Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Ольги Тониной » Война в рассказах и фактах-2


Война в рассказах и фактах-2

Сообщений 81 страница 90 из 139

81

Вспоминает военно-морской атташе России в Японии капитан 2 ранга Н.Воскресенский:

Все планы – сражений, кампаний, войны, живут до первого выстрела. Кто это заметил первым? Кто придумал эту цитату? Мне кажется, что это не столь важно! А что важно? А то, что Россия, как всегда оказалась не готова к войне. Впрочем, и не только она, но за других отвечать не буду. Хотя… Нет, это пожалуй слишком сложно… Наверное будет правильным исходить из поговорки «каждый кулик хвалит своё болото». В 1913 году или даже раньше во время Балканских войн, стало ясно, что вот-вот и разразится большая война. Стало также ясно, что нашим основным противником будет Германия. А вот дальше… Под «своим болотом» я понимал Владивосток и Сибирскую флотилию. На тот момент в ней было 2 условно крупных корабля – крейсер «Аскольд» водоизмещением в 6000 тонн с копейками и крейсер «Жемчуг» в 3000 тонн. Против крейсерской эскадры (Kreuzergeschwade) под командованием фон Шпее – на полчаса боя.
Чтобы как-то уравнять силы, было принято решение построить  два новых бронепалубных крейсера для Сибирской флотилии – «Муравьев-Амурский» и «Адмирал Невельской». Готовясь к войне с Германией на Тихом океане, крейсера заказали… в Германии. Кто автор сей «гениальной идеи» до сих пор неизвестно, однако этот «гений» успел освоить откаты от фирмы «Шихау», а флот кайзера получил два совершенно новых бронепалубных крейсера с паровыми турбинами, 5 000 тонн водоизмещением и скоростью в 27,5 узлов. Получил совершенно бесплатно. А мы… Я не знаю, что творилось там, в Севастополе, во время «побудки», произведенной «Гебеном», но у нас во Владивостоке почти полгода прожили в тихой панике! Вначале ждали эскадру германцев под командованием Шпее, затем по приказу свыше самые крупные наши единицы  «Аскольд» и «Жемчуг» были привлечены для охоты за «Эмденом»….
«Жемчуг» под командованием капитана 2 ранга барона Черкасова пришел в Пенанг 26 октября. Обычно в гавани находился британский крейсер. Чтобы иметь возможность отразить атаку со стороны моря, он становился на два якоря поперек пролива. Это давало возможность действовать орудиями всего борта. Черкасову, порекомендовали принять те же меры предосторожности Так барон и поступил. Но на рассвете 28 октября крейсер развернуло течением так, что лишь 2 – 120-мм орудия были направлены на вход в порт. Из 4 более мелких кораблей (все были французские) миноносец «Муске» патрулировал в море, миноносец «Пистолет» стоял на рейде в часовой готовности, миноносец «Фронде» и канонерка «Д'Ибервиль» стояли среди торговых судов с холодными котлами.
«Пенанговская побудка»  состоялась в 5.30. Командира «Д'Ибервиля» поднял «оглушительный взрыв, напоминающий раскат грома, за которым почти немедленно последовала ожесточенная перестрелка. Выбежав на палубу, я увидел «Жемчуг», окутанный облаком желтого дыма. Справа от него появился неясный силуэт четырехтрубного корабля, входящего на якорную стоянку. Моим первым впечатлением было, что «Жемчуг» открыл огонь по кораблю союзников. Поэтому я приказал спустить шлюпки, чтобы помочь жертвам необъяснимой ошибки. Тем временем неизвестный крейсер закончил разворот в сторону моря, и мы увидели, что первая труба фальшивая. Одновременно мы крикнули: «Это «Эмден»!» – и бросились по боевым постам».
Но ни «Д'Ибервиль», ни «Фронде» совсем не стремились привлечь к себе вражеский огонь. Они предоставили это «Пистолету», который снялся с якоря через час после первого залпа «Эмдена».
Германский крейсер подошёл к Пенангу на скорости 20 узлов, имея 4 трубы. Четвертая была сколочена из дерева и парусины, чтобы походить на английский крейсер. Катер, патрулировавший вход в гавань, был обманут именно таким образом и позволил «Эмдену» пройти беспрепятственно. Утренний туман скрыл крейсер от брандвахтенного миноносца «Муске». Когда германец вошёл на рейд, солнце поднялось из-за горизонта и ослепило наблюдателей и сигнальщиков в бухте. Германцы же наоборот увидели множество торговых судов и серый силуэт, являющийся  «Жемчугом». «Эмден» сблизился с нашим крейсером на 5 кабельтов. На борту «Жемчуга» к стыду  чести Андреевского флага  все спали. «Эмден» поднял германский флаг, и выпустил торпеду в левую раковину нашего крейсера. От попадания торпеды затопило машинное отделение. Экипаж проснулся и стал бегать по палубе или прыгать за борт. Им никто не руководил, по этому «Эмден» вёл беглый огонь с очень близкой дистанции, и превратил «Жемчуг» в пылающие руины. Однако «Жемчуг» не тонул, более того с него произвели три орудийных выстрела по германцу. В ответ была выпущена вторая торпеда, которая попала в погреба, аккурат под мостиком. Огромное облако черного дыма и белой пены, разных обломков скрыло корабль. Когда оно рассеялось, на виду осталась только верхушка одной из мачт. Крейсер «Жемчуг» потерял 82 человека убитыми и 115 ранеными из экипажа 340 человек. Затем был потоплен миноносец «Муске».
Почему это всё произошло?  Как показало проведенное следствие, командир крейсера капитан 2 ранга барон Черкасов съехал на берег для того, чтобы провести время в отеле со своей женой, прибывшей в Пенанг на пассажирском пароходе. У команды крейсера создалось впечатление, что ей, команде, предстоит отдых после похода. Как итог, служба неслась «по-якорному», хотя часть орудий по инициативе старшего артиллериста крейсера,  всё же оказалась заряжена. В момент обнаружения «Эмдена» вахтенному офицеру было доложено о появлении трехтрубного, а потом четырехтрубного крейсера. Он только начал одеваться, когда послышались орудийные выстрелы. Бой закончился, не успев начаться. Старший артиллерист «Жемчуга» сумел лично дать 3 выстрела из кормового орудия, но это уже ничего не решало. После возвращения в Россию командир крейсера и старший помощник были преданы суду и разжалованы в матросы. Но ситуации это не меняло – потопленный крейсер нечем было заменить! Более того, «Аскольд» убыл в Средиземное море!  В Сибирской флотилии не осталось крупных кораблей. Было два десятка уже далеко не новых угольных миноносцев от 500 до 250 тонн водоизмещением и систершип героического «Корейца» - канонерская лодка «Манджур», построенная в 1887 году – 27 лет назад!
Разумеется, такая ситуация активизировала переговоры о выкупе кораблей, попавших в руки японцев под Порт-Артуром и Цусимой. Тем более, что из-за блокады черноморских проливов внезапно обозначился совершенно новый театр военных действий – северный. Только за первую военную навигацию в Архангельск прибыло 123 транспортных парохода с военными грузами. Пять транспортов погибло от мин, выставленных немецкими минзагами и вспомогательными крейсерами. Эту важнейшую в стратегическом отношении коммуникацию необходимо было защитить от германского флота. Поэтому в 1914 году перед японцами  был поставлен вопрос о возвращении под русские флаги некоторых трофеев времен прошлой войны. Переговоры было поручено провести мне.
Поначалу японское командование соглашалось вернуть только броненосцы береговой обороны, сдавшиеся в плен под Цусимой. Но для обеспечения безопасности Владивостока и Севера требовались более сильные в боевом отношении корабли. Я стал настаивать на продаже «Пересвета», переименованного в «Сагами», «Победы» переименованной в «Суво», и «Ретвизана» переименованного в  «Хидзен».
Но Того никак не желал расстаться со своими трофеями. Тоска по ностальгии замучила сурового самурая? Не верю! Торговались мы жестко и отчаянно! Даже привлечение в миссию известных еврейских фамилий мало чем помогло – чертовы самураи стояли на своём, чуть было не доведя сынов Израилевых до ритуального харакири. В конце концов, сошлись на выкупе за 14 миллионов иен двух кораблей – «Пересвета» и «Полтавы». На этом бы и закончилось, но…как цинично заметил в своё время Антон Павлович Чехов: « В час, когда Родине нужны герои, почему-то выясняется, что женщины нарожали преимущественно дураков!». Война с Германией сложилась для России крайне неудачно. Требовались герои. Любые! Как новые, так и старые… Именно поэтому Государь Император самолично добавил к списку кораблей третье имя – «Варяг». Японцы запросили за нестроевой учебный крейсер четыре с половиной миллиона иен выкупа ( почти  3 миллиона 770 тысяч рублей золотом – постройка же «Варяга» стоила 4 миллиона 300 тысяч рублей золотом – то есть было уплачено 88 % от первоначальной стоимости корабля, построенного практически 15 лет назад!). Но это не остановило Николая Второго. России требовались герои…

+1

82

Инженер-механик Сибирской флотилии капитан 2 ранга С.П. Садоков.

Председателем технической комиссии по приему выкупаемых кораблей у Японии назначили меня. 17 февраля 1916 года мы прибыли в Сасебо. Нас очень тепло приняли в Сасебо и фактически сразу же возвели в ранг военно-дипломатической делегации - со всеми вытекающими из стеклянной посуды необходимыми последствиями и традиционными гейшами... На третий день почти непрерывного «чествования русских союзников», во время приема у губернатора, я вынужден был напомнить гостеприимным хозяевам, что приехал  «не только ради участия в парадах,  чайных церемониях и общением с японками в чайных домиках». Тогда-то нашу комиссию наконец-то повезли в порт. Там-то и выяснилось, что надежды японцев на их «саке» совершенно не оправдались – никто из членов комиссии не утратил связь с окружающей реальностью. Замечаний было выше крыши! Большая часть технической документации на до сих пор не переведена с японского даже на английский, не то что на русский. И кроме того, приставленный к русской делегации в качестве гида-переводчика отставной офицер, некоторые бумаги ухитрился «утерять»...

Из донесения  С.П.Садокова начальнику Сибирской флотилии:

«Японские матросы и гардемарины по мере сил содержали корабли в порядке, насколько это вообще возможно для молодых неопытных команд. «Танго» – «Полтава» ныне пребывает во вполне ходоспосоном состоянии, ее машины добросовестно отлажены, а огнетрубные котлы приятно удивили меня чистотой и отсутствием солеотложений. Видно, что о механической части заботились неплохо, чего не скажешь об артиллерии. Стволы главного и среднего калибра на броненосце значительно изношены, подъемные дуги имеют деформации, накатники подтекают. По состоянию механизмов корабль прослужит не менее пяти лет до капремонта, но переворужения для боевой службы потребует уже в нынешнем году. «Сагами», он же «Пересвет», очевидно, напротив, реже использовался на стрельбах и чаще – на полных ходах. В его котлах системы Бельвилля требуется замена около 500 засоленных и деформированных трубок, после чего при хорошем уходе он сможет служить до большого ремонта около двух-трех лет. Артиллерия его в относительном благополучии, насколько возможно это для возраста этого крейсера... Представленный же мне последним крейсер «Варяг», поименованный в Японии «Сойа», без ремонта самостоятельного перехода в Россию, очевидно, не совершит. Его котлы, довольно изношенные, не пееребирались уже около полутора-двух лет, если не более. В нижних рядах коллекторов обтурировано накипью и солями до 80 процентов трубок. В сухопарниках четырех котлов заклепки частично разъедены электрохимической коррозией, требуется их переклепывание в течение этого года, если мы желаем избежать аварийных ситуаций. Трещины большей части котельных коллекторов типичны и попадаются во множестве. В обеих машинах крейсера наблюдается значительное проседание главных валов, вызвавшее избыточное истирание баббитовых подшипников. На ЦВД левой машины обнаружены следы ремонта в виде подкрепляющей стальной наделки на месте соединения корпуса цилиндра со станиной. Очевидно, что станина повреждена, по-видимому, в результате боевого поражения тяжелым снарядом. Подвижность цилиндрового штока значительно ограничена из-за его деформации. Подвижность механических сочленений на коленчатом вале также ограничена, на тяжах кривошипных механизмов имеются выраженные следы износа и до 9 крупных коррозийных каверн. По всей видимости, коррозийному изъязвлению подверглись бывшие одиннадцать лет назад осколочные и ожоговые повреждения. Несмотря на регулярную обработку корродирующих деталей, процесс разрушения продолжается столь стремительно, что вряд ли можно обойтись без их полной замены. Холодильно-конденсаторные системы засорены и частью также забиты солевыми отложениями, хотя по документам крейсер проходил их чистку менее двух месяцев назад. Артиллерия «Варяга» имеет разбитые интенсивной учебной стрельбой лейнеры, множество деформаций систем вертикального наведения, на шести орудиях накатники разгерметизированы. Ни одно орудие главного калибра не имеет выверенного прицела, оптические приборы не настроены и у большей части артиллерии просто отсутствуют. Ввиду довольно тяжелого состояния крейсера я принял решение не проводить проверки корабля на ходу.»

Отредактировано Ольга (18-08-2012 22:00:43)

+1

83

Инженер-механик Сибирской флотилии капитан 2 ранга С.П. Садоков.

Все бумаги подписаны, замечания записаны, но скорее всего неустранимы – начальство нас торопит и мы вынуждены очень многое прощать японцам – нет того, нет этого, это неисправно… Но ремонтировать придётся нам…И вот 15 марта 1916 года выкупленные у Японии корабли вместе с японским броненосным крейсером «Ибуки» – флагманом Отдельного отряда тяжелых крейсеров, и легким крейсером "Сума" (участником русско-японской войны) отбыли наконец-то из Сасебо во Владивосток восьмиузловым ходом. За сутки до прихода в Уссурийский залив, 20 марта, когда командовавший отрядом контр-адмирал Яманако уже радиограммой предупредил Владивосток о скором прибытии эскадры, разразился пятибалльный шторм. Стало ясно, что «Варяг» до Владивостока самостоятельно не дойдёт – или выбросит на скалы, или потонет. Яманако отдал приказ о буксировке крейсера. «Ибуки» и «Пересвет» посменно вели крейсер на буксире. Буксирные тросы рвались каждые десять-пятнадцать минут. Но слава богу шторм поутих и «Варяг» смог двигаться самостоятельно. Во Владивостоке нас уже ожидали экипажи, заранее сформированные для всех трех возвращающихся кораблей. «Пересвет» получал экипаж с Балтийского флота,  «Полтава» с Черноморского, а «Варяг» с Гвардейского Экипажа.  21 марта мы прибыли во Владивосток.
В полдень «Ибуки» отсалютовал русскому флагу на Комендантском бастионе крепости. Торжественный парад открывали эсминцы Первого дивизиона Сибирской флотилии  и «Варяг» под флагами контр-адмирала Яманако и вице-адмирала фон Шульца Михаила Федоровича.
Командиром крейсера был назначен капитан 1 ранга Карл Иоахим фон Ден (Гвардейский офицер, из остзейских дворян). И в городе, и у нас на Флотилии, и на борту «Варяга» его именовали Карлом Якимовичем. К сожалению, с немцами шла война, и его национальность и приставка «фон»… Нет, во Владивостоке германофобии не было, но… она появилась и ярко проявилась вместе с прибытием экипажей «Полтавы» и «Пересвета». Гвардейский же экипаж, укомплектовавший команду «Варяга» в меньшей степени, нежели остальные флотские соединения, был заражен недоверием к офицерам германского происхождения. Смотрели более не на нацию или вероисповедание, а на то, каков командир и специалист. До «Варяга» К. фон Ден командовал эскадренным миноносцем «Войсковой», а перед тем служил на яхтах императорского конвоя «Царевна» и «Александрия». В 1905 году, вскоре после возвращения с Дальнего Востока, он стал командовать в  учебном отряде подводной лодкой...
21 марта 1916 года наши русские экипажи в течение двух часов сменили с вахты всех японцев, и в полдень японские флаги на кораблях были спущены. Окончательная приемка затянулась ещё на сутки. Первым приняла корабль команда «Варяга» - ей понадобилось меньше часа на освоение постов и крейсер первым рапортовал о готовности к подъему Андреевского флага. Но никто 21 марта  разрешения не получил: перед вступлением в кампанию все вернувшиеся корабли по решению Святейшего Синода должны были пройти по новой обряд освящения, который каждый из них уже проходил после спуска. Святейший Синод счёл необходимым провести заново полный обряд освящения при возвращении корабля из плена.
«Полтаву» же пришлось второй раз крестить, так как  пока она пребывала в Японии, имя было передано построенному на Балтике дредноуту.  Геральдическая комиссия Адмиралтейства постановила приписать старый корабль к Черноморскому флоту и наречь традиционным для черноморского линейного состава именем «Чесма». Священники от Синода прибыли 27 марта. Крестили «Чесму», опрыскали святой водой все помещения на «Варяге» и «Пересвете», служили панихиду по погибшим в годы русско-японской войны морякам артурской эскадры.
Крейсера Яманаки сочли свою миссию исчерпанной, и сразу после поминовения павших ушли вон, оставив буквально кучу подарков  на нагруженном разными сувенирами катере у пирса в Золотом Роге. На прощание  «Ибуки», высказал флажными сигналами «уверенность в скорой встрече на параде победителей». Когда, наконец, вся пышная святая церемония была закончена были подняты флаги и вымпелы. Затем, контр-адмирал А.И. Бестужев-Рюмин объявил по отряду, что поход к новому месту службы состоится сразу после текущего ремонта ходовых систем «Варяга».

+1

84


Из донесения капитана 2 ранга М. Лилеева, инженер-механика «Варяга» контр-адмиралу А.Бестужеву-Рюмину:

«Крейсер – изувеченный в сражении и изначально не лучший технически, был выкуплен из плена исключительно за свои боевые заслуги. Ныне его новый экипаж, осознавая это, пребывает в состоянии странном. Кают-компания замкнулась в собственном кругу, контакта с соседями по эскадре практически нет. Обладая наибольшим на данный момент в нашем флоте уважением и авторитетом среди сотоварищей, «Варяг» объективно ничего не может совершить, кроме некоторой моральной поддержки для них. А это для него – мало... Моя бы воля, я посоветовал бы нашему командованию: после переборки котлов малыми ходами послать «Варяга» в Англию. С дипломатическим поручением. И постарался бы оставить в свободной и хорошей базе, например, в Ливерпуле или даже лучше – в Клайде на представительство, одновременно заключив контракт с какиим-нибудь Джоном Брауном на капитальный ремонт с перевооружением. Занятость представительством спасет команду крейсера от осознания себя выброшенными из процесса войны по причине ремонта. Английские инженеры и мастеровые, с работами которых я хорошо знаком, – виртуозы своего дела, и совестливы, в гораздо большей степени, нежели американцы. И будем надеяться, крейсер вернется от них в состоянии лучшем, нежели то, в котором пребывает теперь. Пройдя ремонт со сменой котлов, в дальнейшем он сможет и возглавить эскадру, и представлять Россию в конвое Его Величества, как прежде, и стать флагманом учебного отряда. Последняя роль даже более всего предпочтительна, поскольку коль скоро судьба России вернула ее героя, то вся прожитая им до нынешнего дня красивая и трагическая биография делает «Варяга» неоценимым примером для нашей флотской молодежи. Тем более, что возраст и боевые раны уже сделали свое, и еще раз принести пользу Отечеству в бою ему вряд ли суждено.»

Из донесения  контр-адмирала А. Бестужева-Рюмина Морскому министру:

«Корабли возвращены в крайне запущенном состоянии. Если «Пересвет» и «Чесма» еще способны длительное время двигаться на скорости около 15 узлов, а следовательно, в условиях войны могут преодолеть переход к постоянному месту службы, то что делать с крейсером, практически не способным передвигаться самостоятельно, я не знаю... Боевая практика для него исключена и никакой род строевой службы, даже представительской, пожалуй, недоступен. Назначен он меж тем будет вернее всего на Север, где почти весь год в котлах требуется поддержание паров – хотя бы для самообогрева... Артурские ветераны, коих немало у меня на эскадре, говорят, что стойкая неисправность ходовых систем у «Варяга» была еще до того, как крейсер попал в японский плен. Боевые повреждения и дальнейшее десятилетнее пребывание в учебном отряде при гардемаринах, не обладающих должным опытом для правильного ухода за сложными в эксплуатации котлами Никлосса, привели к окончательной дискоординации котломашинного комплекса. Во Владивостоке, конечно, в 1904 году смогли привести в порядок крейсер «Богатырь», потерпевший тяжелую аварию на скальной мели у мыса Брюс. Но там работы касались, в основном, исправления страшных деформаций корпуса при относительной целости энергетической установки. С «Варягом» же ситуация иная. При осмотре крейсера я не обнаружил буквально ни одной полноценно функционирующей внутренней системы при вполне удачно отремонтированном в Японии корпусе. Корабль и сейчас мог бы вынести шесть-семь баллов шторма без вторичных деформаций и расхождений клепаных швов на местах бывших боевых повреждений. Но «Варяг» не годен к бою совершенно, и я не уверен, что возможно в условиях владивостокского порта сделать его годным.»

+1

85

Инженер-механик Сибирской флотилии капитан 2 ранга С.П. Садоков.

Да, конечно же, Севастополь- гордость России, но … отношения с командиром «Чесмы» несмотря на всё его героическое прошлое, у меня не сложились. Почему? Ну во-первых, он тоже был Черкасовым – однофамильцем командира «Жемчуга», проспавшего свой корабль. Родственник или просто однофамилец? Не знаю, но неприязнь этот факт у меня вызвал. А ещё капитан 1 ранга Черкасов раздражал своей германофобией и в определенной степени манией величия. В том, что его «Чесме» отказали в приоритетности ремонта он видел скрытый заговор - вице-адмирал фон Шульц Михаил Федорович благоволит к «Варягу», которым командует капитан 1 ранга Карл Иоахим фон Ден. А ещё есть адмирал Эбенгард, который якобы проспал «Гебен» в Севастополе, и которого именуют «Гебенгардом».
Неприятно общаться с таким человеком. Хотя, говорят он неплохой артиллерист. И неплохой командир. Но и только! Судоремонт – не его стезя! Заговор он видит… а то, что со времен русско-японской войны ничего не поменялось, и Владивосток в состоянии отремонтировать одновременно лишь один большой корабль типа крейсера? Но его это не интересует! Как и не интересует то, что его непосредственный начальник – вице-адмирал Бестужев-Рюмин объявил главной задачей – ремонт «Варяга», а не «Чесмы».

Инженер-механик Сибирской флотилии капитан 2 ранга С.П. Садоков.

Несмотря на нытье и жалобы Черкасова Владивостокский порт старался и работал - уже 30 апреля вышла из ремонта «Чесма» и ушла на ходовые испытания. 10 мая был готов флагманский «Пересвет», но ему не повезло: на обратном пути с испытательной мили он отклонился от маршрута, чтобы помочь попавшим в беду местным рыбакам, и в бухте Патрокла плотно сел на скальную мель, получив деформации корпуса и несколько пробоин. Такой ремонт Владивостокскому порту был не по силам, поэтому снятого с мели «Пересвета» японцы забрали в гавань Куре на завод, где его ремонт продлился до декабря 1916 года.
15 мая «Варяг» покинул владивостокский док и вышел на испытания. Из 30 котлов крейсера действовали только 22, второе котельное отделение, имевшее наибольшее количество неисправностей, восстановить мы так и не смогли, но даже  при неполном обеспечении машин энергией крейсер довольно легко вышел на 16-узловой ход. Удивительно... За шестнадцать дней до этого момента командир механик крейсера капитан второго ранга Михаил Лилеев  утверждал, что крейсер почти парализован и требует полной переборки котлов и частичной замены их трубок для того, чтобы хоть сколько-то сносно держать десятиузловой ход... Котлы-то мы  перебрали, но заменять трубки было нечем: должным количеством запчастей к котлам Никлосса крейсер не располагал, и в порту добыть их было негде. Получается, что это он так бегал с прежними, погоревшими, деформированными и забитыми трубками, которые не менялись с момента его постройки!

Отредактировано Ольга (18-08-2012 22:04:10)

+1

86

Из донесения  контр-адмирала А. Бестужева-Рюмина Морскому министру:

« 20 мая 1916 года экипаж крейсера «Варяг» отказался от обеда. Причиной отказа оказалась уха с тухлым запахом. По моему приказу вся уха была публично вылита за борт, а матросам раздали консервированную консервированную кашу с мясом из неприкосновенного походного запаса, одновременно было назначено расследование по факту отказа команды от обеда и по факту приготовления некачественной пищи.
Никаких недовольств со стороны команды после замены ухи кашей выявлено не было. В ходе расследования выявлено, что портовый интендант князь Николай Сванидзе поставляет на корабли Особой Эскадры и Сибирской флотилии протухшую камбалу, а также другие продукты непригодные в пищу. С целью недопущения самосуда и беспорядков среди экипажей кораблей, по моей рекомендации,  по приказу командующего флотилией вице-адмирала фон Шульца Михаила Федоровича, князь Сванидзе должен был взят под стражу и препровожден для дальнейшего разбирательства во Владивостокскую крепость. Однако до прибытия гарнизонного патруля интендант порта успел покончить с собой, нанеся себе порядка 40 ударов тупым твёрдым предметом.
Этот прискорбный случай, конечно же, осложнил работу комиссии, но благодаря бдительности матросов из гвардейского экипажа вскоре был пойман известный своими либеральными и вольнодумными статейками владивостокский журналист, укрывающийся под псевдонимом «К.Л.Прибой»,  который распространил через газету слух о том, что «Варяг» является рассадником революционной деятельности, и несколько его матросов брошены в карцер за бунт и рукоприкладство по отношению к офицеру, будут судимы и, видимо, отправлены на каторгу. «Поделом, необходимо избавить нашего героя, символ военной славы российской, от этих негодяев, поднявших руку на своего командира...» -  написал в местной газете этот борзописец. Клевета возмутила эскадру и Сибирскую Флотилию. Совет офицеров и командир «Варяга» потребовали опровержения через ту же газету. Но открытое письмо в редакцию еще не было даже составлено, когда клеветник уже поплатился за свое перо: и псевдоним бедняге не помог...
В полицейский участок на Светлановской улице поздно вечером  23 мая доставили четверых драчунов, крепко избивших в городском саду какого-то весьма респектабельного господина. Дебоширы оказались рабочими мастерских порта, а пострадавший тем самым злосчастным журналистом – Вольдемаром Познером. На вопрос пристава, «почему получилось происшествие?» арестанты ответили, что били газетчика за ложь – пусть неповадно будет говорить и писать, будто «Варяг» хоть как-то замешан в крамоле. Они, портовые, хорошо знают крейсер, с его матросами водят дружбу, и точно бы узнали первыми, будь кто из команды арестован за революцию. По донесению полиции драка едва не продолжилась прямо в участке, когда слесарь-клепальщик Николай Машковцов, отшвырнув двоих полицейских, и взяв «господина литератора» за воротник, пообещал: «Я вот сейчас тебя возьму и за шиворот оттащу на крейсер – у матросиков прощения просить. А потом меня пусть хоть в острог, мое дело сделано... Ты, прежде чем писать, посмотрел бы на него: живого места ведь нет, так япошки отделали. Команда день и ночь с ремонтами возится, а ты тут про какой-то бунт!» В числе многих слов от одного из рабочих в адрес гражданина Познера прозвучало: «Я не на фронте, потому что специалист, и у матери единственный сын, а ты, собака, почему не на фронте?..»
Полицейские с трудом погасили вновь разгорающийся конфликт. Рабочих задержали только до утра, подвергнув штрафу за... «нарушение тишины на улицах». А с борзописца взяли расписку, что он подвергся нападению неизвестного ему лица, среди арестантов конкретного обидчика своего не опознал и, так как при драке у него ничего из имущества не пропало и вреда здоровью. кроме одной ссадины, не нанесено, претензий ни к кому не имеет…»

+2

87

Рассказ "Шведская Полтава" с дополнениями от 18.08.2012 г.:

Шведская Полтава

0

88

Рассказ "Шведская Полтава" с дополнениями от 11.09.2012 г.:

Шведская Полтава

+1

89

Небольшая статья :

"Занзибарский "Варяг"

+2

90

Ольга
Очень интересная статья, но нуждается в правке. К примеру:

Ольга написал(а):

Единственный флаг, которпый не бдыл приспущен в Занзибаре - также Кэйв попросил консулов не признавать Халида, на что они согласились.

Так же непонятно о каком флаге идёт речь(подозреваю что над дворцом султана, но лучше уточнить).
Или

Ольга написал(а):

В 9.02 канонерки "Спарроу", "Траш" и крейсер "Ракун" открыли огонь по деревянному султанскому дворцу, окруженному баррикадами. Войска под командованием

Чьим командованием?
В общем встречаются такие моменты, с пропавшим текстом.

+1


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Ольги Тониной » Война в рассказах и фактах-2