Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Конкурс соискателей » Маленькие рассказы о "кровавой гэбне". Строго документально.


Маленькие рассказы о "кровавой гэбне". Строго документально.

Сообщений 1 страница 10 из 163

1

Часть первая. Минский бес и махорка.
Адольфа Мироновича  Сохора попутал бес в Минске. Минский бес  по новым временам был интернационалистом и путал людей вне зависимости от вероисповедания,  возраста и образования, отношения воинской повинности и членства в профсоюзе, оттого попутал не только Сохора, но и Мейера Бунина.
Начало 1922 года было довольно голодным, и никто не мог предположить с достаточной уверенностью, можно ли будет не голодать в нем  или будет он наподобие  прошлого…  Меж тем сотрудники 3 Государственной табачной фабрики из города Кременчуга, приехавшие в Минск с вагоном махорки, уже отгрузили сей желанный курильщикам груз. Получили за него деньги, оприходовали их, и даже успели отправить часть денег на фабрику, вместе с частью людей, которые уехали первыми. Но не все сотрудники еще не покинули Минск, и часть полученных денег еще была при них, ожидая перевозки на юг.
И вот тут-то Вельзевулово  отродье внушило почтенному отцу семейства и гораздо более молодому Мейеру мысль, что здесь, в Минске, многое стоит дешевле, чем в Кременчугской губернии. Поэтому, если кое-что купить тут, а продать там, то его оторвут с руками, и даже прибыль будет. А на какие деньги купить? А вот тут и таился бесовской яд--на казенные, которые лежат совсем рядом. И не украсть (бес был тонок и сомущал умело), а взять во временное пользование, купить на них продукты. Продать в Кременчуге и вернуть истраченное обратно. Третья Государственная табачная фабрика никакого урона не понесет. Деньги - то ей вернутся сполна, только неделей позже. Лет через 80 эта милая шалость будет широко проводиться банками и главами администрации, и без всякого  дополнительного сомущения со стороны аццких сил. А пока бес  очень старался и таки  одержал победу.
Сомущаемые им ответственные лица пали и купили на часть казенных денег 6 хромовых кож и сахарин, оставшиеся деньги должным образом упаковали и двинулись в обратный путь.
А затем бесовские козни подвели к самому краю пропасти. Транспортная ЧК в дороге заинтересовалась людьми и грузом. Задержала, стала задавать вопросы, сбивчивые ответы и оправдания про купленное по заданию фабрики выслушала, но не поверила им.  И  оба арестованных попали в  узилище Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией, саботажем, спекуляцией и преступлениями по должности. Случилось это 22 февраля.
Вроде как они не контрреволюционеры и не саботажники. Спекулянты - наверное, да, но как не хочется себя так называть...  А вот преступление по должности с их стороны однозначно допущено и от этого не отвертеться,  ибо деньги они до фабрики в полном объеме не довезли, в кассу не сдали и т.п.
А преступление по должности, это то деяние ,кару за которое ощущать не хочется. Вот был в губернии один борец с дезертирами Иван Буянов, которого за пьяное буйство и разрешение своими бойцам брать у населения все, что нужно (стыдливо названное самоснабжением)трибунал приговорил к расстрелу. И это члена партии и руководителя уездного комитета по борьбе с дезертирством! А кто мы? А ЧК  и без трибунала обходится, ибо право имеет к расстрелу приговаривать и само приговор исполнять. И про это ходят по губернии разные рассказы ,как ЧК с контрреволюцией и саботажем борется. И про борьбу с бандитизмом рассказы не менее страшные, Заподозрили монахинь из Мотронинского монастыря в поддержке бандитов Холодного Яра и того…Сначала осквернили, потом перестреляли. Поневоле неуютно и страшно становится, как подумаешь, что с тобою это учреждение может сделать. Вот до чего минский бес довел….
Был фотографом  и печатником,  держал художественную литографию ( и сам, и с компаньоном по фамилии Соколов),был заведующим типолитографией фабрики, известным человеком в городе ,а куда влез… А теперь-узник, а в будущем-казненный и неизвестно где зарытый…Ни жена, ни Броня не смогут даже на могилку прийти, крест поправить  и над холмиком  поплакать.
Плохо было то, что при аресте письма жены и дочери изъяли. Жена ему в Минск писала письма специально на бумаге, украшенной логотипом (как сказали бы много позже) его студии писала. Взять бы сейчас листочек этот, прочитать теплые слова жены, глянуть на рисунок и адрес, столь памятные….А затем взять второй листочек, где крупным почерком дочки выведено :  «Папа! Я,  слава Богу, уже выздоровела…» Негде найти облегчение душе.
Сохор уже не выдумывал, как прежде, а на допросах говорил, как было, и Бунин тоже говорил, как было, и было губернской ЧК все предельно ясно. Изъятые деньги пересчитали и паки пересчитали. В корзинку уложили, сверху запечатали и на фабрику передали,  и не забыли документ о получении с фабрики вытребовать. Кожи и сахарин пока лежали на складе вещественных доказательств. И стали в ЧК составлять другие бумаги, чтобы решить, что дальше делать с жертвами минского беса.
Минский бес передал эстафету своему кременчугскому собрату, и оба беса торжествовали от предвкушения того, что сомущенные им ответственные работники вскоре пребудут в аццкие чертоги к вящему торжеству темных сил.
Прошло чуть более недели с момента ареста.
Наступил день гнева и скорби. 4 марта 1922 года.
И в этот день собралась коллегия губернской ЧК. Собрались товарищи: начальник ССО Каминский, начальник ББО Окунев - Сибирский, начальник ЭКО Янишевский плюс зам Каминского и секретарь ССО Петровский. И стали большие начальники по борьбе с бандитизмом, экономическими преступлениями и секретным делам решать, что делать с сомущенными бесом и вещественными доказательствами сомущения.
Фамилии эти люди Кременчуга уже не помнят (ибо плоховато с исторической памятью в этом славном городе). Но спроси местного журналиста про это учреждение, так он  много чего порасскажет(несмотря на то, что не сможет назвать, где оно находилось).Если наткнетесь на главного редактора  одной из местных газет (не хочу давать рекламу поставщику туалетной бумаги, ибо другим  сортом  бумаги пользуюсь),то расскажет он, как Кременчугская  губернская ЧК изничтожила верховного атамана  повстанцев по фамилии Чучупака. Причем успешная засада была ими проведена еще до образования Кременчугской губернии и самой губернской ЧК. Вообразите себе, какие там злодеи служили - их еще не было, а они уже повстанцев изничтожали!
Если бы вели Адольфа Сохора на суд через Мост  Вздохов или увидел бы он, как судья перед оглашением черную шапочку одевает, то, наверное, не выдержало бы его сердце, ибо был он уже не молод. Но решали без него, а он томился ожиданием, не зная, решили ли уже  про него или еще будут.
И вот три начальника отделов губ ЧК и один зам решили его судьбу, с решением все согласились и секретарь протокол заседания коллегии составил и заверил.
И было в оном протоколе написано и заверено:
1. Дело прекратить и сдать в архив.
2. С Сохором и Буниным поступить в дисциплинарном порядке ( то бишь пусть на фабрике и решают, что с ними делать).
3. Хромовые кожи и сахарин передать Третьей государственной махорочной фабрике.
Дополнительным наказанием для Сохора было то, что письма жены и дочки из дела не изъяли  и лежат они до сих пор в архивном деле в здании из  красного кирпича на углу улиц Гоголя и Пушкина в городе Полтаве.
Так и закончилась эта история о соблазнении бесом тружеников махорочной промышленности и их тревогах и переживаниях  в одном страшном учреждении ныне не существующей губернии.

Отредактировано AD (29-08-2012 22:23:20)

+14

2

AD написал(а):

А вот тут и таился бесовской яд-на казенные, которые лежат совсем рядом.

тире, а не дефис

AD написал(а):

И не украсть (бес был тонок и сомущал умело), а взять во временное пользование,

смущал, сомучал

AD написал(а):

Деньги – то ей вернутся сполна, только неделей позже.

дефис, а не тире

AD написал(а):

и лежат они до сих пор в архивном деле в здании из  красного кирпича на углу улиц гоголя и Пушкина в городе Полтаве.

с большой

0

3

Cobra написал(а):

смущал, сомучал

Спасибо.
Вот насчет сомущения- не соглашусь, есть и такая форма.
"Названия, какие носит черт в народе, это: "черт", "черный", "дьявол", "сатана" , "бес", "окаянный" "враг", "поганый", "сомуститель", "нечистый", "супостат", ..."(с)

0

4

AD написал(а):

Транспортная ЧК в дороге заинтересовалась людьми и грузом. Задержала, стала задавать вопросы, сбивчивые ответы и оправдания про купленное по заданию фабрики выслушала, но не поверила им.  И  оба арестованных попали в  узилище Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией, саботажем, спекуляцией и преступлениями по должности. Случилось это 22 февраля.

ЕМНИП, ВЧК к тому времени уже не было - преобразована в ГПУ 6 февраля 1922 года. По идее надо транспортный отдел ГПУ.

0

5

Это была художественная обработка одного дела,а сейчас будут минимально обработанные данные по исправительно-трудовой колонии 36-39 годов.
Согласно данным обследования, на ноябрь 36 года ИТК состояла из трех подразделений.
Непосредственно ИТК в Кременчуге, лагерь при Крюковском гранкарьере и лагерь при Кохновском гранкарьере. Иногда называется в последующих документах лагерем при Малокохновском гранкарьере.
На тот момент в ИТК содержалось 180 человек, в Крюковском лагере- 205,в Кохновском лагере 47 человек.
Охрану ИТК составляли начальник охраны,1 старший надзиратель,  4 надзирателя и 8 самоохранников,то бишь заключенных, которые и занимались охраною.
Там имелся проволочный забор и 2 вышки. Вне периметра охраны жили 27 человек заключенных, которые в общежитии не охранялись. Это были бухгалтера, конт.работники и эти самые охранники,которые само....
3 человека заключенных пользовались бесконвойным передвижением по городу- кладовщик, инструктор химцеха и культорганизатор.
В ИТК правила вывода на работу соблюдались.
В Крюковском карьере- не очень,ибо на работу водил самоохранник, который по списку ввводил и выводил. Забора вокруг общежитий  заключенных не было.
Из документов я понял,что карьер тогда был очень далеко от города.
Охраняли лагерь 2 надзирателя и 10 самоохранников.
Кохновский лагерь состоял из двух сельских хат (так и написано). Охраняли его 2 надзирателя и 3 самоохранника. Надзиратель фактически был днем за дежурного, оттого на работу водил самоохранник. Самоохранник (один) караулил лагерь ночью.
Забора вокруг лагеря не было.
Обследовавшие ныли,что оттого будет много побегов,потому впоследствии посмотрю,были ли так или нет.
В ИТК были и женщины.
Рабочий день у ЗК был десятичасовой.
При проверке в декабре 36 года выяснилось, что общежитие стахановцев и общежитие №6 выглядят уютно и опрятно.
В общежитии №4 похуже.Там хотя и чисто,но не хватает коек - 12 их на 17 человек. Потому на разных сменах четверо человек спят на койках по очереди.
В общежитии №1- 17 человек на 9 койках.Трое коек вообще не имеют и спят на полу.
Общежитие №7- 19 человек на 14 койках. 5 человек посменно пользуются койками.
Общежитие №32- 21 человек на 13 койках.
В ИТК Украины существовало и социалистическое соревнование .были и ударники. Например,в конце 36 года по околоПолтавским  ИТК было награждено грамотами 55 человек заключенных.Кременчугское ИТК никого не представило, за то ему сказали - нехорошо.

Потом Крем ИТК исправилось и представило 19 человек к поощрениям.
Вообще тогда ударником считали человека,выполнявшего план на 105-110 процентов,а стахановцем- на 135-150 процентов. Проценты колебались в завистимости от специальности.
В 37 году были аж 8 человек ЗК, выполнявшие планы на 180-200 процентов.

А далее еще я видел договора между ИТК и разными предприятиями.
Например , начальник Крюковских гранкарьеров треста "Укртрансстром" НКПС Ульянов Павел Михайлович заключил договор с начальником ИТК Рабиновичем Петром Ульяновичем договор,что будут работать на Крюковском гранкрьере заключенные числом 235 человек. И работа эта оказалась финансово выгодной,годовые прмфинпланы выполнялись. А также было возможно расширить работу ИТК на карьерах,потому что карьерное начальство не желало создавать на карьерах приличные хозбытусловия,чтоб люди туда шли. Даже те скромные условия для ЗК оно выполняло под нажимом.
Был еще договор с базой №130 Наркомрезерва. Там ЗК выполняли разгрузочные работы( чаще погрузку зерна)
Что интересно, расценки оплаты труда тоже устанавливались по согласованию с профессиональным союзом мукомолов.
Базе требовалось 75 человек.

С пожарной охраной в ИТК  нехорошо, при всякой проверке что-то да не было сделано. То не куплен шланг к ручной пожарной машине( а руководство отпиралось,что денег на это не дают),то еще что-то. На Крюковском карьере пожарного водопровода не было.
.
При одной проверке на пищу жалоб не было, и она комиссии вполне понравилась, при второй проверке крюковские ЗК пожаловались на ее недостаточное количество и плохое качество,но без деталей.
При второй проверке было отмечено ,что не у всех ЗК есть нижнее белье. Например,у четверых женщин его вообще не было, было такое и с мужчинами.

Но были и кадры,ходившие в грязном белье( у одного оно отмечено как почерневшее),несмотря на возможность стирки и даже не самому.
Две прачки стирали крюковским  ЗК белье качественно,но они не справлялись с объемом стирки..
Вшей при первой проверкене нашлось, при второй был один со вшами.
В договорах упоминается про стоимость питания ЗК 2 рубля 35 копеек в день.Причем система Френкеля в договоре не упоминалась. Плюс возможность покупать хлеб в ларьке и премблюдо(с) за перевыполнение плана.
При первой проверке проверяющие были в шоке. Оказалось, в общежитии было изъято пять опасных бритв,хотя в испр.трудовых учреждениях острые предметы не допускались. Оказалось, что из-за отсутствия парикмахерской администрация раздала опасныее бритвы ЗК: брейтесь-мойтесь как хотите.
Потребовали таки сделать если не парикмахерскую,то отдельное место для бритья и стрижки.

Вы не поверите,но пионерами выращивания арахиса на Украине были именно сельскохозяйственные ИТК.
Правда,тогда собиралось 12.9-13.2 центнера с гектара,что где-то втрое меньше сегодняшнего....

Отредактировано AD (29-08-2012 22:48:10)

+4

6

PKL написал(а):

ЕМНИП, ВЧК к тому времени уже не было - преобразована в ГПУ 6 февраля 1922 года. По идее надо транспортный отдел ГПУ.

И фонд называется -фонд Кременчугской Губернской ЧК, и в деле они себя именно так называют....
Провинция-с, все позднее до нее доходит....  http://read.amahrov.ru/smile/rofl.gif

0

7

AD написал(а):

Вот насчет сомущения- не соглашусь, есть и такая форма.

Словарь Даля:

Сомустить
кого к чему, на что, влгд. склонить, соблазнить, смутить, побудить наущением или соблазном, прельстить. Что его сомустило ехать? Дьявол сомустил. Вероятно, говорится и сомучать.

Сомуст м. перм. разлад, смутки, ссора.

Сомущать - у Даля нет.

0

8

Cobra написал(а):

Сомущать - у Даля нет.

Это авторский произвол.
Я так вижу.(с)

0

9

AD написал(а):

Это авторский произвол.
Я так вижу.(с)

Тогда как автор слова добивайтесь его включения в словари...  http://read.amahrov.ru/smile/guffaw.gif

0

10

AD написал(а):

Это авторский произвол.
Я так вижу.(с)

Реинкарнация Маяковского? Извините, не узнали.

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Конкурс соискателей » Маленькие рассказы о "кровавой гэбне". Строго документально.