Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Александра Голодного » Металл Армагеддона. Жизнь в обмен на смерть.


Металл Армагеддона. Жизнь в обмен на смерть.

Сообщений 661 страница 670 из 765

661

muller66 написал(а):

А вот если бы в результате "умной" диверсии в замедлитель попало что-то, что вызвало прямо противоположную реакцию реактора. Как в Чернобыле, когда графитовые стержни аварийной защиты сработали как химический детонатор. После Чернобыля на подобных реакторах их заменили на стальные...

Да простит меня уважаемый топикстартер.
Не совсем так. Вода, охлаждающая каналы, в которых помещены стержни-регуляторы (СР), тоже является поглотителем нейтронов (а вот пар не является таковым). Поэтому в нижней части каждого стержня-регулятора расположен так называемый вытеснитель из графита либо другого, не являющегося поглотителем нейтронов материала. Идея состоит в том, что при перемещении стержня-регулятора внутрь активной зоны поглощение лишних нейтронов начинается резко, а не так, что сначала немного, а потом сильнее.

В Чернобыле в ходе проводившегося эксперимента по получению халявной электроэнергии с останавливающегося генератора был достигнут критически малый запас реактивности, т.е. почти все стержни-регуляторы были полностью выведены вверх из активной зоны. В силу ряда причин, реакция начала усиливаться. Оператор, увидев такую беду,  нажал кнопу аварийной защиты, по этой команде СР дружно пошли вниз. Но пошли они медленно, со скоростью, обеспечиваемой приводом. Вытеснители дружно вытеснили воду, имевшуюся в каналах на уровне активной зоны и хоть как-то замедлявшую реакцию. Пошел мгновенный саморазгон, вода в каналах вскипела и деформировала каналы активной зоны. СР заклинило. Оператор нажал кнопку разблокирования муфт сервоприводов, чтобы СР быстренько упали в активную зону под собственным весом- но было уже поздно. Давление выкипевшей воды приподняло крышку реактора, в активной зоне давление упало до атмосферного - после чего мгновенно выкипела вся вода (при рабочем давлении температура холодной  воды на входе в реактор составляет 270 градусов). Это, собственно, был первый взрыв, типа, котел разорвало. Потом раскаленный материал активной зоны и выделившийся из воды водород забодяжились с кислородом воздуха, а температура такая что металл плавится, блымц!- второй взрыв, раскидавший весь реактор по соседним огородам.

Так что не химический детонатор, а именно неспешное введение стержней стало "последней каплей" в чаше терпения реактора. Возможно, если бы оператор сразу бы разблокировал муфты - взрыва бы не было, хотя реактор однозначно пришлось бы полностью перебирать.

+2

662

muller66 написал(а):

Такого рода реакции развиваются на порядки быстрей.

Достаточно безапелляционное заявление, коллега. Учитывая фразу:

muller66 написал(а):

в Чернобыле, когда графитовые стержни аварийной защиты сработали как химический детонатор.

закономерно сомневаюсь, что вы являетесь специалистом ядерной сферы.

muller66 написал(а):

а умышленное создание ситуации, в которой абсолютно правильные решения персонала и автоматики гарантировано приведут к взрыву.

Это уже даже не фантастика, а:

muller66 написал(а):

огромным роялем

Кстати, о рояльности:
- Вы располагаете данными о придуманном мной фантастическом образце поточного реактора?
- Ознакомлены со схемой, по которой ГГ расставил телларовые пластины?
- Знаете, с какой скоростью разрушаются уран-калифорниевые топливные сборки (и из какого материала изготовлены их оболочки)?
- Знаете, сколько продержится реактор до момента (как правильно указал коллега Mohnoryly), пока из него окончательно не уйдут вода и пар?

muller66 написал(а):

реактор взорвали, но он взорвется в нужное время только после получасовой исповеди главного злодея, в лучших традициях Голливуда.

Это вы у меня прочитали? Что-то не помню такого в своем тексте.   http://read.amahrov.ru/smile/neigh.gif 

Зануда написал(а):

вообще нет зацепок - за секунду развилась авария, десять или за одну сотую.

Именно, уважаемый Александр. Был соблазн использовать реальный Чернобыльский хронометраж, но я сознательно от него отказался. Как выясняется, не напрасно.

Mohnoryly написал(а):

Вытеснители дружно вытеснили воду, имевшуюся в каналах на уровне активной зоны и хоть как-то замедлявшую реакцию. Пошел мгновенный саморазгон, вода в каналах вскипела и деформировала каналы активной зоны.

Согласен, уважаемый коллега. Добавлю только еще один момент - собственно графитовые основания стержней защиты послужили прекрасным отражателем нейтронов.

0

663

И ещё одна мысль в тему - а ведь чтобы полностью вывести реактор из строя, вовсе не обязательно разносить его в пыль и по окрестным огородам. На АЭС в Три-Майл-Айленд всё расплавившееся топливо осталось в корпусе (как, вроде бы, и на Фукусима-1)

+1

664

Зануда написал(а):

ведь чтобы полностью вывести реактор из строя, вовсе не обязательно разносить его в пыль и по окрестным огородам.

Это понятно, уважаемый Александр. Сплавившаяся в единое целое активная зона, в которой продолжается реакция деления - подарочек еще тот. Но почему бы не порадовать читателей эффектной сценой, для которой нужна какая-то малость - чуть больше трех процентов водорода в воздухе?

0

665

Зануда написал(а):

Если на пальцах - за зеркалом темно. Если излучение отражено, значит, оно не попадёт туда, куда первоначально было направлено.

Опять же на пальцах, мои дилетантские сомнения:
зеркало в чистом поле хорошо защитит прямых лучей. Но зеркало в комнате всего лишь отразит луч в твоего товарища (а  в системе зеркал луч будет метаться, пока не найдёт между ними дырочку). Так что если надо защиту от излучения реактора, дело всё равно упрётся в гашение.
Кстати, ещё глупый вопрос автору: по тексту того же поста теллуровые пластины фокусируют поля. А можно ли их вообще фокусировать пластинами-отражателями? Или всё-таки фокусируется излучение?
И, muller66, вы не правы. Во-первых, автор привел отрывок из вашего поста, который даже у меня, чайника, вызвал сомнения в вашей осведомлённности в вопросах конструкции атомных реакторов. Во-вторых, невзирая на законные сомнения автора, он всё равно ответил вам подробно и по существу. Вообще, хозяин данного раздела крайне вежлив и корректен.  В третьих, персональные разделы открыты не для того, чтобы посетители отвлекали авторов от творчества своими обидами, а для помощи им.

Отредактировано Змий (18-08-2012 23:03:57)

+1

666

Змий написал(а):

И кстати, ещё глупый вопрос автору: по тексту того же поста теллуровые пластины фокусируют поля. А можно ли их вообще фокусировать пластинами-отражателями? Или всё-таки фокусируется излучение?

Отвечу, пока автора нет. В ядерном реакторе есть много всего. В ходе распада образуются альфа (по сути, ядра гелия - то есть поток частиц), бета (электроны - тоже, по сути, поток частиц) и гамма-излучение (по сути, рентгеновское - в чистом виде электромагнитная волна).
Вся эта гадость является побочным продуктом и как таковая для цепной реакции не актуальна. Ее снаружи реактора можно и нужно поглощать - ежели, конечно, мы никого облучить не хотим.

А вот главное, что образуется при распаде ядер - это нейтроны. Тоже сам по себе поток частиц. Но именно они нужны для того, чтобы вдарить по следующему ядру и вызвать его распад. Соответственно, их желательно перехватить снаружи активной зоны и отправить обратно в нее. Ибо они являются полезными осколками.

Для этого нужны отражатели по бокам реактора, и, если мы хотим сфокусировать их поток в определенной точке активной зоны- то нужны фокусирующие пластины. В реакторе обычном, для АЭС, реакция распада идет по всей активной зоне и нужны только отражатели по бокам. Реактор HFIR нужен именно для синтеза более тяжелых элементов, поэтому летающие хаотично нейтроны нужно сфокусировать на стержнях с подлежащим переработке топливом. Каждый улетевший наружу нейтрон, либо нейтрон, поглощенный элементом конструкции - прямая потеря в КПД реактора.

Грубо говоря, представьте себе помещение, в котором кто-то швыряет во всю сторону много теннисных мячей с разными скоростями. Ежели вы хотите чтобы мячи не расходовались понапрасну- вы будете отражать их внутрь этого помещения. Если вам очень надо зверски укантрапупить этими мячами кого-то, стоящего в углу- вы поставите в помещении систему щитов, которые будут фокусировать эти мячи в угол.

Кстати, отсюда же идет понятие критической массы делящегося вещества. Если у вас есть кусок урана, меньше критической массы - это значит, что образующиеся в нем в ходе деления ядер нейтроны по большей части улетают вхолостую, и только меньшая часть попадает в другие ядра и вызывает их дальнейшее деление. С увеличением размера этого куска возникает момент, когда количество вызвавших новое деление нейтронов становится больше, чем количество распавшихся для их получения ядер. Начинается цепная реакция.
Отсюда и две системы едреной бомбы. "Артиллерийская"- это когда выстрелом, типа, совмещаются 2 куска докритической массы, образуя кусок больше критической. И "имплозионная" - когда кусок менее критической массы взрывом обжимается со всех сторон до такой плотности, что вылетающие нейтроны встречают новое ядро намного чаще, то есть, как бы за счет увеличения плотности снижается требуемая критическая масса.

Отредактировано Mohnoryly (18-08-2012 22:36:39)

+2

667

Mohnoryly
То есть мы все-таки фокусируем излучение, а не поля?

+1

668

Уважаемый Змий!

Под излучением, как правило, понимается все же электромагнитная волна (свет, рентген, излучение антенны, прочее).
Мы же фокусируем поток частиц.

К сожалению, теория поля не относится к числу прекрасно знакомых мне предметов. Поэтому я затрудняюсь ответить Вам - можно ли под понятие поля подвести ту самую летающую хаотично, либо с некоторой степенью упорядочненности кучу теннисных мячиков. Скорее да- ибо вполне можно сказать, что напряженность поля - это плотность потока нейтронов. А отсюда по классической теории поля можно строить все эти злые полевые картины,  и исходя из них размещать в зонах с наибольшей напряженностью предназначенные для работы топливные стержни.

Поскольку в этом вопросе я достиг порога своей некомпетентности, и, возможно, уже сказал чушь- приношу извинения уважаемому Автору за засорение его интереснейшей темы своими измышлениями и от дальнейшего углубления в рассуждения воздержусь.

+1

669

Притормозивший Кемаль сдергивает с трупа широкий пояс. Кобура, подсумок с запасными магазинами, фонарик. Остальное ни к чему, отправляется на пол. Странно, но в этом мире не применяются дактилоскопические определители владельца оружия. В кобуре обычная, очень привычная «Беретта». С такими мы работали в Англии. Работа ознаменовалась термоядерным грибом у Лонг Тома.
Хм-м, а это уже почти традиция — завершать «спецэффектами» пребывание в чужом мире. И традиции положено соблюдать.
Второй охранник, третий... сразу четверо.
В глазах парней благоговение мешается с восторженным ужасом. Мы идем без задержки, как раскалённый нож сквозь масло. Только бы хватило сил.
Взятый под контроль враг безропотно открыл бронированную дверь. Потом сразу умер. Текущая цель достигнута — это оружейка. Можно подготовиться ко второму этапу операции. Но сначала...
Отпускаю сознания операторов там, в центре управления. И они совершают теоретически  правильный, но предсказуемый и убийственный шаг. Сбрасывают стержни защиты. По иронии судьбы, коэффициенты, определяющие мощность нейтронных потоков, тоже называются «альфа». И сейчас итоговая формула получает недостающее значение — нижняя часть стержней работает, как первоклассный отражатель. В связи с разрушением направляющих каналов, стержни так и остаются торчать из реактора, войдя максимум на пару метров.
Реакция распада получает дополнительный толчок, как и температура сплавившегося содержимого топливных сборок. Воды в реакторе не осталось, она испарилась и вышла через оборванные магистрали. Зато полно водорода с кислородом, гремучей смеси в просторечьи. 
Всего лишь три процента легкого газа в воздухе приводят к взрыву. В агонизирующей «кастрюле» его намного больше. Через разорванные коммуникации смесь газов уже поступила во все доступные объемы. Дело оставалось только за искрой.
Словно могучая рука рванула бетонный пол из-под ног. Мгновенно среагировавший Кемаль поймал меня на лету, падая на спину и бережно прижимая к широкой груди. Через секунду погас свет, задрожавшие стены донесли мощный грохот.
Раскалившийся комочек обстреливаемого нейтронами делящегося вещества подпалил водород. Объемный взрыв разрушил реактор, снес РЗМ и перекрытие зала, играючи подбросил многотонную крышку «кастрюли». Кувыркнувшись в воздухе, она криво рухнула на исходящую адским пламенем шахту. Во все стороны разлетелись дико фонящие куски реакторной машинерии. Десятки тонн испарившегося в пламени ядерного топлива и радиоактивные газы поднялись над развалинами, как над жерлом вулкана, концентрированным смертоносным облаком.
Антураж создан. Думаю, игра «Сталкер» в Америке побьет все хиты продаж. В будущем, разумеется.
Тусклый красный свет аварийных ламп загорелся, когда мы уже вставали. Заработали и электронные замки, отделяющие нас от пристойного вооружения. Изучаю преграду. Дактилоскопический сканер и считыватель пластиковых карт. Понятно.
Магнитная карта нашлась в нагрудном кармане мертвого охранника. Ножом мультитула отделяю большой палец правой руки трупа. Знакомая процедура. Я так уже делал.
Тихий щелчок, металлическй лязг. Решетчатая дверь распахивается. Нет преград для Черного Теха.
- Как вам выбор, парни?   
Напарники сбрасывают белые комбинезоны рабочих, выбирают бронежилеты, каски, обвешиваются подсумками. Пистолеты уже ни к чему.
Командир берет два «Хеклер-Коха», здоровяк - «Хеклер» и дробовик.
Мне ствол? Незачем, брат. Я сам смертельное оружие.
Бронежилет лег на плечи ощутимой тяжестью. Плохо. Значит сил совсем мало. Где-то видел у входа...
Початая литрушка минералки стоит на столе охранника. Высыпаю в нее белый порошок, взбалтываю, аккуратно отворачиваю крышку. Опадает стремительно поднявшаяся пена. Можно пить.
Это «коктейль последнего часа», разработанный специально для меня энергетический стимулятор. Спасибо, Сергей Дмитриевич, вы действительно выдающийся ученый. Хотя временами и увлекающийся.
Минут через пять ощущаю резкий прилив сил, на лбу выступила легкая испарина.
- Готовы, парни? Вперед!
Через охваченные паникой, стремительно пустеющие коридоры мы прошли почти без задержек. Так, мелочи — на полу остались пяток охранников, да кто-то слишком любопытный из персонала.
Грузовой терминал. Ряды цилиндрических контейнеров у стен, мостовой кран и узкоколейка специальной железной дороги. Отсюда ядерное топливо отправляется в сепараторные цеха. Идти поверху через многочисленные КПП? Это ни к чему. Для спецназа всегда найдется безлюдная и неприметная дорога.
Терминал полностью обесточен, но сил моим друзьям не занимать. Поковырявшись в механике, перевожу на нейтраль ресивер автоматического мини-электровоза, специальным ручным приводом снимаю с тормоза, потом расцепляю состав. Поднатужившись, напарники через стрелку выкатывают большую часть транспортных механизмов в зал. Для нас остаются две платформы. На первой мы с командиром, сзади, параллельно работая толкачом, Кемаль. Почти как в лондонской «трубе».
Разогнавшиеся тележки быстро катили по рельсам, а я сканировал пространство. Плохо, что не могу охватить большое расстояние — резко усиливается головная боль. Но и пятнадцать метров тоже результат.
- Нас встречают. Приготовиться.
Стволы направляются в сторону быстро приближающегося освещенного выхода. Звучит четкое:
- Есть.
Все-таки ответственные и хладнокровные парни у них в охране. Горит реакторный зал, совершенно ясно, что произошла страшная ядерная авария. А с боевого поста самовольно никто не уходит и бдительности не теряет. Трое в мое личное кладбище, двоих срезают напарники.
Разделяющая изотопы фабрика пуста — лишь мигают транспаранты с призывом к немедленной эвакуации, да тревожно воют сирены. С электричеством все в порядке, наверное, произошло переключение на внешний источник. Расстреливая оборудование, пересекаем залы.
На нас обратили пристальное внимание — это становится понятно у входа в цех штамповки. Толстая железобетонная стена не помешала мне отсканировать сознания и оборвать жизни пятерки «встречающих».
- Плохо дело, братья. Впереди засада, человек двадцать. Для меня они вне зоны досягаемости — слишком далеко.
- Будем прорываться?
Думаю.
- Есть предложение получше. Они все еще подозревают, что я заложник. Предлагаю на этом сыграть.
- А если не поверят?
Криво усмехаюсь:
- Тогда вы увидите, как рождается полноценный Альфа. И как он разбирается с врагами. В любом случае дорогу в хранилище я вам расчищу.
- Ясно.
Ахмет, помолчав, добавил:
- Будь осторожнее, брат. Все-таки лучше, если ты еще хоть немного побудешь человеком.
Читая в его душе недосказанное, киваю:
- Я постараюсь.
Как и рассчитывал, огонь по мне не открыли. Конечно, разве может вызывать подозрения тощая фигура болгарского ученого, который шатаясь и поминутно оглядываясь, бредет через зал? Правая рука демонстративно зажимает бок, иду согнувшись, голова наклонена — так не видно светящихся глаз.
Громкий окрик поступил рановато — до махины пресса, за которым укрылись вояки, еще двадцать шагов:
- На месте! Стоять!
Дернувшись, ковыляю туда, изображая крайний испуг и крича:
- Сэр, не стреляйте! Они взяли меня в заложники! Я чудом вырвался, я ранен! Не стреляйте, сэр!
Отсекающая группа не отвечала на вызовы. Но один безоружный, да еще и знакомый человек...
Командир отряда предсказуемо промедлил. Слишком многое произошло за последние полчаса, чтобы сохранить уверенность и ясность мышления. Осталось семь шагов, пять, вот уже замечаю направленные на меня стволы.
Неловко взмахнув руками, падаю и резко откатываюсь к мощной станине пресса. Запоздало ударившие очереди прошли мимо, а сейчас ледяная и огненная руки заставляют замолчать оружие, обрывая жизни стрелков. О чем-то догадавшись, они попытались взять меня в клещи, обойдя с двух сторон. С приблизившимися целями работать еще легче. Осталось трое, уже один… все! Придерживаю паранормальную энергию. Кажется, что и сам умру прямо сейчас.

Отредактировано niklom (19-08-2012 18:49:01)

+14

670

Змий написал(а):

автор привел

Искренне Вам признателен, уважаемый Павел Александрович.

Mohnoryly написал(а):

главное, что образуется при распаде ядер - это нейтроны.

Именно, уважаемый коллега. Дополню только такой деталью, что нейтроны бывают быстрые и тепловые (медленные). Для трансмутаций важны именно медленные. Их гораздо меньше, поэтому используются различные типы замедлителей из водородосодержащих материалов.
Отсюда намек - что представляет собой теллар.

Mohnoryly написал(а):

помещение, в котором кто-то швыряет во всю сторону много теннисных мячей с разными скоростями

Прекрасная аналогия, отдаю должное.
Предельно доступно Вы изложили достаточно сложные вещи.

Mohnoryly написал(а):

отсюда по классической теории поля можно строить все эти злые полевые картины,  и исходя из них размещать в зонах с наибольшей напряженностью предназначенные для работы топливные стержни.

Получилась хорошая (и краткая) лекция по ядерной физике. Отмечаю явный талант преподавателя, уважаемый коллега.

madtux написал(а):

И так по кругу.

Здравствуй, Фукусима и бесстрашные японцы...

Отредактировано niklom (19-08-2012 10:02:10)

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Александра Голодного » Металл Армагеддона. Жизнь в обмен на смерть.