16 декабря 1742 года родился Гебхард Леберехт фон Блюхер – будущий фельдмаршал и князь Вальштадский, известный общественности в качестве победителя Наполеона при Ватерлоо… именно войска этого старца нанесут императору решающий удар!.. Но – по порядку.
…Гебхард Блюхер родился в семье отставного вояки, став девятым по счёту ребёнком. Папаша, Кристиан Фридрих, с многочисленным потомством был строг – но справедлив, успешно совмещая в ходе воспитательного процесса библейские заповеди с физзарядкой. Двенадцати лет наш герой переехал к старшей сестре – на шведский, в те времена, Рюген. (Ранее Блюхеры обосновались под Ростоком – то есть на балтийском побережье). Учёба в школе давалась ему трудно – зато на острове имелся гарнизон с всамделишными солдатами… наблюдать за их экзерцициями было куда интересней!
…Одним словом, Герхард подрос – и завербовался в шведскую армию! (Шла Семилетняя война, Швеция (как и мы) воевала с Фридрихом). Чуть ли не в первом бою новобранца пленят враги – но, по счастью, командовал ими его родственник по матери – фон Беллинг. (Запутанно тогда всё было!) Беллинг предложит молодому человеку перейти на прусскую службу… тот немедленно согласится. (А чего не согласиться?.. Гусары Беллинга были элитной частью – и щеголяли изображениями косы, скелета и песочных часов на шляпах. (Потому что девиз: «Победа или смерть!») Бравая кавалерийская молодость наложит неизгладимый отпечаток на всю будущую карьеру Блюхера – не зря его прозовут «Vorwarts!» («Вперед!») – часто торопливость генерала приводила к полному афронту, но иной раз – как при Ватерлоо – оказывалась очень кстати! Впрочем, мы отвлеклись…
…Фон Беллинг своего протеже продвигал, и во всём ему потакал – однако, вышло так, что опекун пошёл на повышение. С новым начальником молодой офицер не поладил – и сгоряча написал рапорт об увольнении… Король Фридрих II собственноручно начертает на нём резолюцию: «Ротмистр Блюхер уволен и может убираться к чёрту!»
…Так столь успешно начавшаяся карьера прервалась на целые полтора десятилетия! Отставник заделался помещиком, обзавёлся семьёй – но время от времени слал монарху депеши, просясь обратно на службу… Тщетно! Призовут его только после смерти Фридриха – в прежний полк; причём сразу дадут майора (возможно, из уважения к возрасту – как-никак Блюхеру уже было за сорок пять).
Полностью опровергая пословицу насчёт того, что «нельзя дважды войти в одну и ту же реку», в ближайшие полтора десятка лет Блюхер дослужится до генерал-лейтенанта – а там на горизонте появится Бонапарт! Первая встреча случилась в 1806-м – при Йене и Ауэрштадте пруссаки потерпят феерический разгром… Блюхер с остатками кавалерии ринется на прорыв – его догонят и принудят к сдаче. «Я капитулирую потому, что у меня нет больше ни хлеба, ни боеприпасов», – заявит он победителям – и удостоится доброжелательного отзыва Наполеона: «Этот беглец удерживал почти половину армии».
…Впрочем, Блюхер возненавидит императора французов ещё больше! (А как мог относиться к этому выскочке шестидесятилетний – да ещё и унизительно битый – генерал?..) Дальнейшие обстоятельства никак не могли смягчить чувства прусского вояки – по возвращении из плена, он получит, было, должность генерал-губернатора Померании – но через некоторое время будет отставлен… Есть мнение, что это произошло по прямому указанию Наполеона (напомним – он занял Берлин; Пруссия стала вассалом Франции)… может быть… уж слишком несдержан был Блюхер на язык в отношении императора! (Будь старый кавалерист поаккуратней – глядишь, двинулся бы, вместе с остальными, на восток в составе Великой Армии!)
…Но судьба благоволила нашему герою! Русские чудесным образом истребили европейскую орду… с пруссаками тут же случился внезапный взрыв свободолюбия – и они примыкают к победителям, а семидесятилетний Блюхер возвращается на службу! (Для верности, треть его Южной армии составляли, всё же, русские войска).
…Заграничный поход – слишком обширная тема, но, если в двух словах: Блюхер одержал несколько побед. (Одну даже – над самим Наполеоном! Правда, имея трёхкратный перевес – притом, французы благополучно отступили. Зато бит он был с полдюжины раз – и, в основном, всё тем же Бонапартом…) Так или иначе – разноплемённая армия вошла в Париж; Наполеона отправили на Эльбу…
…но он вернулся! И в первую очередь занялся прусским фельдмаршалом… (Ничего личного: после камбэка перед императором оказались две вражеских армии – Блюхера и Веллингтона; притом каждая – больше его собственной. Оставалось атаковать их порознь – ближе оказался Блюхер). К чести последнего – потерпев поражение (и будучи ранен) он сумеет не только отступить – но и оторваться от преследования злополучного маршала Груши… Таким образом, при Ватерлоо тот останется вне игры (с третью бонапартовой армии!) – а пруссаки появятся на поле боя в самый критический момент! Чем закончилась эта история – известно…
PS: По мнению специалистов – как полководец, Блюхер не отличался особой изобретательностью (и потому неизбежно проигрывал мало-мальски искушённым противникам). Зато харизмы у старого кавалериста хватало – солдаты его любили!..
PPS: …в связи с этим есть мнение, что большинству успехов 1813 – 1815 гг. фельдмаршал обязан своему начальнику штаба – Августу фон Гнейзенау… поговаривают даже – именно этот генерал (а вовсе не раненый Блюхер) командовал успешным манёвром прусской армии при Ватерлоо… Впрочем, это – совсем другая история.
http://shatff.livejournal.com/