- Владимир Сергеевич, - обратился к старшему штурману Василий, - вы бы сходили пока перекусили
Вы
В ВИХРЕ ВРЕМЕН |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Вячеслава Коротина » Броненосцы-2 - 2.
- Владимир Сергеевич, - обратился к старшему штурману Василий, - вы бы сходили пока перекусили
Вы
Вы
Почему? Продолжение предложения. Перед "вы" - зпт.
Вячик
Моя ошибка.
- А можно не демонстрировать остроумие? – лейтенант и сам начал понимать, что явно горячится, что наносит обиду тому, кого, вместе с покойным уже Денисовым, считал одним из лучших друзей на корабле. – Понимаешь, мне и так со всех сторон осуждающие взгляды мерещатся: мол – выскочка, вчерашний мичманец заслуженными лейтенантами командует. Поэтому… Впрочем, в любом случае извини за резкость. Ещё ведь и день такой, и события… На нервах постоянно.
- Да понимаю. И ты извини. Не подумав я ляпнул. Ну, то есть, не пытаясь представить каково тебе в своей «шкуре». Даже не задумывался, – Черкасов бросал короткие фразы, чтобы смысл каждой был понят и принят. – А переживаешь ты напрасно: дорогу никому не перешёл, свою, далеко не самую комфортную должность получил по делу. Служишь честно. И эффективно, кстати. И матросы тебя уважают, несмотря на молодость, и среди офицеров авторитетом пользуешься, поверь.
Так что перестань напрягаться и служи спокойно. В жизни достаточно реальных проблем, чтобы искусственные себе придумывать.
- Понято. Принято. Спасибо. Извини за горячность, - ещё более короткими фразами отозвался Соймонов. – Забудем. И вернёмся к тому, на чём закончили: что с пушками?
- Вполне пристойная ситуация: в башнях изменений нет, снарядов тоже. Кроме сегментных. Боеспособны четыре шестидюймовки правого борта и три левого. Треть противоминной артиллерии вышла из строя. Подробности, если хочешь, будут позже. Достаточно?
- Люди?
- Потери незначительные: убито четверо комендоров, ранено одиннадцать. В том числе, мичман Буткевич. А в целом – не настрелялись, паразиты, если верить расчётам пушек, то просто требуют догнать ещё какого-нибудь японца.
- Сейчас перекусят, чаю попьют, и не добудишься их, когда стрелять потребуется, - устало улыбнулся «командир». – К Николаю Оттовичу не заглядывал?
- Спит. Александровский явно его чем-то соответствующим напоил. И стоит как Цербер у дверей лазарета. Крут наш эскулап, когда в его епархию сунуться пытаешься. Кстати, я бы тоже всхрапнуть часик-другой не прочь. Да и тебе не помешало бы.
- Ты иди, а я утра дождусь – нервно очень.
- Так понятно, я тоже не в каюте завалиться собираюсь. Но не сейчас – ещё часик-полтора компанию тебе составлю.
- Слушай, - неожиданно перевёл разговор в другое русло Соймонов, - а что ты думаешь по поводу результатов двух последних боёв? Как моряк, как артиллерист?
- То есть?
- Ну ведь это же были самые масштабные сражения «нового флота». Имеются их результаты…
-Не накаркай: ночь впереди. Как отловят нас миноносцы японские, так и подведут окончательный баланс по «результатам»…
- Это-то понятно. И расслабляться я не собираюсь, но ведь по результатам артиллерийских боёв предварительные выводы сделать можно? Какие достоинства и недостатки у современных кораблей? Какими ты видишь новые корабли?
- Ого! Ну ты и вопросы ставишь! - Черкасов почесал затылок, сдвинув фуражку на глаза. – Первое, что приходит в голову – броненосные крейсера нельзя ставить в линию: в бою с настоящими броненосцами они долго удар не держат. Сколько мы их утопили за оба боя?
- Вроде пять.
- Из восьми. И оставшиеся трое, сегодня еле ноги унесли.
- Именно. Если тебе интересно моё мнение…
- Разумеется, интересно. Как и то, насколько совпадает оно с моим. Итак?..
- Итак: против нормальных броненосцев они не бойцы, а стоимость вполне сравнимая. Наши большие крейсера типа «Баян» и «Богатырь» от них, в случае чего, спокойно уходят. Мореходность у «Асамы» и ей подобных никуда не годная – в свежую погоду какой-нибудь «Громобой» значительно сильнее будет. Вывод: «Ни Богу свечка, ни чёрту кочерга». Не так?
- И спорить не собираюсь. Согласен по всем пунктам. Все победы ими одержаны только при подавляющем преимуществе. А когда такового не имеется – горят и тонут за милую душу.
- Вывод?
- Ни в коем случае не строить ничего подобного. Даже наш «Баян», хоть и послабее в плане артиллерии и бронирования, но корабль более сбалансированный.
- Согласен. А что строить?
- То есть?
- Что, «то есть?»? Каким бы ты хотел видеть корабль будущего? Ближайшего будущего, конечно.
- Слушай, Василий Михайлович, да тебе место не на палубе броненосца, а под шпицем…
- Перестань, а?.. – Соймонов опять начал слегка раздражаться. – Мы – молодые офицеры флота. Кому как ни нам думать о его будущем? Неужели нельзя обойтись без подъелдыкивания в этом разговоре?
- Молчу-молчу… Ну что ты в самом деле? – Черкасов не то, чтобы почувствовал себя виноватым, но решил не обострять вновь возникшую напряжённость. – Все мы служим и ради карьеры в том числе. Банальная истина: «Плох тот солдат, что не мечтает о маршальском жезле». Чего обижаться-то?
А если по теме… Вот возьмём за основу наш «Пересвет»…
- Считаешь, что удачный корабль?
- Не очень, честно говоря. Но, повторяю: «возьмём за основу».
- Возьмём, - согласился Василий.
Кому как ни нам думать о его будущем?
не
. – Что бы ты изменил?
- Люблю я наш броненосец, но, честно говоря: так себе кораблик. Что бы я изменил? Да почти всё. И в первую очередь – артиллерию.
- Ну-ка – ну-ка…
- Мечтать можно во всю?
- В пределах разумного.
- А тогда вообще убрать шестидюймовки и противоминные пушки. Две салютных мелкашки оставить, а остальное – прочь.
- Ого! А как же…
- Да подожди уже, раз «мечтать» разрешил. Против миноносцев оборона, конечно быть должна, вот и поставить стодвадцатимиллиметровые. Штук двенадцать-шестнадцать. А вместо шестидюймовых – ещё две башни главного калибра…
- Ну, у тебя и аппетиты! Куда ты их установить собираешься?
- Естественно не на «Пересвет». Корабль должен быть раза в полтора побольше, а то и в два. Тогда и бронёй можно прикрыть всё, что у ватерлинии, и четыре башни в диаметральной плоскости поставить, и машин в утробу побольше запихать, а?
- Ну-ну. Продолжай.
- Ты не представляешь, какая головная боль при управлении огнём, когда нужно командовать орудиями разных систем и калибров. А тут – для боя с большими кораблями – десятидюймовые, а против миноносцев – соответственно. Представляешь: вместо пяти пушек в шесть дюймов, будут на борт бить четыре в десять? Да и чем крупнее орудие, тем выше точность. И управление огнём, опять же…
- Мечтать можно во всю?
слитно
- Подожди! – прервал лейтенанта Соймонов. – Ты же в два раза водоизмещение увеличил – значит противопоставляй не с одним броненосцем, а с двумя. Я неправ?
- Во-первых. «в два раза», это я загнул, конечно, - слегка смутился Черкасов. – А во-вторых, я думаю, что восемь стволов на одном корабле, будут раза в полтора эффективнее, чем на двух. Поверь артиллеристу.
Кроме того: раз уж ты разрешил мечтать, то, по моему мнению, корабль можно ещё здорово «разгрузить».
- За счёт чего?
- Да хотя бы за счёт твоих разлюбезных минных аппаратов. И мин заграждения, кстати.
- Ну, ты скажешь! – возмутился Соймонов.
- А зачем они на «Пересвете»? – дожимал артиллерист. – Сколько раз за всю войну хоть какой-нибудь броненосец стрелял минами по противнику? Ответ «ноль» или я ошибаюсь?
- Ага! – весело посмотрел на друга Василий. – А нас, минных офицеров, тоже с флота попрём – ещё одна статья экономии.
- Да брось ты глупости говорить, - не поддался на провокацию Черкасов. – Никуда корабельное электричество от вас не денется. Ты можешь спокойно вспомнить, сколько раз стрелял в бою минами «Пересвет»? А другие броненосцы?
Уж кто-кто, а минёры на флоте всегда востребованы будут: есть минные транспорты, и они себя в этой войне очень даже зарекомендовали, есть миноносцы, появляются подводные лодки… Работы вам, хватает, это как раз специалисты по минному делу скоро в дефиците будут. Но ты же меня про артиллерийский корабль спрашивал, нет?
- Про него. Извини, что прервал. Продолжай.
- Так вот, подводим итоги: Этак восемнадцать-девятнадцать тысяч тонн водоизмещение, полный броневой пояс, чтобы не повторялась сегодняшняя дурацкая ситуация с дырой в оконечности, четыре башни с пушками в десять дюймов, противоминная батарея из двенадцати орудий калибром в сто двадцать миллиметров, минные аппараты убрать, мины заграждения с собой не таскать. Надстроек – минимум. Ход – двадцать два – двадцать три узла. Представляешь, что за корабль получится?
- Симпатичный. И каково будет боевое назначение такой дорогой и красивой игрушки?
- Главное и категорическое назначение – не ставить его в боевую линию. Прекрасно понимаю, что всё обеспечить в идеале не получится. Поэтому толщиной брони придётся пожертвовать. Держать она будет максимум восьмидюймовые снаряды. Это не корабль линии. Это «убийца крейсеров».
Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Вячеслава Коротина » Броненосцы-2 - 2.