Вернувшись из отпуска, я вдруг вспомнил о написанных мною еще в 2008 году заметках о том, как я проводил отпуск в 1980-82 годах. Чем черт не шутит, вдруг кому-то будет интересно с ними ознакомиться?
Так что - выкладываю. Не на предмет помощи в литературной отделке текста, а так - для интереса.
Заметки молодого шалопая с летнего отдыха
1.
Почему я решил рассказать об этом? Может быть, этот рассказ покажется вам интересным или познавательным. Может быть… Но, признаюсь сразу, мною в первую очередь двигал другой побудительный мотив – я надеялся, что мой рассказ поможет вам немножко больше узнать обо мне самом…
2.
…Эта история началась давно – я тогда еще не родился. Это было примерно 18-20 тысяч лет назад. Ледник последнего, Вислинского оледенения Вюрмского периода медленно отступал, оставляя за собой котлован Балтийского моря и заполняя его талой пресной водой. Примерно 11-13 тысяч лет назад образовалось пресное Балтийское озеро. Когда ледник оставил и Скандинавию, озеро получило связь с Атлантическим океаном и возникло Иольдиевое море (по имени обитавшего здесь арктического моллюска). Но вскоре поднятие материковой плиты в южной части моря лишило его связи с Атлантикой. Соленость водоема упала, а уровень его поднялся. Так 9 тысяч лет назад возникло Анциловое озеро (также названное по имени обитавшего здесь моллюска), водопадом низвергавшееся в Атлантику в районе современной Дании. Наконец, 7,5 тысяч лет назад воды Атлантики вновь прорвались в Балтику и здесь образовалось Литориновое море (опять-таки, как вы уже можете догадаться, получившее свое имя от обитавшего здесь моллюска).
Севернее Самбийского полуострова, километрах в двадцати от побережья образовавшегося здесь залива, лежала моренная гряда (морена – вал из песка, глины и камней, образующийся на оконечностях ледяных языков ледника). После многочисленных колебаний уровень моря стабилизировался и около 5 тысяч лет назад над уровнем моря возвышались две вершины этой гряды, образовавшие острова Шаркува и Расите. Под влиянием преобладавших западных и юго-западных ветров и течений западная оконечность Самбийского полуострова, так же сложенная из моренных отложений и песка, оставленного здесь древними морями, интенсивно размывалась. Песок и образованные им дюны двинулись на северо-восток, задерживаясь у естественных преград – островов Шаркува и Расите. Материк и острова постепенно соединились песчаными наносами. Уже 4,5-4 тысячи лет назад образовавшаяся песчаная коса достигла примерно двух третей современной длины…
На этом я пока прервусь. Может быть, для вас эта история покажется скучной, хотя я могу рассказывать ее еще долго (ибо есть что рассказывать). Я перейду к временам более близким.
Впрочем, когда красный автобус «Икарус», шедший по маршруту Балтийск-Клайпеда, подошел к Зеленоградску, некоторых из вас тоже еще на свете не было (а мой возраст едва перевалил через 25).
Красный «Икарус» миновал узкие улочки Зеленоградска, еще сравнительно недавно (по историческим меркам) звавшегося Kranz, шелестя шинами то по старой брусчатке, то по асфальту с выбоинами, и выехал на загородное шоссе. По правую руку от него мелькнуло четырехэтажное здание казармы, еще немецкой постройки, из темно-бордового закаленного кирпича, с растяжками антенны радиостанции рядом с ним. Слева так же быстро промелькнул небольшой парк с маленьким озером, и теперь вдоль дороги тянулись только сосны и редкий кустарник у самой обочины – по левую руку, и заросли черноольховника, рябины, орешника, бузины, изредка разбавляемые березами и осинами и еще всякой лиственной мелочью, которую можно было и не разглядеть из окна быстро едущего по шоссе автобуса – по правую сторону.
Примерно через полтора километра после того, как остались позади последние строения городка, автобус остановился перед шлагбаумом пограничного поста. Это означало, что он уже въехал на основание Куршской косы, являвшейся государственным заказником, и одновременно – территорией пограничной зоны.
Пограничники бегло проверили паспорта и билеты пассажиров. С моими документами было все в порядке – паспорт не был просрочен, а билет свидетельствовал, что я следую через Куршскую косу транзитом до конченой точки маршрута, до Клайпеды. Только вот в Клайпеду я вовсе и не собирался. Поскольку легальных оснований для въезда на косу у меня не было, билет, купленный до Клайпеды, был простейшим трюком, позволявшим мне проникнуть на эту территорию.
Шлагбаум был поднят, автобус тронулся с места и покатил, набирая скорость, по узкому шоссе. Хотя шоссе позволяло едва разъехаться встречным автомобилям, ехали мы довольно быстро, ибо из-за ограниченного режима въезда на косу движение здесь было совсем не интенсивным. Слева за окном снова замелькали сосны, и через некоторое время между их стволами на короткие мгновения можно было увидеть поросшие травой и кустарником склоны невысоких – 3-5 метров – приморских дюн, кое-где разрезанных песчаными языками. Минут через десять сосновое редколесье потянулось уже по обеим сторонам шоссе, и вскоре из окна автобуса за стволами сосен можно было увидеть одновременно и синеву моря – слева, и гладь залива – справа. Это было самое узкое (а заодно и самое низкое) место косы, где она сужалась до 400 метров, и не имела сколько-нибудь заметных ни приморских дюн, ни барханных дюн у залива. До XIII века здесь существовал пролив, да и в наше время, при самых сильных штормах, морские волны, бывало, перехлестывали в этом месте через косу и достигали залива.
Миновав это место, автобус очутился среди домиков поселка Лесной (Sarkau). Кирпичные оштукатуренные домики немецкой постройки – в большинстве своем одноэтажные с мансардой – как и строения пионерских лагерей и детского санатория – промелькнули быстро. И снова по обе стороны шоссе тянется сосновый лес с вкраплениями лиственных деревьев и кустарников. Когда автобус достиг отметки «14-й километр» (отсчитываемый от окраины Зеленоградска), справа, со стороны залива, в сосновом редколесье замелькали «финские» фанерные домики турбазы «Дюны». Пару раз мне уже приходилось там бывать, и потому мой интерес проснулся лишь тогда, когда мы миновали автобусную остановку, и из окна стало можно разглядеть едва различимые за деревьями песчаные дюны у залива.
По мере продвижения автобуса по косе пейзаж за окном регулярно менялся. То это был лес – когда сосновый, когда еловый, березовый, черноольховый, широколиственный, смешанный... То это были поросшие лесом дюны. То дюны, но поросшие лишь травой. Они возникали то слева по ходу движения, то справа. То вдруг автобус проскакивал мимо низкорослого и редкого соснового леса, выросшего на открытом равнинном участке, где все сосновые стволы имели выраженные наклон на северо-восток…
Вообще коса является уникальным средоточием самых различных ландшафтов, обычно не встречающихся в одном месте. Ну, где еще на расстоянии нескольких километров можно обнаружить и пустыни, и болота, и лесостепь, и озера, и даже тундру, леса сосновые, еловые, черноольховые, широколиственные, березовые и дубовые рощи, заросли канадской горной сосны…
Через некоторое время – это был примерно посредине между 20–м и 30–м километрами шоссе – автобус миновал место, неподалеку от которого располагалась орнитологическая станция Академии наук «Фрингилла» (fringilla по латыни – зяблик). Дело в том, что коса является не только местом массового гнездования птиц (первые крестоносцы в XIII веке даже называли косу Nestland – земля гнезд), но и местом массовых остановок птиц при сезонных перелетах. Массовое кольцевание перелетных птиц позволяет ученым изучать их численность и миграцию.
На мгновение на отдаленных дюнах мелькнули гигантские сети-ловушки – и пропали из вида, а автобус катил дальше и дальше. Вскоре после 30-го километра между обширным лугом и сосновым лесом заблестела гладь довольно большого озера, большая часть берегов которого заросла тростником, и где можно было видеть массу чаек. Автобус достиг материкового участка косы – того самого острова Расите, который сыграл роль одной из основ для формирования косы из песчаных наносов. Здесь коса достигала ширины более 3-х километров (шире – около 3,5 километров – коса была только у литовского поселка Нида, километрах в 15 севернее, там, где некогда был остров Шаркува). Мы приближались к поселку Рыбачий (Rossiten) – конечной цели моего автобусного путешествия. Слева, у подножия высоких дюн, поросших сосновым лесом, мы миновали домики лесничества, затем справа среди деревьев мелькнуло маленькое круглое озерко, и автобус затормозил у остановки.
Я выбрался с чемоданом на обочину и по посыпанной шлаком дорожке пошел разыскивать улицу и дом, где мне предстояло провести почти месяц.
Отредактировано Запасной (20-08-2013 22:58:29)