Вспоминает военно-морской атташе России в Японии капитан 2 ранга Н.Воскресенский:
Все планы – сражений, кампаний, войны, живут до первого выстрела. Кто это заметил первым? Кто придумал эту цитату? Мне кажется, что это не столь важно! А что важно? А то, что Россия, как всегда оказалась не готова к войне. Впрочем, и не только она, но за других отвечать не буду. Хотя… Нет, это пожалуй слишком сложно… Наверное будет правильным исходить из поговорки «каждый кулик хвалит своё болото». В 1913 году или даже раньше во время Балканских войн, стало ясно, что вот-вот и разразится большая война. Стало также ясно, что нашим основным противником будет Германия. А вот дальше… Под «своим болотом» я понимал Владивосток и Сибирскую флотилию. На тот момент в ней было 2 условно крупных корабля – крейсер «Аскольд» водоизмещением в 6000 тонн с копейками и крейсер «Жемчуг» в 3000 тонн. Против крейсерской эскадры (Kreuzergeschwade) под командованием фон Шпее – на полчаса боя.
Чтобы как-то уравнять силы, было принято решение построить два новых бронепалубных крейсера для Сибирской флотилии – «Муравьев-Амурский» и «Адмирал Невельской». Готовясь к войне с Германией на Тихом океане, крейсера заказали… в Германии. Кто автор сей «гениальной идеи» до сих пор неизвестно, однако этот «гений» успел освоить откаты от фирмы «Шихау», а флот кайзера получил два совершенно новых бронепалубных крейсера с паровыми турбинами, 5 000 тонн водоизмещением и скоростью в 27,5 узлов. Получил совершенно бесплатно. А мы… Я не знаю, что творилось там, в Севастополе, во время «побудки», произведенной «Гебеном», но у нас во Владивостоке почти полгода прожили в тихой панике! Вначале ждали эскадру германцев под командованием Шпее, затем по приказу свыше самые крупные наши единицы «Аскольд» и «Жемчуг» были привлечены для охоты за «Эмденом»….
«Жемчуг» под командованием капитана 2 ранга барона Черкасова пришел в Пенанг 26 октября. Обычно в гавани находился британский крейсер. Чтобы иметь возможность отразить атаку со стороны моря, он становился на два якоря поперек пролива. Это давало возможность действовать орудиями всего борта. Черкасову, порекомендовали принять те же меры предосторожности Так барон и поступил. Но на рассвете 28 октября крейсер развернуло течением так, что лишь 2 – 120-мм орудия были направлены на вход в порт. Из 4 более мелких кораблей (все были французские) миноносец «Муске» патрулировал в море, миноносец «Пистолет» стоял на рейде в часовой готовности, миноносец «Фронде» и канонерка «Д'Ибервиль» стояли среди торговых судов с холодными котлами.
«Пенанговская побудка» состоялась в 5.30. Командира «Д'Ибервиля» поднял «оглушительный взрыв, напоминающий раскат грома, за которым почти немедленно последовала ожесточенная перестрелка. Выбежав на палубу, я увидел «Жемчуг», окутанный облаком желтого дыма. Справа от него появился неясный силуэт четырехтрубного корабля, входящего на якорную стоянку. Моим первым впечатлением было, что «Жемчуг» открыл огонь по кораблю союзников. Поэтому я приказал спустить шлюпки, чтобы помочь жертвам необъяснимой ошибки. Тем временем неизвестный крейсер закончил разворот в сторону моря, и мы увидели, что первая труба фальшивая. Одновременно мы крикнули: «Это «Эмден»!» – и бросились по боевым постам».
Но ни «Д'Ибервиль», ни «Фронде» совсем не стремились привлечь к себе вражеский огонь. Они предоставили это «Пистолету», который снялся с якоря через час после первого залпа «Эмдена».
Германский крейсер подошёл к Пенангу на скорости 20 узлов, имея 4 трубы. Четвертая была сколочена из дерева и парусины, чтобы походить на английский крейсер. Катер, патрулировавший вход в гавань, был обманут именно таким образом и позволил «Эмдену» пройти беспрепятственно. Утренний туман скрыл крейсер от брандвахтенного миноносца «Муске». Когда германец вошёл на рейд, солнце поднялось из-за горизонта и ослепило наблюдателей и сигнальщиков в бухте. Германцы же наоборот увидели множество торговых судов и серый силуэт, являющийся «Жемчугом». «Эмден» сблизился с нашим крейсером на 5 кабельтов. На борту «Жемчуга» к стыду чести Андреевского флага все спали. «Эмден» поднял германский флаг, и выпустил торпеду в левую раковину нашего крейсера. От попадания торпеды затопило машинное отделение. Экипаж проснулся и стал бегать по палубе или прыгать за борт. Им никто не руководил, по этому «Эмден» вёл беглый огонь с очень близкой дистанции, и превратил «Жемчуг» в пылающие руины. Однако «Жемчуг» не тонул, более того с него произвели три орудийных выстрела по германцу. В ответ была выпущена вторая торпеда, которая попала в погреба, аккурат под мостиком. Огромное облако черного дыма и белой пены, разных обломков скрыло корабль. Когда оно рассеялось, на виду осталась только верхушка одной из мачт. Крейсер «Жемчуг» потерял 82 человека убитыми и 115 ранеными из экипажа 340 человек. Затем был потоплен миноносец «Муске».
Почему это всё произошло? Как показало проведенное следствие, командир крейсера капитан 2 ранга барон Черкасов съехал на берег для того, чтобы провести время в отеле со своей женой, прибывшей в Пенанг на пассажирском пароходе. У команды крейсера создалось впечатление, что ей, команде, предстоит отдых после похода. Как итог, служба неслась «по-якорному», хотя часть орудий по инициативе старшего артиллериста крейсера, всё же оказалась заряжена. В момент обнаружения «Эмдена» вахтенному офицеру было доложено о появлении трехтрубного, а потом четырехтрубного крейсера. Он только начал одеваться, когда послышались орудийные выстрелы. Бой закончился, не успев начаться. Старший артиллерист «Жемчуга» сумел лично дать 3 выстрела из кормового орудия, но это уже ничего не решало. После возвращения в Россию командир крейсера и старший помощник были преданы суду и разжалованы в матросы. Но ситуации это не меняло – потопленный крейсер нечем было заменить! Более того, «Аскольд» убыл в Средиземное море! В Сибирской флотилии не осталось крупных кораблей. Было два десятка уже далеко не новых угольных миноносцев от 500 до 250 тонн водоизмещением и систершип героического «Корейца» - канонерская лодка «Манджур», построенная в 1887 году – 27 лет назад!
Разумеется, такая ситуация активизировала переговоры о выкупе кораблей, попавших в руки японцев под Порт-Артуром и Цусимой. Тем более, что из-за блокады черноморских проливов внезапно обозначился совершенно новый театр военных действий – северный. Только за первую военную навигацию в Архангельск прибыло 123 транспортных парохода с военными грузами. Пять транспортов погибло от мин, выставленных немецкими минзагами и вспомогательными крейсерами. Эту важнейшую в стратегическом отношении коммуникацию необходимо было защитить от германского флота. Поэтому в 1914 году перед японцами был поставлен вопрос о возвращении под русские флаги некоторых трофеев времен прошлой войны. Переговоры было поручено провести мне.
Поначалу японское командование соглашалось вернуть только броненосцы береговой обороны, сдавшиеся в плен под Цусимой. Но для обеспечения безопасности Владивостока и Севера требовались более сильные в боевом отношении корабли. Я стал настаивать на продаже «Пересвета», переименованного в «Сагами», «Победы» переименованной в «Суво», и «Ретвизана» переименованного в «Хидзен».
Но Того никак не желал расстаться со своими трофеями. Тоска по ностальгии замучила сурового самурая? Не верю! Торговались мы жестко и отчаянно! Даже привлечение в миссию известных еврейских фамилий мало чем помогло – чертовы самураи стояли на своём, чуть было не доведя сынов Израилевых до ритуального харакири. В конце концов, сошлись на выкупе за 14 миллионов иен двух кораблей – «Пересвета» и «Полтавы». На этом бы и закончилось, но…как цинично заметил в своё время Антон Павлович Чехов: « В час, когда Родине нужны герои, почему-то выясняется, что женщины нарожали преимущественно дураков!». Война с Германией сложилась для России крайне неудачно. Требовались герои. Любые! Как новые, так и старые… Именно поэтому Государь Император самолично добавил к списку кораблей третье имя – «Варяг». Японцы запросили за нестроевой учебный крейсер четыре с половиной миллиона иен выкупа ( почти 3 миллиона 770 тысяч рублей золотом – постройка же «Варяга» стоила 4 миллиона 300 тысяч рублей золотом – то есть было уплачено 88 % от первоначальной стоимости корабля, построенного практически 15 лет назад!). Но это не остановило Николая Второго. России требовались герои…