Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Михаила Гвора » Рюрик-Олег-Игорь-Святослав. Теперь серьезно. Почти.


Рюрик-Олег-Игорь-Святослав. Теперь серьезно. Почти.

Сообщений 1 страница 10 из 82

1

Поскольку мы решили писать книгу о временах Киевской Руси, и, как принято в наших кругах, вмешаться в ход истории со всей решительностью русских людей (1 хохол + 1 еврей = 2 русских) и безаппеляционностью воинствующих дилетантов (каковыми, безусловно, являемся), то для начала попробовали разобраться, что, собственно, в этой самой истории творилось на самом деле.
Попытка с треском провалилась. Выяснили, что историки сами ничего не знают. Зато предполагают много, не жалея слов и бумаги, и все по-разному. Называется сей процесс предполагания – интертрепация рукописей, при прямом прочтении которых можно сделать только один вывод: фантастику любят не только в нашем времени. А с фантазией у древнерусских монахов было куда лучше, чем у большинства современных авторов.
В голову всё чаще приходили слова песни Тимура Шаова про Снежного Человека:
- Не терплю, говорит, ученых — огурцов моченых,
- На носу, говорит, вертел я всех твоих ученых.

Причем нос очень хотелось заменить на другую часть тела.
Всё это привело к тому, что вместо Высоцкого йети-попаданцы перепели Шаова, причем конкретно эту песню. Впрочем, им и по тематике ближе, чем:
- А ну отдай мой каменный топор
- И огнетушитель свой не тронь...»

В общем, с историей имеем немного таких обломов. С историками – много. Версии коллег-писателей, ввязавшихся в данную авантюру раньше нас, грешат не меньшей фантастичностью, чем версии профессионалов.
Вот тут нам в головы и пришла светлая мысль. Немного постояла возле закрытой двери и, так никого и не дождавшись, ушла обратно. Обычно, этим всё и заканчивается. Но эта мыслюга оказалась на удивление настойчивой. То есть, просто назойливой, нудной и упрямой. Приходила и стучала. Долбила по черепам кулаками и даже ногой в сапоге била куда-то в область переносицы. И достучалась, всё-таки.
Итак! Мы же тоже типа фантасты, и даже пейсатели-графоманы!
Говоря словами Миши Кочеткова:
- А мы-то что, а мы-то разве хуже?
- Давай-ка и мы чего-нибудь спалим.

То есть, не спалим, конечно, фантастика фантастикой, а за пожар в родном городе и посадить могут. Так что не будем ничего палить, зато чего-нибудь придумаем. Реальную историю, например.
Не то, чтобы совсем уж угадаем, как оно было, но хотя бы в логически непротиворечивой версии, без очень уж больших чудес и капитальных натяжек.
Мысль удобно устроилась в наших крепких головах. Уже Яша Любецкий ввел обсуждаемую песню в текст предыдущей книги. Уже осилился, то есть написался, то есть нашел свой славный конец, этот самый текст. Уже… А мысля вредная всё сидела, капала на мозги и не уходила. Бывают же такие настырные люди, то есть, мысли.
Что делать? Если не можешь объяснить женщине мысли, что ты её не хочешь, приходиться отдаваться. Лучше, вообще, это делать сразу, сэкономишь себе много проблем и времени. Но все мы крепки задним умом…
Таким образом, неизбежное случилось, и мы начали придумывать собственную версию реальной истории. А поскольку считаем, что таких как мы отмороженных дегенератов интересующихся историей творческих людей на форуме более, чем достаточно, то призываем их присоединяться.

+9

2

Начнем сначала. То есть с Рюрика.
Согласно одной из версий
Рюрик родился в самом начале 9 века, до 808 года. Его отцом был князь ободритов Годлав (Годислав), дедом по отцу - Витцан(Витислав), матерью – Умила, дочь новгородского князя Гостомысла.
Известнейшая личность, знаем не только время рождения и уважаемых родителей, но даже почтенных дедушек. Только про бабушек молчат. Впрочем, это неважно. Важно то, что эта известная личность живет себе в Европе, причем довольно таки весело, а потом…
В 845 году Рюрик громит города на Эльбе, а в 850 году атакует Англию во главе целой эскадры викингов. Не забывает он и о Ютландии. В середине пятидесятых годов он пытается вернуть утраченные земли и даже добивается успеха, но император Лотарь отказывает ему в поддержке, и Рюрик оказывается практически один на один с грозным врагом. Вероятно, дела у него складываются далеко не блестяще, иначе трудно объяснить его появление на берегах Ладоги в 862 году.
Действительно, объяснить трудно. Особенно если учесть, что с середины 50-х до 62 года прошло этак лет несколько. Если, конечно, Рюрик плыл по Северному Морскому пути, предварительно открыв и обогнув Америку, тогда нормально. А если он бежит после поражения…
С другой стороны, если поражения не было, то зачем владельцу достаточно приличного владения срываться на новую родину и отвоевывать себе там место под солнцем? Даже если и пригласили, то что?
Дальше еще интересней.
Рюрик благополучно умирает в 879 году. Оставив малолетнего сына наследника. Малолетнего – это как? Пара-тройка лет? То есть, год рождения сынишки, будущего князя Игоря – 876-877? В каком возрасте князь Рюрик, простите за грубость, наследника заделал? В районе семидесяти? Ничего так старичок, крепенький! Оно, конечно, натуральные продукты, чистый воздух, никакой химии. Здоровый образ жизни: не курил, не пил, без половых излишеств обходился… Ну, то есть на пирах исключительно апельсиновый сок… Ай, блин, с апельсинами в Новгородском княжестве напряженка существовала. Ладно, пил. Но не курил. И без баб справлялся, иначе наследник появился бы пораньше. И с чего это он на старости лет решил свой целибат нарушить, совершенно непонятно. А если серьезно, как это князь до такого возраста не озаботился наследником-то? Совершенно негосударственный подход…
Впрочем, сынок его, князь Игорь, весь в папу. Тоже наследничком обзавелся только в шестьдесят с хорошим хвостиком. В итоге внук Святослав младше деда Рюрика всего-то на 135 лет. Плюс-минус пятилетка. У Святослава, правда братец был, Глеб. Но ведь младшенький. Что особенно интересно, если сосчитать годы их общей мамы, княгини Ольги. Сразу понятно, почему ее канонизировали: рожать в таком возрасте может решиться только святая!
В общем, подробности половой жизни первых русских князей обещают быть либо очень интересными, либо, наоборот, потрясающе скучными.
Однако об Игоре потом. Вернемся к смерти Рюрика.
В 879 году не то Ладожский, не то Новгородский князь волею Перуна помирает. И оставляет после себя малолетнего сына и не то опекуна, не то регента, не то полноценного князя Олега Вещего, который за сыном этим присматривает. И занимается этим тридцать и еще три года.
Причем, занимается весьма своеобразно: за ближайшие три года захватывает немереное количество земель и подчиняет столь же немаленькое количество племен. До самого Киева включительно. С одной стороны, а что еще князю делать, окромя, как в походы ходить. А с другой?
Новгородцы они ведь совсем не были похожи на нынешних законопослушных россиян. Только оставь трон без присмотра – мигом найдется какой-нибудь потомок князя Вадима. А уж в первые годы княжения, когда и среди соратников единства нет, а всякие политические партии растут, как грибы после дождя… И в это время, бросив бурлящую столицу, гоняться по лесам за полудикими племенами и покорять свет воевать Киев? А младенца куда? С собой? Вроде, как Аскольду с Диром его предъявляли, правда, непонятно, зачем. Или оставить дома, на растерзание рвущим друг другу глотки в борьбе за власть либералам и гуманистам боярам?
Странное поведение для неглупого человека. А считать дураком того, кто фактически собрал русские земли, объединил их, врезал по морде хазарам (вот она откуда традиция чуть что – искать иудея и делать его виноватым) и, на закуску, приколотил свой щит именно на те ворота, до которых труднее всего было добраться? Извините, не можем. Проще и достоверней считать дураками всех, кто про Олега писал: от монахов-летописцев до современных историков. Впрочем, почему дураками? Писатели-фантасты. Коллеги, так сказать, всех времен и народов.
А кем, собственно, был Олег? Вроде как наследовать Рюрику он не мог, потому как не то брат жены, не то еще какая седьмая вода на пятом киселе, а по некоторым версиям и вовсе ни разу не родственник. То есть, князем он быть не должен. Но большинство историков его только князем и кличет. И то верно, ежели не князь, то с какого переляка полурегент-полувоевода правит аж тридцать три года, до самой своей смерти, не обращая внимания на законного князя Игоря? Ну пока маленький был – то ладно. Но не все же тридцать три года Игорек был такой маленький! За подобный срок мальчик должен был подрасти. По тем временам, так даже пару раз. Что ж не возмутился-то, не потребовал законную власть обратно? Боялся? Мол, дружина у дяди-узурпатора? Так при подобном отношении дядя-узурпатор племянника-князя обычно убивает сильно пораньше. А если отношения нормальные, так чего князь подменный?
Собственно, а чем славен Олег Вещий? Кроме того, что помер от укуса змеюки, окопавшейся в черепе любимого коня? А исключительно военными походами. На хазар, на византийцев (тот самый щит, гвоздями к воротам приколоченный), даже на азербайджанцев. Короче, воюет себе и о всякой ерунде, типа управления государством и не задумывается. Даже дань с подвластных племен не собирает, некогда ему, болезному.
Вот такая странная картинка складывается по началу русской государственности. До вступления князя Игоря.

+8

3

А теперь попробуем порассуждать логически.
Внуку Витислава и Гостомысла топать на Русь явно было не в жилу. Разбирался тот Рюрик с данами, дружил, а иногда и воевал, с франками, грабил Англию (мало грабил, сильнее надо было, жестче!), земельку какую-никакую себе уже отхватил… В общем, непонятно это.
А вот его младшему сыну – очень даже понятно. Наследство папино не светит, да его еще и удержать надо. За душой знатное происхождение, меч и несколько дюжин верных ребят, с которыми еще пацаном коровам хвосты крутил военному делу учился. А тут предлагают завалиться за тридевять земель, да прихватить себе сибирской землицы без счета, да людишек, сколько найдет. Почему бы и нет? Взял себе родовое имя Рюрик, прихватил друзей-подпасков Синеуса и Трувора, да и поехал.
Спрашивается, а есть нам разница, внук Витислава доехал до Новограда или правнук? Не один ли, простите, хрен, с высоты двадцать первого века? Да и десятого, куда мы собрались героев забрасывать – тоже?
Один, конечно, но не совсем. И именно с точки зрения хрена. Ибо год рождения Рюрика-младшего ну никак не 808-ой. Это папа его в начале века родился. А сынок-то в начале сороковых или в конце тридцатых. И в 862 году ему лет двадцать с хвостиком. Самый по тем временам возраст идти в люди, добывать себе землю и славу. А если учесть, что новгородцы имели такую тенденцию призывать к себе князей, в первую очередь, как воинов, то двадцать пять или двадцать два смотрится куда привлекательнее, чем пятьдесят пять. Последнее-то по тем временам – глубокая старость.
И с наследниками как-то полегче объясняется. Оно, конечно, вопросы остаются. Неужто Рюрик лет пятнадцать обходился без женского общества? Да еще в самый что ни на есть приятный возраст? Сомнительно. Но ведь тут все варианты Рюрика-старшего играют. И одни девочки могли рождаться, и помирать младенцы могли, как мухи, и, наконец, жены могли быть недостаточно знатные, чтобы их детки наследовали власть.
Тут не то важно, почему именно Игорь считался наследником. А то, что и в 875 и в 885, и даже в 895 Рюрик был еще во вполне детородном возрасте. Единственная незадача, что помер он в 879-ом.
А помер ли? Единственно, откуда мы это знаем – летопись, написанная через 150 лет после данного события. Мог летописец ошибиться? Да запросто! Если его ни разу не удивляет, что князь в семьдесят лет детей рожает, то с чего чему-то еще удивляться?
Кто мешал Рюрику пожить еще в свое удовольствие и скончаться этак лет на двадцать позже? И Игоря, кстати, попозже родить, чтобы сыночку тоже не пришлось демонстрировать чудеса сексуального долголетия. И не только сексуального, собственноручно собирать дань со всяких древлян в без малого семьдесят, как-то даже неприлично. Сразу, правда, объясняется, почему Игорек вторично за данью поперся. Запамятовал, болезный. Старческий склероз!
Но вернемся к Рюрику. Предположим, что прожил он почти до десятого века. Сидел в Новгороде, правил княжий суд, следил, чтобы враги проклятые не подсидели. Года до 879-го все силы только на это и уходили. А к 880 утвердился князь в Новгороде надежно. И решил еще земельки прихватить. Однако предусмотрительно не бросил столицу на произвол судьбы, а отправил воевать вместо себя друга и родственника, Олега Вещего. Не исключено, что не просто родственника, а сына своего старшего от незнатной жены, так что наследником не поставишь, а воеводой запросто. Отсюда и путаница в летописях, вроде воевода, да княжий сын. Впрочем, это совершенно необязательно.
И сразу понятно, чего ради Олежка носится по болотам и чащобам, гоняет древлян и всяких кривичей, ни разу не оглядываясь на славный Новоград. Да потому, что не князь он, а воевода с самыми широкими полномочиями. А князь в столице сидит, за порядком присматривает.
А как Рюрик волею богов языческих помре, так на его место Игорь взгромоздился, и тем же делом занялся. А Олег так и гонял хазар, ромеев и прочих печенегов до самой своей смерти. Нравилось ему это дело.
Оно, конечно, можно спросить, а чего же Вещий, имея в руках дружину, что приколачивала щиты куда хотела, не сбросил родственников, да не занял княжье место? Ведь сколько раз было, что сын на отца, брат на брата. И верно было. Но не с Олегом. В другой традиции. Может, Вещему действительно нравился его образ жизни, а княжеская власть с прилагающейся к ней головной болью в принципе не интересовала. Может, не был в дружине уверен. А, скорее всего, в отличие от многих последующих правителей Руси и не только, не был он таким гадом и сволочью. Дикие времена, бывало, что и порядочные люди к власти приходили. Что с них взять, нехристи…
Собственно, в этом варианте ни точный год смерти Рюрика (и воцарения Игоря), ни Олега нам не принципиален, ибо книгу мы будем писать про времена более поздние. А вот год рождения Игоря – очень даже интересен. Ибо не верится в его старательное воздержание аж до шестидесяти лет с последующим ударным производством детей. Тем более, что его старшенький, Святослав, даже не вылезая из военных походов, к неудачной стычке на порогах успел настрогать аж троих. Там что, сексуальная революция произошла? Судя по обычаям и верованиям славян, как раз наоборот, сексуальная контрреволюция, но значительно позже, после Крещения, когда новая церковь сказала, что на Руси секса нет.
Надо сказать, что другие версии происхождения Рюрика тоже вполне допускают именно такую его хронологию: и рождение около 840 года, и смерть в районе 900. А прочее конкретно нам – неважно. Наши герои к Игорю пойдут. С песней и маршевым шагом. Чтобы обнаружить, что исторические труды, так тщательно ими штудируемые при подготовке к акции – голимая фантастика.

+8

4

Опять отвлеклись!
Итак, что известно про Игоря? Родился в 876-877. Женился в 903. До 914 сидит как мышка. А потом Олег не то помер, не то свинтил на пенсию в Ладогу, а Игорь начинает бурную деятельность. Сначала давит древлян. Потом дважды печенегов. После 20 лет мира предпринимает два византийских похода. Первый – неудачный. Второй – с точностью наоборот. А потом усмиритель печенегов и победитель ромеев гибнет в стычке с древлянами, ведя себя при этом, как последний дебил выпускник школы для детей с ограниченными возможностями.
О смерти – отдельный разговор. Сейчас о рождении. Женится Игорь поздновато. В двадцать семь, если не позже.
А еще до сорока лет сидит сиднем на печи. Может он и не Игорь совсем, а Илья, который Муромец? Так и тот только до тридцати трех дотерпел!
А может, год рождения Игоря был высчитан исходя из даты смерти папы Рюрика? А растянуть жизнь первого князя больше, чем на семьдесят лет, летописец не решился? Не жили тогда по столько! Вот и пришлось в срочном порядке зачинать ребенка немного раньше, а то с посмертным зачатием шутки плохи. Хоть в язычестве, хоть в христианстве.
Но если папа Рюрик был дедом Рюриком, и на Русь не приезжал. А истинный папа Рюрик – его сын, и жил он сильно подольше, чем виделось первому русскому фантасту, то Игорь мог и не торопиться на белый свет именно до 879 года.
А когда? Судя по тому, что в 945 году он лично гоняется за данью, а парой лет раньше наезжает на Византию, годков ему в это время было не так, чтобы сильно много. Сорок, сорок пять, ну может, полтинник. Уже пятьдесят пять вызывает сомнения, а больше – большие сомнения. Соответственно, хочется дату рождения Игоря засунуть куда подальше в последнее десятилетие девятого века, а то и в начало десятого.
В то же время подавление древлян в 914 году – факт, подразумевающий взрослость Игоря. А разборка с печенегами в 920, после которой те почти полвека ходили по струнке – о зрелости. Даже если печенеги были одним из славянских племен (есть и такая точка зрения), то уважить Игоря могли, только почувствовав его силу. А это означает, что в 914-ом Игорь был уже не мальчик. А в 920-ом – суровый мужик. Лет этак 25-30. И получается, что рождение его произошло годах в 890-895-ом. А к моменту смерти ему было 50-55.
Где-то как-то естественно получается. Правда, не всё понятно с женитьбой в 903 году. Выходит, что женился он в возрасте от 8 до 13 лет. Второе вполне возможно. А вот первое… - тоже возможно. Если это был не брак, а сговор или помолвка. А ведь есть и еще варианты. Например, что женился Игорь позже, а цифра 903 подогнана к цифре 876. К дате рождения. А то неприлично иметь к 27 годам неженатого князя, тем более, его старший сынишка к этому возрасту уже троих вполне взрослых сыновей имел. В пользу фальсификации говорит и тот факт, что к рождению младшего ребенка, Глеба, княгиня Ольга достигла вполне почтенного возраста 56 лет. Или больше. Самый возраст рожать. Даже в современных больницах с лучшими врачами и всякой разной техникой…
Впрочем, о жене (или женах) Игоря разговор отдельный. Пока, вроде, определились с рождением – 890-895 годы. Скорее, 895. Может, даже на пару лет позже. Но это уже не столь принципиально.

Отредактировано ВВГ (15-06-2012 19:40:11)

+8

5

После смерти Игоря власть падает в руки княгини Ольги.
Странно это неимоверно, ибо женщины в те времена никаких правов не имели, и их основной задачей считалось ублажение мужей, а также всяких прочих мужчин на праздниках плодородия. Еще производство детей ускоренными темпами (между прочим, с точки зрения выживания нации – не самая дурная мысль, куда надежней феминизма). На сложные и тяжелые работы, типа «с перепоя мечом помахать», да в парламенте стриптиз устраивать государством поуправлять, женщин обычно не брали. А для Ольги сделали исключение. Потому как типа святая. Но ведь пока только типа. Во-первых, канонизировалась она значительно позже, а на момент смерти супруга не была даже христианкой. А во-вторых, подданные-то были язычники и христианскую святость ни в грош не ставили.
Однако Ольгу к власти допустили, да еще показательно Искоростень сожгли, вроде как за князя невинно убиенного отомстили. Это загадка номер первая. Не самая сложная, есть покруче.
Родилась девочка Оленька году этак в 890-ом, умерла в 969-ом. Замуж выскочила в 903. Первенца родила не раньше 941-го, второго сына – в 945-ом. А в 957 году едет в Византию и принимает христианство. Заодно пленяет императора Константина, да так, что тот готов бросить жену и посвататься к прелестнице.
Правда, сам Константин от этого вовсю отказывается. Не было, мол, не предлагал, не соглашался, не совращал, пьяный был, и, вообще, это всё выдумали русские фантасты-летописцы двенадцатого века. То есть, стандартные мужские отмазки всех времен и народов.
Собственно, кто бы сомневался, что император не стал бы на варварской княжне жениться? Оно ему надо? Ну понравилась девочка, и что? Соблазнил, поигрался, да и выгнал к этой самой… Нет, выгнать нельзя, так можно и до нового щита на воротах доиграться. Может, Святослав потому и долбил всю жизнь Византию, что за мамино поругание мстил? Типа, что ж ты, сволочь багрянородная, поматросил и бросил?! Будешь теперь отвечать по понятиям, без гнилых базаров!
Ой, сомнительно что-то! Как бы Олечка-прелестница-то на это время уже двенадцать лет, как вдова. И годков ей, неувядающей нашей, аж 67. Шестьдесят семь, кто не верит, может сам посчитать. Так что насчет «поругания» - это еще кто над кем надругался! Но сомнения гложат о самом факте поругания. Именно в силу возраста дамы.
Можно бы еще сказать, что поругание у язычников и поруганием не считалось, но… Ольга вроде как креститься приехала.
А Костя-император, между прочим, и этот факт отрицает. Кричит, что не виноватый, она сама, мол, пришла, и уже христианкой! Как же так, христианкой? А вот так, духовник у нее был! Священник! Состоял при княжьей особе!
Кто ж и когда бедолагу-то крестил? Да еще и имя на Елену поменял! Еще одна загадка. Так же, как и продолжительность жизни в почти 80 лет. С Рюриком летописец на такую цифру не решился. Но с Ольгой – можно. Женщины, мол, дольше живут. Тем, более, святая, Господь помог… Но тоже не самая сложная.
Ибо самая сложная загадка – это почему Ольга до пятидесяти лет не рожала, а после начала это делать если не регулярно, то, по крайней мере, не единожды? Согласитесь, странно. Еще страннее, что ейный муж, а он, всё же Великий князь, владетель Всея Руси, так спокойно к этому относился и за наследника не переживал. Язычник ведь был, мог еще пару жен взять, чтобы использовать по прямому назначению, то бишь для производства детей.
И еще непонятка. По одной версии Ольга – девушка простая, роду не знатного, некая Прекраса из городка Плескова, который кто с Псковом ассоциирует, а кто и вовсе с деревней безвестной, поскольку Псков еще и не построили. С которой (Прекрасой, а не деревней) у князя Игоря была большая и светлая любовь, дошедшая до брака, а потом (лет через сорок) и до детей.
По другой – дочка аж самого Олега Вещего, тут, надо сказать, как-то не вяжется, Игорю-то она в этом случае родственницей приходилась, а с этим у язычников строго было. Играться – без проблем, а насчет жениться… Впрочем, князь на то и князь, чтобы и с волхвами мог договориться, и, тем более, с богами.
Но есть же еще и третья версия. Типа никакая она не Прекраса из Пскова, а самая настоящая принцесса Елена из Плиски, что в Болгарии. И, соответственно, христианка с самого рождения.
И опять приходится немного думать.
А не могло быть немного иначе. Ехал себе князь неподалеку от Плескова-городка (не столь важно, Псков это или деревушка), повстречал любовь всей своей жизни, Прекрасу (одно имя чего стоит), влюбился, как юнец, коим и являлся, и забрал с собой, сделав женой первой и (на некоторое время) единственной.
А немного позже, лет через несколько, обзавелся второй женой, Ольгой, дочкой Олега Вещего, не столько от большой любви, сколько из политических соображений. Если и были до этого у Олега мысли о смещении Игоря, то окончательно пропали, зять всё-таки.
А когда вышел Игорь на большую южную политику, да стал играть во взрослые игры с Византией и Болгарией, закрепил антивизантийский союз династическим браком, отхватив себе молодую, но третью жену – Елену из Плиске.
Ведь никто Игорю не мешал так поступить. Разве что христианка Елена могла потребовать моногамии, но, во-первых, не факт, что Прекраса и Ольга еще были живы. А во-вторых, перед христианским богом жена-то и была одна, Елена. Остальные же не венчаны. С ее точки зрения – так, наложницы. А в-третьих, так ее князь и послушал! Третья, свежепривезенная, да еще христианка! Князь-то язычник был, христиан ни в грош не ставил. Разве что девочка Леночка в этот период своей личной истории особой святостью не страдала и в постели была чудо как хороша. Что вкупе с ее молодостью могло подвигнуть князя на некие подвиги. Хотя отказ от предыдущих жен и детей от них – перебор. Очень сомнительно. В общем, было их три.
А через сотню лет коллега летописец ничтоже сумнящися объединил три образа в один, да и включил в свой опус, не разбираясь особо. То ли знаков перебор был, то ли издательство торопило…
Больше всего в собирательном образе от болгарки Елены, ибо летописец, понятное дело, отдавал ей предпочтение. Зато прибавилось имя и знатное русское происхождение дочери Вещего и романтическая история любви от Прекрасы. А в дальнейшем, чтобы подчеркнуть демократичность великой правительницы, дочь Олега и вовсе выкинули за ненадобностью.

+8

6

А ведь все вопросы уходят. Остается только разобраться с хронологией Игоревых браков, да какие детки были у какой из «Ольг», вот и все проблемы. Но вопрос деток и хронологии сильно переплетается.
Начнем с браков. Ежели Игорь родился годах этак в 895-897, то жениться, да еще по большой и чистой любви, он мог ну никак не раньше 910 года. А скорее – позже, повстречав Прекрасу-паромщицу во время одного из своих походов. Так и напрашивается общение с древлянами в 914-ом. Князю лет семнадцать-девятнадцать, юношеская гиперсексуальность в самом разгаре, вертается из военного похода, где с женщинами была некая напряженка. Может, и не было, поход-то победный, но ведь князю могло быть и невместно гадить на усмиренных землях, свои уже! Да и 19 лет! Одну ночь пропустил – уже напряженка, и спермотоксикоз по мозгам шарашит, словно пыльным мешком. Недаром он Прекрасу пытался прямо на пароме оприходовать. Простой девушке-язычнице, конечно, князя ублажить – за счастье будет. Но, видимо, Прекраса не была готова делать это на глазах у всей княжеской дружины, да еще одновременно управляя паромом. Князя сопротивление окончательно распалило, но человек он был неплохой, мольбам девичьим внял, насилие отменил, а свадьбу назначил.
Логично? Вполне. Получаем год первого брака Игоря. 914 или 915.
Были ли от этого брака дети? Понятное дело, были. Если только князь или его избранница не оказались бесплодными, что маловероятно. Вот только не оставили детишки следа в истории. Как с Рюриком: то ли мерли, то ли девки… Хотя проскакивают местами невнятные упоминания о некоем Олеге Тьмутараканском, возможном сыне Игоря, легко обменявшем сомнительную перспективу наследования еще вполне не старому князю на реальное правление в дальнем княжестве. И погибшем в одном из походов в Азербайджан в 943 году.
А почему нет? И для Игоря вполне логично было посадить на ключевое место родного сынка-наследника, а не неизвестно кого. Бунты против папеньки тогда большой популярностью не пользовались, это из другой, более поздней традиции.
Таким образом, можно предположить, что Олег, сын Игоря и Прекрасы, существовал, правил в Тьмутаракани и погиб. Поскольку в первом походе Игоря на Византию он участвовал, а во втором уже нет.
По возрасту – тоже подходит. Родился Олег Игоревич через годик после родительской свадьбы, а на княжение попал в возрасте несильно за 20. Более чем нормально.
Эту фигуру нам надо учитывать, ибо пока предполагаем, что во время первого упомянутого похода наши засланцы-попаданцы уже будут действовать.
Второй сын Игоря, средневековыми летописцами-фантастами представляемым старшим, - Святослав.
Тоже та еще личность. Родился мальчик году этак в 42-43. Девятьсот, естественно. После смерти папы мама-христианка отдает его на воспитание боярину-язычнику. Это при том, что под рукой есть свой, христианский, боярин, которому вручается младший братик Глеб.
Дальше - больше. В 965 году Святослав побеждает хазарский каганат. Года в 22-23. Реально? Вроде да. Но…
Святослав побеждает хазар. Побеждает? Нет, слабовато словцо! Выносит! Рвет на хазарский флаг! Уничтожает, до основания разрушив крупнейшие города, сделав хазар историей. Между прочим, Хазария – не лесная деревушка. Одно из крупнейших и сильнейших государств региона. Контролирующее всю торговлю в окрестностях, занимающее не малую территорию, держащее в страхе Византию. Да и русы побаивались. Вятичи всякие дань хазарам платили… И города – не деревушки. Крепости! И вот так, одним набегом, как Тузик грелку! Да еще, попутно, прихлопнуты Волжская Булгария и весь Северный Кавказ!
Какую же армию надо собрать, чтобы так уделать хазар? Сколько племен уговорить? Какой авторитет для этого иметь? Свой авторитет, не папин, иначе не пойдут. В скольких походах этот авторитет зарабатывать надо? А техническая сторона вопроса? Чтобы тупо хватило еды, воды и боеприпасов, тех же стрел, к примеру. Поход-то беспрецедентный по тем временам.
И главное – сколько времени надо, чтобы этот поход подготовить? И в каком возрасте реально начинать эту подготовку? И какой жизненный опыт нужен для такой организации? А тут пришел мальчик к власти в три года, подержался лет двадцать за мамину юбку, а потом ни с того ни с сего, как вжарит хазарам по самые гланды! Для такого объема проделанной работы оно ведь 22-23 года – рановато будет. А по официальной версии Святослав и правил самостоятельно только с 964 года. Как-то совсем уж фантастично… Впрочем, поскольку это связано с «правлением Ольги», коею править пустить не могли ни при каких условиях, то последним утверждением можно и пренебречь.

+8

7

Но остается еще одна непонятка. В 957 году Ольга появляется в Константинополе. А в каком году она выехала из Киева? Самолеты тогда не летали. Экспрессы Киев-Стамбул не ходили, даже рельсы проложены не были. И асфальт еще не настелили, да и кадиллак у княгини если и наблюдался, то исключительно на конной тяге. А между Русью и Византией шлялись дикие печенеги и прочие недополовцы. И занимала дорога к черноморским курортам месяцы, а количество охраны царствующей особы будило мысли о военном набеге.
Так на кого же правящая мама оставила хозяйство на пару лет? На законного князя 14 лет от роду? А по возвращению его от власти легко отстранила, ибо мальчик был послушный, маму уважал и не перечил! И амбиции у него отсутствовали напрочь! Только непонятны три момента. Как такого неамбициозного заместителя не скушали за время маминого отсутствия, чтобы и мамочку по возвращении схрумкать? Нравы-то были простейшие: попу оторвал – место потерял. Трон, в смысле. Это раз. С какого хрена этот тихий домашний мальчик через пяток лет любимую маму от власти отстранил? И зачем, если сам по завоевательным походам шастал? Это два. И, наконец, три: это Святослав-то домашний мальчик? Тот самый, который хазар в клочки, Болгарию к ногтю, и Византию до икоты? От одного имени которого полмира мандраж до самых печенок пробирал? Гы!
Ну и как всегда с сыновьями проблемка. В отличие от отца и деда Святослав о наследниках заботился и на седьмой десяток лет своей жизни этот вопрос не откладывал. Детей настрогал много, причем от разных жен. Почему от разных? Да уж больно быстро: в 970 году уже рассадил сыновей править княжествами. Сколько самому-то было? Вроде 28! А сыновьям сколько было? Считается, что Владимиру около десяти. А почему? Да потому, что из трех младший, а папе двадцать восемь! А ведь реально-то князя младше 14-ти лет Новгород бы не принял. Полководец был нужен, а не сосунок! То есть к 14 годам Святослав уже трех сыновей имеет! И очереди детишки не ждали, рождались гораздо чаще, чем раз в девять месяцев. Так что княжич в тринадцать лет уже троих обрюхатил. Просто бык-производитель! Точнее, теленок-производитель!
То есть, теоретически может быть год его рождения 942. А практически, очень уж натянуто.
Ряд историков датирует рождение Святослава 927 годом. Возможно. Вот только непонятно, почему он не участвовал в византийских походах Игоря. Во время второго похода ребенку было бы уже шестнадцать. Более чем боевой возраст. Как-то принято было в те времена сыновей в подобных мероприятиях обкатывать.
А вот если предположить, что Святослав родился году примерно в 935-ом (В принципе, может быть любой год, от 930 до 935–го. Но нравится нам 935. Нравится, и всё.) - тогда другое дело. В Византийские походы не попал – мал еще. К семидесятому году имел трех сыновей от 14 до 18 лет, то есть, к моменту их рождения было князю лет 20-25. Князем стал в десять лет, маловат еще править, но кликнули запросто. К вопросу, кто его именем правил – еще вернемся, но к 957 году, поездке «мамы» в Константинополь, правил уже сам. И давно.
А теперь хитрый вопрос – а чья мама ездила в Константинополь? Ибо на болгарке Елене Игорь мог жениться либо перед первым византийским походом, либо в результате этого мероприятия. Скорее всего, в результате. В 941 прихватил новую жену, а в 942 появился третий сын – Глеб. Тот самый, что воспитывался христианином Свенельдом, и год рождения которого приписан Святославу.
А матерью Святослава могла быть язычница Ольга, дочь Вещего Олега, на которой Игорь женился за год-два до рождения сына. (Впрочем, не исключено, что предполагая и Ольгу, и Прекрасу мы множим сущности: вполне могла быть и только одна из них, мать Олега Тьмутараканского и Святослава).
Но тогда события развиваются вполне логично. После смерти Игоря власть переходит к десятилетнему Святославу. Первые несколько лет от его имени правит Ольга, его мать и дочь Олега Вещего. По мере взросления Святослав перехватывает бразды управления, проводит целый ряд реформ, в дальнейшем переписанных летописцами на Ольгу. (Летописцев можно понять: пытались создать образ Святослава – хорошего воина и никудышного правителя, а тут реформы, да какие!). И готовит свои будущие походы. К 964 году он вполне успевает подготовиться, и все – крандец котенку Хазарии.
А Елена (совершенно чужой человек в Киеве) тихо молится в своей келье, и мечтает, чтобы ее не сплавили в монастырь. В конце 50-х едет в Константинополь с неясными целями, скорее всего, просто пообщаться с единоверцами. И тихо мечтает, что ее время еще придет. До самой своей смерти и/или гибели Глеба, убитого Святославом в Болгарии за предательство. Впрочем, Елене ничего не грозило, ее болгарские родственники были нужны Святославу в роли союзников в борьбе с Византией.
Соответственно и год женитьбы Игоря на Ольге, как матери Святослава, – начало тридцатых.
К Игорю вернемся чуть позже. А пока закончим с хронологией.
Поскольку наши герои попадут на Русь году этак в 939-940, то их еще интересуют и дети Святослава. Ярополк, Олег и Владимир. Причем, не биографии в целом, ибо история изменится, а только даты рождения. Тут, в принципе, всё просто. Все трое родились от 952 до 956 года. Возможно младший, Владимир, в 958 или 960. Последние цифры приводится в летописях, но не факт, что они точны, почему бы фантасту-летописцу не скорректировать эту цифру в меньшую сторону, приведя в соответствие с датой рождения папы. А для княжения в Новгороде в 970 году они как-то малосерьезны. Особенно последняя. А вот Ярополк вряд ли младше 952 года. Ибо 12-летнего сына оставить на Киеве Святослав мог. А меньшего годами – сомнительно. Так что дата первого крупного похода 964-965 годы еще и с этим связана.

Отредактировано ВВГ (15-06-2012 19:56:01)

+7

8

Последняя загадка князя Игоря – его смерть.
Престарелый князь, победитель (и повелитель) печенегов, победитель Византии, идет собирать дань с нищих древлян. Потом решает повторить процесс, отправив большую часть дружины домой. То ли совсем лесовиков ни в грош не ставит, то ли себя сильно переоценивает.
А потом Ольга долго и с истинно восточным коварством мстит зверям-древлянам, совершенно не ожидающим такого поворота событий.
Ну, допустим, с возрастом мы разобрались.
А с остальным? Дань с древлян шла наемникам варягам, потому как поход на Византию получился неудачным? Хм… Неудачным был первый поход. А второй-то очень даже удачный. Заплатить варягам есть чем. Но Свенельд считает дань с древлян своей. Почему?
Лесовики-древляне дань платят дарами леса. Грибы-ягоды, мед-малина, шкурки-меха. Нет, понятно, что в двадцать первом веке хорошие меха больших денег стоят. Но что-то подсказывает, что Игорь так далеко не заглядывал. А тогда на Руси это всё не котировалось. Вот шелка, в Византии взятые… Злато-серебро, от греков в виде откупа полученное…
Так с какого же хрена богатый князь с таким усердием обирает нищих охотников? Да еще не один раз, а два?
И почему дружина, обязанная князя оберегать, спокойненько отправляется домой, бросая повелителя на произвол судьбы. Они что, древлян совсем за баранов держали? И князь, и дружина.
Это древлян-то, которые регулярно бунтовали. Которых и Олег воевал, и сам Игорь? Странное благодушие.
Но ведь и древляне не менее благодушны. Отправляют к княгине Ольге одно посольство за другим: типа, мы тут твоего мужа прикончили, так что шагом марш, Ольга Батьковна, за нашего князя замуж на правах военной добычи. Как это посольство побила? Ничего, другое пошлем.
Они, древляне, какой реакции ждали? Что все жены Игоря дружными рядами двинутся замуж за Мала? Это язычницы-то? Око за око, зуб за зуб?
В общем, если Игорь ведет себя в этой ситуации, как самоубийца и самоуверенный болван, а его дружина, как толпа баранов, управляемая козлом, то древляне – просто пациенты дурдома, оставшиеся без присмотра. Отделение склонных к суициду.
Существует версия, что Игоря убили не древляне, а та самая дружина, которая и сочинила древлянскую версию. То бишь, варяги-христиане. На почве религиозных разногласий, при полной поддержке Ольги, которая на их мечах захватывала власть, и христианской общины Киева.
Ближе. Теплее. Но не объясняет несколько моментов. В первую очередь, при всем нашем атеизме, торопиться обвинять христиан во всех смертных грехах не будем. Не все гадости в мире делались их руками, остальные тоже постарались. Вряд ли христианская община имела возможность вмешиваться в дела власть имущих. Времена, когда церковь совала свой нос куда надо и куда не надо, были сильно впереди. Кроме того, община Киева крещение принимала от византийской церкви, а варяжская дружина – от римской. И отношения между ними были далеки от идиллии. До взаимных анафем дело еще не дошло, но и они были не за горами, что значит сотня лет в историческом масштабе…
А вот Ольга и дружина, а точнее ее предводитель, могли и договориться. На каком основании – позже. И какая из Ольг – тоже. Но могли.
Правда, идиотского поведения древлян это не объясняет.

+8

9

А теперь обратим внимания на две личности.
Первая – древлянский князь Мал. Это всё, что про него известно точно. Кто отец – непонятно. Дети – тоже. По одной из версий, основанной исключительно на созвучии имен, мать Владимира, Малуша, - его дочь. А ее братец Добрыня – сын. И это всё, что известно про Мала.
Вторая – воевода Свенельд. Про него известно… Тоже мало. Родители? Нет информации. Дети? Летопись указывает двоих сыновей – Мстиша и Лют, послуживший причиной ссоры сыновей Святослава: Ярополка и Олега. Всё? Почти. Кое-что про Свенельда, всё же известно. Появляется в Киеве в конце тридцатых с дружиной. Участвует в византийских походах Игоря. Регулярно собирает дань с древлян. Именно он командовал дружиной, оставившей Игоря один на один с древлянами. Потом участник походов Святослава. И тот самый воевода, который обошел на конях место засады на этого князя. И не пришедший ему на помощь. Дальше играет немалую роль при Ярополке, в частности подбивает киевского князя на войну с братом Олегом. И после гибели последнего исчезает. Может, умер, немолод уже был. Может, и нет. И еще одно – христианин. От немцев крещение принимал.
А теперь на минуточку предположим, что Мал и Свенельд – одно лицо. Неожиданно? Допустим. Но предположить-то можно.
Что против?
- Несовпадение имен? В те годы многие имели по два имени. Имя Свенельд некоторые исследователи читают, как Светлый лэд (светлый князь). Вот и был князь Светлояр или Светлен, по прозвищу Мал. Могло быть? Могло. Могло, конечно, и не быть. Но считать несовпадение имен опровержением предположения нельзя.
- Несовпадение имен детей? Ради бога! Не говоря уже о созвучии имен Мстиша и Малуша, кто мешает человеку иметь четырех детей? Если иметь четырех женщин, это можно сделать за одну ночь! Или за девять месяцев, как считать. А если женщина одна, то за несколько лет. У Свенельда было намного больше времени. И, возможно, намного больше детей.
- Как появился Свенельд-Мал в Киеве, если он древлянский князь? А вот тут самое интересное. В 914 году Игорь давит очередное восстание древлян. И больше они не восстают. До этого без конца бунтовали, а после – как отрезало! В чем дело-то? А не в том ли, что победитель Игорь взял в заложники малолетнего сына древлянского князя. А звали сыночка Светлен. Сколько ему было? Возможно два года, возможно десять. Скорее два, поскольку дожил он аж года да восьмидесятого. Да Игорь мог и попозже заложника прихватить. В общем, будем считать Свенельда 910 года рождения. Годом больше, годом меньше, какая нам разница!
Жил мальчик в соответствии со своим княжеским статусом, ни в чем не нуждался, но Мал-папа был в курсе: забалуешь, мигом у сына голова слетит. Рос ребенок при Киевском дворе, своим стал в доску. Поддерживал Игоря во всех начинаниях. В походы с ним ходил, не верится, что за двадцать лет ни одного похода не было. В общем, через какое-то время уже пользовался доверием. А после смерти папы в конце тридцатых годов стал древлянским князем. Потому и дань с древлян брал, уж своему-то князю какие проблемы? И дружину древлянскую время от времени приводил на помощь Игорю. Да что приводил, на постой определил в Киеве. Они ж с Игорем кореша были, водой не разольешь! Его Игорь своми руками вырастил! Прямо сын родной! Могло быть? Могло. Всё в традициях. Даже то, что Мал-Свенельд сохранил свою религию.
- Вот тут последний аргумент против. Свенельд же христианин. Причем, если он в достаточно малом возрасте попал в Киев, христианин с рождения. А древляне – язычники. Так? Вроде бы да, да только откуда эта информация. От тех же самых летописцев. Типа поганые древляне были, дикие совсем и жили по-скотски, поедая всё нечистое. Осталось только добавить, что не мылись... Враньё всё, конечно, образ врага. Хотя насчет «не мылись»… Европа ведь тоже не мылась!.. Но шутки шутками, а занимаемая древлянами территория граничила с запада с христианскими землями. И к концу девятого - началу десятого веков просто не могла не быть частично христианизирована. Сей процесс прервало нашествие язычников в виде новой киевской власти: сначала Вещего, а после Игоря. Может потому и сопротивлялись древляне новой силе куда дольше и жестче других племен. К межплеменному конфликту добавлялся религиозный.
Что имеем? А только то, что нет причин считать предположение о идентичности Мала и Свенельда абсолютно недопустимым.

+7

10

А какие имеются плюсы у этой версии?
Почему Свенельд собирает дань с древлян – понятно: он их князь. Толику малую уделяет сюзерену Игорю, остальное себе. Откуда он взялся – тоже понятно. И почему у него дружина большая – тоже. Не нанимались варяги многотысячными дружинами. Просто не приходили такими толпами. Да и не нанял бы сын Рюрика такую банду. Прекрасно знал, чем это может кончиться, папу помнил. А вот от подчиненного племени помощь принять… Да это их обязанность! Тем более Светлен, почти сын!
И доверие его рассказу о смерти князя в Киеве. Ведь не должны были поверить, но… Свой же, с детства с князем. Этот предать не мог.
И поведение древлян понятно: они послов к своему князю слали. Возможно, и не зная о том, в чем их обвиняют. А он посольства под нож, не давая даже рта открыть, по нему же плаха плачет. Вкупе с виселицей и погребальным костром. А потом еще и родной город под нож пустил. Не суть важно, птичками или просто мечом. Главное – свидетелей убрать. И жестокостью к «преступникам» подтвердить свою невиновность.
Вот только всё это могло Свенельду и не помочь. Поддержка нужна была на самом верху. То есть со стороны княжеской семьи. И неслабая поддержка. А кто там есть, в семье?
Святослав. Мальчику десять лет. Можно убедить в своей невиновности. Легко. Дядя Светлен для него авторитет, растит из ребенка воина. Но Святослав пока не поддержка.
Глеб. Смешно.
Прекраса? Сколько ей годков-то? Не так и много, порядка пятидесяти или даже чуть меньше. Но по тем временам… Могла уже и умереть. Может, именно ее смерть, вкупе со смертью Олега Тьмутараканского, и подтолкнула Свенельда к активным действиям. Но это не причина.
Ольга? Да это, скорее, главная угроза.
Елена? Стоп. Елена. Игорю пятьдесят. Привозит князь молодую жену, которой лет этак шестнадцать, а сам-то уже не тот! Песок еще не сыпется, но юношеским пылом и не пахнет. А девочке просто стариком кажется. Не хватает ему сил на молодую кобылку. Тем более, еще и старых жен ублажать надо. И Ольгу, какие ее годы, и даже Прекрасу время от времени. А если Леночка еще и хороша… Князем вертит, как хочет. Но мало ей князя. Мало. Как вошла крошка во вкус взрослой жизни, так… Но не конюхов же ей в постель таскать… Вот и нашелся Светлен-Свенельд. Тридцатник мужику, самый сок. Да еще и христианин, единоверец, хоть и не совсем правильный. Подкатился под бочок…
И что? Обычное дело… Обычное, да не совсем. Через Елену можно некие виды на Болгарию иметь. А тут еще Глеб родился. Кстати, а чей сын-то? Неизвестно ведь! Может Игоревич, а может… А значит, после смерти Игоря можно и Киевом править. От лица Глеба. Кто помешает? Ольга? Святослав десятилетний?
Так что на Елену рассчитывал Свенельд, только на Елену. И не просто рассчитывал, сговор был. Но что-то не склалось. Скорее всего, подвели те, кто должен был убрать Ольгу и Святослава. Испугались, а вдруг у Свенельда с Игорем не выйдет? А может, доперло, что вместо обещанных денег светит им пчак в печени, ибо в таких делах исполнителей, естественно, убирают. И ударились ребята в бега, так что копыта засверкали. Конские. А может у княгини с княжичем охрана кое-какая имелась. Хорошая охрана. Последнее вряд ли, тогда бы Свенельду не отмазаться. А так…
Пока онемевшая от горя Ольга приходила в себя, Свенельд зачистил «виновников»-древлян. Оставалось только придумать, как отстранить от власти Святослава… А не получилось. То ли дочка Вещего оказалась крепким орешком, то ли еще что. Словом, не склалось. Нам нравится первая версия – Ольга оказалась непроста. Через сына крепко взяла власть в свои руки.
И любовники оказались в хреновом положении. О браке и думать нельзя. Глеб в очереди был вторым, а сейчас уже и непонятно, дети Святослава впереди будут. Надо убирать Ольгу с сыном, а как? В леса не выманишь. Прямой переворот? Древлянская дружина слабее киевской, да еще жители поддержат… А Асмунд-нянька не столько воспитатель молодого князя, сколько телохранитель, не исключено, и вовсе сын Олега Вещего (есть у историков и такая версия)…
Дальнейшая деятельность Свенельда более-менее понятна. К Елене он со временем охладел (или нет, неважно). Долго и, в конечном итоге успешно, втирался в доверие к Святославу. После смерти Ольги и Елены (какая-то из них и умерла в 969) вздохнул поспокойней. Но! Святослав казнит Глеба. За предательство, прямо на поле боя!
И на обратном пути Свенельд, считавший Глеба своим сыном, «теряет» Святослава. Не важно, сам он убил князя, как в случае с Игорем, или на пару с византийцами подстроил налет печенегов и оставил Святослава против превосходящих сил противника… Важен результат, Свенельд отомстил.
И не только. Личная власть ему уже не нужна, на пороге старость. Но у него есть внук! Владимир, сын Святослава и Малуши, дочки Мала-Светлена.
Завязывается сложная интрига, в результате которой через шесть лет Владимир становится Великим Князем. Интригу вела вся семья Свенельда, один из сыновей, Лют, погиб, но это уже детали. В итоге его смерти удалось стравить Ярополка с Олегом и убить последнего. А потом Добрыня помог Владимиру свалить Ярополка. Сам Свенельд, возможно до этого и не дожил. Но цели своей достиг, на киевский трон под видом Рюриковича взошел Свенельдович.

Отредактировано ВВГ (15-06-2012 20:04:03)

+8


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Михаила Гвора » Рюрик-Олег-Игорь-Святослав. Теперь серьезно. Почти.