Основными задачами флота на ближайшую перспективу считаю поддержку приморского фланга нашей армии Юденича и жёсткую блокаду поставок по морю для турецкой армии на Кавказе.
- А в дальнейшем? – пытливо посмотрел царь на адмирала.
- С постройкой специальных судов типа «Эльпидифор» - провести десантную операцию в Трапезунде…
- И только? О захвате Босфора не задумывались?
Вот оно! Любимая «цацка»… Сейчас нужно пройти по лезвию бритвы: и не «лишить мечты» (и, как следствие, не лишиться должности), и не поддержать авантюру. Безнадёжную авантюру…
- Ваше величество, Черноморский флот, несомненно, выполнит любой приказ Ставки, но осуществление столь масштабной десантной операции вне компетенции моего штаба. Тем более, что я, зная о положении на Юго-Западном Фронте, даже не смел надеяться, что оттуда могут быть сняты наши корпуса для захвата Босфора.
- Но речь, разумеется, идёт не о завтрашнем дне, адмирал, - довольно благожелательно махнул ресницами в сторону Эбергарда император. – Где-то через полгода, к осени…
- Ваше величество, повторюсь: Черноморский флот исполнит любые приказы Ставки.
Однако, ваше величество, смею надеяться, что к осени, мы с генералом Юденичем выбьем Турцию из войны и без столь затратной и кровавой операции как десант в Босфор и Константинополь. При этом ни один полк юго-западного фронта не будет стронут со своих позиций. Я прекрасно понимаю, что судьба этой войны решается на суше… Но представьте: наши войска возьмут Карс и Эрзерум…
- Вы говорите об этом так, как будто это достаточно лёгкая задача…
- Ни в коем случае. Но я верю в военный талант Николая Николаевича Юденича. Он уже продемонстрировал его под Саракамышем и при дальнейших действиях. Кроме того, повторяю, мы поможем ему с моря – турки на Кавказе будут сидеть на голодном пайке. Ни топлива, ни провизии, ни боеприпасов, ни подкреплений они по морю не получат. А если ещё и англичане высадят свои колониальные корпуса в Месопотамии, то мы зажмём османов с двух сторон. Они не могут не запросить сепаратного мира…
- Вы очень убедительны, Андрей Августович, но я не могу быть уверен, что всё пойдёт именно так, как вы предполагаете… - на лице императора били написаны смесь сомнения и надежды.
- А я и не прошу верить мне безоглядно. Просто не торопиться с принятием решений… Ваше величество, - Босфор – очень крепкий орешек, поверьте, мы можем потерять чуть ли не весь флот, огромное количество солдат, без всякой гарантии успеха…
Ещё раз высказываю своё мнение: Турцию нужно задушить на Кавказе. И все предпосылки для этого имеются…
Тогда она выйдет из войны на самых выгодных для нас условиях.
- Я вас понял, адмирал. Подумаю над вашими словами. Это всё, что вы хотели мне сообщить?
- Нет, ваше величество. Прошу меня простить, но я получил из Ставки некое «пожелание» заменить некоторых адмиралов и офицеров на их должностях.
В том числе моего начальника штаба и флаг-капитана…
Я вполне доволен контр-адмиралом Плансоном и капитаном первого ранга Кетлинским. Если у ставки есть претензии по действиям флота вообще или штаба флота в частности, то и за первое, и за второе, отвечаю лично я…
- Не будьте столь эмоциональны, - улыбнулся император. -