И такой вариант:
Приток ценностей и рабов → активное развитие товарно-денежных отношений → гибель натуральных мелких хозяйств → превращение рабов в основных производителей, а основной массы бывшего сельского населения, переселившегося в города в античный люмпен-пролетариат - плебс, толпу, живущую подачками государства.
И возникновение новых социально-политических проблем:
1) конфликт с рабами
2) проблема управления провинциями
3) кризис гражданской общины
Гражданские войны, духовный кризис, рост расслоения, смещение идеалов и ценностей → только с помощью сильной единоличной власти можно было сохранить политическое единство огромной и пёстрой по составу территории, упорядочить управление провинциями, удовлетворить интересы различных слоёв общества → в I в. до н.э. Рим становится империей – монархией с единоличной абсолютной властью императора.
Империя (диктатура) – благо? Спасение? Гибель? Диктатура плоха или хороша в зависимости от диктатора, личные (личностные) качества человека становятся решающим фактором существования и дальнейшей судьбы общества, тормозят или ускоряют объективные процессы, но не отменяют их.
Римская диктатура опиралась на армию (другой опоры никакая диктатура не имеет и иметь не может). До II в. н.э. удавалось, несмотря ни на что, сохранять положение ведущей мировой державы, продолжались победы в войнах с соседними народами, откуда текли в Рим рабы и богатство, но в III в. кризис империи (цивилизации) стал ощущаться. Победы сменились поражениями, терялись завоёванные когда-то территории, императоры ставились и смещались армией, основу которой составляли теперь не римские граждане, а варварские наёмники, но главное – менялось сознание людей: гражданские добродетели заменялись раболепством перед императорами, стремление к подвигам ради общего блага вырождалось в карьеризм, мужество сменилось жестокостью, готовность жертвовать собой – любованием чужими страданиями, целомудрие и честность считались почти уродством и осмеивались. Рушилась старая система мировоззрения, вторгалась новая религия – религия спасения – христианство, которое из преследуемой секты в 313 г. стало официальной религией Рима.
В 395 г. Римская империя распадается на Восточную и Западную.
Становится ощутимым и заметным формационный сдвиг, переход от рабовладельческих к принципиально иным – феодальным – социально-экономическим отношениям.
В 476 г. Рим пал.
Римская цивилизация пережила 2 мощных удара – и в области социально-экономической, и в области духовной. Третий удар нанесли варвары: Рим оказался на перекрёстке путей новых, молодых народов, в самом эпицентре их великого переселения. Цивилизационное развитие, основанное на определённой социо-культурной системе, преемственности, претерпело слишком сильные разрушения. Римская цивилизация закончила своё существование. Её обломки легли в фундамент средневековой цивилизации Западной Европы.