Cat (02-12-2011 11:38:41)

+1

23

Отшельник написал(а):

А вот рояль - это абсурдный элемент, стоящий в одном ряду с богом из машины. Только бог из машины - это такой литературный прием, когда автор вводит некий фактор, совершенно не вытекающий из логики предыдущего повествования и который разрешает безнадежно запутанную ситуацию. А рояль в кустах - это такой литературный прием, когда автор вводит некий фактор, совершенно не вытекающий из логики предыдущего повествования и который усложняет сюжетную ситуацию.

Отшельник написал(а):

Вывод - рояли всего лишь нужно уметь преподнести и тогда они перестают быть роялями.

Вопрос ещё и в том, насколько сильно нарушается логика предыдущего повествования. Иногда рояли остаются роялями, даже когда автор на их обоснование тратит чуть ли не половину
обьёма произведения.(Пример: Названия и автора не запомнил, постапокалипсис у гг фамилия Маляренко. Как автор не старался обосновать, но грандиозная посылка из прошлого
так и осталась роялем)
Так же рояли бывают не только материальными, но и, например, психологическими. Например, когда гг - ветеран многочисленных войн, прошедший огонь и воду, руки по локоть в
крови и вдруг начинает рефлексировать и оставляет в живых злейшего врага исключительно для того, чтобы тот продолжал делать ему пакости и автор мог увеличить объём
произведения (или продолжить серию). Встречается не так уж и редко. 

Кстати интересный вывод напрашивается. Чтобы автора не обвинили в "роялизме", произведение следует писать так, чтобы в нём не просматривалось вообще никакой внуренней
логики. :blush:

0

24

Wild Cat написал(а):

Это, простите, называется "фантдопущение", со струнными ударными инструментами общего не имеет...

К сожалению, нет чёткого разделения между этими понятиями. Возьмём "Шерлока Холмса" так там сплошные рояли, в самом класическом понимании. В принципе, это относится почти ко всем классическим детективам, можно вспомнить и некоторые произведения форумчан. А книги всё равно хорошие. Значит использовать рояли допустимо. Главное, чтобы они были однотипные.

Wild Cat написал(а):

Мемуары вообще должны продаваться исключительно в разделе "Фантастика", за редчайшим исключением.

Если есть название "мемуары" сие не значит, что это мемуары и есть.

Борода написал(а):

Иногда рояли остаются роялями, даже когда автор на их обоснование тратит чуть ли не половину
обьёма произведения.

А вот это зависит от таланта автора. ИМХО любой рояль можно обосновать.

0

25

Н-209
Предупреждение за невнимательность при прочтении (в части упоминаний пиратских ресурсов) Правил форума.

0

26

Эрдан, но и то и другое в равной степени является авторским произволом.

0

27

Князь Милослав написал(а):

Эрдан, но и то и другое в равной степени является авторским произволом.

ППКС. И вполне укладывается в мир, созданный автором.

0

28

Отшельник написал(а):

Только бог из машины - это такой литературный прием, когда автор вводит некий фактор, совершенно не вытекающий из логики предыдущего повествования и который разрешает безнадежно запутанную ситуацию. А рояль в кустах - это такой литературный прием, когда автор вводит некий фактор, совершенно не вытекающий из логики предыдущего повествования и который усложняет сюжетную ситуацию.

Для начала я предложил бы ответить на такой вопрос: а «Война миров» Герберта Уэллса – является ли роялем? И насколько?
Сопоставление роялей и  «деуса из машины», ПМСМ, представляется излишним и нарушает принцип Оккама. Греки не знали столь сложной конструкции струнных инструментов, и изобрели свой вариант. Соответственно, любые попытки сравнить это и рояль представляют обсуждение старого и нового инструмента, так сказать – античный и модерновый вариант. Априори считается, что античный – значит, отличный.
Тогда и ответ на риторический вопрос в начале был бы таким: поскольку Уэллс есть классика жанра, античный-каноничный весь такой, то и роялем быть не может. Так сказать, по определению. Найдите человека, не знающего имени Герберта (найдутся такие, тысячи их сегодня!), заставьте прочитать – и задумайтесь над их незамутненной классической литературой  оценкой.
Альтернативой роялям в родной среде обитания (на бумаге) являются их непримиримые враги – заклепки, а не деусы машинные.  Чтобы от них избавиться, я предлагаю иное сравнение. С другим «Роялем», который в не столь отдаленные времена внутрь потребляли, как и литературу, впрочем.  С «благородной» водярой я его различал только по крепости, но не по вкусу (ну не люблю, не люблю).  В чем сила, «Рояль»?  В  концентрации! Бил по мозгам «Рояль» в родной концентрации поээффективнее всех (как бы намекая на  эффектно-эффективный литературный прием). В жизни проблема  потребления «Рояля» сводилась к простейшему критерию – нравится или нет. Так и в данном споре о роялях литературных.
По контексту – рояль есть  слово нехорошее, бяка и бука, изначально используется в негативно-уничижительном тоне.  Истребить! Однако – требуется провести границу, дать определение. Сделали. Надо заметить, точное, полное и качественное, без иронии (за что автору спасибо и, естественно, +!). А упростить?
Если говорить о музыке, то независимо от места расположения – рояль будет роялем. И звучать он будет в кустах неплохо. Вопрос не в рояле, а кто на нем играет. Нравится нам исполнение или нет. Вот это – главное. А дать определение нравится/не нравится – не выйдет.   
Таким образом, спор о рояле/нерояле я бы решил так. Использование этого мема представляет собой ярлык, который обозначает негативное отношение говорящего и навешивается в соответствии с личным мнением. И никакой иной смысловой нагрузки не несет. Основной критерий для навешивания  –  известен из знаменитого анекдота о бракованных воздушных шариках – радует или не радует (а вовсе не  нравится/нет). Сугубо субъективный критерий. Радует – нерояль, наоборот - вот он, музыкальный наш! 
Так что в драке мышей и лягушек заклепок и роялей в любом случае лейтмотивом окажется взаимоотношения Демиурга-автора и Читателя. Поскольку ярлыки вешает второй, то и результат вроде очевиден. Но если первый силен – то и ярлык не клеится.

0

29

По моему мнению Рояль появляется из комбинации маловероятных событий на одном отрезке времени.
Скажем, герой садится на поезд и попадает в параллельный мир. Это случайность, но случайность сюжетообразующая. Нам показывают как раз тот случай "один из миллиона".
Затем, в параллельном мире, герой внезапно сталкивается со своим старым приятелем, попавшим в тот мир несколькими месяцами ранее. Тоесть должна совпасть крайне малая вероятность, что из миллионов людей в иной мир попадет именно приятель ГГ, и такая же вероятность, что ГГ случайно с ним столкнется. Тоесть - сочетание двух, практически невероятных событий. Это уже рояль.
Или другой пример. ГГ преследуют злодеи на черном вертолете. Внезапно вертолет взрывается.
Если это сверхмогучая организация, тайно управляющая миром, то взрыв вертолета крайне маловероятен.
А если это очень старый вертолет наркобарона, и машину ремонтируюют его в гараже неграмотные негры, под кайфом, вероятность взрыва многократно увеличивается.
Короче - чем больше маловероятных событий появляется в одном отрезке сюжета, тем рояльней он.
Талант же автора - не злоупотреблять невероятными событиями. И показывать их читателю, как вероятные.

+1

30

Станислав написал(а):

То есть - сочетание двух, практически невероятных событий.

При всем уважении, не согласен. В реальной жизни я на своей шкуре имел удовольствие столкнуться с сочетанием цепочки вот таких принципиально невероятных событий, так что - может быть это. Оффтопить не буду:  естественной средой литературных роялей является литература, а не РИ.
Я все же считаю, что "рояльность" определяется не столько автором, сколько читателем. Насколько совпадает его эстетически-эйфорические ощущения с ожиданиями. Как по мозгам ударило. "Рояль" делает это просто, быстро и без выкрутасов, водка - медленнее, за счет разбавления водой, ну а коньяк - для эстетов. Вино - ну там вообще букет ценить надо... И заметьте - у каждого почитатели есть. Любитель побыстрее предпочитает "Рояль" (рояль)  - он эффектнее, проще в употреблении. Предложите ему вино (качественную литературу) - он будет фыркать, орать - динамики не хватает, конец немного предсказуем и прочее.

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Литературная кухня » Рояли и прочие клавишные инструменты