Эпиграф: «Бедствующая дама стонала и молила о помощи еще часов пять. Слишком долго даже для многосерийной мелодрамы».
Роберт Шекли «Охота»
Второго дня поглядел широким экраном свежую голливудскую кинокатастрофу «Сан-Андреас» (San Andreas), которую наши прокатчики, не надеясь на географическую эрудицию аудитории и во избежание ненужных ассоциаций с Grand Theft Auto: San Andreas, поименовали для ясности «Разлом Сан-Андреас».
Сюжет. Штат Калифорния накрывает мощнейшее землетрясение магнитудой под 10 баллов по шкале Рихтера. Мужчины скрипят зубами от бессилия, женщины визжат, дети плачут. В образовавшемся хаосе бравый сотрудник Los Angeles Fire Department Пол Гейнс (Дуэйн Джонсон) пытается спасти бывшую жену Эмму (Клара Гуджино) и дочь Блейк (Александра Даддарио), а команда ученого-сейсмолога Лоуренса (Пол Джаматти) - предупредить штат об опасности.
Фильмы-катастрофы имеют почтенный возраст и овеянными временем традиции - первая немая английская картина в жанре «убегай-спасайся» под названием «Огонь» и продолжительностью 4 минуты 47 секунд датирована 1901 годом.
С тех пор минуло много лет и кинопленки: границы жанра простираются от локальных аварий до вселенских катастроф, бюджеты - от копеечного барахла от студии The Asylum до полноценных летних блокбастеров, критические оценки - от полного презрения до, как у «Титаника», 11 Оскаров.
«Сан-Андреас» - классически представитель жанра. Правда, увы, в современном понимании этого слова: потому что спецэффекты доминируют в картине до степени самоцельности, а драматургия вмещает в себя все без исключения штампы жанра.
Начну с хорошего.
Как зрелище фильм вполне приемлемый. При относительно небольшом бюджете (100-110 млн. баксов) авторы показали землетрясение и цунами интереснее и убедительнее, чем, к примеру, Эммерих в «2012». В лучших сценах картины ощущается тот азарт авторов, который отличает допущенных к камере энтузиастов от ремесленников с холодным носом: детализированность кадра, где второй план зачастую интереснее первого, интересные ракурсы, просто по-хорошему безумные сцены - вроде штурма приливной волны на катере.
У фильма хороший ритм - действие не провисает, а катастрофы как начинаются где-то на шестнадцатой минуте, так и заканчиваются только вместе с титрами.
Замечательный, как всегда, Пол Джаматти и смешное камео Кайли Миноуг.
Все прочее, что не сгенерировано на компьютере, выглядит в картине заметно хуже.
В общем, никого не удивить тем, что в жанре катастроф сюжет имеет сугубо служебное назначение. Но в «Сан-Андреасе» все эти условности раздражающе нелогичны, а стереотипы перебродили до пошлости.
Переживать за кого-либо решительно не получается: ясно, что главные герои неприкосновенны в силу законов жанра, второстепенных же персонажей авторы просто не придумали. Массовка, чтобы фильм не угодил в возрастную категорию R, гибнет очень дозировано, и огромные человеческие жертвы более подразумеваются, чем демонстрируются.
Дежурная идея про семейные ценности - отдельная песня. Главный герой, сотрудник спасательной службы, едва только получив звонок от благоверной, немедля бросается на ее спасение, наплевав на долг и требование начальства явиться на базу. Выручив супругу из рассыпающегося небоскреба, воссоединившаяся семья принимает решение поистине гениальное - лететь на служебном вертолете из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско (расстояние - 680 км), чтобы спасти там свою дочь.
Александра Даддарио в роли их дочери, меж тем, работает гидом-проводником по Апокалипсису - берет под опеку двух англичан (Хьюго Джонстон-Берт и Арт Паркинсон, известный по роли Рикона Старка) и терпеливо наставляет их о том, как выжить в условиях стихийного бедствия (говорят, что сцены специально были досняты после апрельского землетрясения в Непале).
Актеры способны лишь подыгрывать разгулу стихий. Даддарио действительно похожа на старлетку, хотя лет ей уже 29, и она лишь на 15 лет младше актеров, изображающих ее родителей. Дуэйн Джонсон героически пытается выдать движения желваков за актерскую игру. Клара Гуджино вроде и неплохая актриса, но в «Сан-Андреасе» время и сценарист оказались к ней беспощадны. Безусловно хорош лишь Пол Джаматти - как, впрочем, всегда и везде.
После длинной вереницы штампов, включая сцену реанимации почти было утонувшей дочки, когда, казалось, все лимиты пошлости уже исчерпаны, сценарист заставляет Джонсона произнести финальную реплику, украденную из «Столкновения с бездной», и дает крупный план американского флага.
Учитывая, что весь фильм авторы учили зрителя надеяться только на себя и не ждать помощи от государства - кадр очень двусмысленный.