Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Йот Эр - 2

Сообщений 141 страница 150 из 263

141

Завершение 32-й главы:

Глава 32. Ангина

32.4.

Но рефлексиям предаваться было некогда. Долг – прежде всего. Инструкции отца были просты:
– Сейчас едем с тобой на Любельщину. Выведу тебя на лесную сторожку, дальше пойдешь одна, по вешкам. По размеченной тропе перейдешь через болото – и упаси бог тебя свернуть, уйдешь в трясину с головой! На той стороне тебя встретит связной. Он опознает тебя по кодовым словам. Передашь ему шифровку. Запоминай…
Места, куда, повинуясь указаниям отца, Нина гнала машину, лежали северо-восточнее Люблина, где-то за Полесским заповедником, изобилующим небольшими круглыми озерами, в болотистом междуречье Влодавки и Буга. Сначала она приехала с отцом в лес, в небольшую сторожку, расположенную в глухом лесном углу. Переход осуществлялся ночью, по расставленным кем-то в моховом болоте (а затем так же незаметно снятым) вешкам с очищенным от коры верхним концом, что позволяло разглядеть их ночью в свете луны.
От сторожки она двинулась пешком по указанной ей едва различимой лесной тропе. Не успела Нина дойти до первых вешек в болоте, как вдруг уловила за спиной чьи-то шаги и дыхание. Обернувшись, она разглядела небольшую овчарку, трусившую за ней следом. Погоня? Или собака вышла на нее случайно? Так или иначе, нельзя было обнаруживать себя. Девушка присела и стала разговаривать с овчаркой:
– Ах ты моя умница, давай поцелуемся…
Овчарка была не против, и через несколько минут тесного общения уже вполне дружелюбно сопровождала Нину в ее путешествии, а точнее, трусила впереди, как будто показывая дорогу (а, возможно, так оно и было?). Но вот, перед самым болотом, овчарка легла и наотрез отказывалась двигаться дальше.
– Домой, хорошая моя, домой… – стала уговаривать ее Нина. И здесь от собаки удалось добиться доброго согласия – она встала и направилась по тропе обратно.
Нина же стала углубляться в болото. Моховой покров пружинил и хлюпал под ногами, деревья и кусты вставали вокруг непроницаемой черной стеной, и каждое неверное движение либо могло привести в болотное «окно», либо можно было напороться на плохо различимую в ночи корягу. Девушка испытывала настоящий ужас, однако ей удалось преодолеть болото, выйти на ту сторону, в заросли камыша у берега смутно поблескивающего в ночи Буга. Словно ниоткуда бесшумно возникла рядом с ней фигура в маскировочной накидке, заставив Нину судорожно сжать рукоять пистолета. Но заученный ею наизусть набор кодовых слов, звучавший для нее сущей тарабарщиной, вызвал в ответ тихонько прозвучавший верный отзыв. Шифровка перешла в руки связного, а девушка пустилась в обратный путь, не менее опасный и пугающий. Однако и он благополучсно окончился у лесной сторожки. 
К утру в этом неказистом домике появилась шумная компания офицеров и генералов, прибывших на охоту в приграничных лесах. Видимо, участие во вполне обычной охотничьей вылазке должно было послужить не вызывающим подозрений прикрытием для выезда генерала с дочерью в этот район.
По возвращении домой их с отцом застало нежданное известие – Министром национальной обороны Польской Народной Республики назначен маршал Константин Рокоссовский. Якуб, узнав об этом, впал в странную задумчивость.
– Что-то не так, папа? – спросила Нина, чутко улавливающая его настроение.
– Даже и не знаю, как сказать… – задумчиво протянул генерал. – С одной стороны, у меня с Рокоссовским неплохие отношения, и через него многие вопросы будет решать гораздо проще. А с другой… Он ведь умный, чертушка, и его на кривой козе не объедешь. Не хотелось бы, чтобы он догадался о тех делах, которые его не касаются. Так что придется быть втройне осторожным. Боюсь, мои командировки за границу по заданию Жимерского теперь прекратятся – Рокоссовскому ни к чему искать за рубежом бывших генералов и офицеров Речи Посполитой, чтобы перетащить их сюда. Формальное прикрытие тоже не спасет – в необходимость столь длительного инспектирования военных атташе он, разумеется, не поверит, и будет прав. И ведь не объяснишь же ему ничего! – Якуб задумался, затем пробормотал под нос, но так, что Нина все расслышала:
– Разве что ему намекнут, кто следует, что на некоторые… хм… странности в делах генерала Речницкого надо закрыть глаза. Иначе я и не представляю, как удастся обосновать нашу предстоящую поездку. Впрочем, время еще есть. Пока еще из Москвы по новому каналу связи придут все необходимые документы… А там как-нибудь утрясут и вопрос с нашим выездом из Польши. Пусть об этом у начальства голова болит! В конце-концов, они эту операцию задумали, вот пусть и выкручиваются…

+9

142

Начинаю новую увлекательную главу:

Глава 33. За приданым

33.1.

К началу ноября из Москвы прибыли давно ожидавшиеся документы, среди которых была выписки из церковных книг о крещении Евы Потоцкой и Франтишека (Франциска) Речницкого, выписка из церковной книги кафедрального костела Успения Пресвятой Богородицы в Белостоке о венчании Евы Потоцкой и Франтишека (Франциска) Речницкого, выписка из церковной книги Крестовоздвиженского костела города Лиды о крещении Якуба (Иакова) Речницкого, выписка из церковной книги временного костела при Польском обществе в Ташкенте о венчании Якуба (Иакова) Речницкого и Анны Коноваловой, и выписка из церковной книги того же костела о крещении Янины (Иоанны) Речницкой. Помимо этих бумаг, пришли и выписки из нескольких родословных книг, указывающих на принадлежность графини Евы Потоцкой к одной из ветвей шляхетского рода Потоцких, а так же свидетельства, удостоверяющие смерть всех прочих наследников этого рода, не оставивших после себя потомства.
Нина, внимательно изучавшая вместе с отцом всю эту солидную подборку, не преминула заметить:
– Папа, ты ведь вообще не венчался с мамой, и даже не расписывался. И меня бабушка крестила вовсе не в костеле. А вдруг кто-нибудь начнет проверять?
– И пусть себе проверяет, – слегка дернул плечом Якуб. – Книги временного костела в Ташкенте не сохранились, а ксендз Совиньский, который что-либо мог рассказать, расстрелян еще в тридцать седьмом. И будь спокойна – запись о твоем крещении в Свято-Успенском соборе уже не существует.
Ни во время пребывания Москве, при детальном изучении родословной Потоцких и их запутанных наследственных дел многосотлетней давности, ни сейчас, при рассмотрении документов, присланных из Советской столицы, Нине так и не было ничего сказано о цели всей этой возни. Но все же наступил момент, когда генерал Речницкий должен был ввести дочку в курс дела:
– Нина! Твоя роль в этой операции – центральная. Нам предстоит поездка в Ватикан.
– В Ватикан?! Зачем? – такой пункт назначения, да еще и вкупе с сообщением о том, что ей отведено важнейшее место в операции… Есть от чего прийти в некоторое смятение.
– Речь идет о наследстве Потоцких, – пустился было в объяснения отец. – Однако подробнее о нем тебе расскажет другой человек. Подожди минутку… – и с этими словами генерал Речницки убрал документы со стола в папку, папку запер в сейф, а затем вышел из своего домашнего кабинета. Через несколько минут он вернулся не один, а в сопровождении седенького, сгорбленного старичка в очках.
– Профессор, прошу вас, – он пододвинул старичку полукресло. – Знакомьтесь, моя дочь, Янина.
– Очень приятно, – по-русски сказал старичок, и кивнул девушке, подслеповато щурясь.
– Не могли бы вы рассказать дочке, как сейчас обстоят дела с наследством Потоцких?
– Охотно! Слушайте, барышня, – он достал из кармана носовой платок, протер очки, снова водрузил их на нос, и лишь после этого приступил к рассказу:
– Главным богатством магнатов Потоцких издавна были земельные владения. Но уже по вхождении Польши в состав Российской империи эти владения поубавились, а после недавних событий и вовсе сошли на нет. Однако еще в средние века большое количество драгоценностей разного рода было включено в ординацию Потоцких… – на этом месте Нина прервала изложение недоуменным вопросом:
– В ординацию? А что это такое?
– Надо бы знать, милая барышня, что майорат принял в Речи Посполитой форму ординации, по которой владения магната переходили после смерти старшему сыну. И владения эти нельзя было ни продать, ни заложить! – профессор назидательно поднял указательный палец. – Согласно принципу фидеикомиссум по германскому праву (тут Нина не стала перебивать, надеясь, что смысл незнакомых слов разъяснится дальше), на держателя ординации возлагается обязанность сохранять ее во владении семьи неотчуждаемым и передавать в целостном виде далее по наследству, – тут старичок внимательно воззрился на девушку, словно пытаясь убедиться, что его слова верно поняты. Но, поскольку никаких вопросов с ее стороны больше не последовало, продолжил:
– Однако, в соответствии с исконным значением принципа фидеикомиссум по римскому праву, еще великий гетман коронный Станислав «Ревера» Потоцкий… – тут Нина все же не сдержала своего любопытства и перебила профессора:
– Ревера? Что это за странное имя такое? Много раз читала, но так и не поняла, откуда оно взялось – у поляков вроде и нет ничего похожего…
– Ах, молодежь, молодежь! – сокрушенно воскликнул старичок, покачивая головой. – Вот что значит отсутствие классического гимназического образования! Ревера – это не имя. Rewera по латыни означает «на самом деле». Именно за любовь к повторению этого слова Станислав и получил свое прозвище, – он снова покачал головой. – Но вернемся к наследным делам. Итак, великий гетман коронный указал, что в соответствии с исконным значением принципа фидеикомиссум по римскому праву, на держателя ординации, поскольку он исключает из линии наследования всех прочих, возлагается ряд обязанностей. В частности, из ординации должно было выделяться приданое для его незамужних сестер…
– Спасибо, профессор! – на этот раз в речь старичка вмешался генерал Речницкий. – Вы нам очень помогли!
Проводив профессора, Якуб вернулся к инструктажу:
– Итак, дело обстоит следующим образом. Права на получение наследственной ординации Потоцких ни ты, ни я не имеем, поскольку не являемся прямыми потомками по мужской линии. Однако у тебя, как у незамужней девицы, единственной из данной ветви Потоцких, есть право получить часть наследного имущества в драгоценностях в качестве приданого. Поняла?
– Поняла, – ответила Нина. – А где мы его получим?
– Не мы, а ты, именно ты, – ткнул в нее пальцем отец. – Получим же мы его в Ватикане, где оно хранится в Банко ди Санкту Спириту, то есть в Банке Святого Духа. Потому и едем туда.

+10

143

Запасной написал(а):

фидеикомиссум

Мне думается, сноску сделать надо будет
Хотя в Вике оно и есть, но термин всеж заковыристый... :)

0

144

П. Макаров написал(а):

Мне думается, сноску сделать надо будет
Хотя в Вике оно и есть, но термин всеж заковыристый...

Так он же прямо в тексте коротенько разъясняется? Нет?

0

145

Запасной написал(а):

Так он же прямо в тексте коротенько разъясняется? Нет?

Так то-то и оно, что коротенько :)
Но, конечно, сами смотрите. По мне так - недостаточно...

0

146

П. Макаров написал(а):

Так то-то и оно, что коротенько Но, конечно, сами смотрите. По мне так - недостаточно...

Полностью согласен с уважаемым коллегой.

0

147

Sneg написал(а):

Полностью согласен с уважаемым коллегой.

Перед таким дружным согласием http://read.amahrov.ru/smile/Laie_99.gif придется уступить.  http://read.amahrov.ru/smile/flag_of_truce.gif 
Но, может быть, и лучше было бы, чтобы для читателя вся эта терминология оставлял налет загадочности?  http://read.amahrov.ru/smile/JC_thinking.gif

Отредактировано Запасной (15-11-2013 20:02:33)

0

148

Запасной написал(а):
Sneg написал(а):

Полностью согласен с уважаемым коллегой.

Перед таким дружным согласием http://read.amahrov.ru/smile/Laie_99.gif придется уступить.  http://read.amahrov.ru/smile/flag_of_truce.gif 
Но, может быть, и лучше было бы, чтобы для читателя вся эта терминология оставлял налет загадочности?  http://read.amahrov.ru/smile/JC_thinking.gif

Отредактировано Запасной (Сегодня 21:02:33)

Ну так - вам решать :)
Я вот тоже сносками стараюсь не злоупотреблять :)
Но иногда все же ставить приходится...

0

149

Продолжение:

Глава 33. За приданым

33.2.

Подходил уже к концу ноябрь 1949 года, когда подготовка операции была полностью завершена. Генерал Речницкий с дочерью выехали из Хеленовского дворца на бронированном «Студебекере». Одновременно с ними из этой же точки старт взяли еще три пары. Отец, что бывало не часто (обычно лишь в отпуске), был одет в штатский костюм, пальто и шляпу. Нина красовалась в новом серо-зеленом пальто на одной большой пуговице, с кокеткой в сборочку, сильно расклешенном книзу, – в полном соответствии с тогдашней модой. Разумеется, их экипировка одной одеждой не ограничивалась.
У Нины под пальто висел компактный пистолет-пулемет – чешский SA 25 (он же Samopal vz. 48) с откидным прикладом, под 9-мм патрон Парабеллума. В пуговицу пальто был вмонтирован фотоаппарат. Это была популярная впоследствии среди частных детективов фотокамера немецкого конструктора Рудольфа Штайнека, которую как раз в 1949 году стало выпускать предприятие Steineck Kamerawerk в Тутциге (Западная Германия). По размерам и форме камера напоминала ручные часы (габариты 50 х 35 мм, оправа объектива выступает над кистью руки на 20 мм). Она позволяла сделать восемь снимков на кусочке фотопленки, вырезанной в виде диска диаметром 24 мм. Специалисты в Москве замаскировали этот фотоаппарат так, что внешне он стал неотличим от большой пуговицы.
– Давай на Прагу, – скомандовал отец, складывая разложенную на коленях большую подробную карту.
Начало пути казалось довольно обыденным – дорога на Прагу девушке была хорошо знакома. В Судетских Бескидах, на границе с Чехословакией, осень сменилась заснеженной зимой, но на холмистых равнинах Моравии их снова встретила осень. В Праге они сделали остановку в гостинице – чего вообще-то делать были не должны, чтобы не привлекать к себе внимания. Однако на длинном перегоне от Варшавы до Праги Нина, гнавшая «Студебекер» без остановки, настолько устала, что потребовала отдыха – прежде всего возможности выспаться, чтобы быть в состоянии дальше вести машину.
Хотя в Праге у Якуба Речницкого имелась любовница, – красивая блондинка – к которой он уже не раз наведывался, вступать с ней в контакт на этот раз он, разумеется, не стал, соблюдая правила конспирации. Выбрав гостиницу наугад, генерал с дочерью отправились ужинать в ресторан. И стоило Нине отлучиться на несколько минут в туалет, как за столиком рядом с генералом уже оказалась молодая симпатичная девица.
Стоя рядом с туалетными комнатами, чтобы лишний раз не обнаруживать себя, Нина не знала, куда вылить душившее ее раздражение. Между тем генерал, посидев с девицей в ресторане, явно намеревался продолжить знакомство в номере. Однако и о мерах безопасности он не забывал. Извинившись перед дамой, Якуб прошел в двери, ведущие к туалетным комнатам, откуда выглядывала дочка.
– Шагай в номер, и спрячься там хорошенько! Оружие держи наготове, – приказал он ей.
– Я выспаться должна! – твердо заявила в ответ девушка.
– Ну, вот потом и выспишься, – принял соломоново решение отец.
Делать нечего – Нина прошла в гостиничный номер, заняв позицию за портьерой. Чтобы ее совсем не было видно, она встала на подоконник, направив на входную дверь свой маленький пистолет-пулемет. Предосторожность оказалась не напрасной – вскоре, после того как генерал с девицей явились в номер и расположились на кровати, дверь внезапно распахнулась и в номер ворвалось трое человек с оружием. Нина, по своей привычке к стрельбе из пистолета, вскинула пистолет-пулемет одной рукой. После первой короткой очереди, уложившей одного из нападавших, пистолет-пулемет заклинило. Девушка, попытавшись передернуть затвор, оступилась на подоконнике, вдобавок запутавшись в портьере, и упала на пол, заодно сорвав карниз. Это пришлось весьма кстати – самый резвый из нападавших, бросившихся к ней, получил карнизом по голове и на какое-то время выбыл из строя, упав, и будучи похоронен под складками портьеры. Не теряя самообладания, Нина, лежа на полу, так и не сумев выпутаться из той же портьеры, все же ухитрилась держать третьего на мушке.
Что касается генерала Речницкого, то его было трудно смутить даже в такой ситуации. Он лишь слегка прихватил лежавшую под ним блондинку за горло, выхватил из-под подушки пистолет, и, сначала доделав начатое дело, лишь после этого отшвырнул девицу с кровати и поставил точку в карьере налетчиков. Положили всех троих, – по крайней мере, тех, кто вломился в номер. Вот здесь и пригодился фотоаппарат – сфотографировать убитых и девицу (для последующей разработки и проверки ее причастности к нападению). Плотно зажав обалдевшую от страха блондинку с двух сторон, они вышли из номера, и посадили девицу в машину.
Почти сразу же за ними увязался «хвост». Попытка оторваться от него результатов не давала – преследователи знали Прагу лучше преследуемых, и даже едва не заблокировали машину генерала, когда Нина, не зная городских улочек, зарулила в тупик.
– Придется стрелять, – спокойно произнес генерал, после того, как бронированная туша «Студебекера», отпихнув с пути машину преследователей, вырвалась из тупичка, едва не ставшего западней. – Вали всех!
Девушка выровняла скорости своей машины с машиной преследователей, притерлась к ней почти вплотную, затем, держась левой рукой за руль, свесилась вправо и открыла бронестекло на правой дверце. Из этого крайне неудобного положения – вцепившись в руль одной рукой и вывесившись до предела над сиденьем, расположенным рядом с шоферским местом – открыла через открытое окно стрельбу из пистолета, с первого же выстрела уложив водителя. Неуправляемая машина преследователей врезалась в фонарный столб, помешав вовремя достать оружие и открыть ответный огонь, а через секунду уже было поздно. С такого расстояния Нина не промахивалась ни разу. Сбросив надоедливый хвост и выехав за пределы Праги, захваченную блондинку попросту высадили из машины на обочину.

+10

150

Запасной написал(а):

В Судетских Бескидах, на границе с Чехословакией, осень сменилась заснеженной зимой, но на холмистых равнинах Моравии их снова встретила осень.

М-м...
Может так как-то:

Запасной написал(а):

В Судетских Бескидах, на границе с Чехословакией, осень сменилась заснеженной зимой, но на холмистых равнинах Моравии снег опять исчез.

Или так:

Запасной написал(а):

В Судетских Бескидах, на границе с Чехословакией, осень сменилась заснеженной зимой, но на холмистых равнинах Моравии их снова встретил унылый ноябрь.

Запасной написал(а):

открыла через открытое окно стрельбу из пистолета, с первого же выстрела уложив водителя. Неуправляемая машина преследователей врезалась в фонарный столб, помешав вовремя достать оружие и открыть ответный огонь, а через секунду уже было поздно. С такого расстояния Нина не промахивалась ни разу

По описанию - странная получается картина: машина преследователей врезалась встолб. Следовательно - должна была сотановиться. А студебеккер? По смыслу - Нина должна была после этого - проехав какое-то расстояние! - тоже остановиться, после чего выйти из машины, подойти к машине преследователей и только тогда добить - иначе они просто вне зоны поражения для нее находятся. Или хотя бы она - НИна - должна была высунуться из окна и стрелять так. Но остановиться нужно было обязательно.

+1