Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Кино » "Сталинград" Фёдора Бондарчука.


"Сталинград" Фёдора Бондарчука.

Сообщений 111 страница 120 из 258

111

Меня тоже простите за редкость, но уже раздражает.
Уважаемые "принципиально не собирающиеся смотреть" коллеги! Флаг вам в руки! Спасибо большое за заботу о моём душевном здоровье, времени и кошельке.  Однако позвольте мне решать самому, что смотреть. А мнения я буду слушать от людей, которые сподобились-таки посмотреть. Настырную критику от не смотревших, воспринимаю как флуд. Призываю  к тому и администрацию форума.

+6

112

Эпиграф: «Екатерина Ивановна играла трудный пассаж, интересный именно своею трудностью, длинный и однообразный, и Старцев, слушая, рисовал себе, как с высокой горы сыплются камни, сыплются и всё сыплются, и ему хотелось, чтобы они поскорее перестали сыпаться…»

А.П. Чехов «Ионыч»

Анатоль Франс говорил, что случай - псевдоним господа бога, когда он желает выступить инкогнито.
То же и с заклепкометрией: когда нам лень или западло искать первоосновы нашей неприязни к книгам/фильмам, мы начинаем придираться к техническим ошибкам. Или же к личности автора.
В случае с новым фильмом Ф. Бондарчука «Сталинград» очень просто завязнуть в заградительной полосе заочной неприязни к режиссеру, заранее обвинить его во всех смертных грехах и зачислить его последнюю работу в тот киноотстойник, где пребывает Н. Михалков со своими эрекциями… простите - «Предстояниями».
Но вряд ли это справедливо. Потому что «Сталинград» - явление, на свой лад, гораздо более деструктивное, нежели михалковский бред.
С «Утомленными солнцем» все достаточно просто – это шутовской хоровод, где все персонажи, включая автора, просто веселые юродивые. И это делает их менее уязвимыми для критики, потому что к убогим, как известно, счет особый.
Но там, где у Михалкова буффонада, у Бондарчука – просто глупость. То самое, что так необходимо нам в рассказе о событиях ВОВ.
Сюжет. Осенью 1942 г. группа советских бойцов обороняет сталинградский дом, запирающий подступы к Волге и трогательно опекает девушку Катю, оказавшейся в самом эпицентре битвы. Атаками на дом командует усталый капитан вермахта, трогательно, на свой лад, опекающий русскую блондинку Машу.
«Сталинград» - это та же «9-я рота», только после тщательно проведенной работы над ошибками.
У фильмов очень похожий сюжет. Просто Бондарчук сделал верные выводы из критики на свой кинодебют. В «9-й роте» о предательстве бойцов их командованием говорилось прямо, в «Сталинграде» эта мысль тщательно завуалирована: там нет ни слова ни о Сталине, ни о репрессиях, ни о особистах, ни даже о заградотрядах. Вместе с тем, советской армии как таковой в фильме тоже нет – она представлена парой общих планов да голосом из телефонной трубки. Защитники дома воюют сами по себе, и за весь фильм их судьбой не поинтересовалась ни единая живая душа: странно с точки зрения здравого смысла и, вежливо выражаясь, не стыкуется с реальной историей дома Павлова, который навещал, помнится, даже член военного совета фронта.
В «9-й роте» режиссер появлялся лично, в «Сталинграде» делегировал в кадр своего родного сына.
В «Сталинграде», как и в «9-й роте», много авторского текста за кадром.
И даже авиакатастрофы есть в обоих фильмах.
Но отношение режиссера ко времени и к людям прорезается в отдельных словах, образах, кадрах: в «9-й роте» стреляли в герб СССР, в «Сталинграде» построение немецких солдат происходит под портретом Сталина. Нет, что вы, никаких намеков. Имеющий уши да услышит. Все это похоже на советский фильм, снятый провокатором, который немедля начинает корчить рожи, как только цензор отворачивается в сторону.
Но по настоящему плохо то, что подвиг своих героев Бондарчук преподносит как последовательность диких глупостей.
Сначала из-за нерасторопности разведгруппы сгорает наш десант.
Потом командир обороняющихся Громов (П. Федоров) предпринимает истерическую контратаку на превосходящие силы противника лишь от эмоций, захлестнувших его при виде казненной еврейской семьи. И это при том, что минутой раньше ему отдали приказ – держать дом всеми силами и любой ценой.
Потом Громов устраивает снайперу разнос за то, что тот застрелил немецкого солдата у водяной колонки: «Даже звери на водопое друг друга не трогают!» Маугли перечитал, не иначе.
Снайпер тоже хорош: вместо немецкого офицера стреляет блондинку. Эта сцена – ну просто мечта психоаналитика.
В завершении защитники дома проспали атаку панцеров на свои позиции. Вот просто натурально – проспали. И потому финальное «Вызываем огонь на себя» смотрится не апофеозом героизма и самопожертвования, а просто рефреном в пошлом анекдоте.
Смотреть на все это больно и неловко. Возможно, где-то в глубине души Бондарчуком двигало благородное желание адаптировать историю Сталинградской битвы для восприятия тинейджерами. Но с художественной точки зрения фильм, на мой вкус, - еще больший провал, чем с точки зрения сюжетообразования.
Во-первых – ну нельзя снимать картину в той же эстетике, что и дамский пеньюар.
Во-вторых, Бондарчук немудряще смастерил сюжет своего фильма из обломков двух классических военных картин советского времени (режиссер обоих – Станислав Ростоцкий): «На семи ветрах» и «А зори здесь тихие». Из первой взят сюжет, из второй – смысловое наполнение, вывернутое наизнанку: старшина Васьков не смог, как ни старался, спасти пятерых девчонок; в «Сталинграде», напротив, пятеро мужиков спасают одну девушку, в которой персонифицируется для них понятие Родины (почему в фильме упорно говорят про пятерых отцов, к слову, неясно – даже в финале обороны защитников было шестеро).
В-третьих, экспортная направленность картины обязывает – и от того в сюжете появляется персонаж Томаса Кречманна, немецкий капитан Петер Кан, который не одобряет военных преступлений, берет под свою защиты дуру-блондинку Машу и произносит монологи на тему «мы воюем ради победы, а русские – ради мести». Эта сюжетная линия откровенно напоминает садомазохистские терзания из «Ночного портье» Лилианы Кавани: без фрейдистского подтекста на Западе картину могут и не оценить.
Ну а как же иначе? Запад, который глобально поимела в свое время фашистская Германия, по-разному сублимировал насилие над собой – кто-то ерничал, кто-то изо всех сил бодрился, кто-то аргументировано доказывал, что насилие победителя над побежденным – явление нормальное и глубоко естественное. Лилиана Кавани со своим «Ночным портье» стала знаменитой от того, что рубанула правду-матку – немалая часть Европы получила от грубого надругательства над собой подлинное удовольствие. Но какого беса транслировать этот архетип в нашу культуру и нашу историю? Нас-то никто не поимел - отчего же мы вместе с Западной Европой должны посещать курсы психологической реабилитации жертв насилия?
В-четвертых, в «Сталинграде» очень плохо прописаны диалоги, а потому отдельные перлы воспринимаются как парафразы известных анекдотов: «Русские добавляют сажу в щелок? Варвары!»
Если у фильма и есть плюсы, то разве что визуал. Но и тут не все просто – реклама обещает невиданный размах, а на деле фильм достаточно камерный.
Какое-то подобие положительных эмоций возникло у меня при просмотре разве что в сцене празднования дня рождения девушки Кати. Да еще на финальных титрах, где Земфира поет кавер на «Легенду» Виктора Цоя.
Да, про музыку. Композитор Анджело Бадаламенти неслабо отдохнул на съемках – мало того, что в сочиненной им музыкальной теме не угадывается даже намека на славного автора саундтрека к «Твин-Пиксу», начальный кадр едва ли не вчистую, включая и музыку Ханса Циммера, срисован с «Перл-Харбора».
Бондарчук взялся со сложную и многоплановую тему, и исполнил ее в заведомо попсовой аранжировке с многочисленными двусмысленными дивертисментами.
Не заблуждайтесь - его «Сталинград» вовсе не эпос о решающем сражении ВОВ, а личная битва Ф. Бондарчука за лавры Спилберга и Майкла Бея.
И, глядя на сцену с горящими солдатами, атакующими немецкий позиции, я никак не могу отделаться от ощущения, что это не пламя войны, а всего лишь костры амбиций.

+32

113

Ну что, посмотрел я намедни новый фильм Фёдора Бондарчука-младшего «Сталинград». Впечатления пока самые что ни на есть противоречивые.
Итак, начнём же. К несомненным плюсам картины необходимо отнести следующее:
Спецэффекты. Экшен. Саундтрек.  Из актёров лучше всех сыграл однозначно немец Кречман. Из наших актёров – Фёдоров и Смоляков. Есть пара-тройка по-настоящему сильных сцен.
минусы :
Сценарий. Игра большинства занятых в фильме актёров. Фёдор Бондарчук-самый младший (сын Феди Б.) не запомнился ничем. Сынок Макаревича в «Метро» хоть что-то показать смог. Вдобавок неоднократно возникает такое чувство, будто смотришь иностранный фильм. Или, как минимум, наш, но очень сильно ориентированный на экспорт.
Запомнились сцены авианалёта, панцеры, капитан Кан (в лучших традициях советского кино немца играет немецкий же актёр Томас Кречман),  пара сцен с нашими бойцами, красивая эпичная музыка… и, пожалуй, на этом всё.
Проблема фильма в том, что, замахиваясь на уровень «Они сражались за Родину» и «Батальоны просят огня», картина в итоге оказывается много слабее тех же «Брестской крепости» и первой (да и второй, впрочем, тоже) части «Мы из будущего», а также той же «Звезды». Высоты же военной классики советского кино и Голливуда не оказались взяты и подавно. Справедливости ради признаем же что «Сталинград» будет всёж получше «Девятой роты» всё того же Феди Б. и «Утомлённых солнцем-2» Никиты Михалкова. Что же до «Врага у ворот» Анно, то масштабность и эпичность битвы лучше показал этот иностранец (!!!), что же до антисоветского маразма и клюквы, то Федя всёж снял лучше француза, хотя и ненамного… И массовки у Феди мало, давит он не людьми, а спецэффектами…

Короче говоря, этот «Сталинград» лежит где-то к северу от «9 роты» и к востоку от «Железного креста» (кстати, герои Кречмана и Кобурна в чём-то даже похожи друг на друга).
Одной из главных проблем фильма является то, что кино порою… просто чужеродно. И в процессе просмотра неоднократно ловишь себя на мысли что ты смотришь или иностранное кино, или даже, скорее, какую-то компьютерную игру… Вы помните «Painkiller-2», выкидыш, появившийся после отличной первой части этого мистического мегашутера? Локацию ада, копирующую как раз битву Великой Отечественной, с монстрами в форме советских бойцов? Очень неприятно кольнула в начале фильма сценка с бегущими в атаку горящими советскими солдатами… Хотели показать подвиг, а вышла какая-то дурная фантастика. Далее, опытные разведчики постоянно лажают просто эпично. Бросаются в атаку на превосходящие силы противника,  причём в нарушение прямого приказа командования, ложатся спать, не выставив часового (до немцев – метров 200 с небольшим гаком). Впрочем, и фрицы тоже не всегда Зигфриды. Опытный пехотный капитан не обыскивает захваченного пленного, оставляя ему тем самым нож… Ладно, зато бойцы порою живучи почти как те же самые герои компьютерных игр - то человек, получив очередь из автомата, ещё какое-то время после этого ходит и даже сражается (что после атаки горящей живой волны уже и не особо удивляет), то немец испаряется за две секунды аки призрак, уходя тем самым от верной смерти…   Впрочем, после атаки огненной живой волны (когда видел это – было чувство что смотришь атаку каких-то зомби) это уже не особо удивляет… Вообще, данный фильм частенько вызывает очень своеобразное чувство удивления…
Далее, пройдёмся немного по персоналиям. Командир (ещё не офицер!) разведотделения, кадровый военный, участник конфликтов на Халкин-Голе, Хасане, «зимней войны» с финнами, воюющий вроде как с самого первого дня Великой Отечественной… Он порою пытается воевать «по правилам» (?), чуть ли не рыцарственно… Это когда немцы вот-вот выйдут к Волге… и после всего, что они уже успели у нас натворить. О чём командиру открытым текстом говорят сами бойцы. Понятно что это всё предназначено в первую очередь для западного зрителя, но всё равно какой-то осадочек остался… Вспоминаю один из рассказов покойного деда, Царство ему Небесное. Он как-то сказал мне что один раз был арестован и едва не пошёл под трибунал за то, что разрешил своим бойцам снять оружие, дабы облегчить им тяжёлую работу (сапёры). Причём дело было не на передовой и не возле неё. И часовых он выставил. Так что когда опытные вроде разведчики, элита элит, спят без задних ног, не слыша ни танков (!), ни фрицев, положившись то ли на авось, то ли на немецкого капитана, что он не полезет ночью… Мдя.
Снайпер…  Ладно, лапает понемногу девчонку, обучая её обращаться с винтовкой. Правильно, что не щадит врага. Но он всё равно какой-то слегка того… Снайпера из «Врага у ворот» и «Спасти рядового Райана» просто несравнимо лучше, причём на порядки.
Моряк… Хороший боец. Как и тот же боец, бывший певец. (что любопытно – именно с его персонажем связана одна из двух идеологических фиг в кармане от создателей фильма – скороговоркой говорится что человек потерял голос после прорыва из окружения в 41 и 20 дней допроса в нашем фильтрационном лагере; фига №2 – немецкий капитан толкает речь перед боем и хвалит фюрера, а за его спиной – огромный барельеф с портретом Сталина…  такое чувство, что Фёдор сумел усидеть на двух стульях, одновременно вычищая всё откровенно дурнопахнущее и мешающее кассовым сборам (провал УГ-2 от Михалкова был эпичен!) и в то же самое время не поступившись и либеральными принципами (см.фиги в кармане))
Другие бойцы… Не особо выделяются, за исключением разве что самого старшего… Обычные парни и мужики. Ближе к финалу начинаешь им сопереживать…
Ужасен пролог фильма (Япония, Фукусима, МЧС). Смотрится он абсолютно инородно (и почему-то сразу вспоминается «Кандагар»). Да, потом финал связывает всё воедино и начинаешь понимать что к чему, и всё равно… Опять-таки это всё ради западного, шире (учитывая грядущий китайский прокат) – для мирового проката. А ещё это очень напоминает финал той же замечательной «Брестской крепости». Но не дотягивает до неё по определению.
Но были и хорошие, даже сильные сцены. Бойцы готовятся к последнему бою… Расстрел паникёра… Матёрый мужик утешает рыдающую девушку…
Драматизм постоянно педалируется, и порою к месту. Любопытны слова немецкого офицера, только что изнасиловавшего русскую девушку, о том, что «~ эта страна превратила меня из солдата в зверя. Вы, русские, не знаете, что такое честь. Вы воюете ради мести». …! Новоявленный Зигфрид, видать, позабыл слова обожаемого им фюрера о том, что «мы варвары – и гордимся этим». А также французов 1812 года, тоже жаловавшихся на русских что они «неправильно» воюют…
Любопытен был момент, вызывающий в памяти советско-югославский фильм 1974 года «Единственная дорога» (да, с В. Высоцким). Но всё равно «никого не (особо) жалко, никого…»
Так, что ещё. Увы, но данный фильм очень напоминает PC-игру ещё и тем, что не раз и не два возникает такое чувство, что конфликт уж больно локален (!!!). Груды развалин, группа разведчиков в симуляторе а-ля Дом Павлова, против них чуть большая группа солдат верхмахта с танками. Фрицы могут использовать авиацию, наши – артиллерию (но где, @ , «Катюши»?? Федя, ась?!). на горизонте всё горит… Но в центре города есть только несколько советских разведчиков и в несколько раз больше немцев. И стиль «Сталкера» и «Медали за отвагу» (я сейчас про PC-игры).
Короче говоря, при желании этот фильм легко можно раскатать в мелкую коровью лепёшку. Но есть, есть в нём всёж несколько хороших сцен. А ещё он полезен тем, что напомнит потомкам наших былых союзников о том, кто упокоил не менее ¾  сил германского верхмата со камрадами, кто внес решающий вклад в победу… Великую Победу.
Резюме:
Можно посмотреть один раз на большом экране. Визуально фильм очень красив. Причём размер экрана имеет немаловажное значение – и чем больше экран, тем лучше. Оного 3 D я видел только два (2)   момента, так что зря деньги не тратьте, смотрите обычный, а не стереовариант.
Получился обычный, проходной, современный типовой российский военный блокбастер. (активно пикирующий сейчас на кассу). Не «Брестская крепость», но и не «УС-2». 

// На «Оскар» же картина не тянет однозначно. Но коммерчески будет, скорее всего, весьма успешна. Причём как дома, так и в зарубежном прокате.
А вот Томас Кречман как минимум номинацию на «Оскар» (или другую какую серьёзную статуэтку) всёж заслужил честно.

/// Проблемы «шесть мужиков и одна девушка" не было. Слава Богу, история Белоснежки из «9 роты» не повторилась. А были сказаны красивые и правильные слова, что и почему.  Уважаемый Деметрий их уже процитировал. А мне вспомнилась немного похожая ситуация из старого чёрно-белого ещё вестерна «Три крёстных отца»…

Отредактировано Пушок (11-10-2013 21:57:21)

+33

114

Алексей Рудаков написал(а):

Фильм смотреть можно, и даже наверно нужно. Один раз. Несомненно он лучше творений Микиты Нахалкова, а также всевозможных "сволочей", "штрафбатов" и т.п.
Но. Той же Брестской крепости фильм проигрывает в разы. Ну а до снятых Бондарчуком старшим "Они сражались за Родину" ему вообще как до луны.
По пятибальной шкале оценю "Сталинград" на 4 с огромным минусом, ну или на 3 с маленьким плюсиком.

  http://read.amahrov.ru/smile/Laie_99.gif    http://read.amahrov.ru/smile/Laie_95.gif

+1

115

Пушок, Спасибо за развернутую рецензию. Увидев утром присланный фрагмент с "атакой зомби" честно говоря, офигела, и ждала совсем разгромных отзывов. Однако, оказалось вовсе не так плохо.

Пушок написал(а):

смотришь или иностранное кино, или даже, скорее, какую-то компьютерную игру

То есть, трейлеры все ж не врали. Н-да... Тогда уж могли бы и бойцов пририсовать, а то людей там на экране как-то жиденько...

Пушок написал(а):

, история Белоснежки из «9 роты» не повторилась. А были сказаны красивые и правильные слова, что и почему.

Ну и слава Богу!!! Приношу извинения всем, кого ненамеренно ввела в заблуждение цитированием рецензии на Фильмпро   http://read.amahrov.ru/smile/blush2.gif  Но сценариста надо расстрелять и вот почему: Катин сын говорит, что у него пять отцов. В те времена слово "отец" имело только одно значение: тот, кто родил, и, редко, тот, кто воспитал! И все. Если следовать исторической правде, то Катя должна была сказать сыну "если б не эти люди, то тебя бы на белом свете не было" и т. п. Отец в языке того времени - это все-таки отец и никто больше.

+4

116

Уважаемые коллеги Альберт и Пушок.
От всего сердца благодарю вас за развернутые, вдумчивые рецензии на фильм"Сталинград".
Вашему мнению, я безусловно доверяю и считаю вас, самыми авторитетными кинокритиками в русском сегменте Интернета.
Но несмотря на ваши по настоящему блестящие рецензии, я так и решил для себя: пойду ли я на этот фильм.

+1

117

Прочел рецензии коллег и понял - этот фильм, в отличие от Брестской крепости смотреть не буду. Спасибо Альберт и Пушок!

+2

118

Убедился, что смотреть не буду. Опять снятое на наши деньги кино для заграницы.

+3

119

А мне в целом фильм понравился хотя он не без косяков!

0

120

Коллеги, сам болею сейчас(кашель и температура), но фильм посмотрел сын, который сказал:
-...если бы я не смотрел немецкий "Сталинград",  то мне бы понравилось...Видно, что даже в пыль бешеные деньги вложены..." потом много ещё чего сказал и пожалел денег и времени. (сыну 17, заканчивает 11 класс)

+1


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Кино » "Сталинград" Фёдора Бондарчука.