Еще не пришло мое время пересекать невидимые границы, погружаться в прошлое, разгадывать тайны истории и влиять на ход событий и течение человеческих жизней. Сделал случайную «ходку», огляделся, ошибся и вернулся. Только шрам остался от острого головинского ножа. Как первая метка из прошлого…
А пока мы сидим с ним в библиотеке великого князя Николая Михайловича. Я расположился за длинным столом красного дерева, среди вороха бумаг, у яркой лампы, флигель-адъютант же удобно развалился сбоку, в высоком кресле с малиновой обивкой. Рядом с ним окно, выходящее в парк. Мое лицо адъютант видит, как бы со стороны. И я понимаю, что он меня изучает, следит за реакцией на его слова. Речь идет о великом князе-изгое, Николае Константиновиче Романове.
Свой рассказ Головин начал с общих сведений и фактов. Вероятно, хотел понять, что я знаю об августейшем семействе Романовых.
– Царствующий Императорский Дом состоит из 52 человек*. По сути, это – большая семья, сообщество родственников. Как в любой богатой и влиятельной семье люди тут разные, со своими слабостями, страстями, мнениями, амбициями и тайнами. Здесь есть свои герои, сумасшедшие, жулики и интриганы. Но личные и семейные тайны этих людей охраняются как государственные, – он сделал паузу и внимательно посмотрел на меня из своего малинового кресла.
Я задумчиво кивнул головой, и даже подумал, что ничего не меняется во времени. Личные тайны царей, вождей и их родственников в России всегда были важнее государственных секретов. А когда их раскрывают и вытаскивают на свет Божий, то не знаешь, что делать – смеяться или плакать. Как сказал один умный человек в родной прокуратуре – «у нас такие государственные тайны, что обхохочешься»…
Головин продолжал читать мне вводный курс по истории романовской семьи. Надо сказать, что получалось у него емко, умно и интересно. Врать не буду, многое из того что он рассказывал, было для меня абсолютно неизвестно.
– Наиболее влиятельная и заметная часть Большой семьи – великие князья, прямые родственники царствующего императора. Их высочества занимают важные государственные и военные должности, и вместе с государем управляют империей.
– Как Николай Михайлович? – встрял я с глупым вопросом и сразу же был поставлен на место.
– Его Императорское Высочество, великий князь Николай Михайлович – внук почившего в бозе в 1855 году** императора всероссийского Николая Первого, старший сын великого князя Михаила Николаевича и великой княгини Ольги Федоровны. Он имеет воинское звание генерала-от-инфантерии и является Председателем Императорского Русского Исторического общества.
Головин смерил меня долгим презрительным взглядом, смысл которого я угадал сразу. Лоханка ты немытая. Сидишь тут в библиотеке и даже не знаешь, кто ее хозяин. А еще взялся разгадывать чужие тайны, придурок из будущего, навозимся мы тут с тобой. Но делать нечего и поручение Хозяина надо выполнять.
После презрительной паузы он продолжил рассказ:
– Императорский Дом состоит из нескольких параллельных линий. Помимо царствующих «Александровичей» есть «Владимировичи», «Павловичи», «Николаевичи», «Константиновичи» и «Михайловичи».
Царствующий монарх, как глава Дома, должен по-родственному прислушиваться к мнению всех Романовых. Но он не всегда это делает и поэтому в Большой Семье возникают разного рода обиды и раздоры.
Я не рискнул перебить Головина и выяснить, кто тут у них – царствующий монарх. По моим прикидкам, в 1892-ом году Российской империей правил император Александр Третий. А задавать прямой вопрос мне как-то не хотелось. Я уже упал в глазах флигель-адъютанта дальше некуда. Тем более, что его рассказ становился все интереснее и все конкретнее.
– Ну, все это преамбулец, как говорят присяжные поверенные, выпив водки. Дальше начинается главное. История о том, как один из «Константиновичей» стал изгоем в своей августейшей семье. Или его сделали – изгоем… Собственно, эту тайну нам и следует разгадать. Готов идти дальше?
– Да, – искренне ответил я. Если уж большую часть своей бездарно прожитой жизни я протрубил рядовым советским следователем, то, что или кто может помешать мне, использовать свои профессиональные знания и навыки в другом времени. По крайней мере, не зря проведу свой отпуск. Есть приключения, от которых нельзя отказываться. А это было одно из таких.
Теперь собеседник излагал только факты, не делая отступлений и не приглядываясь ко мне. Его речь стала суше, логичнее и быстрее. События мелькали, как эпизоды в кинофильме, и каждый был значимым. Мы чувствовали себя сообщниками, и это чувство было приятным.
Говоря моим языком, мы составляли психологический портрет героя и делали это в каком-то стремительном, бешеном темпе. Это был – настоящий «мозговой штурм». За тридцать минут умственного безумия нам удалось понять характер князя-Изгоя. Мы перебрасывались репликами, выделяли детали, оценивали факты и двигались вперед. Наш общий мозг набухал от версий и предположений. И очень многие из них потом подтвердятся…
--------------------------------------------
* Как я выяснил, когда вернулся в Москву, собеседник назвал неточную цифру. Вероятно, проверял меня. Документально установлено, что к началу 1917-го года Императорский Дом Романовых состоял из 65 человек.
** Позднее в архиве я прочитал, что великий князь Николай Михайлович родился в 1859-ом году. Значит, во время нашей встречи в Ропше ему было 33 года. Странно, но мне он показался намного старше. Такой психологический эффект, часто возникает, когда путешествуешь во времени. Все окружающие почему-то кажутся старше.
Отредактировано Дьяк (26-02-2013 10:56:31)