Наверное многие встречали в лит. произведении жанров АИ и/или попаданческих фанфиках и просто фантастике такую ситуацию, когда некий мэтр, т.е. авторитетный или просто значимый персонаж в описываемой вселенной (например Гитлер в АИ, или Палпатин в фике на ЗВ) буквально офигевает от неких действий ГГ или последствий таковых действий.
Например. Нападает в 41м Германия на СССР, но вместо победного марша на Москву немецкие шушпанцеры встречаются на границе с ОЧБР (огромными человекообразными боевыми роботами) - краснозвездатые мехи давят стальной пролетарской пятой мелкие танкентки Гудериана, хрупают с сочным звуком черепушками муравьеподобных эсесовцев и вообще веселятся по всякому. От такой картины у германского генералитера и лично Гитлера случается смачная продолжительная истерика и то самое состояние эфигевания, о котором и говорится в заглавии топика.
Детально расписанные события, приведшие к появлению ОЧБР на вооружении РККА могут быть описаны, а могут и не быть, или автор приведет их после. В рассматриваемой ситуации это не важно. Важно то, что такая ситуация почему-то неизменно вызывает всплеск позитивных эмоций у читающего. Причем критические ляпы-нестыковки, парадоксальность ситуации и прочее зачастую отходят на второй план и пипл, что называется, хавает, хвалит и просит добавки.
Чтобы этот прием сработал, нужно выполнить несколько условий. Необходимо чтоб объект воздействия ("патриарх") был во-первых тем или иным способом недружелюбен герою произведения и соответственно читателю тоже - тогда те неприятности и беспокойство (офигение), которые ему организует главгерой воспринимаются читателем, как некий аналог божественного правосудия, только совершенный в книге авторским словом. То есть должна быть ситуация "так им гадам и надо" и одновременно сам процесс "офигевания патриарха" должен неким образом иметь юмористический базис. Т.е. не простое уничтожение врага, но больше глумление над ним, тот самый смех, который в реале помогает человеку преодолеть страх.
Также для успешного воплощения сего приема лучше всего брать такого "патриарха", про которого читатель знает довольно много, но при этом не любит хотя бы частично. Подходят такие персонажи, как лидеры враждебных государств или просто "злых империй", финансовые воротилы первой величины и т.п. Мелочь пузатая такого эффекта на читателя не окажет. Нужно именно чтобы осмеянию и глумлению подвергся образ некоего хозяина мира или хотябы очень влиятельного человека, привыкшего вращать мир вокруг себя - тем фееричнее будет его облом и уровень позитивных эмоций читателя.
Если конкретной персоналии нет, то можно использовать некий архитепичный или просто собирательный образ, в котором аккумулитораны хорошо знакомые массовому читателю черты "хозяина жизни". Также образ "офигевшего патриарха" может подразумевать не одно лицо, а некую группу лиц и конечно же это могут быть не только мужчины. Например читатель легко воспримет собирательный образ бездушных кровопийц банкиров-финансистов.
Однако, облом и последующее офигевание персонализированного антагониста дает гораздо больший эффект (кол-во эмоций), чем некий усредненный или просто размытый образ. С целью интенсификации положительно реакции читателя перед обломом и офигением писателю стоит хорошенько проработать характер персонажа-редиски, которому сюжетом назначено обломаться и офигеть. Нужно хорошенько описать читателю почему именно антагонист плох, насколько именно он испорчен, чем он так опасен и т.д. Причем желательно придать злодею и некий шарм, а также неоспоримые достоинства, ведь победить и посменяться над сильным/умным врагом гораздо престижней, чем над дураком/калекой.
Когда образ умного/могущественного злодея и вселенского редиски в уме читателя создан - можно наконец переходить к описанию процесса его облома, и последующего офигевания, в ходе которого редиска постигает всю глубину того Г в которое он угодил по собственной глупости/беспечности, как ему кажется, а на самом деле благодаря интриге главгероя. Именно в этот момент читатель, что называется "ловит лулзы".
Все вышеописанное не обязательно должно проходить по статье юмористической фантастики/АИ. Наоборот, если вся авансцена расписана скурпулезно и реалистично, то эффект ничуть не меньше, а может быть и еще больше, чем при "тупом стёбе".
Такие вот мысли у меня возникли. Возможно кто-нибудь имеет что добавить, уточнить или расширить? Ну и собственно какие вы видите перспективы применения такого приема в литературном творчестве? Насколько широко его можно использовать, чтобы с одной стороны обеспечить максимальную положительную реакцию читателя, а с другой, чтобы не скатиться в тот самый "тупой стёб"?
Отредактировано Отшельник (19-09-2012 03:25:58)