В США уже сегодня, ну а у нас, соответственно, завтра, состоится вручение премии Академии кинематографических искусств и наук США, он же - Оскар, просто Оскар.
Что можно сказать про эту, 88-ю по счету, церемонию?
Началась она с глупого и безобразного скандала - ряд деятелей киноискусства афроамериканской ориентации заявили, что в номинациях не представлены негры. Киноакадемики немного поизвинялись, пообещали впредь проявлять в этом вопросе осмотрительность и дали специального Оскара Спайку Ли. Тем дело и закончилось.
Если что и радует в этом году - так это то, что американские киноакадемики смачно прокатили в главных номинациях Тарантино с его больной на всю голову «Омерзительной восьмеркой», ограничившись тремя второстепенными. Оскара за лучшую роль второго плана Дженифер Джейсон Ли не получит; оператор Ричард Ричардсон молодец, по на фоне того, что вытворяет с камерой Эммануэль Любецки в «Выжившем», его работа - всего лишь любительское видео на пленэре; а вот Эннио Морриконе за лучшую музыку я искренне желаю победы, пусть и ценой сотрудничества со спятившим лакокрасочником от кино Тарантино.
Нынешний Оскар за лучший фильм - вообще, главная интрига церемонии.
Примерно в равную идут «Выживший», «В центре внимания» и «Игра на понижение», прочие картины - аутсайдеры; главная несправедливость такого выбора заключается в том, что нет шансов у «Безумного Макса: Дороги ярости» Джорджа Миллера, который говорит примерно о том же, о чем и Алехандро Гонсалес Иньяритту в «Выжившем», только громче, ярче, нахальнее и с Шарлиз Терон.
Но все же всей душой желаю победы «Выжившему». Фильм отлично прошел в прокате, но критики отнеслись к нему несколько свысока и обозвали режиссера «скучным перфекционистом». Да, согласен: аллюзии с Тарковским не всегда к месту, с фактами реальной истории создатели картины обошлись чересчур вольно, да и сократить фильм на полчаса можно было бы совершенно безболезненно - но как оставить без внимания дерзкий посыл о том, что христианство хорошо только для городов и тихой старости, в то время как в дебрях выжить можно только приняв законы и правила языческого мира?
Однако рискну предположить, что приз за лучший фильм возьмет все же не «Выживший», а «В центре внимания».
Нет, и «Игра на понижение», и «В центре внимания» фильмы, в целом, вполне крепкие. Но через пару десятков лет истории про финансовый кризис 2008 года или скандал с разоблачением журналистами The Boston Globe педофилов бостонской метрополии перестанут быть сколько-нибудь актуальными. А тема The Revenant’а о цинизме выживания - вечная и вневременная.
За то, что в номинации «Лучший фильм» Оскара возьмет «В центре внимания» говорит премия Гильдии американских кинопродюсеров (за 26 лет ее существования она не совпала с Оскаром лишь 7 раз), а также статистика - Иньяритту уже был награжден за лучший фильм и лучшую режиссуру в прошлом году.
За лучшую режиссуру я бы дал Оскара опять-таки Джорджу Миллера, но в связи с фантастичностью данного предположения, ставлю на Алехандро Гонсалеса Иньяритту.
Теоретически, конкуренцию ему могут составить Адам МакКей за «Игру на понижение» и Том МакКарти за «В центре внимания», но работа мексиканца вышла более масштабной, уверенной и интересной. Если Иньяритту обналичит свою номинацию, он станет третьим после Джона Форда и Джозефа Манкевича режиссером, получавшим Оскара два года подряд. И вообще, с 2009 года приз за режиссуру получил всего один американец - Кэтрин Бигелоу.
Лучшая мужская роль. Спроси кто моего мнения - я бы наградил Брайана Крэнстона за заглавную роль в «Трамбо», но своего первого Оскара возьмет Леонардо Ди Каприо за роль Хью Гласса в «Выжившем». Возьмет, в общем-то, по праву, хотя более по совокупности заслуг, нежели по делу. С одной стороны, Лео выложился на съемках по полной - ел сырую бизонью печень и живьем лазил в ледяную воду. С другой, несколько смущает, что, неравен час, следуя подобной логике, награждать станут тех актеров, кто добровольно согласился на пытки каленым железом.
Майкл Фассбендер в байопике про Стива Джобса слишком академичен, а Мэтт Деймон за роль ботаника на Марсе, напротив, легкомысленен. Эдди Редмейн, сыгравший первого в истории транссексуала, получил Оскара в прошлом году и потому тоже пришел на церемонию для компании.
Лучшая женская роль. Тут даже ставки не принимаются - Бри Ларсон за роль в «Комнате». Дженифер Лоуренс со своими претензиями на звание великой актрисы уже утомила (да и премии у нее уже есть), Кейт Бланшетт можно награждать за все картины без исключения, Сирша Ронан еще молода - успеет, а вот Шарлотта Рэмплинг, пожалуй, заслуживает награды больше всех прочих, но Оскар в последнее время любит актрис помоложе.
Лучшая мужская роль второго плана. Тут конкурируют меж собой Сильвестр Сталлоне за роль Рокки и Марк Рейленс за роль Рудольфа Абеля; Марк Руффало, Кристиан Бейл и Том Харди скромно надеются на случайность во втором ряду.
Выиграй Рейленс - он стал бы вторым в истории Оскара актером, получившим награду за роль русского (первым был Эмиль Яннингс в далеком 1929 г.). Но выиграет, скорее всего, Сталлоне - просто потому, что вся его жизнь стала кинематографическим переосмыслением легенды о Рокки.
Лучшая женская роль второго плана. Битва между Руни Мара и Алисией Викандер - первая за роль сексуального меньшинства, вторая - за роль супруги первого в истории транссексуала. Некоторые шансы имеет также и Кейт Уинслет за роль жены Джобса (Рэйчел МакАдамс и Дженифер Джейсон Ли в фавориты вовсе не попадают). Премию дадут, видимо, Викандер, хотя Руни Мара понравилась мне больше - да и академики давно задолжали ей за «Девушку с татуировкой дракона». Впрочем, киноакадемия отчего-то любит награждать актрис, о которых впоследствии все дружно забывают: кто помнит ныне Мерседес Руэл, Беатрис Стрейт или Марису Томей?.. Прогноз в данной номинации тем более неблагодарный, что Викандер получила за роль премию Гильдии актеров, Уинслет - «Золотой глобус» и BAFTA, а Руни Мара - Золотую пальмовую ветвь в Каннах.
«Головоломка» должна взять премию за лучший полнометражный анимационный фильм. «В центре внимания», видимо, завоюет приз за лучший оригинальный сценарий. Лучшим оператором должен стать Э. Любецки, причем в третий раз подряд. Оскар за лучший иностранный фильм заберет, скорее всего, венгерский «Сын Саула».
До оглашения результатов осталось примерно девять часов.