Про то, что шведы здесь стояли и глядели на Полтаву, пока не явился отряд и не взял канцлера Пипера в плен, я уже говорил.
Пока Наталя не возвращалась, я вспомнил и другое:,про альтернативную историю по шведски. На той же конференции был шведский семинар для разбора разных дискуссионных вопросов. Одним из них был доклад некоего шведского бригадного генерала на тему: «Полтавское сражение: победа или Пиррова победа?» Я лично не пошел слушать эту белиберду, о чем нисколько не жалею. Тем же вечером я опросил сходивших, и все дружно плевались.
Потом вспомнил доклад на нашей секции того самого аспиранта из Кременчуга про «Привычку присягать». И что говорили светила исторической науки по поводу присяг.
«Ну,Мазепа-это уже человек Реннесанса, потому к присяге божьим именем он относился,как обычно люди Возрождения относились». «Надо было б Мазепе, когда его присяга перестала устраивать,обратиться к своему духовнику, и он бы его отрешил от прияги.Так, как это делал Дорошенко».
Наталя появилась неожиданно. Я думал,она подойдет с другой стороны.
--Поедем в гостиницу.
Туда - так туда. Я встал, взял ее под локоток, и мы пошли к нашему водителю. Я искоса поглядывал на нее: идет, как бы прислушиваясь к самой себе, на лице довольная улыбка. Словно бы чего-то просила, и ей не отказали в этом. Любопытно, любопытно.
Маркович остановил машину в квартале от нашей мини-гостиницы, получил причитающееся и уехал. А нам теперь в этот магазинчик надо, чего-то купить сейчас на обед, потому что Наталя никуда идти не захотела и решила поесть в номере.
А вот найти чего-то по вкусу она никак не смогла, потому ограничилась огурцами и помидорами на салатик. Чтож, дамы часто вспоминают про необходимость воздержания в еде, особенно после вчерашнего обеда,когда был съеден борщ, две порции блинов( с мясом и с маком), какой-то шоколадный десерт и два молочных коктейля.Я купил себе колбасы и холодного чая. Батон у нас был.
В номере Наталя устроилась на кровати.Я так понял,что ей хочется,чтоб я салатик приготовил. Ну да ладно. Настрогал овощей, посолил, залил сметаной. А теперь себе колбаски и уцелевший помидор. « Кушать подано, садитесь жрать».
Наталя ковырнула салат,потом поглядела на колбасу, с некоторой неохотой подцепила ломтик, сжевала,потом еще…
Ну вот, прям пушкинская Людмила: «подумала и стала кушать». Только мне колбасы осталось не особенно много. Ладно. Сейчас печеньем доберу недостающие калории. Пока я доедал и убирал посуду, Наталя вернулась на кровать и как-то внимательно меня рассматривала, словно я делал что-то такое,что требует неусыпного внимания , а не одноразовые тарелки собирал и выбрасывал.
Что-то она замыслила. Я сел рядом, взял ее руку и сказал:
--Наталя, а ты не хочешь мне что-то сказать? И, может быть, что-то важное?
--Ні.
Все же есть ей что-то сказать, потому что на украинский она обычно переходит, когда волнуется. Значит, она еще не готова это произнести.
На сегодня у нас дальнейшей культурной программы не было, потому я устроился рядом с ней и стал рассказывать про ту самую конференцию в честь трехсотлетия сражения. Рассказать - то было о чем: как нам переводили, про эту историю с пулей, как мы расспрашивали шведа - библиотекаря про то, что в Швеции думают про союз короля Карла и гетмана Ивана ( тогда это была любимая фишка СМИ). Швед нам пояснил, что про это думают здесь,но отнюдь не в Швеции. Тут я с ним соглашусь,потому что сохранившиеся статьи договора предусматривают пребывание шведского военного контингента в столице Батурине и иных местах. То есть по сигналу резидента шведский контингент может резко вправить вывих политики «союзника». Штыками.
Мы продолжали спрашивать Нильсена про то,что думают современные шведы о Карле Двенадцатом. Он отвечал,что среднего шведа беспокоят совсем другие заботы, свойственные большинству средних людей планеты. О Карле помнят - естественно, в меру того, как усвоили школьную программу по истории и насколько давно смотрели фильмы и комиксы, где его эпоха фигурирует. Вообще о его эпохе можно сказать,что она значительным вниманием авторов художественной литературы и сценариев не пользуется.
Еще он сказал,что в Швеции в науке,как и у нас, очень остро стоит проблема накопления старых ошибок. Историки разрабатывают свои узкие аспекты темы, а про прочее переписывают из известных источников, как правило, достаточно старых и продолжают тиражировать старые ошибки. В Швеции это выражается в переписывании сведений из позднейших источников, да еще и на немецком и французском. А подлинные шведские документы рвутся исследовать немногие. Тут к нему пристали с узким вопросом о драбантах короля, а потом он уже к всеобъемлющим вопросам не возвращался. Разговор этот шел в кафе,где нас угощали от щедрого сердца Полтавщины, поэтому было много отвлекающих моментов.
Тут я Натале привел хрестоматийный пример про Петербург и каналы, якобы вымощенные костями казаков. На той же конференции один киевский историк привел подлинный рапорт сотника о походе в Петербург для работу на канале. Из 54 человек умерло двое.
Военный поход на Кавказ через несколько лет стоил сотне больше десятка погибшими.
Тут надо сказать,что любая задержка войска в лагере на долгий срок обрачивалась эпидемией из-за тогдашнего уровня гигиены и санитарии.Поэтому,если крепость сразу не была взята,то начиналось соревнование,кто быстрее не выдержит из-за болезней: гарнизон или осадный отряд. Так что любой поход сотни под крепость заканчивался тем же.
Но казаки постоянно ныли,когда их посылали на строительства.Ну, каналы под Питером-это как бы вещь,которая ими не ощущается,как нужная именно им. Но вот постройка крепости в Киеве и Украинской укрепленной линии? А ныли и ныли. А вот знаменитый союзник казаков Карл поставил «союзных» запорожцев под Полтавою траншеи рыть для осады - и ничего!
На это можно ответить фразой из анекдота : «Абы не москаль!». Так отвечал один щирый украинец, выгуливая внука-негра, тем, кто обратил его внимание,что внук-то на украинца не похож.
Натале сегодня не гулялось, поэтому вечером я еще раз выходил за ужином для нас.
За ужином она ела неохотно, потом попросила принести ей сока. Сходил и за ним.
Что-то мне это все подозрительно. Нечто происходит, а вот что? Ох уж эти женские секреты!
Кстати, надо будет сходить в это общежитие,окончательно договорившись с тамошним народом. У меня есть только предварительный договор по телефону. Завтра схожу, все проделаю и тогда Наталю перевезу туда. А после обеда можно будет и пройтись в архив.
Если Натале куда-то не захочется.
Вечер прошел тихо и по-домашнему. Наталя сама по большей части молчала и на вопросы отвечала коротко. Телевизор десяток минут посмотрела и сказала, чтоб я сам смотрел , что мне хочется, а я не хотел. Совсем.
Отредактировано AD (01-07-2013 23:53:18)