«Sijeunesse savait, si vieillesse pouvait…»
(перевод: «Если бы молодость знала, если бы старость могла…»)
Анри Этьен
14 августа сего года все киноманы страны и мира находились в приподнятом настроении, ибо в прокат вышла третья серия Expendables, они же - «Неудержимые 3» (и пусть авторов тупого и невыразительного локализаторского названия постигнет суровая кара - если не в этой жизни, то в следующей).
Сюжет.
В некой неназванной стране (кажется, Свазиленде), где преступников транспортируют на бронепоездах, группа стариков-наемников (Сталлоне, Стетхем, Лундгрен, Кутур) выручает из плена своего подельника по прозвищу Доктор Смерть (У. Снайпс). Затем действие переносится в Сомали (снятое, правда, в болгарской Варне), где наемники схлестнулись с Конрадом Стоунбэнксом (Мел Гибсон), основателем отряда expendables’ов, а ныне - процветающим торговцем оружием. В ходе боестолкновения верзила Хэл Цезарь (самый ненужный член команды Терри Крюз) поехал отдыхать в реанимацию, а Барни Росс (С. Сталлоне) испытал катарсис и решил сформировать отряд из молодых наемников, поскольку старых ему вроде как жалко.
Треть часть разительно отличается от первых двух картин про отряд отмороженных «псов войны», возглавляемых Сильвестром Сталлоне. Даже метражом (свыше двух часов) и рейтингом (детям до 13).
Первая серия была всплеском чистой энергии - доставляющим, ярким, бодрым и по-хорошему спятившим, но хаотичным и неуправляемым (как, в общем-то, и положено вести себя энергии).
Второй фильм стал миксом боевика и сеанса групповой психотерапии - более раздумчивым, чем первая серия, но со странным креном в комедию.
Обе этих серии объединял общий художественный принцип: авторы вызывали из небытия духов и призраков старых боевиков и вовсю пугали ими MPAA (Система рейтингов Американской киноассоциации - Motion Picture Association of America's film-rating system).
Но к третьему фильму героям франшизы надоело быть фантомами, и они решили обрести плоть.
Для этого всю компанию киногероев поместили в тело боевика, усиленное драматическими коллизиями, парой актеров с номинациями на Оскара и молодым режиссерским дарованием из Австралии.
Взамен, правда, пришлось пожертвовать взрослым рейтингом.
Драматическая составляющая картины вышла пунктирной, но интересной: сюжет ленты усложнен моральными терзаниями Барни Росса, который боится стать причиной гибели своих старых друзей и соратников. Впрочем, для того, чтобы внятно объяснить им свои мотивы, он слишком крут - а потому просто командует «Расход!» и едет по городам и весям формировать новую команду из дурной молодежи, которую он не знает и которую, следовательно, не так жалко.
Не все со мной согласятся на тот счет, что она вышла удачной, но сама по себе подобная попытка достойна уважения.
Первые две серии франшизы были костюмированным балаганом для своих, где стереотипы крутого боевика уморительно выдавали за законы жанра - тут все пули летели мимо главных героев, плутоний таскали в ручной клади, а когда становилось совсем худо - тут же являлся на помощь Чак Норрис.
Третья серия с порога напоминает о том, что смертны даже «неудержимые». Терри Крюз в реанимации. Грустно позвякивают похоронные жетоны членов команды, сложивших свои головы неведомо когда. Нужное настроение задано: перед нами усталые псы войны, а не утрированные персонажи боевика.
Драматизм третьей серии, конечно, весьма относительный - чуть-чуть рефлексии и сантиментов, а потом снова в бой. Отказавшись от идеи одномерного сценария, сшитого из знаковых для любого экшена реплик «Ты ответишь за все!» и «Прикрой, атакую!», создатели «Неудержимых 3» вторглись на территорию несколько иного жанра. А судить кинокапустники для фанатов старых боевиков и классики категории «В» по тем же законам, что и драматический фильм, было бы несправедливо - и потому при всем безусловно положительном и где-то даже пиитетном отношении к третьей серии франшизы, отзыв мой будет суровым. Ибо с больших амбиций всегда больше спроса.
Сначала о хорошем.
Взвалив на себя груз драматической сюжетной линии, авторы третьей серии не забыли, за что мы их помним и любим. И снова цитируются напропалую старые хиты (Сталлоне прикалывается по «Скалолазу», Снайпс - по «Блейду», «Разрушителю» и собственной отсидке, Харрисон Форд первую половину фильма изображает Джека Райана, зато во второй выдает натурального Хана Соло, только на вертолете), и снова крутые мужики препираются меж собой как дети, и снова Тренч Маузер (А. Шварцнеггер) любит большие пушки.
Свежая кровь в лице молодого австралийца Патрика Хьюза определенно пошла картине на пользу: сюжет стал логичнее, камера - вменяемее, монтаж - осмысленнее, а музыка, в кои-то веки, использована по делу. Хьюз, снявший до «Неудержимых» отличный неовестерн «Красный холм», где история мести скрещена с известной городской легендой про австралийских пантер, умудряется показать поле боя от лица всех персонажей, ни разу не перепутав, кто же кого убивает (сейчас Хьюза сватают в режиссерское кресло американского ремейка индонезийского «Рейда»).
Качество сценария отразилось и на диалогах: разговорный юмор в картине, на мой вкус, качественнее, чем в первых двух сериях (например, искрометное выступление Форда, которые не понимает английского акцента Стетхема).
Размах экшена также весьма впечатляющий: от взорванной в прологе военной тюрьмы до вертолетных гонок меж заводскими трубами в финале.
И, возможно, главное - символический концепт картины: в жанровой нише «крутого боевика» у стариков (а это уже не фигура речи, потому что самому молодому из команды Стетхему - уже 47 лет) нет приемников. Пока молодое поколение наемников жизнерадостно орет в караоке, старики грустно обращаются к зрителю: если вы хотите крутого боевика, то нас рано списывать на пенсию.
А теперь о минусах картины.
Совершенно непонятно, чем руководствовались авторы, собрав в одном фильм такое количество персонажей. Им откровенно тесно - даже при том, что режиссер делает чудо и дает большинству героев хотя бы по одной экшн-сцене или по ударной реплике. Неизбежная диспропорция при этом выглядит даже не бестолковой, а просто бессовестной: Келси Граммер хороший актер, но экранного времени ему отдали расточительно много; Лундгрен и Кутур статистами маются где-то возле рампы; Келлен Лутц заявлен бунтарем, потому что пару раз вызывающе посмотрел в камеру (впрочем, ему и этого много); Глен Пауэлл весь финальный бой куда-то лезет по шахте лифте, так что зритель уже позабыл - куда и зачем; Джет Ли появляется на экране в трех кратких эпизодах и ни разу не дерется; Роберт Дэви в роли албанского мафиози просто исчезает неведомо куда.
На фоне всей этой суеты особенно контрастно видно, с каким шиком отрабатывают свои эпизоды актеры старшего поколения: Мел Гибсон произносит единственный монолог, будто играет Шекспира; Бандерас зажигает так, что впору звать пожарных; Снайпс вроде бы валяет дурака, но его появление на экранах после отсидки - событие само по себе знаковое; Харрисон Форд щуриться и очень напоминает Хемфри Богарта.
В этом состоит вторая стратегическая ошибка авторов фильма: нельзя сводить героев боевиков в одном кадре с актерами класса Гибсона, Форда и Бандераса - настолько легко и непринужденно отнимают они зрительское внимание у старых костоломов. Сталлоне, Шварцнеггер, Лундгрен и иже с ними хороши тогда, когда надо поиграть мускулами, но в драматических и юмористических эпизодах выглядят на фоне мэтров хмурыми бесплодными островами в океане жизни. Смотреть на потуги Слая дать драму после виртуозного бенефиса Бандераса грустно и чуть-чуть неловко.
Зато на фоне стариков откровенно лажает команда молодежи (Келлен Лутц, Ронда Роузи, Виктор Ортис, Глен Пауэлл). Скорее всего, это сознательный прием авторов - чтобы подчеркнуть отсутствие конкурентоспособности подрастающего поколения против ветеранов. Но даже это не объясняет деревянности всей молодежи, за исключением, разве что, Ронды Роузи - в боевых сценах от нее искры сыплются. И тот ничего не знает про радости жизни, кто не видел, как Роузи выкручивается из гарда на треугольник.
Неравномерность действия - еще один, пусть и относительный, недостаток картины. Сталлоне в финале сходится с Гибсоном, а кроме него из всей старой команды к рукопашке допустили только Стетхема (имеет небольшую сольную схватку с европейским чемпионом по кикбоксингу Томасом Канестраро); из новых лиц подраться доверили Снайпсу, Роузи и Бандерасу.
Наконец, последний минус: на заднем плане фильма неосязаемо маячит призрак скудности бюджета. Видимо, 90 млн. разлетелись по гонорарам, потому что компьютерная графика выглядит бедновато, вертолет норовят уронить где-то в углу кадра, чтоб без лишних подробностей, танки взрываются как-то без огня и дыма, а локации финальной битвы - свалка и полуразрушенный завод.
Прокатная судьба «Неудержимым 3» предстоит сложная и вряд ли счаливая. За три недели до премьеры фильм в отличном качестве ушел на торренты, сильно подорвав тем самым свой коммерческий потенциал. Первый уик-энд в Штатах принес лишь $16,200,000, что вдвое хуже результата первой серии. Выручит ли картину заграница - вопрос спорный, тем более, что согласно околокиношных слухов утечка картины была спровоцирована руководством кинокомпании Nu Image / Millennium Films, испугавшейся, якобы, неудовлетворительных результатов тест-просмотров и решивших взять свое не на прокате, а на судебных исках против провайдеров пиратских ресурсов.
Кроме того, те же околокиношные слухи утверждают, что картина была безобразно искромсана и из нее, помимо кровопролития, изъяли целые сюжетные линии.
Несмотря на все высказанные претензии, фильм нисколько не разочаровывает. Не факт, что мы увидим четвертую серию франшизы - но кто сказал, что счастье может быть бесконечным?
Отредактировано Альберт (18-08-2014 14:07:21)