Эпиграф: «Какая уж там совесть после мировой войны!»
А. Толстой «Гиперболоид инженера Гарина»
В минувшую пятницу мы с Александрой Альбертовной, а также любезно составивший нам компанию коллега Григорий, посетили-таки сеанс «Мировой войны Z».
Об увиденном, как и было обещано, докладываю почтенной форумной общественности.
Не дайте ввести себя в заблуждение: настоящее название фильма, конечно же, не «Война миров Z», а именно «Мировая война Z» (в аду уже приготовлено специальное место для отечественных локализаторов с их креативом).
Зомби поселились в кинематографе относительно недавно. При этом стародавние ужастики вроде «Белого зомби» и «Я гуляла с зомби» явно лежат в стороне от магистрального пути развития темы, - это просто экзотические триллеры, основанные на гаитянском фольклоре.
Канон нынешних zombie-movie сформировался в 1968 г., когда на экраны вышел фильм Джорджа Ромеро «Ночь живых мертвецов», и теперь, если мы говорим про зомби, то подразумеваем на покорных слуг вудуистских жрецов, а легионы плотоядных покойников, угрожающих существованию человечества.
Разумеется, в далеких 60-х и 70-х zombie-movie числился маргинальным жанром и пускать его на широкий экран никто не собирался - свой урожай баксов они косили, в основном, в драйв-иннах.
Тем более удивительно, что в первые тридцать лет своего существования зомби были чем-то вроде оселка, на котором режиссеры вострили свои социальные рефлексии - от социального неравенства до консюмеризма.
Впрочем, флаг zombie-movie, потрепанный в боях с цензорами, поднимали то леваки, то отморозки, то итальянцы, а потому среди представителей жанра можно встретить и отвязные слэшеры, и черные комедии, и бесстыжие сплотейшены, вроде «Эротических ночей живых мертвецов» и «Порно-холокоста».
Ближе к 2000-м жанр нашел новое дыхание в виде пожданра постапокалипсиса: снимать статистов в безумном гриме было несравнимо проще и дешевле, чем торнадо, цунами или инопланетян. Что же смыслового наполнения, то какое время, такие и песни: зомби стали нулевой величиной в шкале деградации человечества. И большинство фильмов про вставшую из могил нежить грустно констатируют - в условиях социальной нестабильности зомби от Homo sapiens отличают только дурной запах да волочащиеся по полу кишки. Во всем же, что касается инстинкта убийцы, наш разумный собрат даст бессмысленной ходячей мясорубке сто очков вперед.
Мысль эта, уже три сезона движущая довольно крепкий сериал The Walking Dead, была неприятна, но неизбежна. И, видимо, для снятия болевого синдрома появились зомби-комедии («Зомби по имени Шон», «Зомбиленд») и зомби-мелодрамы («Тепло наших тел»).
И, насколько бы парадоксально это не выглядело, World War Z - по жанру скорее мелодрама, нежели постапокалиптический боевик.
С одной стороны, это первый мегабюджетный проект про живых мертвецов. С другой стороны, авторы растратили весь свой потенциал в амбиции и сантименты.
Сюжет. Погожим утром бывший следователь ООН Джерри Лейн (Брэд Питт), ныне безработный и проживающий в Филадельфии, отправляется куда-то в компании жены и двух дочерей. Но семейных отдых не задался - их захлестнула волна нарастающей паники, следом за которой пожаловали собственно зомби. Питт с семьей бежит в Нью-Йорк, откуда их эвакуируют на авианосец и бесцеремонно ставят ультиматум: либо следователь ООН спасет мир и человечество, либо ее семью сошлю обратно на материк. Начинается одиссея Питта по маршруту Южная Корея - Израиль - Великобритания, в финале которой он добьется кое-каких успехов в борьбе с зомби и воссоединится с семьей.
Фильм снят по одноименному бестселлеру Макса Брукса (родного сына известного комедиографа Мела Брукса), и, собственно, кроме самой темы войны с ожившими мертвецами и обширной географии действия, не имеет с первоисточником ничего общего.
Роман - последовательность интервью, которые находящийся за кадром журналист берет у нескольких десятков участников «мировой войны Z». Сюжета, как такового, нет - просто мозаика воспоминаний, некоторые из которых можно читать как самостоятельные новеллы. От прочей литературной зомбятины книга Брукса отличается двумя обстоятельствами: во-первых, пристальное внимание автора к необычным ракурсам проблемы, во-вторых - национальные особенности борьбы с зомби.
С первым вопросом у автора вышло почти хорошо: его истории про вклад кинологии в борьбу с нежитью, про специфику зачистки живых мертвецов в парижских катакомбах или про рынок нелегальной трансплантации органов как фактор, способствующий распространению Z-инфекции, читаются свежо и увлекательно.
Когда дело доходит до национальных особенностей, за автора становится слегка стыдно, таким количеством стереотипов он пользуется: японцы - самураи, евреи - хитрые, а китайцев - много. Автор честно пытался сочинить что-то с национальным колоритом, но читать о том, как Россия превратилась в теократическую диктатуру, право слово, смешнее, чем про медведей, водку и балалайки.
Ничего этого в фильме нет, кроме, разве что, израильского варианта защиты от зомби. Но обо всем по порядку.
Съемки картины по роману Брукса начались еще в 2010 г., причем производственная компания Брэда Питта выкупила права на экранизацию в острой конкурентной борьбе с компанией Леонардо Ди Каприо.
Первоначально было заявлено $125,000,000 бюджета, но фильм снимался и переснимался, а съемочная группа путешествовала с Мальты в Шотландию, а потом в Будапешт. Премьера была назначена на конец света - 21 декабря 2012 г. (лучшая киношутка сезона), но ее перенесли на лето 2013 г., поскольку решили переделать финал. По настоянию нового сценариста Дэмиена Линделофа, которому мы обязаны безыдейными финалами «Lost» и «Прометея», во имя торжества семейного рейтинга уговорил режиссера отправить в корзину уже отснятую грандиозную батальную сцену. Ну а бюджет вырос тем временем до $190,000,000.
Разумеется, все эти перипетии не могли не сказаться на качестве продукта. Фильм выглядит как Франкенштейнов монстр, и сами его создатели, похоже, давно утратили представление о деталях сюжета и последовательности действия. Это видно невооруженным взглядом: в одном эпизоде говорят про 10-12 секунд, в течение которых человек превращается в зомби, в другом - о 10 минутах; один персонаж заявляет, что авиалинии стали самым надежным способом распространения эпидемии, однако другая сцена демонстрирует, что покойник на борту - непременно к авиакатастрофе; сегодня девушке из ЦАХАЛ ампутируют руку, а назавтра, прижегши культю спиртом, она лихо идет на врага с бейсбольной битой. И это не говоря про то, что Эд Харрис и Брайан Крэнстон, заявленные поначалу, на экране не появляются; роль Мэтью Фокса из главной превращается в эпизодическую; Хабенский вообще остается где-то в выброшенных в корзину материалах.
При всем том, первую свою половину картина не выглядит безнадежной.
К позитиву следует отнести тот факт, что фильм не тратит время на раскачку, и действие начинается примерно на 4-й минуте. Авторам удалась сцена паники на улицах, ужаса и смятения еще до появления в кадре живых мертвецов, - по идее, эталон триллера, когда реакция людей на происходящее пугает гораздо больше, чем сам объект страха. Впрочем, далее зрителя будут пугать по старинке - внезапным прыжком зомби из-за угла.
Дивно атмосферен эпизод в Южной Корее - дождь, налетающие из тьмы монстры, группа вояк-профессионалов, которым не важно, с кем воевать, - был бы противник. Здесь же - самая удачная (и едва ли не единственная) шутка в фильме: рассказ бывшего агента ЦРУ о том, что власти Северной Кореи избежали эпидемии, удалив зубы в течение суток всем своим гражданам.
Из Кореи действие перемещается в Иерусалим, где происходит самая масштабная сцена картины - прорыв зомби в священный город. За всеми этими уличными боями с нежитью не сразу замечаешь дыры в сюжете - израильтяне, единственные из всех уловившие угрозу и построившие защитные сооружения, не позаботились о наружном контроле периметра?
Но это все чистые пустяки по сравнению с тем, что приготовили нам авторы в последней трети картины.
Ощущение такое, как будто у режиссера отобрали кредитную карточку, и он вынужден был доснимать фильм на свои кровные. Возня в кардиффском центре по контролю за заболеваниями выглядит так, как будто ее снимали без сценария с бюджетом, отбитом на школьных завтраках. Ни драйва, ни саспенса, ни выдумки - вялая игра в прятки.
Авторы вообще никак не разберутся, что они снимают, - традиционный зомби-муви или ревизионистскую версию мелодрамы «Когда Харри встретил Салли». У них не традиционные ходячие мертвяки, которые дви-и-га-ют-ся во-от та-ак ра-ас-коор-ди-ни-рован-но и оооочеееееень меееееееееедлееееееееннннноооооо, а шустрые реактивные твари, в которых больше от алиенсов, чем от покойников.
Однако с выдумкой у авторов вышла большая незадача. Не говоря о том, что картина во многом просто неприлично вторична, авторы без тени стеснения заимствуют свой финальный кульбит с маскировкой из сериала «Ходячие мертвецы» (при том, что там этот проходной эпизод куда более к месту и куда более логичен). Надуманность данного сюжетного поворота просто не хочется комментировать.
В итоге, получился парадоксальный «зомби-лавбургер», где в кадре не пролито ни капли крови, но литры слез. Но самое обидное в этом всем то, что на любой упрек относительно примитивности сюжета, критического отсутствия драйва и явного несоответствия конечного продукта своему бюджету, авторы, воодушевленные успешным бокс-оффисом, лишь равнодушно пожмут плечами. Какая уж там совесть после мировой войны Z!
PS. Друг Григорий выскажется о фильме сам (и, думаю, отнюдь не комплиментарно). А Александра Альбертовна 6,5 лет от роду заявила, что зомби в фильме не страшные.
Так что цифровые зомби не смогли устрашить даже дошкольника.
Отредактировано Альберт (05-07-2013 08:05:31)