VI
К осени 1692 года уже были видны на Москве приметы царствования нового монарха.
Царь особым указом дозволил всем носить одежду иностранного покроя и брить бороды. Последовавших этому указу придворных он особо выделял своим вниманием. Поэтому уже не было недостатка в европейски выглядящих русских лицах и тушках при дворе, хотя дозволение на то, по указу, было не бесплатным. "Чем самому на это старание прилагать, лучше ещё заработать", – сообразил Пётр.
Новый указ о престолонаслендии подробно зафиксировал всю очерёдность. Да к тому же, чтобы не было вообще никаких сомнений, десять ближайших наследников, в порядке очереди, были вписаны в особую грамоту. Любые изменения: рождение нового наследника или смерть вписанного вносились в грамоту со всей возможной быстротой. Уже успели, внести и вычеркнуть второго сына Петра, умершего в младенчестве.
Один момент, то что наследников должно быть не менее десяти, очень помогал Петру управлять боярами. Романовых на все позиции не хватало, поэтому в конце списка вписали ещё и наследников из боярских родов, среди которых, за место в наследной грамоте, сразу развернулась дикая грызня. А такое очень способствует управляемости.
Три года самостоятельного царствования пролетели как один день. Когда нет праздности, замечать течение времени некогда, а молодому царю надо было ещё и на пирушки успевать, причём делал он это отнюдь не в ущерб своим царским обязанностям.
Однако сегодняшнее торжество было особенным: вернулся в Архангельск из Англии первый русский торговый корабль "Святой Павел". Кому-то может показаться, что три года это очень долго, но в этот раз корабли строили медленнее, зато гораздо качественнее: и лес просушивали тщательнее, и качества сборки старались добиться идеального. К тому же, ещё до спуска на воду одного корабля, последовательно закладывались очередные. Россия создавала свой флот, а планы торговли были огромные.
– Это великий день для твоей страны, Питер! – воскликнул Лефорт, как всегда отлично организовавший празднество, – не уходи далеко, скоро ещё фейерверк запустим, на весь Кукуй.
– Молодец Франц, только у тебя и отдыхаю, от бояр, от Думы, от теремов этих древних.
Пётр развалился на кресле с трубкой с одной руке и бокалом вина в другой руке.
– А начало торговли действительно здорово, – продолжал Пётр, – от флота выгодность торговли весьма увеличивается.
– Ещё бы на Балтике порт заиметь, а то Архангельский уж больно неудобен, – размечтался Лефорт.
– Э, оставь. Связываться теперь со Швецией из-за каких-то удобств? Причём сомнительных удобств…
Пётр отхлебнул богатырский глоток и поставил бокал на стол.
– Какие могут быть сомнения, Питер? Архангельск и дальше, и навигация там короче. Очевидно же, что Рига, например, удобнее, – горячился Лефорт.
– Ну да, всё что ты говоришь – правда. Но не забывай, что из Архангельска путь по всему миру свободный. Хочешь – Англия, хочешь – Франция, а хочешь – вообще хоть на Кубу плыви, за табаком. Кстати, хорошая идея, деньгу на табаке можно хорошую зашибить. И до той же Кубы, не на много дальше с Белого моря, чем из Балтики. А из Риги никуда дальше Дании, не заплатив Зундской пошлины, не уплывёшь. С остальными же балтийскими странами, почти со всеми, мы и без флота торговать можем. Есть, конечно, свои преимущества у Риги: по морю на много дешевле, но не стоят те выгоды от Риги войны со Швецией.
– Это если один на один. А если кодлой навалиться: мы, Дания, Саксония, Польша – да вместе мы эту Швецию разделаем как Бог черепаху, – не унимался Лефорт. – И Архангельск твой, пока торговля слаба, его хватает, а когда расти начнёт, мы же к этому стремимся, уже за короткую навигацию и перевезти туда-сюда весь товар будет не успеть!
– Да пока та торговля так вырастет, что кораблей хватать не станет или я умру или шах или ишак сдохнет, – пошутил Пётр.
– Какой ишак? – не понял Лефорт.
– Пустое, Франц, – ответил Петр и затянулся трубкой.
– Ты про табак тоже так говорил, а теперь куришь, – подловил его Лефорт.
– Да. Неправильно я о себе думал, – ухмыльнулся Пётр, – считал, я другим человеком стал, так нет, страсти все остались. Знаний прибавилось, что да то да. Может быть одержимость страстями поуменьшилась, но не более. Пойдём, друг. Одно дело отметили, другие ещё ждут.
Отредактировано CAHEK (21-09-2012 06:59:08)