Повтор абзаца.
Спасибо!
В ВИХРЕ ВРЕМЕН |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Ольги Тониной » Война в рассказах и фактах-2
Повтор абзаца.
Спасибо!
Начало Небольшого рассказа в жанре попаданцев:
Шведская Полтава
Ольга Тонина. Александр Афанасьев.
Шведская Полтава или трёхногий конь Третьего Рейха.
«Купила норна коника,
А коник без пяти ног,
Какая дура норна та
Абырг, абырг, абырг.»
Из песни «Песец Одину и прочим арийцам» о.у. Пучкова и Сергея Шнуркова, 2011 (С)
Предисловие от авторов и издательства.
Василий Нилович Черкасов 1-й (в 1904 году — 3-й) родился 17 апреля 1878 года в Нижнем Новгороде в семье флотского офицера. В 1897 году он одиннадцатым по списку окончил Морской корпус, получив премию имени вице-адмирала Назимова (190 рублей), затем в 1901 году — Артиллерийский офицерский класс, и 6 декабря был произведен в лейтенанты. В. Н. Черкасов плавал на балтийских кораблях: броненосце береговой обороны «Адмирал Ушаков» (1898 г.), крейсерах «Герцог Эдинбургский» (1898–1900 гг.) и «Минин» (1900 г.). В период службы артиллерийским офицером эскадренного броненосца «Пересвет» (1901–1903 гг.) он совместно с лейтенантом М. М. Римским-Корсаковым составил секретное «Наставление командирам батарей, групп и плутонгов» своего корабля (Наставление командирам батарей, групп и плутонгов эскадренного броненосца «Пересвет». Составлено артиллерийскими офицерами броненосца лейтенантами М. Римским-Корсаковым и В. Черкасовым. Порт-Артур, 1903.). Эта работа оценивается специалистами как наиболее полное и обстоятельное на то время руководство по организации боевых стрельб и артиллерийской части эскадренного броненосца. К началу русско-японской войны Василий Нилович являлся уже артиллерийским офицером 1-го разряда и старшим артиллеристом броненосца «Севастополь», на котором участвовал в бою с японской эскадрой 27 января 1904 г. 10 апреля он был переведен на аналогичную должность на «Пересвет» и исполнял ее вплоть до гибели корабля 27 ноября, после чего заведовал изготовлением снарядов на Тигровом полуострове. Во время сражения в Желтом море 28 июля легко отравлен газами. За участие в русско-японской войне Черкасов был награжден орденами Св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом (14 марта 1904 г.), Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом (12 декабря 1905 г.), Св. Станислава 2-й ст. с мечами (7 августа 1906 г.) и золотой саблей с надписью «За храбрость» (12 декабря 1905 г.).
Отказавшись после сдачи Порт-Артура идти в японский плен, В. Н. Черкасов вернулся в европейскую Россию. После шестимесячного отпуска он стал старшим артиллеристом учебного судна «Рында» в отряде Морского корпуса. Вскоре в числе молодых перспективных офицеров Василий Нилович был назначен в только что созданный Морской Генеральный штаб (МГШ), где служил с 1906 по 1912 гг., с четырехмесячным перерывом на исполнение обязанностей старшего офицера учебного корабля «Император Александр II» (1909 г.). Последней должностью Черкасова в штабе стал пост начальника Оперативной части, который он, правда, занимал всего около месяца. Одновременно, в 1906–1912 гг., лейтенант читал курсы «Тактическая часть артиллерии», «Элементарная морская тактика» в Артиллерийском офицерском классе и Николаевской морской академии. За этот период он опубликовал несколько статей в «Морском сборнике», написал ряд фундаментальных учебных пособий по тактике, стратегии и боевым средствам флота (Черкасов В. 1-й. 1) При каких обстоятельствах броненосец может быть потоплен артиллерийским огнем? // Морской сборник. 1905. № 7. С. 123–131; 2) О военно-морском образовании морских офицеров // Морской сборник. 1906. № 1. С. 93–101; 3) Об эскадренном бое // Морской сборник. 1908. № 3. С. 13–35; 4) Боевые строи и маневрирование // Морской сборник. 1908. № 7. С. 27–49; 5) Боевая меткость и факторы, управляющие дистанцией в бою // Сборник докладов С.-Петербургского военно-морского кружка за 1908–1909 гг. СПб., 1909. Т. 3; 6) Записки по морской тактике. Основы морской стратегии. СПб., 1906; 7) Записки по курсу «Тактическая часть артиллерии». Ч. 1. Боевые средства флота. Курс ... 1906–1907 гг. СПб., 1907; Ч. 2. Элементарная и прикладная тактика. Курс ... 1908–1909 гг. СПб., 1909; 8) Записки по морской тактике. Боевая деятельность флота. СПб., 1909; 9) Записки по курсу «Элементарная морская тактика». Свойства оружия. <СПб.>, 1910; и др. Работа В. Н. Черкасова «Элементарная и прикладная тактика» упомянута в книге В. Д. Доценко, однако автор ошибочно приписал ее брату Василия Ниловича — Петру (Доценко В. Д. История моего собрания. СПб., 1998. С. 101–102).). Вскоре после создания в Петербурге Военно-морского кружка, организаторами которого были А. Н. Щеглов, А. В. Колчак, В. К. Пилкин, Н. Н. Кутейников, А. Д. Бубнов и другие известные офицеры, В. Н. Черкасов стал его казначеем. В мае 1911 г. бывший сотрудник МГШ капитан 2-го ранга А. А. Макалинский писал А. В. Колчаку: «Вы не удивляйтесь Василию Нилычу, — я сам раньше удивлялся, как он все успевает делать то, что делает; а ведь даже находит время и в гостях побывать, и в театре нередко. Но потом я понял, что Черкасов — особая натура, чрезвычайно уравновешенная и чуждая всяких порывов. С этой стороны он не человек, а механизм, точно установленный и хорошо направленный и заведенный. Он очень, очень полезный человек» ( РГАВМФ. Ф. И. Оп. 1. Д. 55. Л. 20.)
Сразу после производства в капитаны 2-го ранга, последовавшего 25 марта 1912 г., В. Н. Черкасов стал старшим офицером недавно вступившего в строй на Черном море линейного корабля «Иоанн Златоуст». В 1913 г. он был назначен флагманским артиллерийским офицером штаба командующего Морскими силами Черного моря и, по совместительству с 14 октября, командиром строившегося новейшего эсминца «Гневный». В годы Первой мировой войны Василий Нилович вместе со своим кораблем неоднократно участвовал в боевых походах и «за отличия в боях против неприятеля» 25 мая 1915 г. был произведен в капитаны 1-го ранга.
Эсминец «Гневный» был спущен на воду 18.10.1913 года, в начале июня 1914 года, после завершения швартовочных испытаний, перешел из Николаева в Севастополь для окончательной достройки и приемных испытаний. 11.10.1914, «Гневный» принят в состав 1-го дивизиона Минной бригады ЧФ. 16.10.1914, вышел в 1-й боевой поход для перехвата и уничтожения кораблей противника. До конца года – совершил 7 боевых походов к берегам Турции для обстрела побережья Угольного района, уничтожения турецких судов и выполнения минных постановок. В 1915 году совершил 23 боевых похода в составе 1-го дивизиона Минной бригады, уничтожил более 90 парусных и паровых судов.
Эсминец имел боевые столкновения с турецкими легкими крейсерами «Бреслау» и «Гамадие». 30.05.1915, при обстреле турецкого побережья у Зунгулдака (вместе с эсминцем «Дерзкий») «Гневный» получил 2 попадания 105-мм снарядами с крейсера «Бреслау», были повреждены паропроводы котельной установки; до конца августа - в ремонте в Севастополе. Сентябрь-декабрь, 1915 года - совершил 4 боевых похода. 25.05.1915, Василий Нилович произведен в капитаны 1 ранга за отличия в делах против неприятелей.
За торпедную атаку на крейсер «Бреслау», проведенную у Босфора в ночь на 29 мая 1915 г., его наградили орденом Св. Владимира 3-й ст. с мечами и бантом (27 июля 1915 г.), за другие отличия — орденами Св. Анны 2-й ст. с мечами и Св. Владимира 3-й ст. с мечами. После пребывания в январе — марте 1916 г. на посту командующего 2-м дивизионом эсминцев Черноморского флота Черкасов 22 марта получил назначение командовать линкором «Чесма» — выкупленным у японцев броненосцем «Полтава». Приняв корабль во Владивостоке в апреле 1916 г., Василий Нилович перевел его на Средиземное море и далее на Русский Север…
Из воспоминаний командира линейного корабля «Чесма» капитана 1 ранга Черкасова Василия Ниловича.
Глава 1. Историческая и техническая справка.
Своё повествование я, пожалуй, начну со скучнейшей для большинства читателей исторической справки о корабле, которым я командовал.
Итак, линейный корабль «Чесма» (бывшая «Полтава»).
Броненосцы типа «Полтава» (их было построено три - «Полтава», «Петропавловск», (погибший вместе с адмиралом Степаном Осиповичем Макаровым), и «Севастополь») строились по двадцатилетней судостроительной программе, принятой в 1881 году. Первоначально корабли (за исключением черноморских) строились не против какого-то конкретного противника; лишь позднее, в 1898 году, после приобретения Россией территорий и концессий в Маньчжурии и Китае, была принята специальная программа «для нужд Дальнего Востока». Однако уже при разработке технического задания учитывалась возможность перевода новых броненосцев на Тихий океан, хотя их главным противником считался германский флот. Связано это было с подписанием покойным Александром Третьим союзного договора с Францией. Договор этот был направлен против Германии.
В качестве прототипа был выбран броненосец «Император Николай I» как обладавший достаточной мореходностью и дальностью плавания. За счёт увеличения водоизмещения удалось не только увеличить дальность плавания, но и установить на корме вторую башню с двумя 305-мм орудиями: подобная схема расположения главного калибра уже давно стала стандартом практически во всех флотах, но в русском флоте ей соответствовали только «Наварин» и «Двенадцать Апостолов». Средний калибр, представленный на прототипе было решено заменить на восемь 203-мм орудий в четырёх барбетных установках на верхней палубе: ибо как показала практика, из располагавшихся ближе к воде батарейных пушек, особенно расположенных в носу, можно было стрелять только в тихую погоду - в остальных же случаях из заливало водой. Противоминная батарея включала десять 47-мм и восемь 37-мм орудий (последние располагались на марсе), а также шесть торпедных аппаратов калибра 381 мм и 30 сфероконических мин заграждения. Бронезащита должна была состоять из полного пояса по ватерлинии толщиной до 406 мм, а также башен главного калибра и барбетных установок для 203-мм пушек. Силовую установку проектировали по образцу черноморского «Георгия Победоносца». Проектная скорость достигала 17 уз.
Несколько позже концепцию бронирования пересмотрели. Оконечности лишились бронепояса, который защищал лишь среднюю часть корабля и замыкался с носа и кормы броневыми траверзами. Над главным поясом теперь возвышался более тонкий верхний, а оконечности защищала лишь карапасная бронепалуба. Барбетные установки среднего калибра заменили на полноценные башни. Принятие на вооружение в 1892 г. скорострельных пушек Канэ внесло коррективы в состав вооружения: вместо восьми 203-мм 35-калиберных орудий было решено установить дюжину намного более лёгких шестидюймовок с длиной ствола 45 калибров: восемь в башнях, а ещё четыре — в небронированной батарее между ними. Наконец, в 1893 г. решили вместо 35-калиберных 305-мм орудий использовать новые 40-калиберные.
Заложен корабль был 7 мая 1892 года в присутствии Его Императорского Величества Александра III, наследника престола цесаревича Николая Александровича и управляющего Морским ведомством великого князя Алексея Александровича в новом эллинге Нового Адмиралтейства одновременно с двумя своими систершипами, а также с «Сисоем Великим». Спуск на воду состоялся 25 октября 1894 года, однако достройка надолго затянулась и корабль вступил в строй только в 1899 году. На следующий год ушел на Дальний Восток. Вместе с однотипными «Севастополем» и «Петропавловском» участвовал в обороне Порт-Артура. 22 ноября 1904 года потоплен в Западном бассейне. Уже летом 1905 года японцы подняли корабль и в 1908 году ввели его в строй как броненосец береговой обороны 1-го класса «Танго». В начале 1916 года был продан России и 21 марта пришел во Владивосток, где через день японцы передали его русским морякам. Занесен в списки флота 24 марта как линейный корабль «Чесма» (25 марта 1916 года зачислен в Черноморский флот с включением в состав Отдельного отряда судов особого назначения).
На конец 1916 года корабль обладал следующими характеристиками: Водоизмещение 12 500 тонн. Наибольшая длина 114,3 метра, ширина 21,3 метра. осадка при нормальном водоизмещении 8,6 метров. Энергетическая установка — две паровые машины тройного расширения, изготовленные лондонской фирмой «Хэмфрис Теннант и Ко», и 14 цилиндрических котлов (кроме того, два вспомогательных), построенных в 1894 году на том же заводе. Скорость хода в 1917 году не превышала 15 узлов. При нормальном запасе угля 950 тонн корабль мог пройти полным ходом 1600, а экономическим (10 узлов при восьми котлах) — 2500 миль. Диаметр циркуляции на полном ходу — 3 кабельтовых.
Бронирование (броня Круппа): главный броневой пояс до 368 мм, траверзы — 203 и 229 мм, 305-мм башни и барбеты — 254мм, 152-мм башни— 127 мм, палуба— 52—76 мм, рубка — 229 мм. Экипаж по штату состоял из 28 офицеров, 15 кондукторов и 780 нижних чинов.
Кто-то спросит: «А зачем нужны такие многочисленные подробности?». Подробности эти нужны для понимания того, что на момент лета 1916 года линейный корабль «Чесма» был далеко не новым кораблем, и сильно устаревшим и технически и морально. Особенно на фоне дредноутов и сверхдредноутов. Несколько эскадренных броненосцев, конечно же могли выдержать бой с дредноутом или линейным крейсером, что наглядно было продемонстрировано на Черном море в бою у мыса Сарыч, но это было достигнуто многолетней тренировкой экипажей кораблей. При встрече с дредноутом один на один шансов у «Чесмы» не было.
Именно поэтому, окончив с рассказом о материальной части я перейду к повествованию.
Информация к размышлению. Агент Гюрза. Константинополь 1914 год.
Человек с внешностью француза по одежде, и левантийца по чертам лица, сидевший в Кафе «Ясмин» в это июльское утро 1914 года, прочитав передовицу сегодняшней «Джумхуриет», не громко выругался по-немецки и хлопнул ладонью затянутой в перчатку по столику так, что чуть опрокинулся кувшинчик со сливками. Кинув подбежавшему официанту несколько лир, нервный посетитель вышел из кафе и затерялся в узких улочках Галаты.
«Из сообщения агента Янычар: Доношу тебе о мудрейший из отважных, что объект Гюрза, выйдя из кафе «Ясмин» по своему гяурскому невежеству, так заплутал в кварталах великого Стамбула, что скрылся из моего вида, о чем нижайше докладываю…»
Через несколько часов, представитель швейцарской фирмы Лонжин, называемый почему то в турецкой разведке Гюрзой, превратился в греческого торговца оливковым маслом, плывущем на пакеботе на родину. Для штабс-капитана Российского Генерального штаба, Владимира Глебовского, Великая война началась с выстрелами в Сараево, и много еще этих выстрелов ожидалось впереди, по обе стороны от мушки. А фразу произнесенную в сердцах в Стамбуле, он еще не раз повторял про себя в разные годы и в разных странах– «Опять англичанка нагадила».
Отредактировано Ольга (10-08-2012 22:51:46)
Глава 2. На Дальнем Востоке.
В 1915 году англичане и французы начали Дарданельскую операцию, пытаясь овладеть одним из черноморских проливов. По их мнению, это позволило решить бы сразу несколько задач: во-первых, заставило бы Германию, являющуюся союзницей Турции, перебросить часть сил с Западного фронта для поддержки турецкой армии; во-вторых, что вытекало из во-первых, это в свою очередь ослабляло германскую армию на западе, и повышало шансы Англии и Франции на успех в предстоящей кампании. В-третьих, этим же одновременно оказывалось давление на Россию, которой, несмотря на её неудачи в текущей войне намекали на необходимость продолжения в ней участия. Обещанные черноморские проливы, из-за которых наша империя ввязалась в схватку, могли ускользнуть и стать собственностью союзников. Именно поэтому Российская империя посчитала необходимым обеспечить присутствие в составе союзной эскадры своих кораблей, однако взять их на тот момент было неоткуда. Кроме того, в связи невозможностью перевозок грузов через черноморские проливы и Балтийское море огромное значение приобрели перевозки войск и грузов между Российской империей и её союзниками через северные порты Архангельск и Романов-на-Мурмане. К сожалению, говоря о переброске войск, я имел ввиду русские войска, перебрасываемые во Францию. Французы, развязав войну с Германией, и втянув в неё Россию, после первых же потерь в 1914 году утратили весь свой воинственный пыл и число дезертиров и уклонистов во Франции значительно превысило число «пуалю». Нехватку войск Франция решила за счёт России, уговорив нашего Государя перебросить экспедиционный корпус во Францию. Разумеется, сразу же после переброски во французской прессе была организована кампания, суть которой сводилась к ненавязчивой пропаганде идеи о том, что жизнь французского солдата бесценна, так как каждый «пуалю» является утончённым эстетом и образованным романтиком. Одновременно намекалось, что лучше класть на алтарь победы жизни русских солдат, ибо все они по своей сути неграмотные и невежественные крестьяне.
Наша же пресса и наши политики в ответ на такие заявления только мило улыбались и согласно кивали головой. Позорище! Я конечно же понимаю, что половина наших Великих князей никогда не бывала в России и не знает русского языка, но чтобы так откровенно вытирать ноги о свою Отчизну! И ради кого? Ради тех, кто косвенно и не так явно способствовал нашему поражению в войне с Японией? Что-то странное происходит в нашей России. Мы воюем за интересы Франции. Воюем на деньги, которые Франция ссужает нам под проценты. Даже идиоту становится ясно, что «морковка» в виде черноморских проливов в итоге будет отдана Франции за долги. Или того хуже Англии. Кстати и те и другие задолго до «Севастопольской побудки» «проспали» «Гебен», что привело вступлению Турции в войну и тому, что военные первозки стали производиться через Дальний Восток или север. Соответственно, для защиты северных коммуникаций тоже потребовались корабли, ибо там появились немецкие подводные лодки и немецкие корабли. Однако корабли, даже старые, взять было неоткуда. Единственной страной, согласившейся продать старые корабли, была Япония. Причем речь шла о наших, русских кораблях, доставшихся ей в качестве трофеев в русско-японской войне 1904-1905 годов. Японцы согласились отдать за пятнадцать с половиной миллионов рублей миллионов рублей золотом лишь три выведенных из состава активного флота корабля: «Танго», «Сагами» (бывший «Пересвет») и «Сою» (бывший «Варяг»), прибывшие во Владивосток 21 марта 1916 года. Последние два получили свои первоначальные названия и зачислены в класс крейсеров, а «Танго» переименовали в «Чесму» и «назначили» линейным кораблем. Прежнее имя «Полтава» уже носил один из дредноутов на Балтике. Разумеется ни у Англии, ни тем более у Франции, не нашлось даже устаревших кораблей. В 1915 г. было приобретено шесть норвежских траулеров. Позже было куплено еще пять траулеров в Испании, шесть аргентинских траулеров, два норвежских китобоя и, наконец, три американских траулера. И при этом мы были обязаны умереть за Францию и во имя её интересов.
Командиром «Чесмы» назначили меня. Лично Командующий Морскими Силами Черного моря адмирал Эбергард Андрей Августович. Указание, точнее вызов к командующему, застал меня в весьма пикантной ситуации. Что называется со спущенными штанами. Причем в прямом смысле. В этот момент я находился в известном салоне мадам Коко «Золотой якорь». Причём в процессе непосмредствееного общения с одной из её очаровательных сотрудниц- симпатичной и пышно-бёдрой шатенкой Жизель Хамакада. По официальной версии она проходила, как коренная парижанка, приехавшая в Россию, подвигнуть русских мужчин на войну во имя Франции. По неофициальной – это была чукотская княжна с примесью крови последнего польского короля Понятовского, проданная дядюшкой-евреем своему племяннику-зухеру за долги. Какая всё же стать у этой чукотской мадам Жизель! Действительно княжна! И ни какой польской крови! А какие у неё восхитетельные ножки, затянутые в ажурные чулочки!
Конечно же, я предстал перед Андреем Августовичем вовремя. С полным соблюдением формы одежды… но вот его посыльный….Ну да ладно - своему предстоящему назначению я противиться не стал. Всё-таки эсминцы – это не моё! Поэтому я с радостью променял свой дивизион на командование знакомым мне броненосцем.
Экипаж укомплектовали моряками Черноморского флота, а сам корабль по традиции зачислили в число гвардейских в честь одноимённого линейного корабля – участника Синопского сражения. Из трёх купленных у Японии трофеев сформировали Отдельный отряд судов особого назначения, командовать которым назначили контр-адмирала Анатолия Ивановича Бестужева-Рюмина (флаг на «Пересвете»).
Вспоминаю наше прибытие во Владивосток. Сплоченность офицеров моей «Чесмы» бросилась в глаза и поразила всех обитателей Владивостока. Ещё до убытия, в Петрограде, мне удалось взять трех гардемарин: Яковлева с «Гневного», Анина и Панова со второго дивизиона. Яковлев и Анин выдержали экзамен и на днях будут мичманами. Все остальные офицеры без изменения.
Командой своей в массе я был очень доволен. Лучших людей дали «Златоуст», «Евстафий». «Пантелеймон» и «Три Святителя». Похуже я получил с «Императрицы Марии» и самых скверных — с «Императрицы Екатерины». Такая характеристика особенно бросалась в глаза, пока люди ходили в старых ленточках (в пути во Владивосток а потом на ремонтных работах). Несмотря на свободную продажу спиртных напитков с примесями и без оных, команда гуляла хорошо и практически без происшествий, пьяных было один-два на двести – двести пятьдесят человек гуляющих.
Что касается до наших нижних чинов, то, естественно, жизнь в вышеописанных условиях и тесной связи с мастеровыми не могла повлиять на улучшение дисциплины. Во Владивостоке на них пришлось временно смотреть как на мастеровых и лишь теперь, по окончании работ, вновь приняться за их обучение и воспитание. Впрочем, чего греха таить, наша дисциплина тоже немножко пошатнулась. И ладно бы мы посещали китайские, где работают японки, так нет же – потянуло в европейские. И не потому, что всем так нравятся польки, а потому, что мы привыкли к европейкам. Разумеется польские девки работали на кайзера. Но где тот Вильгельм Второй и где Владивосток? Тем более, что эскадра графа Шпее давно лежит на дне, утопленная англичанами. Но шпионская сеть-то осталась! Вот и работают польские шляхтенки за мифическое обещание Великой Польши «от можа и до можа».
Но видимо мы сильно выделялись среди окружающих, и нас встретили очень неприязненно. Через 18 часов по прибытии эшелона в 600 человек после двадцати трёх дней пути, хотя команда в город не увольнялась, командующий флотилией сделал смотр и в своей речи очень неодобрительно отозвался о прибывших, указав, что команда «Чесмы» безобразно ведет себя на улице и прочая, после чего последовал приказ по флотилии того же содержания. Как потом оказалось, флаг-капитан штаба командующего флотилией встретил ночью трёх матросов на улице с Георгиевской ленточкой, по-видимому самовольно отлучившихся за ворота, что вполне возможно, так как в экипаже никакого надсмотра не было.
Словно этого было мало, начался период преследования моей команды чинами полиции и какой-то сорганизовавшейся шайкой штатских, вооруженных резиновыми жгутами. Эта шайка нападала на «желтолицых» (так называли матросов с моей «Чесмы» и «Варяга» за Георгиевские ленточки на бескозырках), затем приходила полиция, где выдерживала более суток, причем по команде доносилось, что арестованные учинили буйство, но на корабль ничего не давалось знать. Узнав, что в городе распушен слух, что чесменская команда буйствует, я тогда сразу же произвел расследование и донес по команде, после чего буйства прекратились.
Подозреваю, что с нас просто вымогали деньги, но влезать в жизнь этой провинции мне не хотелось. Конечно же, можно было договориться. Но ради чего? Все мы наивно надеялись, что вот-вот выйдем в море. Увы, но всё обстояло совершенно не так.
Осмотрев принимаемый корабль с боевой точки зрения, я быстро убедился, что хотя внешний лоск и наведен, но боевая часть его в невероятно запущенном виде. Как бывший артиллерийский офицер однотипного с «Чесмой» «Севастополя» я подробнее остановлюсь на том, что мне более всего знакомо – на состоянии артиллерии вверенного мне корабля.
Двенадцатидюймовые башни остались наши старые. Их механизмы и гидравлика в очень запущенном виде и требуют полного ремонта. Переделаны только прицельные устройства, причем поставили два прицела Виккерса: оптические трубы хорошо, но механизмы с большими мертвыми ходами. Орудия заменены новыми, завода Курэ, с японскими затворами. Орудия сильно расстреляны, как показано в прилагаемых формулярах. Скорость подачи столь медленна, что желательно переделать заряжание, изменив несколько зарядники, и установить пост горизонтальной наводки.
Ручной подачи нет. Компрессоры текут и аккумуляторы плохо держат воздух, но за исключением этого недостатка все в них исправно.
Шестидюймовые башни, по словам японцев, взяты с броненосца «Орел», причем в них внесены следующие изменения: комендорские рубки на крыше заделаны и для прицелов по сторонам орудий сделаны новые отверстия; прицелы установлены Виккерса; патронные питатели норий переделаны под короткие японские гильзы. Механизмы в общем в удовлетворительном состоянии, хотя и требуют ремонта. Необходимо лишь переделать питатели под наш патрон. Кроме того для ускорения подачи желательно переделать горизонтальную норию по образцу таковой в шестидюймовых башнях крейсера «Кагул» и линкора «Слава», применяясь к средствам порта. Прицельные устройства системы Армстронга расхлябались и не позволяют использовать наибольшие углы возвышения, почему их желательно переделать и отремонтировать. Компрессора требуют переборки. Шестидюймовые бортовые установки старого типа, но на них нет моторов горизонтального наведения, почему наводка очень медленная и трудная. Механизмы вертикального наведения не имеют стопоров Беккера и муфт трения. Шестерни и червяки в них сильно изношены, почему имеются большие мертвые ходы. Вообще установка для современной артиллерии непригодна. Наводка на них раздельная. Прицелы системы Виккерса. Шестидюймовые орудия старые — заводов: Обуховского, Пермского и Шнейдера, сделаны на них лишь новые ударники японской системы; на орудиях много мелких наружных повреждений от осколков снарядов. Каналы сильно изношены, особенно у двух пушек Шнейдера. Все требует ремонта.
75-мм орудия русские без оптических прицелов, на станках Меллсра, очень расстреляны.
Приборов управления огнем нет. Телефоны для управления огнем имеются лишь в 12 башнях, и те требуют ремонта. Переговорные трубы сами по себе хороши, но расположены неудовлетворительно для применения нашего управления огнем. Подача шестидюймовых батарейных орудий переделана. Подача удовлетворительна.
Погреба все заново обшиты деревом и стеллажи переделаны под японские патроны и снаряды. Вентиляция старая, требующая ремонта.
И в таком состоянии не только артиллерия - механизмы также были в ужасном состоянии, всё расхлябано, подшипники задраны, более восьми узлов идти не рекомендовалось.
Составив план работ и учтя грандиозный вид Владивостокского порта, мы наивно полагали, что если энергично приняться за работу, то в две-три недели приведём корабль во вполне боеспособное состояние. Увы - мы не учли одного обстоятельства - мы попали в глубокий тыл. На общем заседании командующий флотилией вице-адмирал фон Шульц Михаил Федорович заявил, что средства порта ничтожны, но и эти силы уступлены Отряду быть не могут, так как нужды Сибирской флотилии должны быть поставлены на первом месте и работа на Отряде, а равно и отпуск материалов от порта не должны идти в ущерб интересам флотилии. Сказав это, командующий флотилией покинул заседание. Слова эти с быстротой распространения всякой пикантной сплетни в провинциальной глуши достигли всех портовых служащих в тот же день. Портовые чиновники, содержатели, мастера, указатели и прочая, с коими мы сговорились уже о работах и приемках, поняв, что сила не на нашей стороне, стали относиться к нам нагло, последствием чего было несколько историй, дошедших до командующего флотилией с указанием, что офицеры «Чесмы» «очень уж гордые». В историях тогда разобрались, но дело от этого лучше не пошло.
Меду тем, местные газеты сообщили, что в апреле 1916 года германское боевое соединение, состоявшее из крейсеров и эсминцев, вновь атаковало прибрежные города Ярмут и Лоустофт. Хотя порты этих городов и представляют некоторую военную ценность, на мой взгляд, основной задачей этого рейда считалось выманивание британских кораблей охранения для их последующего уничтожения боевым соединением, либо Флотом открытого моря, стоявшим наготове в этом регионе. Результат набега, если верить газетам, был неоднозначным: присутствовавшие силы королевского флота были слишком малы для отражения вторжения и предполагаемой погони, и немецкие корабли отступили, прежде чем там появились крупные соединения Гранд-Флита. Подозреваю, что местные газеты эту статью перепечатали неслучайно, а в поддержку слов Командующего Сибирской флотилии. Дескать, мы уйдём, а им тут жить и подвергаться угрозе атаки с моря. Кого и чего? Вопрос без ответа, но в итоге мы никак не можем завершить ремонт из-за того, что по своей сути то, что происходит во Владивостоке можно назвать скрытым саботажем.
Полный отказ, мотивированный речью командующего флотилией, получался отовсюду. На приведение «Чесмы» в боеспособное состояние порт уделил лишь 22 человека мастеровых, кои временами отправлялись на ремонт землечерпательных пароходов и проч. Было отпущено шесть парусников, шесть плотников, один медник, четыре слесаря и четыре клепальщика. При этих условиях, конечно, ничего сделать было невозможно. Мы начали изыскивать способы обойтись без порта. Прежде всего, всех нижних чинов, знающих хоть какое-нибудь мастерство, назначили мастеровыми, а не знающих — к ним подручными. Затем начали подлизываться к портовым указателям, чтобы они пускали наших матросов к пустующим станкам, когда те не заняты работами по флотилии, что удалось. Войдя с указателями в хорошие отношения, удалось часть работ передать им, с тем, что когда работа будет выполнена, наряд будет представлен на утверждение.
Затем в городе устроили полную мобилизацию всех частных мастерских и заводов, кои под наблюдением посылаемых туда машинистов и комендоров выполнили блестяще все работы. К работам на корабле пришлось допустить китайцев, корейцев и японцев от частных мастерских. Все наладилось, и мы около середины мая уже собирались уходить, но откуда-то узнали, что некоторые работы идут в ущерб интересам флотилии. Тогда последовало приказание срочно, в две недели, приготовить к плаванию пароход «Батарея», для чего снять с Отряда до 3 июня всех мастеровых.
Это приказание совпало с посадкой «Пересвета» на мель 10 мая когда «Чесме» пришлось стоять в бухте Патрокл. Сделать ничего не удалось, и до 3 июня у меня не было ни одного мастерового. Пришлось еще усилить судовые средства и произвести вторичную мобилизацию мастерских вплоть до часовых дел мастеров известной национальности.
Отказы мы получали во всем решительно. Уголь грузили с одной баржи, переводя ее с борта на борт, для погрузки снарядов сами из хлама строили тележки н прицепляли их к поездам, шедшим в минный городок, погрузка боевого запаса вследствие этого длилась 6 недель!!! (два поезда в сутки, по три вагонетки, по шесть снарядов на вагонетку). Чтобы переменить место на рейде, приходилось верповаться, а баржи буксировать гребными шлюпками. Какое-то странное исключение представляла механическая мастерская, охотно исполнявшая все наряды не только механические, но и артиллерийские. Но начальник ее лейтенант Куровский не понравился, и его вскоре назначили механиком на миноносец. К счастью, это случилось тогда, когда работы по механической части были закончены, а застряли лишь наиболее важные по артиллерии, которые поручить частным заводам было нельзя, а лейтенант Куровский брался выполнить. Несмотря на столь тяжелые условия, благодаря энергии всех офицеров и матросов, корабль удалось привести в блестящее в боевом отношении состояние.
Разумеется, из-за длительного стояния в глубоком тылу не обошлось и без некоторых эксцессов. Старший лейтенант Эммануил Иязекилевич Фитингоф-3-й оказался в весьма пикантной и щекотливой ситуации, но по счастью жениться ему не пришлось, и он договорился с барышней о рождении обычного ублюдка, которого обещал поддерживать материально.
Но всё когда-то имеет свойство заканчиваться. Несмотря на саботаж, чинимый во Владивостоке, 30 мая «Чесма» вышла в море на пробу машин и артиллерии. На первом же походе при необученной команде развил 15,5 узла, что дало уверенность, что ход 16,5 узла будет достигнут. Машины и котлы в порядке и работают прекрасно. По трюмной системе пришлось произвести громадную работу: установить отсутствовавшую систему затопления бортовых отсеков, дабы иметь возможность управлять трюмами, отремонтировать наново весь трюмный трубопровод и все трюмные механизмы.
Наибольшая работа пришлась на долю артиллерии. Все те недостатки, показанные в акте, и описанные мною ранее, конечно же за исключением расстрела пушек, приведены в полный порядок и устранены. Путем переделки зарядника, изменения способа заряжания, установки третьего прицела и среднего поста горизонтальной наводки удалось увеличить скорость стрельбы двенадцатидюймовых орудий с 4,5 минут до 1 минуты, т. е. в 4,5 раза.
Шестидюймовые башенные пушки были переделаны, как на «Кагуле». Переделаны прицелы. С бортовыми установками ничего сделать не удалось, их просто нужно заменить центральными. 75-мм сданы за негодностью, вместо них установили 76-мм — 4 с «Варяга» и 4 с «Пересвета». Установлены приборы управления огнем, телефоны и переговорные трубы. Англо-японские 305-мм снаряды весили 386 кг против 331 кг у наших, русских, применявшихся в русско-японскую войну. Кроме того, они содержали значительно больший процент взрывчатого вещества. Правда, последнее признали слишком опасным для перехода через тропики, и снаряды мы закупили без «начинки», в качестве которой уже во Владивостоке залили тол (по 45 кг); установили и более надёжные русские взрыватели. С японским порохом дальность стрельбы при угле возвышения 15° составила 71 каб. Переход на русский порох позволил бы поднять её до 78—83, но этого делать не стали. Полный боезапас составлял 320 выстрелов. К 152-мм пушками (только башенным) приняли 1600 русских снарядов образца 1907 года. Дальность стрельбы ими при угле возвышения 20° составляла 63 каб, скорострельность достигала 6 выстр./мин. Экипаж включал 28 офицеров, 15 кондукторов и 780 прочих чинов, то есть примерно на 150 человек больше, чем во время русско-японской войны, хотя количество малокалиберной артиллерии и торпедных аппаратов сократилось.
Главные данные моей «Чесмы» были следующие: водоизмещение при 25,5 футах 10 000 т. Действительная осадка 28,5 фута, 12 000 т. Ход — 16,5 узла. 14 котлов цилиндрических. Запас угля — 947 т. Район действия при 10 узлах — 2850 миль, при 12 — 2250, при 14—1850, при 16—1550.
За всеми этими работами прошел март, апрель, май и половина июня, а мы все стояли во Владивостоке - можете себе представить, во что превратились наши нервы. С театра военных действий, где все живет минутой, попасть в глубокий тыл, где время никак не считается, — это сильнейшее нервное потрясение. Разумеется, что такое стояние привело в итоге к крупной неприятности. Неприятель-то не дремлет и ведет войну всевозможными способами, чему способствует вышеописанная мной обстановка глубокого тыла.
Началось с того, что на корабле матросом найдена была прокламация немецкого происхождения о бесполезности войны и что немцы нам не враги. На другой день писарь штаба принес целую пачку этих прокламаций, но, показав первую матросу, тотчас был представлен по команде. Выброшенная им пачка прокламаций тоже была найдена. На третий день обнаружилось, что несколько матросов по подговору какого-то главаря (штатского), трех штатских и двух беглых матросов с «Варяга» решили взорвать «Чесму». Тотчас дело было расследовано и виновные в числе четырех (три электрика и один писарь) были отправлены на гауптвахту со всей литературой, а жандармам, по-видимому, удалось напасть на след германского агента. Это потом стало модным всё списывать на всяких там эсеров, большевиков и анархистов. Но суть дела то от этого не меняется! Ведь если речь идёт о карбонариях, то ни один из них, не станет уничтожать своих товарищей по партии на корабле! Здесь же была попытка совершить диверсию, которая ни коим образом не связана с революционным движением. Уничтожение военного корабля. Всё!
Еще раньше пришлось мне описать одного машинного унтер-офицера и одного телеграфиста такого же направления, причем из переписки была установлена их общая связь. Они обеспечили себе также побег в Америку. Проповедь их в команде отзвука не нашла, благодаря чему и удалось сразу ликвидировать все дело. Выяснилось, между прочим, что все четверо с «Екатерины», а последние два с «Императрицы Марии» и «Памяти Меркурия». Это обстоятельство указывает на необходимость в пути быть крайне осмотрительными и ожидать всевозможных ловушек. Особенно по причине того, что мы столь долго пребывали в глубоком тылу. Мирная жизнь во время войны очень расслабляет. Расслабляет, несмотря на то, что я пытался нагрузить команду, вверенного мне корабля, работами. То, что и на моем корабле появились ростки революционной агитации, говорит в пользу слов Степана Осиповича Макарова «В море – значит дома!». Жизнь корабля и команды связана с морем. Море не прощает слабых и самонадеянных, но… нельзя быть всё время сильным! В море это необходимо, но на берегу или на бочке команда перегорает. Человек ждёт испытаний со стихией, а их нет. Ждёт, а их нет. И тут появляется стихия. Но не природная, а революционная. И этот человек кидается в неё с головой, ибо он устал ждать испытаний. Небезызвестный мятеж на броненосце «Потёмкин» произошел именно по этой причине. Если бы броненосец вместе со флотом направили бы на захват черноморских проливов… Что меня и смущает в прошедшей войне с Японией. К захвату проливов Россия готовиться уже почти тридцать лет. Специально построенные черноморские броненосцы, специальный арсенал, специальный корпус, ежегодные учения… и что? Вместо броска на Босфор - борьба за лесозаготовки в какой-то там Корее и Манчжурии. Где разум? В нашей кают-компании уже неоднократно проигрывали вариант - вместо Дальнего Востока эскадра наносит удар по Дарданеллам, а Черноморский флот по Босфору. А потом сообща две эскадры отбивают атаки Средиземноморского флота нагличан. Всё! К чему эта война? Зачем была война с Японией? Вопросы без ответов.
Но несмотря на только что описанный случай, я все же считаю свою команду превосходной и как только уйдем из этой дыры, так быстро вернем ей слегка утраченный воинский вид. Связь между офицерами и командой наблюдается полная.
В количественном отношении, вследствие увеличения табели комплектации с 600 до 780 человек и списания большого количества больных, преимущественно вовсе уволенных от службы, команды исключительно «Марии» и «Екатерины», мне было дано свыше 200 чел. молодых матросов Сибирского экипажа. Люди эти быстро всосались в команду и сплотились с общим духом корабля.
Информация к размышлению. Агент Гюрза. Галлиполи, август 1915 года.
С 1908 года я натыкаюсь на призрак «квадратного облака». Первый раз это случилось после Тунгусского феномена, когда двое свидетелей подтвердили что видели серые квадратные облака меняющие скорость и высоту как живые существа. Второй раз мне показал это облако агент, не далеко от секретной лаборатории Теслы в Лонг Айленде. И вот Галлиполи…
Информация пришла от Мари. Звали ей Маргарета Зелле и она была уникальной женщиной и уникальной разведчицей, я так и не понял на кого она работает, кроме себя. Года назад, я попал благодаря ей в идиотскую ситуацию. Военный агент сообщил о месте встречи, где мне должны были передать некий пакет, отдельно граф Игнатьев предупредил, что за курьером судя по всему будут следить люди полковника Вальтера Николаи, ну и на последок, улыбнувшись в усы полковник дополнил, что курьер - женщина.
Встреча произошла полностью штатно, Мари передала мне пакет, как и было условлено в провинциальном кабачке, а когда я вышел проследить, как она идет к автомобилю, её попытались похитить. Германских агентов было аж пятеро, но для меня это было слишком просто. За ремнем сзади у меня был «наган», но до него дело не дошло. Двух «браунингов» подвешенных на резинках в рукавах хватило с лихвой, тем более что одного из нападавших Мари успокоила шляпной булавкой.
А утром на конспиративной квартире она меня огорошила, сказав, что её пытались похитить не немцы, а британцы. И не успел я набрать воздуха что бы отреагировать на этот камуфлет, как она своим мелодичным с легкой хрипотцой голосом добавила, что британцы будут уверены , что на них напали проклятые лягушатники из Дзьем бюро.
После этого случая, Мари посчитала, что мне обязана и периодически снабжала меня информацией, либо по моим запросам, либо спорадически, но всегда к месту и вовремя. Сегодняшняя информация выходила за все реальные пределы, но, тем не менее, была близка к истине. По данным Мари, есть секретное соглашение, между Теслой и Германцами, о том, что если Тесла поможет им сокрушить Антанту, то славянские области Австро-Венгрии, получат после войны полную независимость, гарантируемую германскими штыками. Тесла создал вместе с Цеппелином, некие гигантские дирижабли, вооруженные страшным секретным оружием и практически не уязвимые. Эти воздушные монстры могли летать без экипажей и управлялись с земли. То, что Галлиполийский десант оказался под угрозой, было само собой не очень хорошо, но тут в Дарданеллах появился российский крейсер «Аскольд» и в случае удара «серой эскадры» (так в секретных документах Германского генштаба назывались дирижабли Теслы) по кораблям союзников, мог пострадать и «Аскольд», а этого допустить было нельзя. К счастью у меня была «личина» интендантского майора из Берлина и как проверяющий снабжение немецких офицеров, я стал для присутствующих там германцев ближе родного брата, особенно когда выяснил, что офицерам присылают на одну бутылку коньяку меньше чем положено. И когда я стал распределять среди «земляков» коньяк и сигары, входившие в «легенду», один из них бывший в мундире аги-гауптмана, вызвался проводить меня к своему подразделению, дабы и оно оказалось в диапазоне моих благ. Вызвался он конечно не совсем по своей воле, не зря я в свое время, год провел в Лхассе и кое какие навыки там получил.
Короче так я и попал в бункер Команды Z. Место было конечно жутковатое, множество странных приборов, треск электрических зарядов, зеленоватые экраны синематографа размером с почтовою открытку. Именно увидев изображения на экранах, я понял что опоздал, три «квадратных облака» собирали свою кровавую жатву, судя по каскам, в мясорубку Теслы попали британцы. Я быстро опустил со лба на глаза автомобильные очки, достал из карманов мундира по горсти ампул и резко сжал их и веером рассыпал по помещению (тампоны пропитанные антидотом, предусмотрительно были размещены у меня в носу). Остальное было делом техники, подобрав Бергман выпавший из рук дежурного унтера (его пришлось успокоить раньше чем начал действовать газ), я методично стал расстреливать аппаратуру. Монстры «серой эскадры» лишились управления и стали подниматься ввысь, теряясь среди обычных облаков. Найдя в небольшом арсенале ящик динамита, я возблагодарил хозяйственность Германцев (ибо бикфордов шнур тоже был в наличии) и, оставив последний привет, покинул зловещий бункер.
Было жестоким конечно даже по военным меркам, такое решение проблемы, но эти несчастные были и так обречены, как сообщила Мари, им всем была сделана под видом прививки инъекция медленно действовавшего яда, и в Рейх никто их них не должен был вернуться, по крайней мере, живым. А газа я видимо и сам чуток хватанул, перед глазами почему-то замаячил стальной борт явно военного корабля с надписью «Чесма».
Отредактировано Ольга (10-08-2012 22:53:35)
Жду гаек, табуреток и заклепок....
Ольга по-моему 66 и 67 сообщения дублируют друг друга.
Ольга по-моему 66 и 67 сообщения дублируют друг друга.
Спасибо. Действительно дублируют, поэтому снесла...
Откуда взялись двенадцать башен, "лишь в которых есть телефоны для управления огнем"? Первоначально на корабле было шесть башен.
Первоначально на корабле было шесть башен.
Спасибо. Согласна - опечатка.
то касается до наших нижних чинов, то, естественно, жизнь в вышеописанных условиях и тесной связи с мастеровыми не могла повлиять на улучшение дисциплины. Во Владивостоке на них пришлось временно смотреть как на мастеровых и лишь теперь, по окончании работ, вновь приняться за их обучение и воспитание. ?????Впрочем, чего греха таить, наша дисциплина тоже немножко пошатнулась. И ладно бы мы посещали китайские, где работают японки, так нет же – потянуло в европейские.
Где то здесь должен быть переход, про сорта борделей, и подчинённость персонала
Глава 3. В Средиземном море.
19 июня, вместе с «Варягом», «Чесма» наконец, отправилась в поход («Пересвет» после аварии на камнях находился в ремонте). Проходя в сутки около 250 миль, наши корабли упражнялись в артиллерийской стрельбе и совместном маневрировании. В Гонконге (26.06-7.07), Сингапуре (13-18.07), Коломбо (25.07 — 4.08), порту Виктория на Сейшельских островах (11 — 21.08) мы пополняли запасы угля, воды и провизии, проводили работы, которые не успели закончить во Владивостоке. После прихода в Аден 27 августа корабли перекрасили в защитный цвет и мы перешли на несение службы по боевому расписанию.
6 сентября мы пришли в Порт-Саид, где разделились. Моя «Чесма» пошла в Александрию, чтобы присоединиться к Средиземноморскому флоту союзников, действовавшему в Эгейском море и поддерживающему операции Салоникского фронта.
В Александрии мы пробыли недолго. Там нам рассказали подробности так называемой «битвы при Вазза». Ещё в декабре 1914 года в Египет прибыли солдаты экспедиционных сил из Новой Зеландии и Австралии. Одним из излюбленных ими мест отдыха был каирский бордель Ваз эль Биркет, известный как «Вазза». В апреле 1915 года, в Страстную пятницу, незадолго до отправки в Галлиполи войска взбунтовались и захватили этот самый бордель. Бунт был подавлен силами английской морской пехоты, а бунтовщики в итоге приняли участие в Дарданельской операции и были высажены на Галлиполийском плацдарме. Но все эти пикантные рассказы, как мне кажется, должны были подсластить весьма горькую пилюлю – цена на уголь в Средиземном море была в несколько раз выше, чем в Индийском океане. Цена эта была установлена англичанами ещё в 1914 году. Воспользовавшись безраздельным господством своего и французского флотов на Средиземном море, они фактически монополизировали всю морскую торговлю и взвинтили цены на все перевозимые морем товары в несколько раз. Выгода была двойная – во-первых, прибыль в чистом виде, во-вторых, с помощью такого ненавязчивого шага, Британская Империя фактически провела скрытую блокаду Италии, которая колебалась, не решаясь вступить в Мировую войну. Италия продержалась почти полгода, подорвала свою экономику и была вынуждена вступить в войну на стороне Антанты. Такая вот «вельтполитик». Только вот цены после этого всё равно не снизили! И пускай мы и союзники – платить за английский уголь приходится русским золотом. Как говориться – «дружба дружбой, а табачок врозь».
Ожидание команды, что нам, так же, как и крейсеру «Аскольд», удастся поучаствовать в борьбе против береговых турецких батарей, не оправдались. Нам была уготовлена другая, менее героическая планида. (Нужно кстати заметить, что за время участия в Дарданельской операции, крейсер «Аскольд» выпустил снарядов гораздо больше, чем за всю войну с Японией).
С началом Мировой войны, Греция провозгласила нейтралитет. Несмотря на это, в октябре 1914 года, греческие войска вторглись в Албанию и оккупировали Северный Эпир. Однако уже в 1915 году, в Албании высадились итальянские войска. Вскоре греческие войска были вынуждены покинуть ранее занятые территории, из-за возможных конфликтов с итальянцами.
Главным сторонником вступления в войну на стороне Антанты в Греции был премьер-министр Элефтериос Венизелос. Он делал все возможное, чтобы Греция вступила в войну против Центральных держав. В 1913 году между Сербией и Грецией был заключен договор о взаимной помощи, обязывающий прийти на помощь Сербии в случае нападения на неё. На этот договор ссылался Венизелос. Однако король Греции Константин I, симпатизировал Германии, поскольку был шурином германского императора, обучался в Германии и не желал вступать в войну на стороне Антанты. Король и противники Венизелоса, заявляли, что сербско-греческий договор не действителен, в этих условиях Венизелос был отправлен в отставку в октябре 1915 года. Подобная политическая борьба обернулась Национальным расколом для Греции.
В это время Антанта делала все, чтобы втянуть Грецию в войну на своей стороне. В октябре 1915 года в Салониках, высадились 150 000 англо-французских солдат. Затем 6 июля 1916 Антанта объявила блокаду Греции и потребовала окончательной демобилизации греческой армии, в которой имели большое влияние прогерманские настроения. Греческая армия могла угрожать тылу и сообщениям Салоникского фронта. Два раза, в октябре и в декабре, державы Антанты потребовали от греческого правительства сдачи греческого флота, подчинения контролю Антанты важнейших государственных учреждений. Эти требования также были приняты. Антанта сделалась фактическим хозяином положения в Греции.
В начале октября Антанта захватила флот формально нейтральной Греции, в которой были довольно сильны прогерманские настроения. Под давлением Антанты, в октябре 1916 года Венизелос вновь стал премьер-министром. Моя «Чесма» играла в этой операции незначительную роль; её присутствие диктовалось исключительно политическими, но никак не военными соображениями. От нас потребовали некоторое количество сухопутных патрулей, обеспечивающих порядок в Пирее. По сути мы выполняли полицейские функции. И уже не первый раз в истории – в конце 19-го века русские корабли, так же, совместно с английскими и французскими, участвовали в подавлении греческого восстания на острове Крит. Операцию возглавил командующий французским Средиземноморским флотом адмирал Дартиж. В его распоряжении, кроме флагманского дредноута «Прованс», имелось 4 французских, 1 английский броненосец, моя «Чесма», 3 французских, 2 английских и 1 итальянский крейсер, 2 гидроавианосца, 2 минных заградителя, 3 монитора и 15 эсминцев, не считая мелких судов. Действовал он по прямым указаниям адмирала Фурнье, командующего союзными силами на Ближнем Востоке.
Из Иллюстрированного журнала «Искры», воскресенье 9 октября 1916 года
События в Греции.
«Как и следовало ожидать, вся греческая «трагикомедия» окончилась появлением временного правительства во главе с Венизелесом, а затем строгого ультиматума, который предъявил афинскому правительству французский адмирал Фурнье, командующий морскими союзными силами на Ближнем Востоке. Адмирал потребовал, чтобы броненосцы «Килькис», «Лемнос» и «Аверов» остались на местах их стоянки, находящиеся же на броненосцах орудия, минные аппараты и военное снаряжение должны быть сняты, а экипажи и штабы их доведены до 1/3 нормального состава. Суда легкого флота должны быть отведены в бухту Керацины в том состоянии, в котором в данную минуту находятся. Экипажам предоставлен выбор либо остаться на судах, либо присоединиться к удалившимся товарищам. Далее адмирал потребовал занятия батарей редутов, господствующих над Саламинским рейдом и каналом, а также двух фортов, доминирующих над Пиреем, и разоружения других фортов этой гавани. Офицеры союзных флотов назначены для несения полицейской службы в пиренейском порту в целях обеспечения безопасности союзных армии на Ближнем Востоке. Союзные офицеры также назначены для полицейской службы на греческих железных дорогах. Словом, у афинского правительства взято все, что составляло гордость нации и оставлено только то, что его позорит. Лучшие люди Греции ушли из Афин и с первым греком Венизелесом организовали самостоятельное правительство, избрав местом пребывания остров Мителену с историческим городом Лесбосом. Новое правительство организует самостоятельную армию, которая вместе с союзными войсками станет на защиту прав Греции. Все греки ищут причину укоренившегося зла в Греции и по французской поговорке chercher la femme находят её в сестре кайзера, супруге короля Константина, открыто называя ее «злым гением» Греции. Конечно, это известно не только грекам, а известно каждому мало-мальски знакомому с греческими делами, которыми давно руководят заправилы из Берлина. Но всякому злу бывает конец…»
Довелось побывать вместе с офицерами на греческих кораблях. «Килькис» и «Лемнос» - в прошлом американские броненосцы «Айдахо» и «Миссисиппи», 1908 года постройки, на четыре года старше нашего «Андрея Первозванного», но практически так же сильно вооруженные – помимо 4-х двенадцатидюймовок, восемь восьмидюймовок и 8-178 мм орудий, «Георгий Аверов» - крейсер итальянской постройки типа «Амальфи», чем-то похож на наш балтийский новый «Рюрик», хотя и послабее.
Информация к размышлению. Агент Гюрза. Броненосцы, сентябрь 1916 года
В Греции творилось непонятно что. Король Константин вовсю дружил с императором Вильгельмом, Вензелос держал твердый курс на Антанту. После того как почти год назад в Салониках высадился франко-британский десант, обстановка еще более осложнилась. А разведки всех воюющих держав, просто взбесились в этой ситуации. И одной из наиболее наэлектризованных точек, были два греческих броненосца на Пирейском рейде. С одной стороны они были блокированы эскадрой союзников, но с другой 4-305-мм главного калибра и по восемь 203-мм и 178-мм среднего, это таки серьезные стволы. Плюс предательски пропущенный Антантой в Черное море «Гебен», мог всегда пробежаться от Константинополя для прорыва блокады, а его десять 280 мм. стволов, это было уже совсем серьезно. Владимир раздумывал обо всем этом, ожидая Мари в своем роскошном номере в «Grande Bretagne». Мари как обычно сообщила в объявлении через газету, о важной информации имеющейся для меня у неё. И она как всегда выдала мне буквально клубок проблем, связанных с греческими броненосцами.
Итак, британцы решили вывести из строя главный калибр броненосцев, но по обычному британскому коварству, провести операцию во время дежурства на броненосцах французских комиссаров. А Германская разведка попросту хочет затопить несчастные корабли, но почему-то медлит. Но больше всех отличилась Итальянская разведка… гордые сыны Рима, решили не много, не мало, поднять на кораблях бунт, с вывешиванием итальянских флагов и увести корабли в Италию, как собственность Итальянской короны. Это было настолько бредово, что я сразу поверил. Но вся мозаика сложилась только благодаря последнему квадратику мозаики, выданному Мари. Несчастные итальянцы, не ведая, что творят, работали именно на германскую разведку, ибо история с бунтом и уводом кораблей, имела целью вовсе не Таранто, а даже и совсем Стамбул.
Задача была не простая, но решаемая, причем решаемая чужими руками. У Мари везде были свои люди и стравить между собой четыре спецслужбы, получилось вполне. Больше всех пострадали итальянцы, ибо сначала они попались на заговоре, (причем руководители оного, попались на четырех «медовых ловушках» сразу) потом когда они стали оправдываться, всплыли стоящие за заговором людьми Николаи. На этом фоне британцы и французы, от греха подальше объединили усилия по разоружению греческих броненосцев. А Мари я увидел после этого только двадцать лет спустя, впрочем, в её расстрел в 1917 я по ряду причин не поверил, но это уже совсем другая история.
Мне же лично участие в греческой кампании запомнилось двумя моментами. Во-первых, на «Чесме» и английских кораблях, чуть не вспыхнул бунт из-за французских консервов, которые были поставлены нам союзниками. Консервы были с Мадагаскара. Надпись на банках гласила: «Monkey meat» - «Обезьянье мясо». На этикетках тоже была изображена обезьяна. И хотя французы пытались всех нас уверить, что консервы эти сделаны из обычной тушеной мадагаскарской говядины – никто им не верил. Английское командование сразу же известило своё правительство, и вопрос со снабжением был пересмотрен.
Была ли в этих консервах говяжья или обезьянья тушёнка я не знаю, но это был уже не первый скандал во французской армии, связанный с недостатками снабжения. Такое же казнокрадство и взяточничество как в России. Все стремятся получить военные заказы. Те, кто их раздает – стремиться получить взятки, или осчастливить своих родственников и друзей. Как итог – в войска поступают негодный провиант, негодное обмундирование, негодный лес, да ещё и в недостаточном количестве. Поэтому совершенно не удивлюсь, если это действительно было обезьянье мясо.
Вторым интересным и запомнившимся моментом были французские походно-полевые бордели, сопровождающие войска союзников, высадившиеся в Салониках. Текущая война показала, что утонченные и изнеженные французские солдаты не могут воевать без наличия достаточного комфорта. Для этой цели была создана система полевых борделей, которые сопровождали действующую армию, и располагались в прифронтовой полосе за пределами действия вражеской артиллерии. Бордели делились на две категории: для офицеров и для унтер-офицеров и рядовых. Офицерские бордели обозначались фонарями синего цвета, заведения для нижних чинов – фонарями красного цвета. Провести полчаса с женщиной стоило 15 франков. Проблема контроля за распространением сифилиса и других венерических заболеваний в войсках решалась достаточно цинично – подразделения, где было больше всего больных, как правило, использовали в первой волне наступления, и они несли наибольшие потери. Кстати, на авторство термина «красные фонари» претендуют и американцы и евреи. Первые утверждают, что данный термин был применен в статье «Сентинел» (The Sentinel), в 1894 году в газете, издававшейся в Милуоки. Вторые же утверждают, что в библейской истории о Раав, проститутке из Иерихона, последней помогали шпионы Иисуса Навина, которые пометили её красной веревкой, что спасло ее семью от резни при штурме города. Отсюда, дескать, и пошли красные фонари.
Что же касается самих боевых действий объединенных войск Антанты, состоящих из английских, французских, итальянских, русских, сербских и черногорских частей против некогда наших «братушек-славян»-болгаров, то действия в целом носили переменный характер. На нашей стороне был численный перевес, на стороне болгаров – хорошие позиции и малое плечо снабжения. Наши же войска испытывали недостаток в артиллерии и боеприпасах, что не позволяло выбить болгар из горной местности. Потери обоих сторон можно было бы считать равными, если бы не эпидемия малярии, от которой пострадали почти 80 тысяч человек из сил Антанты (практически четыре дивизии из 18!). В итоге болгарскую армию разгромить не удалось, и война обрела позиционный характер.
Кстати, именно в Греции, пообщавшись с офицерами французского флота и экспедиционного корпуса я понял, что все те публикации в нашей прессе о французах, которые не желают воевать имеют место быть на самом деле и это не домыслы наших газетчиков. Проблема существует. Проблема имеет место быть. Проблема приняла характер национального бедствия, из-за чего разговоры о единстве наций в борьбе против прусской военщины – не более, чем пропагандистский трёп. На самом деле война имеет «расовый» характер и вся тяжесть войны падает лишь на одни нации, принося им лишь горе и бедствие, в то время как другие народы и государства получают лишь неслыханные барыши и почести. Пресловутый вопрос о так называемых «embusques» («амбюске») по поводу которых было пролито столько чернил во французской прессе - краеугольный камень неудач Антанты.
«Еmbusques» - дословно: прячущиеся в кустах» - это люди, уклонившиеся от опасности отбывать воинскую повинность на фронте и сумевшие скрыться от неприятельских пуль и всех тягостей войны где-нибудь в арьергарде, в службе тыла, на тех или других должностях, в военном министерстве, в генеральном штабе, в военных судах, в интендантстве, в рекрутских бюро, наконец, на фабриках и заводах, работающих на армию и так далее. Таких «амбюске», лиц, уклонившихся от обязанности отбывать службу на фронте, одним словом – «учетников», числилось во Франции в конце первого года войны около 500-600 тысяч человек, по другим выкладкам около полутора миллионов.
Этих «героев» было так много, что Клемансо в своей статье от 7 апреля 1915 года уверял, что если бы удалось высадить из уютных нор всех «амбюске» и послать этих молодцов на фронт, победа была бы решена одним вмешательством этой многочисленной армии, ибо на фронте «амбюске» вели себя не хуже других «пуалю». Кто же заполнял ряды этой многочисленной «армии» уклонистов? На этот счет дает отчасти ответ известная, поднявшая в свое время много шума в правой прессе газета «Депеш де Тулуз»: «Пусть мне покажут пуалю, который видел хотя бы одного миллионера или кюре в траншее». Само собой разумеется, что в этом утверждении есть определенная доля преувеличения, но дело не в том, можно ли найти хотя бы одного миллионера в траншее, а в том, что всякий богатый человек, имеющий связи, мог легко уклониться от службы, и таких «патриотов в кустах» оказалось столько, что из них, по словам Клемансо, нетрудно было бы организовать целые армии, которые своим вмешательством могли бы в первый же год войны решить её участь.
Если состоятельных и имеющих находились отдельные личности, не желавшие уклоняться от службы на фронте и жертвовавшие своей жизнью во имя отечества, то таких были единицы. В первый же месяц войны Клемансо при поддержке некоторых других влиятельных журналистов начал свою кампанию против «амбюске», и в конце 1915 года, через полтора года после её начала войны, мы читаем во французских газетах об образовании в некоторых городах Франции лиги против «амбюске» (Ligue contre les embusques) . Несомненно, что образование таких лиг пришлось не по вкусу некоторым государственным деятелям республики, как например бывшему военному министру Мильернану, который просил прессу даже не употреблять термина «embusques», как колеблющего веру в единодушный энтузиазм всего населения, готовность всех классов общества отдать все на алтарь отечества. Однако нужно признать, что все эти лиги ничего не достигли, ибо слишком влиятельные группы населения, наконец, само правительство поддерживали институт «амбюске».
Поэтому, даже в июле 1916 года, можно было прочесть в умеренной газете «Эксельсиор» жалобы депутата Эмиля Бруссэ, что в то время, как в военных бюро при министерстве, генеральном штабе и т.д. сидят здоровые молодые люди в офицерских мундирах, занимающиеся перепиской бумаг и прочими пустяками, престарелые солдаты, только что оправившиеся от ран, пролетарии, крестьяне, не имеющие связей, не имеющие поддержки какого-либо влиятельного чиновника, сенатора или депутата, снова отправляются на фронт, чтобы защищать страну против наследственного врага. «Всегда одни и те же дают себя убивать (жертвуют собой)» - это изречение, сделавшееся во время войны обиходной фразой во Франции, как нельзя лучше характеризует положение, созданное уклонением от опасностей, связанных с пребыванием на фронте, нескольких сот тысяч представителей благородных и влиятельных фамилий.
Многие из противников амбюске объединились в одну Национальную лигу против амбюске (Ligue nationale contre les embusques). Лига выработала устав, выбрала комитет и официально легализовалась. Не следует думать, будто основателями лиги были какие-нибудь социалисты и вообще «потрясатели основ». Председателем лиги был избран генерал де-Гаре, вице-председателями контр-адмирал Дегуйи и президент общества ветеранов армии и флота Санбэф, секретарем полковник – Венсен. Членами-основателями лиги были Рене Думик, Галли, известный реакционный депутат, и многие другие консерваторы и люди умеренного образа мыслей.
Но гладко было на бумаге. К сожалению, многие из участников этой лиги желали попросту успокоить и ввести в заблуждение общественное мнение, создав «фикцию», будто «патриоты» не сидят сложа руки и делают все от них зависящее, лишь бы заставить амбюске уйти на фронт. Громадная армия уклонившихся от действительной военной службы формируется из так называемых «маменьких сынков» (fils a papa), из представителей господствующих классов, из чинов духовенства, ибо во Франции последние не освобождены от воинской повинности. Клемансо в серии своих статей разоблачил все те приемы, к которым прибегают представители влиятельных групп населения, чтобы переложить с себя «налог крови» на народные массы. Молодые, здоровенные, краснощеки католические священники занимаются, словно сестры милосердия уходом за раненными солдатами. Занятие, несомненно благородное. Но дело в том, что эти священники мобилизованы в армию, и они предпочли, вместо того, чтобы идти в опасные для жизни и неудобные траншеи, укрыться в госпиталях от дождя, сырости, немецких пуль и снарядов. Представители «золотой молодёжи», занимавшиеся всегда спортом, отбывавшие в мирное время воинскую повинность и прекрасно владеющие оружием, прибегают к другим приемам. Будучи мобилизованы, они с помощью протекции получают назначение в автомобильную часть и носятся по улицам отдаленных от фронта городов, давя прохожих, в то время, как заправские водители, всю жизнь управлявшие автомобилями, лежат где-нибудь в траншеях. «Маменькины сынки» назначаются обыкновенными писцами к полковникам и генералам, находящимся сейчас вне линии огня, наконец, с помощью всякого рода родственников и других связей, а порой и подложных документов они поступают рабочими на казенные и частные военные заводы приготовляют там снаряды, в то время, как специалисты, с юных лет работавшие на этих заводах, находятся на фронте.
В октябре 1915 года, через 16 месяцев после начала войны, военный обозреватель «Таймс» поставил вопрос: «Почему Франция, имея под ружьем четыре миллиона человек и пользуясь содействием Англии и Бельгии, не может до сих пор изгнать из своей территории полтора миллиона немцев?» Официальный ответ самой «Таймс» и другой прессы был в нехватке артиллерии и снарядов. Но что мешало организовать их производство в требуемом количестве? Поначалу то же, что и в России - первыми были мобилизованы и отправлены на фронт – инженеры и рабочие с военных предприятий. Затем этих специалистов постарались вернуть на военные заводы, но вернули не всех. Кто занял их место? Их место на заводах заняли сотни тысяч всякого рода нотариусов, адвокатов, бухгалтеров, скрипачей, пианистов, содержателей кафе-шантанов, художников-импрессионистов. Депутат Дюрафур в своем докладе парламенту упомянул одно из военных предприятий, где половина персонала была из колбасников, цирюльников, стряпчих и адвокатов. Какого качества оружие могут выпускать такие люди? На этот вопрос Дюрафур дает четкий ответ – истину о качестве оружия выпускаемого «амбюске» можно узнать от сидящих в окопах, если те выживут, защищаясь таким оружием.
11 июня 1915 года военный министр Мильеран, заявил, что им из различных вспомогательных служб при армии, из различных бюро фабрик и заводов отправлено на фронт 650 635 «амбюске» и вопрос «амбюске» окончательно решен. Однако в открытом письме союза механиков от 13 июня того же года было заявлено, что несмотря на принятые меры число «амбюске» составляет примерно две третьих от всего наличного персонала. «Истина заключается в том, что многие фабриканты зачислили на свои фабрики всех своих друзей, родственников, поставщиков, клиентов, своих агентов, служащих. Все эти покровители «амбюске» желают сохранить вдали от опасностей войны тех, кто покинул свой пост и приписался к профессии, которой никогда не занимался». Как результат – большинство военных заводов Франции работают вполовину, а то и в одну треть своей мощности и очень часто производят брак. Брак, который скаредные французы продают за золото своим союзникам – России, Сербии, Черногории.
После завершения действий в Греции против «братушек-православных»-греков, мы, к огромной моей радости и радости всего экипажа, были направлены в состав флотилии Северного Ледовитого океана: на наш прорыв в Чёрное море или на Балтику никаких шансов не было, хотя отдельные горячие головы в кают-компании спорили на эту тему, и даже разрабатывали свои планы.
Флот Австро-Венгрии за всё время пребывания «Чесмы» на Средиземном море никоим образом себя не проявил – прятался в своих базах в Адриатическом море.
Да, совершенно забыл упомянуть историю про так называемый Норфолкский полк.
Отредактировано Ольга (10-08-2012 22:50:09)
Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Ольги Тониной » Война в рассказах и фактах-2