Кое-что проясняющая по сути вопросов прода.
Глава 9
Роннар Аданор, господин Наместник, восьмой маг Великого Круга, двадцать... ну да, уже двадцать два года назад выбрал именно этот узкий, тесный кабинет на последнем, четвертом этаже. Были в королевском дворце покои и попросторней, и понарядней, более приличествующие каждодневным трудам Наместника. Только привычку юности не переломишь. Да и вообще... здесь ничего не отвлекало. И никто не отвлекал. Роннар давным-давно отучил обитателей дворца приходить сюда. Исключение было сделано лишь для Темила.
Давно стемнело. Сонный, уютный дождь монотонно постукивал по крыше, осторожно поглаживал разлапистые, толстые, круглые листья меода. Того самого, столетнего, легендарного, высоко раскинувшего мощное соцветие тёмной кроны. Как там горожане болтают? Дескать, некогда его зачаровала Фареда - то ли по ошибке, то ли для своих чародейских надобностей... Пусть их болтают. Кому-кому, а ему, Роннару доподлинно известно: покойная правительница редко практиковалась в природной магии.
Гораздо чаще - в конструировании механических и магических пыточниц.
А ещё вспомнилась Траит. Так явственно, что хоть глаза закрой - и руку вытяни: вот она... Вроде бы ни к кому не обращаясь, проговорила: "Была ребёнком - боялась нашего меода. А теперь просто раздражает..." Плечиками пожала... Прямого приказа спилить не последовало, а своевольничать слуги не решились.
Да, как там у поэтов, "тени былого"...
В дверь тактично постучали: ха, вот так и поверишь в переселение душ. Но нет, какие там тени былого, - Великий маг Темил с ежевечерним докладом.
Осунулся. Заметно даже в неярком свете магического светильника - повисшей на потолке грозди шариков-светлячков. Тускнеют, силы у них - часа на два, надо бы подпитать... а, не хочется.
Темил встревожен. Тоже заметно. Н-да, не только Роннару сегодняшний день дался нелегко. Хорошо, что Миора взяла девушку на себя. Господин Наместник даже и не предполагал, как сложно будет глядеть в глаза новоявленной принцессочке.
- Роннар, а вы уверены?
Так, похоже, доклад отменяется. Или это и есть доклад? А, собственно, что там докладывать, у всех у них - у всего Круга Двенадцати Великих Магов теперь одна задача. Прятать, и прятать, и прятать концы в воду, тянуть, и тянуть, и тянуть время... А время уже не терпит.
- Что вы о ней думаете? - вырвалось невпопад.
Великий маг Темил не спешил с ответом. Подошел к окну, встал вполоборота, побарабанил пальцами по широкому, красного дерева, подоконнику. Роннар передернул плечами: ну что там разглядывать... Только тьму и дождь, который как-то внезапно усилился и уже не поглаживал, а жестко трепал густую листву меода. "Нет, надо, всё-таки надо было спилить!.." - с неожиданной злостью подумал Роннар.
- Что думаю? Хорошая девочка...
"А ведь голос у него совсем не старческий... такой же, как и двадцать лет назад... И взгляд... Да что это с вами, господин Наместник?!"
Темил пожевал губами, прокашлялся. Чётко и раздумчиво заговорил.
- О воспитании не говорю: манер, безусловно, никаких. Но старательна. Ответственна. Не гордячка. И вот еще что, девочка, понятно, растерялась. И все-таки держится. Держится, как умеет. Осваивается... Да что я, старый болтун, - досадливо махнул рукой. - Вы не хуже меня всё видите. Хорошая девочка. Потому и спрашиваю - вы уверены?
- Обратной дороги...
- Ну, уж хоть мне-то не лгите, господин Наместник. И так тошно, право слово. Есть она, обратная дорога. Долгая, путаная дорожка, но есть. Кому, как ни нам с вами, знать, что грань между обоими мирами пока ещё не исчезла, не забыла это ваше... хм... путешествие. Да, к слову, мои поздравления, Роннар, тут вы превзошли сами себя. Филигранная работа.
... Сколько Роннар себя помнил, у мага Темила (это уже потом - Великого мага) скупые похвалы всегда чередовались с развёрнутыми порицаниями. Да и двадцать лет ректорства в Академии даром ни для кого не проходят.
- Только вот с памятью придётся поработать, поколдовать малость, чтоб лишние сны нашу девочку по возвращении домой не беспокоили. И даже не то чтобы малость... хорошо поколдовать придётся. Но дорожка-то проделана, протоптана дорожка. Вспомните-ка про Элину, про королеву несостоявшуюся, маму нашей второй принцессы...
А вот тут Роннар вскипел, обреченно и запоздало понимая, что не надо бы сейчас горячиться, не время...
- А вы не забыли, что несостоявшаяся королева попала в дом для сирот? Несостоявшуюся королеву в их распрекрасном мире сочли душевнобольной! Это при том, что девочку перемещали шестилетним ребёнком! Анне же... Эниоле двадцать два! Роковое число для Лорадов, если вы помните! В двадцать два умерла... королева Траит, мать принцессы Тейи, в двадцать два умерла Элина, мать принцессы Эниолы! Мы же вместе, вместе с вами рассчитывали действенность и длительность магической защиты! Вы же сами - да-да, вы и Цетвен, предположили, что этот возраст может оказаться роковым и для самой девушки!..
- Не сочтите мои тирады старческим брюзжанием...
А голос Темила, как ни странно, был ровен и спокоен, несмотря на его, Роннара, вспышку. Что ж, Роннар сам был ровен и спокоен - по крайней мере, с виду - последние полгода (целых полгода!), когда обдумывал эту возможность... И даже последнюю неделю, и даже весь этот, сегодняшний, уже почти вчерашний день.
- Если вы помните, я никогда не отговаривал вас. И никогда не имел обыкновения махать руками после пожара. Что сделано - то и сделано. Но одно дело просчитывать ходы как схему. Абстракцию. И, согласитесь, немножко другое - узреть воочию молодую девушку, которую мы... да, я не снимаю с себя ответственности... выдернули, грубо, как цветок, с корнем, из её прежней жизни...
- С корнем, Темил! То-то и оно, что с корнем. А значит, можно пересадить. Заметьте, в подготовленную почву! Да и там она росла отнюдь не в теплице. Она сама мне сказала...
- Ну да, разумеется! - насмешливо прервал Темил. - Вы настоящий дипломат, господин Наместник, - уцепившись за случайную деталь, можете оправдать что угодно, даже преступление. Неужели вы таким образом успокаиваете взбунтовавшуюся совесть? Меня, уж вы простите, ваша совесть волнует менее всего. Вы же сами будете учить её высочество, будете её натаскивать, Роннар. Посвящать в наши скорбные дела. В наши делишки. В наши столетиями длящиеся, грязноватые, прямо скажем, делишки.
- Но ведь не сразу! Не сразу, постепенно, дозируя информацию...
- Постепенно... А время-то не ждёт. А осенью, я так понимаю, коронация. А что вы скажете её высочеству через год, два, три? Её высочество Эниола поймёт. И ведь Тейя тоже поймёт...
Роннар отвернулся. Глухо, исподлобья произнёс:
- Да поймите же. Я не мог рисковать... Я старался выбрать меньшее из двух зол. Только в юности мы думаем, что выбираем между чёрным и белым, светом и мраком, чушь! Много лет я обманывал себя, старательно, искренне обманывал - да, вот такой парадокс! Думал, всё, что я делаю, - делаю не для себя лично! Для страны, для государства... Да, было время, когда мне льстила эта роль. Роль благородного спасителя, чтоб его... Ну что ж, теперь посмотрите на меня. Не благородного, нет. И не спасителя. И последним доводом оказался, как видите, довод личный. Имя которому Тейя... Неважный из меня государственный деятель. Да и человек из меня оказался... Тейя - и Эниола... я думал, что та, другая ноша легче. Обе оказались не в подъём.
- Так оно обычно и бывает, - произнес Темил. Не осуждая, но и не оправдывая. Тишина... безжалостная, как обвинительный приговор. Дождь - и тот притих.
А Темил продолжал - скупо, по-деловому:
- Убеждены ли вы, что теперь обе их высочества в безопасности? Принцесса Тейя - не маг. Странно... но факт. Принцесса Эниола - надо проверять. Даже в самом лучшем случае, при наличии серьёзных магических способностей, ей предстоит учиться и учиться.
- Наша гарантия - герцог...
- Пока - надёжная гарантия, - кажется, разговор пошёл по накатанной колее. - Но только пока. Если честно - вы ведь не верите, что проблема разрешится сама собою. И я не верю.
- Да знаю я, знаю, - нетерпеливо махнул рукой Роннар. - Завтра назначаем собрание Круга. Сообщите Великим. Время - как обычно. Основание - представление её высочества.
- Страголт будет недоволен, начнёт высказываться...
- В присутствии наследницы - не посмеет.
- ...А вот Мальет встрянет... принципиальный! - хмыкнул в усы Темил. - Ну да твои поддержат. Зейт с Веримоном. Вырастил!
- Шутить изволите? - чуть усмехнулся Роннар.
- Завидовать изволю... - не то в шутку, не то всерьёз отозвался Темил.