Продолжение:
Глава 27. Ищи ходы!
27.2.
В Варшаве Речницки, как можно догадаться, в первую очередь занимали отнюдь не спортивные дела. Его беспокоило наметившееся охлаждение в отношениях с группой генералов, которые вынашивали замысел военного переворота и отводили ему самому в этой игре не последнюю роль. В чем тут была причина? Ему оставалось только догадываться. Система прослушивания разговоров в британском посольстве при помощи «забытого» портсигара не могла дать ответ на все вопросы, ибо далеко не в каждом помещении посольства этот портсигар можно было оставить. Да и злоупотреблять этим приемом было нельзя, ибо это могло поставить под удар не только прослушивание посольства в Варшаве, но и целый ряд аналогичных операций, которые проводились в других местах.
А между тем 2-й секретарь британского посольства именно в это время имел беседу, содержание которой могло бы многое объяснить Якубу. Расположившись во внутренних апартаментах резиденции посла, начальник штаба Сухопутных войск генерал Людовик Мотт даже в этих стенах старался не называть вещи своими именами:
– …Пан секретарь, Речницки не внушает нам полного доверия. Белый орел с красными перьями в хвосте…
– Но ведь это соответствует цветам вашего национального флага? – решил немного пошутить «дипломат». Однако Людовик так на него посмотрел, что посольский секретарь немедленно проклял свое чувство юмора.
– Мы пока не решили окончательно, до какой степени следует вовлекать его в наши дела, – генерал не стал ничего отвечать на оскорбительную шутку англичанина, ограничившись только тяжелым, исподлобья, взглядом.
2-й секретарь подхватил мысль своего собеседника, поскольку она отвечала его собственным намерениям:
– Да, пожалуй, не стоит рисковать. Надежнее будет держать его в стороне.
– Именно, – кивнул генерал Мотт. – Тем более, сейчас намечается его перемещение с должности командующего округом на пост генерального инспектора пехоты, и под его прямым началом не будет собственных войсковых соединений. Хотя в плане дезинформации своих советских коллег он может быть весьма нам полезен.
– С той стороны контрразведка не даром ест свой хлеб, – обеспокоился британец. – Если ваша дезинформация будет вскрыта, вы провалите не только его, но и себя.
– Не волнуйтесь, – усмехнулся начальник штаба Сухопутных войск, – мы запустим эту дезу только в самый критический момент, когда уже все карты будут сданы.
– Ну, что же, – неуловимо пожал плечами опытный сотрудник СИС, – в конце концов, решение за вами.
Во время сентябрьского приема в посольстве Великобритании протокольная беседа Якуба Речницки с военным атташе, перешедшая в ничего не значащую болтовню в курительной комнате, вдруг изменила свое течение. В комнате появился 2-й секретарь посольства и перехватил у военного атташе его собеседника.
Генерал не стал дожидаться, на какую тему заведет разговор этот джентльмен в штатском, и, едва они устроились во внутренних апартаментах, сам проявил инициативу:
– Пан секретарь, у меня есть довольно полная информация о подпольных отрядах, которые пока избегли ликвидации силами Министерства общественной безопасности. Возможно, это лишь продублирует имеющиеся у вас сведения. Однако, насколько мне удалось выяснить, по крайней мере часть этих отрядов не имеет связи со своим руководством, и потому, возможно, о них нет известий. Записывайте! – и, дождавшись, когда в руках его визави появятся блокнот и авторучка, Якуб начал лишенным выражения голосом, но четко артикулируя слова, монотонно перечислять:
– Во-первых, это подразделения Народового Объединения Войскового (Narodowe Zjednoczenie Wojskowe – NZW), куда вошли отряды бывших Народовых Сил Збройных, Народовой Организации Войсковой, а также группы, сформированные из остатков структур, создававшихся после роспуска Армии Крайовой – Делегатуры Сил Збройных, Руха Опоры Армии Крайовой, Конспиративного Войска Польского и других. Главный комендант Народового Объединения Войскового – полковник Бронислав Банасик, крипто «Стефан»; начальник штаба – майор Юзеф Дрелиховски, крипто «Хен». – Добавлять, что руководство NZW доживает последние недели, если не дни, генерал Речницки не стал – зачем зря расстраивать собеседника?
– Далее: Мазовецким округом NZW командует хорунжий Юзеф Козловски, крипто «Вис»; начальник жандармерии округа – Витольд Сечковски, крипто «Бялы». В округе, в повятах Остроленка, Прасныш, Цеханув, Пултуск, Маков-Мазовецки действуют отряды подхорунжего Витольда Боруцки, крипто «Бабинич»; старшего сержанта Мечислава Дземешкевича, крипто «Рой»; хорунжего Иеронима Рогиньски, крипто «Рог» – последний действует в районе Луков. Люблинским округом командует майор Кароль Шенк, крипто «Ролка». Отряд Ромуальда Райса, крипто «Буры», базируется в повяте Бяльск-Подляски. – На этом Якуб прервал перечисление и посмотрел на своего собеседника. Почувствовав взгляд, «дипломат» оторвал взгляд от блокнота и поднял голову.
– Отметьте особо, – с нажимом произнес генерал, – хотя информация о дислокации этих отрядов очень приблизительная, тут есть и положительный момент. Данные группы не подверглись инфильтрации агентами Министерства общественной безопасности. Относительно следующих в моем списке такой полной уверенности нет, – и Речницки снова начал перечислять:
– Отряд NZW поручника Александра Млынского, крипто «Дрангал». Оперирует в повятах радомском, козеницком, опочинском. Базируется, вероятно, в гминах Пжытык и Радзанув. Командование NZW в округе Белосток – поручник Казимерж Жебровски, крипто «Банк», действует без связи с главным командованием. Его отряды оперируют в повятах Ломжа, Острув-Мазовецка и Высоке-Мазовецке. Кроме того, в повяте Высоке-Мазовецке действует отряд Казимержа Каминьскего, крипто «Хузар», уцелевший после разгрома WiN. Так же к остаткам структуры WiN относится отряд поручника Мечислава Прушкевича, крипто «Кедзёрек», действующий южнее Люблина. Связаны со структурами WiN отряды бывшего Виленского командования АК, ныне действующие на Подлясье – майора Жигмонта Шендзеларжа, крипто «Лупашек», и подполковника Антония Олехновича, крипто «Погорецки». Силы АК с территории Виленщины вытеснены полностью, – Якуб перевел дух и снова взялся за диктовку:
– Отряды, принадлежность которых не установлена. Отряд Антония Шелиги, крипто «Вихор», в районе Радома; отряд поручника Владислава Лукашика, крипто «Млот», в районе Белостока, базируется, предположительно, в Беловежье; отряд капитана Здислава Бронски, крипто «Ускок», базируется около Новогруда в районе Домбрувка…
Когда генерал Речницки закончил, наконец, перечислять все эти отряды, 2-й секретарь британского посольства произнес:
– Благодарю вас за предоставленную информацию, пан генерал. Мы самым внимательным образом ее изучим.
Речницки кивнул в ответ. «Изучайте, изучайте» – подумал он. – «Информация-то подлинная. Вот только куда она вас приведет…».
– Пан Речницки! – теперь подача перешла на сторону англичанина. – Как опытному, смею надеяться, специалисту в своем деле, позвольте мне дать вам дружеский совет. Вам следует быть осторожнее в своих контактах с представителями старого польского генералитета. Эту шляхту хонорову частенько заносит очень далеко, и не хотелось бы, чтобы их привычка нерасчетливо рисковать головой подвергла опасности наше с вами плодотворное сотрудничество.
«А вот этот совет Иван Иванычу очень не понравится, зуб даю!» – подумал Якуб, бросая взгляд на свои начищенные до блеска ботинки, чтобы скрыть промелькнувшее у него в глазах выражение недовольства. Быстро совладав с эмоциями, он взглянул на британского разведчика уже с ровным, спокойным выражением на лице, и с едва заметным ироничным оттенком в голосе произнес:
– Совсем исключить риск из нашей жизни невозможно, пан секретарь. Но я имею привычку к хорошо рассчитанному риску.