сванидзе, сволочь, конечно, но если окажется, что он... шашлык кушать любит, надо "принципиально" в сторону жареного мяса не смотреть? Угу, хорошо если успел попробовать до того как узнал о вкусах сванидзей, а если нет?
Блин, непогрешимый антиавторитет! Это ещё смешнее, чем непогрешимый авторитет, ангел во плоти.
Перечитал обсуждения. Интересно, в основном резко негативные отзывы у тех, кто фильм не смотрел. "И смотреть не собирается".
А может лучше, чем попугаем повторять мнения уважаемых и неуважаемых людей высказать СВОЁ?.. Ах да, сложно! Ибо надо и посмотреть самому, а смотреть "принципиально не буду, потому что..."
Вообще, удобная позиция для критики. Не ожидал её на ВВВ увидеть, а так - да, удобно.
"Сталинград" Фёдора Бондарчука.
Сообщений 211 страница 220 из 258
Поделиться21118-10-2013 03:10:32
Поделиться21218-10-2013 10:25:02
Блин, да кроме Гроссмана есть масса хороших книг про Сталинград
В тот день, когда экранизируют евойную "Жизнь и судьбу", я буду горько-горько плакать. Потому что обороны Сталинграда там много меньше, чем терзаний жертв репрессий... ну, если постранично считать, если кому не лень, может и поровну выйти, но по накалу эмоций доминирует именно второе.
Хотя, слыхала, вроде, что-то там подобное намечалось.
Я очень ценю Гроссмана как журналиста. Оксюморон, да... так я не про тех журналистов, что ныне, а про тех, что были в сороковые, я еще застала это уходящее поколение, сколько ж там было крепких профессионалов и порядочных людей! Так вот, как журналист Гроссман был силен. Может, и как писатель был бы известен хорошими работами. Но есть целый подвид человеков, коим плюрализм противопоказан, увы.
или те же "Дни и ночи" Симонова.
Боязно. Будут ведь наверняка не книгу экранизировать, а снимать ремейк советской экранизации. И из кожи он лезть, чтобы "осовременить", а не повториться. Может быть, я предвзято отношусь, да и смотрела далеко не все, что выходит на экраны, но положительные эмоции лично у меня вызывали два "повторения пройденного" - лебедевская "Звезда" и лялинская "Последняя исповедь" (до выхода на экраны в публикациях именовалась "Молодой гвардией").
Раньше были "Они сражались за Родину", а теперь " Они сражались за Катину...".
Вот честно, не понимаю, почему многие коллеги раз за разом говорят, что за Катю герои сражались. Да не дает фильм намека на что-то подобное, не дает! При всем моем скептическом отношении к нему. Вот Маша ни на высокий символ, ни хотя бы на жертву вообще не похожа. Хоть и с ножичком на Кана броситься пытается, хоть и терзается. Она вообще ни на что не похожа, даже то, что она якобы делится продуктами с соседями - это каждый волен сам додумывать. Так предположил Кан - и все. Видеть же мы ничего подобного не видим. Так как четких обоснований нет - ни в сценарии, ни в актерской игре. Как по мне, Студилина вообще везде одинаковая, что стервочка из "Ранеток", что стервочка из какого-то там сезона "Солдат", что Маша... ну, в роли прислуги у Турбиных в "Белой гвардии" малость погримасничала, но все равно - "не верю". У меня вообще создавалось впечатление, что образ Маши был нужен только для мелодраматической коллизии... Если для подчеркивания трагизма войны - то не реализовано именно на уровне режиссуры и актерской игры. А еще Маша очень уж удачно вписывается в трактовку "добрые немцы - злые русские". Вдумаемся: капитан Кан, вместо того, чтобы все силы отдавать решению важной тактической задачи, разводит страдания юного Вертера. Ладно, господин полковник проникся, не стал вредить душевному комфорту своего офицера - еще куда ни шло. Но шашни чуть ли не на глазах у солдат (какое там "чуть ли" - солдаты находят Кана именно у Маши!) - они ничего не подрывают, а? Если офицеру можно в такой момент - да по бабам? А картинка взаимоотношений немцев с гражданским населением складывается именно такая, спасибо Бондарчуку, что намерение осуществимо без особого труда. Короче, с Машей ровным счетом ничего не понятно. И финал ее взаимоотношений с Каном вызвал лично у меня спокойное осознание торжества справедливости.
А вот образ Кати очень неплох. Да и сыграно вполне на уровне. То, чего мы не видим, - судьба Кати до прихода наших - видится именно за счет того, как сыграно. Провален, на мой взгляд, только финальный сюжетный ход - что она как-то вдруг отдала предпочтение артиллеристу. А человеческая трагедия - да, есть. И символ есть.
Что же до понимания Родины - никто не ставит в фильме равенства между Родиной и Катей. И дом бы герои защищали в любом случае. А вот символ, персонификация Родины, - он может быть любой. И дом - символ, и Катя - символ, причем очень многозначный: юная девушка, оказавшаяся посреди войны, но, в то же время, - мать мальчика, жизнь которого смогли защититьценой своих жизней те, кто оборонял дом. А Родина-Мать - она не символ? не обобщение персонификаций? Да и вне искусства: все люди, которые любят Родину, так или иначе ее персонифицируют. Ничего плохого-неправильного в этом не вижу, потому что не понимаю, как можно любить абстракцию.
Отредактировано Цинни (18-10-2013 12:05:52)
Поделиться21318-10-2013 10:48:55
Еще немножко о том, не ЧТО смутило, а ПОЧЕМУ смутило.
Бондарчук не показал собственно битву.Не показал.Снят один лишь эпизод этой битвы. Которая и состояла из таких вот эпизодов. Полагаю, что показать ВСЮ битву - задача и не ставилась, попросту денег не хватило бы никаких - не в СССР живем, увы…С ЭТОЙ задачей он справился, показал.
Насколько я понимаю, в нашей традиции соразмерять масштабность описанного/показанного в произведении искусства с названием. Озеровская эпопея о Сталинграде не вызывает диссонанса, хотя там тоже множество локальных ситуаций и человеческих судеб, даже остановок пути и лирических отступлений больше. Да и из нового - "Брестская крепость" - это именно "Брестская крепость".
Понимаю, что упоминание Сталинграда в названии было нужно по целому ряду причин, но можно было использовать в названии прилагательное "Сталинградский". Название же "Сталинград" слишком масштабное для одного эпизода великой битвы.
Орет на снайпера, подстрелившего немца?И правильно орет - задача капитана трое суток удерживать дом. А боеприпасов у него - на час боя, включая трофейные. А снайпер вызвал ненужную В ЭТО ВРЕМЯ активность противника.
Я именно такого обоснования действий и ждала от капитана, когда он начал орать на снайпера. Но вместо вот этих логичных построений услышала из уст капитана, которого закадровый голос впоследствии называет "профессиональным героем", вариацию на тему закона джунглей. Понимаю, что всяко могло быть, в том числе договорные отношения насчет "места водопоя" (слыхала о таком), хотя и не понимаю, когда б успели за день-полтора договориться; но вот чистые непонятки - а) слишком много патетики в словах капитана; б) начинает он явно не с целесообразности - с лирики - и получает в ответ такую же лирику, но куда как более убедительную... и на этом все - никаких дальнейших оргвыводов нет.
Контратака.Нелогично?А если бы немцы накрыли минометами дом СНАЧАЛА? Было бы кому отбивать атаку?Да, он потерял 6 своих бойцов. Уничтожив 14 солдат противника и сорвав атаку. То есть - задание, ему поставленное, выполнил. Не дал взять дом первой атакой.
Контратака - логично. Но вот очень смущает то, что показана она не как решение - планомерное или даже стихийное - а как коллективный нервный срыв, произошедший из-за того, что немцы сожгли женщину с ребенком. Причем именно действия капитана в значительной мере и формируют такое впечатление - когда уже все поднялись в контратаку, он позирует - именно позирует, очень уж искусственно отыграно - на фоне бегущих. Т.е. и логика смутила, и, опять же, режиссура и актерская игра (не могу определиться, что здесь превалирует).
Отредактировано Цинни (18-10-2013 10:51:57)
Поделиться21418-10-2013 10:57:42
Контратака - логично. Но вот очень смущает то, что показана она не как решение - планомерное или даже стихийное - а как коллективный нервный срыв, произошедший из-за того, что немцы сожгли женщину с ребенком.
Не можешь чего-то предотвратить - возглавь!
Остановить бойцов именно в этот момент, он бы не смог - его просто не поняли бы. Да и как ему их ПОТОМ поднимать, ровно в такую же атаку?
А поднимать - пришлось бы, только немцы тогда к бою готовы были бы уже, потерь стало бы существенно больше.
Поделиться21518-10-2013 11:02:00
Уважаемые коллеги, мы уже начинаем оценивать людей в зависимости от того, как они относятся к «Сталинграду»?
Многочисленные отзывы на фильм Ф. Бондарчука «Сталинград» навели меня на странную мысль – любая рецензия более говорит о ее авторе, нежели о фильме.
А потому абсолютное большинство отзывов в прессе, писанные по заданию редакции, выглядят так, что положительные рецензии мало чем отличаются от отрицательных: если хвалят – то за картинку, если ругают – то за Фукусиму и пятерых отцов.
Действительно искренних и интересных рецензий очень мало. Да и им не всегда можно верить на слово.
Например, несмотря на то, что формально мы совпадаем во мнениях с тем же Алексеем Кунгуровым, его отзыв на фильм мне не понравился – это не спор, это последовательное шельмование оппонента.
С другой стороны, сторонники «Сталинграда» часто ссылаются на положительное мнение о картине такого авторитета в области истории ВОВ, как Алексей Исаев.
Рецензия у него вышла странная – никогда не думал, что присутствие в кадре шасси трактора СТЗ-НАТИ определяет художественные достоинства фильма. А если читать дальнейшее обсуждение фильма в его ЖЖ, то А. Исаев пишет, среди прочего, следующие примечательные слова:
«Я в общем-то не утверждаю, что фильм на пятерку. Но ИМХО от советских он все же шагнул вперед».
Ей-богу, никогда не думал, что советские военные фильмы нуждаются в каком бы то ни было ревизионизме.
Но я отлично понимаю тех зрителей, чье мнение отлично от моего – потому, что после долгих лет всякого киношлака уже одно только отсутствие злых особистов воспринимается как правда жизни.
Однако сам я, видимо, слишком злобен и желчен, чтобы проявить к картине хоть какую-то снисходительность.
Еще раз попытаюсь объяснить, почему мне категорически не понравился фильм Бондарчука. И мое мнение не подразумевает неуважения ни к одному из коллег, его не разделяющему.
Когда речь идет о качестве отечественных картин, посвященных ВОВ, я всегда рад обмануться в собственных дурных предчувствиях. Тема войны выше любых наших личностных симпатий и антипатий (когда-то я даже «Утомленные солнцем-2» я пытался смотреть на позитиве).
То же самое и со «Сталинградом» - если бы у Ф. Бондарчука получилось бы что-то стоящее (с моей, разумеется, точки зрения), я бы аплодировал ему первым.
Но отсутствие большинства родовых травм постсоветского военного кино не делает его фильм цельной художественной работой. Бондарчук их не избегает – он их просто маскирует.
Меня ну совершенно не раздражает начальная сцена в Фукусиме – формат 3D идеально подходит для изображения осыпающихся листьев сакуры, а МЧС всегда звучит гордо.
Но потом автор начинает фальшивить. И фальшивит до самого финала. Опять же – с моей точки зрения. Потому что показать события ВОВ – сама по себе цель, безусловно, благая. Но их показывали и в «Штрафбате», и в «Сволочах», и в «Переправе». И всякий раз оказывалось, что страшнее немцев только собственное людоедское начальство. Из осторожности Бондарчук попытался обойти эту свалку стереотипов. Но наплодил новые – на мой взгляд, ничем не лучше старых.
О том и речь. Буду безбожно спойлерить – без этого никак.
Взять хотя бы завязку истории. Вам не кажется, что задушевный рассказ о том, как мы били немцев на Волге, мало подходит для успокоения немецких туристов, блокированных в обломках здания? Сцена - для черной комедии. Что-то подобное было, помнится, в каком-то из «Аэропланов» - там пассажирам терпящего бедствие самолета крутили кино про авиакатастрофу.
Авторская ирония в «Сталинграде» - вообще отдельная тема. Про то, как цитировал немецкий подполковник наш анекдот, я уже говорил. А вот другой пример – более двусмысленный.
Сцена перед первым штурмом дома. Немецкий полковник выгоняет жителей на площадь и выискивает среди них евреев для огненного жертвоприношения. Указывает на одну из женщин. Та сопротивляется – да что вы, какая я еврейка, у меня евреев и близко в роду не было! И все бы ничего, если бы роль женщины не исполняла Полина Константиновна Райкина. Ее оправдания сразу превращаются в шутку для своих. При других обстоятельствах я бы сказал – удачную. Но не в сцене же казни!
Мало кто обращает внимание на то, что Бондарчук абсолютно несамостоятелен. Чего далеко ходить – вся история разведгруппы, от рукопашного штурма дома до финального «Вызываем огонь на себя!», целиком калькирует один из подсюжетов озеровского «Сталинграда», к которому сам Бондарчук имеет некоторое отношение.
Ладно, это частности. Если же говорить о сюжете в целом, то подвиг наших солдат представлен в фильме как вереница ошибок и нелепостей. Заградотряды, кровавые комиссары и пьяные военачальники не актуальны. В старом советском кино мы воевали с немцами, в новом русском – с кровавым режимом, Бондарчук пытается задать новую тему военным фильмам – мы опасны для себя более, чем противник.
рет на снайпера, подстрелившего немца?
И правильно орет - задача капитана трое суток удерживать дом. А боеприпасов у него - на час боя, включая трофейные. А снайпер вызвал ненужную В ЭТО ВРЕМЯ активность противника.
Александр Сергеевич, со всем огромным к Вам уважением – если бы в фильме было так, как Вы написали, то и вопросов бы, скорее всего, не возникло. Но в фильме все не так. Снайпер (точнее, девушка Катя под его патронажем) убивает немецкого солдата возле колонки. Командир ничего не говорит не про экономию патронов (хотя пуля снайпера сэкономила массу боеприпасов, которые пришлось бы потратить на того же немца, дойди дело до штурма), ни про провокацию – он просто орет: «Даже звери друг друга на водопое не убивают!» Тут нет никакого мотива целесообразности, тут только какие-то очень странно понятые «законы и обычаи войны». Не говоря о том, что чуть раньше тот же командир, не моргнув глазом, отдал приказ застрелить одного из защитников дома – который, в общем-то, дальше вопроса «а ты кто такой?» и не пошел. Опять «бей своих, чтоб чужие боялись?»
Контратака.
Нелогично?
А если бы немцы накрыли минометами дом СНАЧАЛА? Было бы кому отбивать атаку?
Да, он потерял 6 своих бойцов. Уничтожив 14 солдат противника и сорвав атаку. То есть - задание, ему поставленное, выполнил. Не дал взять дом первой атакой.
Теперь сцена с заманиванием немцев в дом.
Правильное решение - противник не сможет стрелять по дому, в котором находятся свои солдаты. Что там внутри - не видно, куда стрелять - непонятно. А против брошенной в комнату гранаты - численное превосходство штурмующих не роляет. И использование ножей - оправдано, тихо, не сразу просекут. И не просекли.
То же самое – если бы авторы потрудились замотивировать данную сцену так, как сделал это Дядя Саша, то и претензии отпали бы сами собой. Но в фильме, опять-таки, все по-другому: защитники дома идут в атаку только на эмоциях от казни еврейской семьи. О применении минометов речи нет – между нашими и немцами едва ли сотня метров (показано, что рукопашная начинается едва ли не у стен дома).
При других обстоятельствах сцена была бы вполне в духе советского кино: рукопашные атаки на врага вполне в традициях нашего кинематографа. Но они, всякий раз, имеют мотивацию – если герои «Государственной границы» идут на врага с ножами и саперными лопатками, так они еще не четко представляют себе диспозицию, если персонажи «Батальоны просят огня» прорываются сквозь немецкие порядки на «ура», так им терять нечего.
В «Сталинграде» же атака выглядит форменной истерикой. Командиру поставлена четкая боевая задача – любыми способами удержать дом, запирающий подходы к Волге. Делать это вернее сидя в обороне, а не контратакуя противника в чистом поле. Атака силами примерно 15 человек при ограниченном боезапасе превосходящих сил противника – дело самоубийственное. Да, потеряли шестерых своих бойцов, убили 14 немцев. Но в обороне от этих шестерых было бы несравнимо больше пользы! Сорвали штурм? Защитники дома Павлова отражали по 15 атак за день, и вряд ли у них это получилось бы, транжирь они свои невеликие ресурсы так же, как капитан Громов. Минометы? Их не было их в кадре ни до, ни после. И, в дальнейшем, никто дом минами не обстреливал.
Отражение второго немецкого штурма. Не хочется придираться сверх меры, но, опять же, сцена-то натянута. Спойлер для тех, кто фильм не смотрел – разведчики, укрывшись за трупами немцев, пропускаю штурмовую группу мимо себя и режут ее по-тихому. Беда, что у противника – огнеметы, и разведчики об этом знают. А ну как фрицы бы дали перед собой струю из Flammenwerfer’а?
Ладно, про огнемет немцы позабыли. Зато внятно показано, как они пробивают себе путь гранатами. От осколков труп, неверное, защитит. А куда девать контузию после взрыва в ограниченном пространстве? Идти с баротравмой в ножи ой как несподручно.
И весь практически фильм состоит из подобных сцен. Часть из них, черт с ним, можно списать на киношные условности. Но как быть со сценой, где снайпер, имея в поле зрения вражеского капитана и его подругу Машу, предпочел застрелить блондинку? Понимает ли режиссер, что снайпер подтвердил тем самым сентенцию немца о том, что «русские воюют ради мести»? Но почему возмездия настигает не врага, а несчастную, в общем-то, бабу, которая про свою дальнейшую судьбу и сама все понимает?
Тем более, что избирательность снайпера имеет совершенно определенные последствия – немецкий капитан мгновенно ориентируется в ситуации и берет в плен бойца Александра Никифорова (А. Барабаш) (впрочем, данный эпизод смонтирован настолько невнятно, что из ТВ-версии «Сталинграда» мы, наверняка, узнаем про него много новых подробностей).
Итого. «9-ю роту» справедливо ругают за то, что реальный подвиг наших солдат в Афганистане режиссер превратил в бессмысленное кровавое жертвоприношение, погрешив против реальных фактов.
В «Сталинграде» Бондарчук проделывает тот же фокус, смягчив кое-где акценты и напустив тумана неопределенности. Почему режиссер постоянно опровергает любые рифмы между сюжетом своего фильма и обороной дома Павлова? Да потому что боится, что ему вернуться претензии, обращенные к «9-й роте» – 26 (или 29, или 31) бойцов держали оборону почти два месяца и потеряли, в итоге, всего трех человек. При этом интенсивность реальных боевых действий далеко превосходила киношные – газеты сообщали, что ежедневно отражается по 12-15 атак противника. Даже если пропаганда преувеличила раз в десять – все равно остается много больше, чем три штурма, показанных в фильме.
Режиссер, конечно, не говорит вслух, что солдат бросили, но когда командование оставляет группу солдат на стратегически важном участке и более о себе не напоминает ни словом, ни делом – зритель вправе делать собственные выводы.
То есть в реальности мы имеем, условно говоря, взвод, который два месяца отражает практически непрерывные атаки превосходящих сил немцев, постоянно получает помощь из-за Волги и теряет, в итоге, трех человек. В кино – 12-15 человек, которые погибают от того, что проспали приближение немецких танков (а до того натворили немало… не буду говорить глупостей, скажу - странностей).
Оскар фильму, скорее всего, не дадут. Но не потому, что он с точки зрения американцев крамольный, а потому что Киноакадемия предпочитает награждать скромные камерные малобюджетные фильмы. Последний блокбастер среди лауреатов Оскара за лучший иностранный фильм – мой ровесник: «Война и мир» (1969) С. Бондарчука.
Алексей очень верно сказал про то, что продвижению русской темы на Запад надо радоваться. Но с оговоркой: такое продвижение должно отражать наше видение войны, а не подстраиваться под чужое мировосприятие.
Почему Бондарчук погубил всех своих персонажей? Да потому что на Западе не готовы к мысли, что мы умели воевать не только героически, но и, страшно сказать, эффективно.
А за границу, как известно, проще продать мертвых героев, чем живых победителей.
Поделиться21618-10-2013 11:02:57
Не можешь чего-то предотвратить - возглавь!
Безусловно. Однако ж именно того, что он возглавляет контратаку, я и не увидела. Все бегут - и он бежит.
Если же обобщать - на протяжении всего фильма и царапало больше всего отсутствие хоть какого-то намека на планомерность. Т.е. капитан крайне редко действует не постфактум.
Подытоживаю собственное восприятие: конечно, это отнюдь не "Цитадель". Но и не "Брестская крепость"... да и вообще сравнивать достаточно камерный фильм с масштабными - не очень правильно, но даже на идейном уровне - серединка. Вот определение "серединка" - оно, пожалуй, всеобьемлюще. Очередной "нешедевр" с крепенькой рекламой.
Отредактировано Цинни (18-10-2013 11:17:14)
Поделиться21718-10-2013 11:38:56
В тот день, когда экранизируют евойную "Жизнь и судьбу", я буду горько-горько плакать.
Так вроде уже.
Урсуляк и студия "Дед Мороз".
Отредактировано Spassk (18-10-2013 11:40:47)
Поделиться21818-10-2013 11:40:49
сванидзе, сволочь, конечно, но если окажется, что он... шашлык кушать любит, надо "принципиально" в сторону жареного мяса не смотреть?
Для меня не так важно, что любили и любят кушать Гитлеры, Сванидзы и прочее. Важнее, что не в них входит, а что выходит. А вот говорят они одну только погань про нас, равно как и про нашу историю.
А может лучше, чем попугаем повторять мнения уважаемых и неуважаемых людей высказать СВОЁ?.. Ах да, сложно! Ибо надо и посмотреть самому, а смотреть "принципиально не буду, потому что..."
Нет. Я не повторяю мнения уважаемых и неуважаемых. Повторю. Мне для составления СВОЕГО МНЕНИЯ вполне хватило того, что я узнал о фильме из открытых источников (в первую голову от самого Федора Сергеевича и его круга). Кроме того, мне удалось отсмотреть 18 минут смонтированного материала еще в начале сентября. Так срослось, но от фильма сразу завоняло дерьмом. Нет и не может быть в нем профессионалов. Нет и не может быть в нем ничего светлого, даже если нажраться им по уши. А подпадать под "скромное обаяние холливуда", замирая в горстью попкорна в руках, когда ты вместо снаряда в 3-Д летишь в комнату, где катя с капитаном, а потом восторгаться оным? Когда-нибудь, возможно, я его все-таки увижу (надеюсь, что этого все же не случится), но СПЕЦИАЛЬНО СХОДИТЬ НА ФИЛЬМ СЕЙЧАС, потратив на билет деньги (и немалые - 850 руб 3Д и 450 руб без 3Д) на посещение, да плюс около двухсот на дорогу, когда жрать не на что. Зачем? Чтобы утвердиться в своем негативе к Бондарчуку, как автору фильма (я не согласен с Гоблином" - Бондарчук именно автор фильма, ибо он принял самое действенное участие в написании сценария, как и Никита Михалков в своих Укрощенных-2"), или выискивать в кино шасси СТЗ-НАТИ, восторгаться реалистичностью компьютерных танков, или считать пуговицы на мундирах реконструкторов немецких солдат?
В тот день, когда экранизируют евойную "Жизнь и судьбу", я буду горько-горько плакать.
Мне очень жаль, ув. Цинни, но это уже произошло:
Отредактировано Дьяк (18-10-2013 18:22:59)
Поделиться21918-10-2013 12:08:19
Мне очень жаль, ув. Цинни, но это уже произошло:
"Жизнь и судьба"
И описание убеждает в том, что было чего опасаться.
Поделиться22018-10-2013 12:59:56
Рецензия от Гоблина
+1
Похожие темы
Киношники собираются порадовать нас очередным дерьмецом. | Кино | 01-12-2012 |
Просто. О кино. № 4. | Тайничок | 07-04-2017 |
Этот день в истории | История | 05-03-2013 |
Нарвское шоссе | Архив Конкурса соискателей | 15-10-2013 |