Эпиграф: «Любят меня бабы за нрав мой беззлобный и ласковый…»
Персонаж пока ненаписанного романа
Сегодня вдвоем с Александрой Альбертовной посетили премьеру «Росомахи».
Сюжет. Мутант Логан по прозвищу Росомаха, обладающий мрачным характером, неограниченными способностями к регенерации и внушительными выдвижными когтями, обитает где-то в канадской глуши, где дружит с медведем и изредка захаживает в бар. Тупые реднеки убивают мишку, но от процесса восстановления справедливости Логана отрывает анимешная японка с катаной, красными волосами и даром предвиденья, которая приглашает ГГ в Японию, чтобы там ему вернули один старый долг. Впрочем, вместо возврата долгов выходит душегубная катавасия с коррумпированными политиками, якудзой, ниндзями, скоростными поездами и страшными семейными тайнами.
Честно признаюсь, что комиксов про людей X, к которым принадлежит Логан/Росомаха, я не читал, в субмифологии их вселенной абсолютно не ориентируюсь, как следствие - давным-давно утратил какое-либо представление о хронологии и взаимосвязи фильмов серии, а потому воспринял «Росомаху» не как приквел/сиквел/спин-офф, а просто как боевик, втиснувшийся между жанрами «американец в экзотической стране» и технотриллером. От первого - обилие всякого рода клюквы (начальная сцена бомбардировки Нагасаки - без комментариев, ибо тот, кто увидит, как ядерное бомбометание топ-мачтовым способом, уже никогда не сможет ругать «Уланскую балладу» за отсутствие реалистичности), от второго - три персонажа с паронормальными способностями и обилие разной машинерии в диапазоне от медицинских нанороботов до высокотехнологических протезов. В общем, микс то ли из «Последнего самурая» с Крайтоном, то ли из сказки про Колобка с детективами Сэйтё Мацумото.
Шестой по счету выход Хью Джекмена в заглавной роли примечателен тем фактом, что сценарий для картины писал Кристофер МакКуорри (сценарный Оскар 1995 г. за «Обычных подозреваемых»), а в роли режиссера выступил Джеймс Мэнголд, начавший свою кинокарьеру призом кинофестиваля в Санденсе. Не то что бы сценарий блистает новизной и неожиданными сюжетными поворотами, а режиссура - гениальными находками, но сделано все на совесть, - без блеска, но с задором.
В отличие эпического размаха предыдущих фильмов серии, новая картина достаточно скромна как в бюджете (100 млн. долларов по нынешним временам - мелочь для летнего блокбастера), так и в кастинге - англоязычных звезд, кроме Джекмена, в фильме нет.
Впрочем, невелика потеря - Хироюки Санада стоит десятка Томов Крузов, ветеран Хэла Яманучи - пачки Ван Даммов, а парочку японских дебютанток (Тао Окамото и Рила Фукусима) в центральных ролях не стыдно поменять на Николь Кидмен или там, скажем, Гвинет Пэлтроу.
Да, как символ душевных терзаний Логану периодически является во сне Фамке Янссен в исподнем - но это отдельная история (Янссен надо платить ипотеку, вот она и берется за все подряд предлагаемые ей проекты).
Японская экзотика немыслима без рубалова и мордобоя, и с этим все в порядке - есть несколько рукопашных и несколько сцен акробатического кендо. Из каскадеров, участвовавших в фильме, запросто можно сформировать строевую роту, и здесь работали как американские трюкачи, так и навербованные по месту съемок австралийцы (в том числе несколько ребят, долго радовавшие нас потасовками в сериале «Спартак»).
Развязка фильма претендует на умеренную оригинальность и заставляет вспомнить давний афоризм о том, что ни одно доброе дело не остается безнаказанным. Впрочем, в нарушение кинематографической традиции, которая велит принести в жертву одну из двух героинь, заглядывающихся на главного героя, авторы пощадили женский каст. И даже слегка развлеклись романтикой.
Джекмен в отличной форме: сам он признался, что впервые играет Росомаху, подготовившись к съемкам должным образом. Помимо спортивных тренингов и консультаций с диетологом, актер сидел на специальной водоограничительной диете - то есть не пил воды минимум в течение 36 часов до появления в кадре. Авторы оценили такой подвиг и вставили в картину очень смешную сцену, где все желающие могут полюбоваться на Джекмена нагишом.
Юмор в фильме редкий, но мрачный и точный - сцена выбрасывания второстепенного злодея из окна может претендовать на второе место сразу после легендарного «Я его отпустил» из «Коммандо».
В целом, картина получилась несколько пресной (рейтинг «детям до 12» сильно покусился на брутальность персонажей) и камерной, но не скучной. Японская экзотика не такая приторная, как это часто случается в майнстриме, а сценарист подарил нам пару удачных сюжетных реминисценций. В общем, не худшее завершение парада летних блокбастеров.
Значимый минус у фильма лишь один - и это Светлана Ходченкова в одной из центральных ролей.
В принципе, конвертации наших киноактеров в западных надо бы радоваться. Но отчего-то делать этого совсем не хочется.
Ходченкова далеко ушла от тех времен, когда ее появление в фильме С. Говорухина «Благословите женщину» стало приятным сюрпризом. Ее нынешний статус - что-то вроде женского варианта Гоши Куценко, который, вообще-то, актер хороший - на нафига же его совать во все без исключения кинопроекты?..
Большую часть фильма Ходченкова похожа на шлюху, вырядившуюся под персонаж Умы Турмен из «Бэтмена и Робина» (одного из худших фильмов всех времен и народов и несмываемое пятно позора на фильмографии нескольких хороших актеров). Сцены же, где стриженная наголо Ходченкова размахивает змеиным языком, вызывают лишь неловкое хихиканье - так реагирует всякий приличный человек на новость о министре, застигнутым в компании шалав, и выходе очередного фильма Сарика Андреасяна.
Ходченкова в «Росомахе» - это история всего современного российского кинематографа: смотреть на нее больно и обидно, но в глубине души теплится иррациональная надежда, что этот позор обернется катарсисом.
PS. Разумеется, поинтересовался, что думает про фильм родимое чадо.
Чадо ответило - фильм, конечно, хороший, но пицца все равно вкуснее.