Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Архив Конкурса соискателей » Игры со временем. Главы из романа


Игры со временем. Главы из романа

Сообщений 21 страница 26 из 26

21

Вот психологический портрет Изгоя, составленный нами в дворцовой библиотеке. В своем расследовании мы пошли от человека и его характера, а – не от совершенных им (предположительно) преступлений. По-моему очень правильное решение. Запись делал по памяти, когда вернулся в Москву из 1892-го года. В том времени я опасался что-либо писать.

Психологический портрет Изгоя
Николай Константинович Романов. Домашнее имя – «Никола». Родился в 1850-ом году. Старший сын (первенец) Константина Николаевича и Александры Иосифовны. Мать обожала его с рождения, отец, наоборот, проявлял к сыну повышенную строгость и даже жестокость. Вероятно, под воздействием этих двух влияний и сложился характер Изгоя.
Детство провел в Павловске. Воображал себя разными людьми – императором Павлом, Петром Великим, Наполеоном Бонапартом. Однажды вооружил местных мальчишек саблями и ружьями из Охотничьей залы и захватил павловскую гауптвахту. Всех, находившихся в ней, выпустил. Обошлось без крови. Но в 12 лет был посажен под самый настоящий арест в той же гауптвахте, на хлеб и воду. Вышел оттуда с высоко поднятой головой и без всяких признаков раскаяния.
Рано проявил черты лидерства и стихийного атеизма. По мнению окружавших его людей, характер юного князя с годами становился все более неуравновешенным, упрямым и взбалмошным. К нему был приставлен личный врач (лейб-медик Гауровиц), который наблюдал за ним и обо всем докладывал родителям. А если не только им?
Этот медицинский надзиратель пришел к выводу, что причиной быстрой возбудимости Н.К. является рано проснувшаяся в нем половая чувственность. По его наблюдениям красивый мальчик из семьи Романовых стал заглядываться на противоположный, женский пол с двенадцати лет.   Рецепт был выписан немедленно: ознакомить красивого юношу  со всеми тайнами интимной жизни.  По мнению эскулапа, это должно было спасти психику красивого юноши из Дома Романовых. Но не спасло…

Мне помнится, что при обсуждении этого эпизода из жизни Изгоя, Головин разнервничался и стал говорить резкие вещи. У него даже голос изменился.
– Есть люди, которые во всем видят одну и ту же причину, кол да мочало. Словно других не существует.
Он вскочил из кресла с малиновой обивкой, прошел вдоль стола, за которым я сидел, и неожиданно остановился. Теперь он смотрел мне прямо в глаза, и каждое его слово отдавалось в моей голове острой болью.
– Ты ведь знаешь, что такое безумие? Настоящие психи, обычно тихи и покорны, свою ненависть к людям они прячут внутри себя, пестуют, ковыряются в ней, и только тогда, когда их душа начинает гореть, выходят на смертельную охоту. И тогда они ловят человецов голыми руками, рвут их на части и едят. И кровь, как малиновый сок,  течет по горячим губам…
Он сел в кресло, поерзал по обивке и закончил свою мысль так, как это обычно делал мой любимый следователь Костырь в конце длинных и нудных совещаний в родной прокуратуре:
–  Но у нас нет никаких оснований считать Н.К. безумцем и половым маньяком. Опираться мы должны только на факты. А у нас – их пока нет. Утверждение лейб-медика Гауровица таковым не является. Поэтому пойдем дальше…

Психологический портрет Изгоя  (продолжение)
Интеллектуальный уровень Н.К. проявился также стремительно, как и его рано проснувшаяся половая зрелость. Один из самых красивых великих князей Дома Романовых, первым в роду успешно сдал экзамены за полный курс Академии Генерального штаба и поступил на службу в лейб-гвардии Конный полк. В семье Константиновичей считали, что он исправился и повзрослел. Решено было отправить его в заграничное путешествие. Князь проехал всю Европу и вернулся в Россию. Его душевное здоровье теперь ни у кого не вызывало сомнений.
О диагнозе лейб-медика Гауровица забыли.

Помню, как рассказывая это, Головин внезапно выложил на стол несколько фотоснимков Изгоя. Как говорили в родной прокуратуре, он знакомил меня с «объектом». Пока это знакомство было заочным.
На полированную поверхность длинного стола, словно колода игральных карт, веером полетели фотокарточки. От неожиданности я даже  вздрогнул. Откуда Головин их вытащил? Из рукава своего мундира? Но они не могли там уместиться.
Это были плотные, желтоватые снимки, как бы наклеенные на картон, украшенные виньетками, декоративными рамками и непременным адресом мастера-фотографа. Кажется, их называли – фототипиями.
До того я видел такие снимки только в архивах и музеях, удивлялся им и внимательно разглядывал портретируемых. Мне, привыкшему к совсем другим фотографиям, люди на этих чуть желтоватых картонках казались непохожими на нас, красивыми и счастливыми. Теперь я понял, что это не так. Просто их снимали иначе…
С желтоватых картонок на меня смотрел Изгой – молодой, красивый и беспечный. Благородный юноша из хорошей семьи. И теперь  мне очень хотелось увидеть и понять этого человека.

Отредактировано Дьяк (27-02-2013 16:51:31)

+3

22

Дьяк написал(а):

По его наблюдениям красивый мальчик из семьи Романовых стал заглядываться на противоположный, женский пол с двенадцати лет.

одно лишнее

Дьяк написал(а):

первым в роду успешно сдал экзамены за полный курс Академии Генерального штаба и поступил на службу в лейб-гвардии Конный полк.

Хм-м... Сначала закончил Академию, а потом поступил на службу? ЕМНИП, в академию Генштаба принимали офицеров с определенными званиями и выслугой, т.е. поступление на службу предшествовало учебе. Или для великого князя исключение сделали?

+1

23

Cobra написал(а):

Хм-м... Сначала закончил Академию, а потом поступил на службу? ЕМНИП, в академию Генштаба принимали офицеров с определенными званиями и выслугой, т.е. поступление на службу предшествовало учебе. Или для великого князя исключение сделали?

Именно так. Он поступил в Академию в 18 лет, а закончил ее, сдав экзамены по всем дисциплинам в двадцать с половиной. В официальной биографии подчеркивается, что он - первая особа императорской фамилии не просто числился в полку, как другие, а поступил на службу на общих основаниях, вскоре став командиром эскадрона. Некоторые биографы говорят, что по окончании академии (ему было тогда неполный 21 год), он еще осуществил путешествие по Европе, где изучал военное дело и собирал живопись.
Никаких исключений он не принимал. Все делал на общих основаниях. А служить (точнее, числиться) в каких-то воинских подразделениях особы императорской фамилии начинали с рождения.
Интересный факт. В 23 года он был полковником и героем хивинской войны. Во время русско-японской просился на фронт и Куропаткин был "ЗА", но не пустили.

Отредактировано Дьяк (27-02-2013 21:05:08)

0

24

– 1873 год, – продолжал флигель-адъютант. – Из Хивинского похода русской армии в Среднюю Азию, двадцатитрехлетний полковник и великий князь «Никола» вернулся с триумфом. Все участники похода в один голос рассказывали о его личном мужестве, бесстрашии и полном презрении к смерти.
Он перевел дух и продолжил:
– Я в это не верю. Человек, который не боится смерти и презирает опасность на войне, скорее болен, чем здоров. Правильно говорят психологи, что чувство страха или опасности – нормальное состояние любого человека, если оно, конечно, не становится манией.

Психологический портрет Изгоя  (окончание)
Вернувшись в Петербург, в привычную обстановку богатой жизни и семейного уюта, будущий Изгой немедленно пустился во все тяжкие. Карточная игра, пьяные драки, и женщины. Если верить Головину, он менял их каждую ночь. Возможно, это была реакция на то, что он увидел в Хивинском походе, во время войны с неверными. А, может быть, молодость активно брала свое.
А через год от Н.К. отвернутся все, даже его родная мать, великая княгиня Александра Иосифовна. Императору она  скажет, что у нее больше нет сына. Для нее Никола умер, и она не верит в его воскрешение (нравственное).
В 1874-ом его заподозрят в страшном, невероятном, невозможном для члена императорской семьи, преступлении. Поругание православной иконы и … кража из Зимнего дворца.

До сих пор помню те документы в толстом кожаном портфеле с императорским вензелем, которые Головин привез мне в Ропшу. Я читал их несколько дней подряд: днем, вечером, ночью. Раскладывал их на длинном столе в библиотеке, как бесконечный бумажный пасьянс. Менял местами, откладывал, возвращал обратно, злился, и начинал все с начала. Я захлебывался в этом бумажном море, и, вероятно, никогда бы не выплыл из него, если бы не одна скромненькая бумажка с коротким текстом. Она упала на пол и попалась мне на глаза, когда в сотый раз обходил стол с документами, пытаясь восстановить с их помощью  последовательность событий.
Если бы не эта бумажка, я никогда не разгадал бы тайну Изгоя.
С этого момента все, что происходило со мной в той, другой жизни приобрело какой-то особый смысл. Теперь мне стало ясно, что моя миссия – оправдать этого человека и восстановить его репутацию в глазах всей венценосной Романовской семьи. Он не был преступником, и мне удалось найти доказательство его невинности. Великий князь Николай Константинович, на самом деле,  являлся  жертвой придворной интриги, а точнее говоря – «подставы», хорошо организованной и заранее просчитанной.
Все это я выложил Головину, когда он появился утром в библиотеке. Наверное, на нас было смешно смотреть со стороны. Один, как заведенный,  ходил вокруг стола с бумагами, говорил и жестикулировал, а его собеседник, послушно двигался следом, молчал, иногда хмыкал, порой кивал головой, внимательно рассматривая документы, удивлялся и как-то зловеще и загадочно улыбался.
– Молодец, быстро дошел до сути, – неожиданно услышал я спокойный и даже немного равнодушный голос Головина. – Добежал, как заяц,  почти до конца пути всего за два дня, а мне, казалось, что не справишься и за неделю. Ну и что нам теперь делать? Стреляться? Но в мои планы это пока не входит. Садись. Переговариваться будем.
От неожиданности я замер и просто рухнул в кресло с цветной обивкой. Если бы его не было, то свалился бы прямо на пол, разбил бы голову о дворцовый паркет,  и тогда  ничего бы не увидел и ничего не понял. Спасибо этому креслу.
Головин стоял напротив у маленького столика и спокойно разливал шампанское в бокалы. Тень от бархатной гардины окрашивала его лицо в красные тона, а руки оставались белыми. Шампанское же, которое пузырилось в бокалах, в этом освещении казалось зеленым. Ко мне приходило какое-то иное видение мира.
– Думаешь, ты – единственный путешественник во времени, да? – неожиданно спросил он, резко обернув лицо ко мне. – Ошибаешься! Я только в одном девятнадцатом столетии, в России выловил с десяток, таких как ты, случайных путешественников-попаданцев. Я называю всех вас – слу-чайниками.
Последнее слово он произнес презрительно и по слогам. Итак, я – слу-чайник, или безмозглый человек-песчинка, неожиданно для себя затерявшийся в чужом времени. Вот так всю свою жизнь, неожиданно вляпывался в какие-то скверные истории, а потом долго и трудно из них выкарабкивался. Такая уж моя судьба.
– Хотя ты не совсем слу-чайник, – продолжал размышлять вслух Головин, вновь уперев на «чайник». – У тебя острый ум, редкое умение адаптироваться в прошлом, эрудиция, в целом неплохое знание истории, умение понимать людей и входить с ними в контакт. При этом напрочь отсутствуют личные амбиции, и главное – внутренне ты свободен, даже когда находишься в чужом времени.
Мне хотелось сказать спасибо Головину за этот пространный некролог, но я не мог говорить. Язык приклеился к небу и одеревенел. Головин быстро взглянул на меня и ухмыльнулся.
– Похоже, что у тебя есть задатки настоящего Миссионера, но ты, к счастью для меня грешного, об этом пока даже не догадываешься. Поэтому я хочу предложить тебе сделку…

Отредактировано Дьяк (01-03-2013 14:25:19)

+3

25

Большая просьба ко всем любителям начала ХХ века вообще или хотя бы Русско-японской в частности.
Прошу дать ссылки, или написать выдержки официальных писем предвоенного времени разных чинов разным чинам. Беда в том, что сегодня больше всего опубликовано переписки ЕИВ.
Особенно интересуют письма  Вел.кн. Михаила Александровича, Е.И. Алексеева, В.В. Сахарова, С.О. Макарова, З.П. Рожественского, В.А. Степанова второго и т.д. и т.п.
Заранее благодарен всем откликнувшимся

0

26

Дьяк написал(а):

Если верить Головину, он менял их каждую ночь. Возможно, это была реакция на то, что он увидел в Хивинском походе, во время войны с неверными.

вместо одного - князь

Дьяк написал(а):

Он не был преступником, и мне удалось найти доказательство его невинности.

невиновности. Все-таки между невинностью и невиновностью есть разница.

+1


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Архив Конкурса соискателей » Игры со временем. Главы из романа