Необходимо продумать повествование с точки зрения логистики. Что бы не было слишком много роялей в кустах. Как к примеру развивать промышленность наиболее оптимельным образом без перегрева и перекосов в экономике Российской Империи?
Господин из завтра-2
Сообщений 341 страница 350 из 712
Поделиться34206-05-2008 17:42:35
Небольшой кусочек, с изменениями и дополнениями:
Но мало иметь творчески мыслящих, грамотных инженеров – нужны квалифицированные рабочие руки, станки, точная измерительная аппаратура и инструменты. А вот с этим в России была самая большая напряженка. Отечественных станков не было вообще. И такая ситуация в реальности сохранится вплоть до Первой Мировой! Имеющийся на Канавинском заводе станочный парк годился только на металлолом. Обновление парка шло за счет закупки станков в САСШ – тогдашнего лидера машиностроительной индустрии. На все эти токарно-револьверные, токарно-лобовые, токарно-карусельные, радиально-сверлильные, горизонтально-расточные, продольно-строгальные, карусельно-фрезерные, кругло-шлифовальные, зубофрезерные и прочее, прочее, прочее мною была потрачена просто астрономическая сумма. Если бы перед началом модернизации я не создал избыток свободного капитала – то разорился бы в кратчайшие сроки. Сейчас проектированием «на фирме» занимался Семен Степанович Степанов. Высококлассный инженер-самоучка, в реальности создавший (пятью годами позже) нормально функционирующий комбайн из токарного, фрезерного и сверлильного станков. Однако в настоящий момент до собственного производства станков было еще далеко – два-три года. Да и то - на первое время покроем только собственные нужды, для продажи наши станочки дороговато выходят – у амеров, за счет проработанной технологии гораздо дешевле. А тут еще и пошлины на ввоз оборудования в Россию мизерные. Ладно… самим пока хватит, а как только придет к власти «сердешный мой друг» Николаша…
А квалифицированные рабочие? Да нужного мне количества токарей, фрезеровщиков, просто литейщиков – физически не существовало в природе! Персонал приходилось обучать на месте, без отрыва от работы. Сколько косоруких увальней мне пришлось выгнать к чертовой матери, прежде чем цеха перестали гнать 60-70 процентов брака! Зато оставшиеся постепенно становились мастерами своего дела, переставшими вздрагивать при словах: «допуск в одну сотую». Дальнейшую потребность в персонале я планировал покрывать за счет выпускников созданной при заводе школы – нечто вроде ФЗУ. На занятия в этом профессионально-техническом училище ходили не только подростки 14-15 лет, но и ребятишки в возрасте. И довольно часто я видел на вечерних уроках здоровенных деревенских парней, только-только «от сохи», которые с напряженным вниманием слушали учителя и старательно выводили в тетрадках закорючки. Кстати, одним из учителей при училище работал Константин Эдуардович Циолковский, выписанный мной из своего Мухосранска . В текущем, 1886 году ему исполнилось всего 29 лет, и никакой научной школы он пока не создал. Но уже успел написать несколько интересных статей, одна из которых - объёмистое сочинение «Теория и опыт аэростата, имеющего в горизонтальном направлении удлинённую форму». Гоняя с ним по вечерам чай в нашем «научном клубе», я горячо обсуждал ТТХ его оригинальной конструкции дирижабля с тонкой металлической оболочкой.
«Научным клубом», с легкой руки Попова, стали называть заводской «кафетерий», где по вечерам собирались все инженерно-технические работники моего завода. Здесь пили кофе, чай, пиво, а иногда и кое-что покрепче. Обсуждали разные технические новинки, спорили до хрипоты, иной раз и ругались. Этот «научный клуб» стал центром кристаллизации интеллектуальной мощи моего завода. Здесь можно было в неформальной обстановке довести до людей любые новые идеи и научные направления, которые в другом месте были бы встречены в штыки, а здесь, после пары кружек пива – отлично ложились на неокрепшие умы моих сотрудников. Здесь же, три раза в неделю, для инженеров лично мною проводились лекции с целью «повышения квалификации». Именно на этих лекциях я ввел в обиход изометрические чертежи-эпюры, которые на тот период времени считались секретным ноу-хау французов.
К счастью я помнил аксиому, до которой здесь еще не додумались – залог успеха – в специализации процессов и разделении труда. Как говаривал незабвенный Ильич: «Для того чтобы повысилась производительность человеческого труда, направленного, например, на изготовление какой-нибудь частички всего продукта, необходимо, чтобы производство этой частички специализировалось, стало особым производством, имеющим дело с массовым продуктом и потому допускающим применение машин» .
На очереди было создание поточных и конвейерных линий – Генри Форд будет отдыхать! В общем-то, уже сейчас, часть производства, стараниями Даймлера (с моей подсказки), переводилась на конвейер. В частности «на широкий поток» было поставлено производство столь необходимых в России, на данный исторический период, стальных рельсов. Рельсы на моем заводе выходили самыми дешевыми по стране. И, с учетом нарастающего объема производства, я надеялся на скорую монополизацию этой отрасли. Что неминуемо приведет, в дальнейшем, к разорению конкурентов и скупкой, с последующей модернизацией, их заводов. Свободные денюжки на это у меня уже были припасены…
Но, к моему глубочайшему сожалению, похвастаться такими же достижениями в других областях я не мог. И дело тут было вовсе не в технологиях, а скорее в экономике. Большинство товаров, которые мой завод мог выпускать массово, просто не востребованы в современной России.
И эта невостребованность – вовсе не частное явление. Вся более-менее современная российская промышленность страшно угнетена, вследствие отсутствия нормального рынка сбыта своих товаров. По этой причине практически повсеместно начались сокращения производств. Пока еще малозаметные.
И виной всему – чрезвычайно низкая покупательная способность населения. У народа элементарно нет денег на все современные технические навороты. А еще в дело вмешивается деструктивная психология масс. Вот сделали инженеры на моем заводе новую конную сеялку, которой не будет аналогов еще лет 5-7. И что? Думаете, крестьяне бросились покупать такое полезное приспособление? Не тут то было! Крестьянство в России – самая консервативная часть общества. А инициатива отдельных светлых голов мощно гасится общинной системой. До предложений Столыпина – как до Луны пешком, вот и вся надежда, что «милый друг» Николаша, взойдя на престол, озаботится реформой в сельском хозяйстве в первую очередь! А пока цех, вполне могущий выдавать 300-400 сеялок в месяц, делает 50-70, которые раскупаются немецкими колонистами с Юга…
А имеющий свободный капиталец потребитель, вследствие существования односторонне направленного для защиты промышленности протекционизма, предпочитает отечественным товарам заграничные. До внедрения в жизнь лозунга «Поддержи отечественного производителя!» оставалось почти 150 лет и некому, здесь и сейчас, начать пропаганду российских товаров. Которые, при сходном качестве, были все-таки несколько дороже в цене. Но и в таких условиях некоторые, особо одаренные, предприниматели, еще и умудрялись накручивать по 100-200 процентов на себестоимость товаров!
Так, к примеру, немецкие заводчики из Силезии предлагают кровельное железо по цене 2 рубля 55 копеек за пуд, а российские заводы ставят цену 2 рубля 60 копеек за пуд. При этом таможенный сбор для немцев – 97 копеек. В первый момент мне хотелось воскликнуть: Ну, увеличь ты для немцев таможенную пошлину, поддержи земляков! Но потом я узнал себестоимость «родного» железа – 1 рубль 50 копеек. Да у этих горе-торгашей железо быстрее сгниет на складах, чем они его продадут! Пришлось мне устроить в этой товарной группе тотальный демпинг. За счет введения в производство новых марок стали и использования вместо паровых молотов прокатных станов, я добился снижения стоимости кровельного железа до 1 рубля 15 копеек за пуд. Как на меня после этого ополчились «земляки»!!! Дошло до прямых наездов – то в одном, то в другом общественном месте на меня пытались бросаться с кулаками полупьяные бородатые купчики. Впрочем, такие нападения всегда оканчивались одинаково – Ерема от души давал по чавке этим мужичкам. Всегда хватало одного удара. А мне так и вообще не приходилось рук марать.
Поделиться34306-05-2008 18:11:44
А вот что сделать чтобы предотвратить регулярные голодные годы в Нечерноземье
Азотные и фосфатные удобрения.
Поделиться34406-05-2008 18:17:07
Надо начать формировать слой потребителей из своих же рабочих. Как у Форда - я хорошо плачу своим рабочим, и поэтому они покупают мои автомобили. Подключить знания по рекламе и работе с публикой 21в. Кроме этого разорять нерадивых помещиков и скупать их земли. Кроме этого давно пора озаботиться своей охраной - что-то мне сомнительно, что дело ограничется нападениями пьяных купчиков - читайте "Леди Макбет Мценского уезда" - на что были способны тогдашние люди.
Поделиться34506-05-2008 18:41:18
Кстати, поскольку у господинов Даймлера и Майбаха получился вполне работоспособный двигатель в 50 л.с., то вполне можно забить приоритет за Российской империей в некоторых областях:
1) рекорд скорости на суше и на автомобиле и мотоцикле (возможно с постройкой первого в мире автодрома), на 50л.с. вполне на легкой гоночной модификации можно достичь 150 км. в час;
2) рекорд скорости на воде (на глиссере - прототипе торпедных катеров), поставить четыре двигателя по 50л.с. или два-три 8-ми цилиндровых по 100 л.с.;
3) первые в мире гонки Гран-При Российской империи (поскольку других автомобилей нет, то реклама изделиям Рукавишникова и ему самому будет всемирная, а если он в них выиграет то и немалый приз ему же и достанется. Выиграть он вполне может, так как никто кроме него на автомобиле на больших скоростях ездить вообще не умеет);
4) про авиацию я вообще не говорю, но с ней лучше не особенно спешить, вполне можно подождать и до 1900 года.
Кстати, наладив производство моторных катеров их вполне можно продавать, на Волге покупателей хватит, да и флоту тоже продать можно, вместо дурацких паровых. Да и алюминий пристроить удастся, уже в машиностроении.
Поделиться34606-05-2008 18:44:01
Азотные и фосфатные удобрения.
Надо бы еще освоить связывание азота воздуха. Полезная штука. До Южной Америки не всегда можно доплыть.
Поделиться34706-05-2008 18:48:28
Планирует ли автор наладить производство подшипников, а то ведь многие его планы в машиностроении похерятся, если кранчик из-за границы перекроют.
Кстати, ещё ведь жив Зелинский, а ведь именно он первым из угля получил анилин. Его бы и привлеч к созданию такой отрасли хим. промышленности, как производство красителей (из угля или нефти), а на таком заводе и взрывчатку производить потом можно.
Поделиться34806-05-2008 18:49:48
К. Дагестанский! Спасибо за подсказку! Попробую с гвоздями и прочим железным ломом - хотя для производства этго барахла высокотехнологическое предприятие не нужно! ну, лиха беда - начало!
А вот экономист хороший нужОн! И для организации банка и вообще...
Поделиться34906-05-2008 19:02:05
Интересно, а при планировании путешествия в прошлое Рукавишников читал что-нибудь из Чаянова, Кондратьева и иже с ними? А то ведь можно начать кооперативное движение, в то время в Германии его уже сильно пропагандировали и оно способствовало снижению противоречий в сельском населениии.
Правда лучше всего начинать внедрять не горизонтальные кооперативы, а вертикальные. В этом случае, когда под контролем не только сель-хоз. производство, но и переработка и сбыт, удастся резко поднять число работников на тех же землях, поднять прибыль и избавиться от многих посредников-спекулянтов.
Кстати, насколько помню, в начале 1900 гг. было сделано обьединение огромного числа касс взаимопомощи. С помощью государства (его доля была 20 млн.) был создан теперешний Сбербанк. К 1914 году это был крупнейший банк России с капиталом 2 млрд.рублей.
Что-то подобное вполне можно сделать и намного ранее, такой банк (где огромное множество мелких акционеров, в том числе и крестьян) вполне может заниматься микрокредитованием крестьян и мелких ремесленников имелких купцов.
Поделиться35006-05-2008 19:05:18
Как у Форда - я хорошо плачу своим рабочим, и поэтому они покупают мои автомобили