Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Поэзия » Гитара без тебя молчит


Гитара без тебя молчит

Сообщений 71 страница 80 из 112

71

Valentina13 написал(а):

- Помни родительский дом.


А вот это святое!!!!!

Отредактировано Череп (18-01-2014 00:49:30)

+2

72

Череп написал(а):

А вот это святое!!!!!

Там и стены помогают!

...Дружба, любовь, семейные привязанности. Кажется порой, что они родились вместе с человеком, всегда существовали в неизменном виде, а различия, если имеются, носят индивидуальный характер. Этнография и социология свидетельствуют, что это не так.

С момента своего появления на земле человек всегда жил в обществе, будь то небольшая группа питекантропов, в которой царили порядки, кое в чем еще напоминавшие обезьяньи, или высокоразвитая цивилизация с ее сложными и противоречивыми установлениями. И любое общество всегда ставило и ставит границы свободной воле и выбору человека, хотя никогда не отменяет их полностью.
Очень часто упускают из виду, что менее всего свободным человек был в первобытном обществе. Вся его жизнь от рождения до смерти была определена наперед уже самим фактом его принадлежности к замкнутому мирку общины, в которой жили он и его сородичи. Вне ее он существовать не мог, был обречен на гибель. Вся его жизнь была подчинена устоявшемуся тысячелетиями и освященному традицией распорядку. Все члены его семьи, рода, общины были своими. Все они были связаны обязательствами безусловной взаимопомощи и поддержки. Личные симпатии и антипатии тут значения не имели. За границами общины начинался внешний мир, часто враждебный и всегда чужой. В Меланезии бывали случаи, когда человек ни разу в жизни не видел моря, хотя всю ее прожил в деревне, отстоящей от него в каких-нибудь двадцати минутах ходьбы. Для индивидуальной дружбы в первобытном обществе почти не оставалось места.

В эпоху разложения первобытного общества прежние связи между людьми, основанные на кровном родстве, на совместном труде, на жизни в одной деревне, которая была целым миром, рушились и уходили в прошлое. Сородичи и соплеменники жили теперь разбросанно, они уже не были равны между собой, как прежде, и далеко не всегда и не во всем могли полагаться друг на друга.

И сам человек теперь изменился, и жизнь стала гораздо сложнее. Люди стали теперь более подвижными, меняли местожительство, участвовали в далеких набегах, походах и переселениях. Они вступали в различные отношения со значительно большим кругом лиц, чем прежде.

Человек искал новые точки опоры в становящемся вез» .«более эгоистичным мире, искал новые линии защиты, способные оградить его интересы. И впервые открыл для себя дружбу как свободный и добровольный союз людей, не связанных ни кровным родством, ни соседскими узами, ничем, что бы не зависело от них самих, а единственно — взаимным уважением и симпатией. И еще верой друг в друга. И тогда он поставил ее выше всех прочих человеческих привязанностей, выше даже семейных уз.

Общество, находившееся в состоянии разброда, терявшее старые ценности и идеалы и еще не успевшее приобрести новые, как бы признало дружбу одним из своих важнейших устоев, а специальные магические обряды, сопровождавшие ее заключение, вроде тех, которые совершили Амизок и Дандамис, должны были сделать ее еще более прочной и неразрывной.

Медовый месяц дружбы-побратимства длился недолго. Возникшее государство не терпело ни инициативы, ни своеволия своих подчиненных. Оно взяло на себя защиту их интересов, а заодно и регламентацию их поведения — связи между людьми, основанные на равенстве, все больше вытеснялись другими, основанными на господстве и подчинении.

И вот, анализируя античные источники, можно прийти к заключению, что обычай побратимства во времена похода Дария был у скифов явлением общественным. (Дальнейшая судьба его и время исчезновения менее ясны.) Свидетельствует ли это — косвенно, конечно, — о том, что во время похода Дария у скифов еще не было государства?

Источник:http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/6076/

***

Какая же сила позволила скифам одолеть персов?

В основе сведений о войне скифов и персов, сохранившихся в трудах древнегреческих авторов, лежат данные легендарные, почерпнутые из скифского эпоса. А эти сведения говорят о том, что скифское войско уступало персидскому по своей численности, но явно превосходило своей воинственностью, что каждый скиф был конным воином-стрелком из лука и, чем больше он убивал врагов, тем большим почетом был окружен. Из черепов убитых врагов скиф делал чаши для питья, снятыми скальпами увешивал узду коня, кожей врагов покрывал коня и делал из нее колчаны. Главное же — скифы сражались за свою родину. И дрогнуть в бою считалось неслыханным бесчестьем, а предать друга — несмываемым позором.

Вот одна из легенд, которую, как мы увидим позже, можно с полным правом считать историко-социальным свидетельством.

...Это случилось на четвертый день после того, как Дандамис и Амизок стали побратимами: по старинному скифскому обычаю смешали в чаше свою кровь и, предварительно погрузив в нее меч, стрелы, секиру и копье, одновременно отведали напиток с клятвой жить вместе и в случае надобности умереть друг за друга. Десять тысяч вражеских всадников да еще тридцать тысяч пехоты внезапно обрушились на скифский лагерь, расположенный на берегах Танаиса, нынешнего Дона. На восток, вздымая тяжелую степную пыль, потянулись телеги с награбленной добычей и пленные. Среди пленных был и Амизок. Весть о том, что Амизок попал в плен, дошла до Дандамиса. Не раздумывая, бросился он в Танаис и переплыл на занятый врагами левый берег реки. С поднятыми дротиками воины кинулись к безрассудному скифу, но Дандамис закричал: «Выкуп!»

...Воины отвели Дандамиса к своему вождю. Дандамис сказал, что у него нет никакого имущества; единственное, что у него есть, — это жизнь, и ее он с радостью отдаст в обмен за друга.

После долгого раздумья вождь решил испытать Дандамиса. Он готов войти в его положение, более того, он согласен всего лишь на часть того, что осталось у Дандамиса. «На какую же?» — спросил обрадованный скиф. «Мне нужны твои глаза».

И Дандамис без колебаний выдержал испытание. Он просил лишь об одном: скорее лишить его зрения, чтобы освободить побратима. Обратно он возвращался с пустыми глазницами, но радостно улыбаясь, держась за плечо освобожденного. Вождь же задумался. Людей, подобных Дандамису, можно одолеть в неожиданном нападении, но каков будет исход настоящей битвы? И он решил не искушать судьбу. С наступлением ночи он отдал приказ отступить, предав огню телеги и бросив большую часть скота.

Но и Амизок недолго оставался зрячим. Желая разделить судьбу друга, он ослепил сам себя. Оба они остаток своей жизни провели спокойно, окруженные почетом и вниманием соплеменников. Еще при жизни они стали легендой, и легенда эта, передававшаяся из уст в уста в бескрайних скифских степях, в конце концов дошла до древних греков. Спустя много веков писатель Лукиан увековечил ее в одной из своих новелл.

Древние греки вообще любили писать о скифской дружбе, испытывая при этом некоторый комплекс неполноценности. Слишком разительно она отличалась от того, что они привыкли наблюдать у себя на родине. У скифов человек назывался побратимом и другом не потому, что он был приятелем по пирушкам, ровесником или соседом, а потому, что в случае тяжелых испытаний на него можно было положиться больше, чем на самого себя. Дружбой дорожили, друзей ревновали. Судя по источникам, побратимский союз мог быть максимум между тремя скифами, ибо тот, кто имел много друзей, казался скифам похожим на блудницу, потому что дружба, разделенная между многими, уже не может быть прочной. Все это не походило на разъедающий чувства и рассудок корыстный расчет в отношениях между людьми в греческих полисах. Правда, и грекам были известны примеры верной и пламенной дружбы. Недаром же в их театрах шли пьесы великого Еврипида, воспевавшего дружбу сына Агамемнона Ореста с Пиладом. Недаром же читали они «Илиаду» и восхищались дружбой Ахилла с Патроклом. Но подобные примеры казались грекам преданьями давно минувших дней. Собственно говоря, так оно и было. У скифов же побратимство было не просто актом сугубо личных взаимоотношений, но немаловажным институтом всей общественной жизни.

Источник:http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/6076/

+7

73

Одной из характерных черт славянских племен являлось понятие о чести, что отразилось в многочисленных народных песнях, где воины ищут себе чести, а князю - славы. Древнеобычное приветствие русских "чтите!" означает почет, честь /вспомним прощальный возглас наших дедов: "честь имею!"/; при этом на великорусском наречии "чтите" звучит как "цтите", что дало повод римлянам называть русских сцитами, а грекам - скифами.

"Из Геродота видно, что скифами греки называли ещё до него народ, признанный нами за Русов, следовательно они ещё менее были знакомы со Скифами и могли назвать его произвольно… Первое знаменательное для них, часто повторяющееся у Скифов слово могло служить тому основанием. Славяне же имели всегда обыкновение называться не Родовым, а видовым именем, поэтому грекам и трудно было затвердить все эти названия. Но торговый народ в России имел и имеет по сие время обыкновение употреблять при каждом торговом деле слово "почёт", он употребляет его при требовании уступки и при делании таковой, он говорит: почтите меня, что значит; уступите; или я вам делаю почёт, то есть уступаю. А так как мнимые Скифы знакомились с греками на путях торговли, то нет сомнения, древнеобычный привет русских: чтите, а по другому Великорусскому наречию цтите - дал повод римлянам называть их Сцитами, а грекам - Скифами.
Что честь была характеристической чертой славянских племён, явствует и из народных песен, где воины ищут себе чести, а князю славы. Из этого становится ясным, откуда произошло и название славян, как эпитетного имени Русов и других племён.

***

Родовое же имя всех славянских племен есть "россы", встречаемое с древнейших времен на всем пространстве восточной Европы от Балтийского моря до Черного и от Каспийского до Средней Азии, даже до Египта. Имя это встречается и в полном и в сокращенном видах: Россы, Роззы, Руззы, Ресы, Рась, Аорсы, Рси, Рса, Рша, Расы, Роша, Разы, Разены, Роксы и т. д.40). В соединении с другими названиями: Атторози, Хазироззи, Себбирози, Аланорси, Роксолане, Порси, Парси, Геты-Руссы, Уни-Рози, Уди-Рози, Удины-Рози, Саввеи-Рози и т. д.41). Места и реки, занимаемые Россами: р. Рса или Раса (в древней Трое); Рса – р. Аракс, по-арабски Эль-Рас, по-монгольски Орсай и Рахса, по-гречески Раса и Орос; Яксарт или Сыр-Дарья, по-древнему – Раса; Волга также называлась Расой и Рсою; р. Руса или Порусье, в Новгородской губернии; р. Рось, впадающая в Днепр; р. Руса в Моравии; р. Руса, правый рукав Немана; Черное море – Русское море. Дон также, как и Волга, арабами назывался Русской рекой.
Руссы или Россы, т. е. поклонники росы, воды.

Греки и римляне называли славян: Ставани, Стлавани, Свовени, Слави, Славини, Склавини, Склавы и т. д. Во всех этих названиях господствующей буквой является "а". Следовательно, название народа "славяне" есть нарицательное и произошло от "славы". Вечные войны славян с римлянами, старавшимися покорить их земли, перенесли название "склавы" на военно-пленных рабов, отчего эти последние в Риме и стали вообще называться этим именем. Но это нисколько не препятствует производить имя славян от слова "славы". Славяне никогда не заимствовали свои собственные имена у чужих народов, как например, германцы: Ратвальд – Родовлад, Рагнвальд – Роговлад или Рогвольд; Велимир – Волимир, Цвентибольд – Святополк и многие другие, а имели свои и самые лучшие производили от славы и чести, вообще от выдающихся качеств, например: Бретислав, Болеслав, Буреслав, Богуслав, Владислав, Вретислав, Всеслав, Венцеслав, Вечеслав, Вратислав, Гремислав, Доброслав, Буеслав, Разислав, Любослав, Мстислав, Мечеслав, Мирослав, Примислав, Ростислав, Святослав, Буеслав, Сулислав, Собеслав, Судислав, Добромысл, Славомысл, Славолюб, Славомир, Унислав, Ярослав, Преслав, Заслав, Честибор и многие другие. Геродот слово "славяне" переводил по гречески: алазоны и авхеты – прославленные.

+7

74

Триполье

Ржищев – сказочное путешествие в глубь веков. Некоторые историки считают, что именно здесь находилась загадочная страна Аратта.

http://s9.uploads.ru/t/tK1bQ.jpg

Самый экзотический памятник этого городка – знаменитый трипольский «бинокль», он сделан по образу и подобию двойных сосудов найденных на раскопках. Монумент установлен в Трипольском сквере, прямо перед горсоветом Ржищева. Бинокль обвит экзотическим орнаментом. Настоящие же бинокулярные трипольские сосуды, ставшие символами края, хранятся в частном музее трипольской культуры, который стоит на берегу Днепра в селе Триполье. Сюда входишь как в сказочную машину времени.

Трудно представить, что за пару тысяч лет до египетских пирамид вот на этой земле,  жил народ, который строил огромные города-мегаполисы, плавил металл, обладал уникальной техникой керамики и никогда ни с кем не воевал. Здесь придумали колесо, научились выращивать хлеб и начали выражать слова символами. В учебниках истории об этом почти ничего не было. Сейчас некоторые учёные утверждают, что трипольцы были прародителями всех цивилизаций евроазийского континента.

Многие исследователи считают, что прародиной индоевропейцев могли быть русские равнины и украинские степи, где и возникла трипольская культура, история которой делится на несколько периодов.

Ранний (4000 – 3600 гг. до н.э.) этап трипольской культуры на Правобережье Днепра и в Молдове (в Румынии называется культурой Кукутени). В это время возникают раннетрипольские небольшие поселки, такие, как Лука-Врублевецкая на Днестре, Гайворон и Сабатиновка на Южном Буге. Характерны землянки и дома с глиняными стенами, углубленными в землю. Однако уже тогда строились круговые «улицы», характерные для солнечных культов.

http://s9.uploads.ru/t/Mo02s.jpg

Средний этап (3600 – 3150 гг. до н.э.) трипольской культуры. Возникают укрупненные поселения, появляются большие протогорода, укрепленные валами и рвами от четырех до десятка гектаров. Строятся даже 2 – 3-этажные дома. Найдены мастерские по обработке кремня, увеличивается количество медных орудий. Для многих трипольских протогородов характерно наличие улиц и тротуаров. В центре находилась большая площадь, окруженная обычно тремя улицами (причем внешний ряд домов соприкасался и образовывал подобие крепостной стены) и менее регулярными застройками; строения были каркасные, в основном, деревянные.

http://s9.uploads.ru/t/QCjN8.jpg

Модель трипольского дома
в натуральную величину
На территории Украины помещаются трипольские поселения: Тальянки, Небеловка, Майданецкое, Доброводы, Вильховец. Это наибольшие города (протогорода) тогдашнего мира. Они возникли за 500 – 1000 лет до возникновения шумерских и египетских городов, более чем за 1,5 тыс. лет до Вавилона.
Но подлинная металлургия — литейные мастерские — появилась лишь на этапе трипольского «Возрождения», в эпоху «Триполья CI» (начало третьего тысячелетия до н. э). Например, у села Карбуны в Молдавии был найден великолепный клад той поры, в котором насчитывалось 444 медных предмета! «Высокое Триполье» использовало уже и сплавы меди с серебром…

http://s8.uploads.ru/t/fnt0Z.jpg

Поздний этап (3150 – 2350 г. до н.э.) культуры трипольцев характеризуется упадком и исчезновением ее. Крупные поселения забрасываются и пустеют, происходит переселение трипольцев. К 2200 г. до н.э. трипольская культура исчезает полностью.

Триполье - это небольшое живописное село, которое расположено в 40 км от Киева, знакомо почти всему миру. Здесь обнаружены следы одной из самых древних культур человечества – трипольской культуры. Впервые, о загадочном Триполье заговорили в начале двадцатого столетия, когда археолог Викентий Хвойка обнародовал свои археологические находки, которые были обнаружены неподалеку от сел — Триполье и Халепье. И уже тогда было ясно, что обнаружена была целая культура эпохи неолита. И назвали ее по месту первых находок — Трипольской. С тех пор прошло более ста лет, но до сих пор вопросов у археологов больше, чем ответов.
Приблизительно каждые 75 лет трипольцы сжигали свои поселения, и переходили в другие места строиться заново.
По некоторым подсчетам, за полторы тысячи лет скитаний количество трипольцев составляло около двух миллионов человек и все они просто исчезли. Их селения-пепелища находят на всей территории Украины, но ни разу еще не нашли могил самих трипольцев…
Согласно одной из версий, причиной такого «исчезновения» послужила резкая смена климата, из-за которой представители этой культуры рассеялись по всему миру.
Согласно другой версии, трипольцы ушли жить в подземные пещеры. Так еще в конце девятнадцатого века около села Бильце — Золото археологи нашли пещеру под названием Вертеба. А в ней — гончарную мастерскую, предметы домашней и сельскохозяйственной утвари и несколько древних захоронений. До сегодняшнего дня были обследованы лишь только 8 км разветвленных подземных ходов этой пещеры. Археологи, ведущие раскопки считают, что это составляет лишь четвертую часть всей территории пещеры…
Больше 6000 лет назад на наших землях уже существовали древние городища, а вокруг них колосилась под ветром пшеница. Ведь жители Триполья считаются одними из первых создателей высокоразвитой земледельческой культуры.
Археологический музей.
Частный музей «Древняя Аратта – Украина».
Посетив музеи Триполья, можно убедиться, что древние трипольцы владели секретами монументальной архитектуры, знали основы металлургии и изготавливали с/х инструменты, ткали полотно и создавали чудесную керамику.
Все это происходило 6000 лет тому назад…

Трипольцы занимались земледелием и скотоводством, достигли больших успехов в гончарном деле и ткачестве, деревообработке и плетении, выделки шкур и технике обработки меди. Помимо зерновых и овощей, они выращивали фруктовые сады. Считается, что первые вишневые деревья на Украине были выведены именно трипольцами.

http://s8.uploads.ru/t/31ph9.jpg

Трипольское гончарное искусство занимало одно из первых мест в Европе того времени по качеству и росписи. Об этом можно судить по археологическим находкам: пролежав в земле тысячи лет росписи, украшающие посуду, не утратили своего цвета, а оригинальные орнаменты могут служить образцом подражания для современных мастеров.

http://s8.uploads.ru/t/MUOXD.jpg

При раскопках также было найдено множество статуэток, изображающих сидящую женщину, меньше — зооморфных фигурок, а также глиняные креслица, модели жилищ, украшения.

Внушительные трипольские поселения (от 20 га, а некоторые размером до 450 гектаров), датируемые 4 тысячелетием до н. э., которые фактически можно назвать городами, состояли из несколько сотен домов, включая двухэтажные, представляют собой уникальное явление той эпохи (Варваровка, Раковец). Поселения располагались на мысах или плато по берегам рек или лиманов... Поселений подобных размеров не было обнаружено ни в Египте, ни в Месопотамии. Древнейшие города Индии Мохенджо-даро и Хараппа возникли на 1000 лет позже. Если в малых поселениях могло проживать около тысячи человек, то в таких гигантах, как Майданецкое, Тальянки, Добрыводы и другие, — от 10 до 14 тысяч. Значение этих цифр ощутимее, если учесть, что в Киеве во времена Богдана Хмельницкого было около 15 тысяч жителей.

http://s9.uploads.ru/t/A7Pi4.jpg

Поэтому такие поселения-гиганты, возникшие на Правобережье Украины около пяти тысяч лет назад, называют протогородами. В них поражают не только огромные размеры, и это если учесть, что при строительстве трипольцы пользовались только каменными орудиями, но и наличие градостроительного плана. Протогорода имеют четкую форму круга или овала и правильную радиальную планировку — улицы расходятся лучами от центра или образуют систему колец, частично применяемую и в современных городах. Крайние дома в городах трипольцев расположены впритык один к другому, тем самым их наружная стена была и оборонительной стеной города. Известны случаи, когда их города имели несколько колец таких стен.
Никто не знает, на каком языке они говорили. Существуют гипотезы, что трипольцы сделали шаг к созданию письменности. Некоторые трипольские символы имеют сходство с шумерской клинописью. Однако в 3 500 - 3 300 гг. до н.э. трипольская цивилизация пришла в упадок, и процесс создания письменности был остановлен. Причины упадка доподлинно не известны, возможно, он был вызван климатическими изменениями, возможно нападением древних иранцев. Возможно трипольцы были вынуждены переселиться в другое место, утратив при этом значительную часть культурного наследия.
Был культ девушки, женщины, матери, такой же как в настоящее время, но не матриархат.
  У трипольской культуры были самые большие протогорода для времён 8-3 тыс. до н.э.; численность жителей крупных городов достигала 10-15 тыс. человек; была религия, первая письменность и счёт.
В Триполье был культ женской красоты и строителя. Об этом свидетельствуют многочисленные женские фигурки и глиняные таблички с крышами домов.

Трипольцы перешли постепенно к скотоводству и патриархальному строю с властью мужчин-воинов, с превращением в ямную культуру и культуру «шнуровой» керамики и каменных топоров, которые представляли основную группу праиндоевропейского сообщества.

Есть гипотезы, что индоевропейцы-трипольцы создали древнейшее на Земле государство – «Священную страну земледельцев Арату». Из ее многочисленных святилищ выделяется Каменная Могила – уникальное, подобное пчелиным сотам, геологическое образование: холм из песчаниковых плит, образующих бесчисленные пещерки, гроты, навесы.

http://s8.uploads.ru/t/r27c0.jpg

http://s8.uploads.ru/t/js3Af.jpg

На протяжении тысячелетий до новой эры они были едва ли ни сплошь покрыты рисунками и символами, напоминающими письменность.

ШУМЕР. Откуда появились шумеры до сих пор неизвестно. Оказавшись в низовьях реки Евфрат, неподалёку от впадения её в Персидский залив (современный Ирак) 5-4 тыс. лет до н. э. начинается добыча золота, строительство ирригационной системы и городов.

http://s8.uploads.ru/t/2zhiw.gif

Клинопись Типолья и Шумеров имеет сходство.

http://s9.uploads.ru/t/KQA0o.jpg

http://s9.uploads.ru/t/4btMp.jpg

Трипольские и шумерские статуэтки из Джемдет-Насра также имеют сходство.
Археологи утверждают о существование сходства, при этом родоначальником являются знаки Каменной Могилы и трипольский культ женской красоты.
Существует так же сходство в орнаменте культур Шумера и Триполья.
Ровесники шумеров, а может быть и их предки…

Отредактировано Valentina13 (23-01-2014 14:43:30)

+8

75

если серьёзно , то скифы не являются предками славян. они были предками скифов-аланов.
но славянские союзы племён наряду со скифами были известны античным историкам и писателям. вспоминаю новеллу "Токсарид или о дружбе" любимого мною Лукиана. пусть и про скифов, но... "ведь скифы мы!!!"   http://read.amahrov.ru/smile/viking.gif

+3

76

Пушок написал(а):

скифы не являются предками славян. они были предками скифов-аланов. но славянские союзы племён наряду со скифами были известны античным историкам и писателям.

Вопрос о происхождении весьма интересен. Мелькало даже, что славяне потомки скифов.
Сначала немного просмотрела материал, чтобы дать фон для нескольких стихотворений, но, кажется, немного увлеклась.
Интерес к истории Александр мне привил.

Из статьи:

Евграф Савельев

История казачества с древнейших времен до конца XVIII века.

Историческое исследование в трех частях.

Часть І.

Предки казачества.

Глава IV.
Кто были скифы-сарматы?

Греки и римляне давали многим славянским племенам свои, произвольно составленные прозвища, относя их то к местности, то к наружности, то к суровости в войнах, то к занятиям и образу их жизни. От этого в древней истории накопились сотни лишних имен, ничего в этнографическом отношении не означающих, но кой-где выплывают и настоящие имена тех племен. На них-то, главным образом, мы и остановимся.
Другая часть этого народа переселилась в Самарию (Ездра 4, 9). Это произошло, надо полагать после того, как родичи их скифы с берегов Черного моря проникли в Вавилонию, Сирию и Палестину, образовав там свои поселения, из которых азиатским грекам был известен город Скифополис, на месте еврейского Вефесиана. Третья часть дагов около V в. до Р. X. перешла на берега Азовского моря, а потом утвердилась во Фракии, образовав там народ, известный в истории под именем даков или дациан, двинувший впоследствии (в VІІІ в.) в верховья Дуная.

Следовательно, название "скиф" не было родовым именем этого народа, в чем сознается и сам Геродот, говоря: "Общее название всех скифов, по имени царя их, – Сколоты; скифами назвали их эллины". Персы называли этот народ саками.

Позднейшие, после Геродота, историки, как-то: Страбон (I в.), Птолемей (II в. по Р. X.) и др. к сарматским племенам относят Яцигов, Алан и Роксолан (рос-алан). Яцигов или Адзигов разделяют на три касты: на королевских, сидевших у Черного моря, а потом у Дуная, на хлебопашцев, – у Азовского моря и на Яцигов меченосцев, (по греческому выговору " метанасте"37).

Название "сарматы", как и "скифы", не было собственным именем этого народа, а дано было понтийскими греками, часто сталкивавшимися с жителями названных местностей только по делам торговли, на народных торжищах, и, надо полагать, не со всею массою, а только с известною корпорацией промышленников и торговцев, привозивших на эти торжища произведения и изделия своей и соседних стран. Как в древности, так и теперь на этих торжищах или ярмарках известного рода торговцы-промышленники располагаются в отдельных местах, по предметам торговли, как например: меховщики, кожевники, сыромятники, сапожники, железняки, рыбники, медовщики, бредники и др. Сыромятные кожи и меха были главными предметами вывоза из Скифии и Сарматии. Греки их поставляли во все южно-европейские страны. Из таких кож выделывались конская сбруя, воинские щиты и проч. Следовательно, прозвище "сарматы" или "савролаты" и "суроматы" произошло от "сыромяты", т. е. сыромятники, выделыватели сыромятных кож38).
Первоначальные сношения греков с скифами были на путях торговли. Известно, что на ярмарках спрашивают купцов и промышленников по товару, а не по стране, в которой они живут, и не по цвету и быстроте их глаз. Греки спрашивали, приехали ли кожевники (сыромятники), лунтайники, малахайники, рыбники и др. Скифы, как скотоводы, в большом количестве производили сыромятные кожи и продавали их грекам. Этот товар составлял одну из главнейших ветвей торговли. Вот почему греки и римляне, несмотря на постоянные войны с сарматами, всегда оказывали им предпочтение пред другими соседними народами и старались переселять их в свои владения; даже пленных не продавали в рабство, а пристраивали к излюбленному их ремеслу.

Древнейших обитателей восточной Европы, берегов Азовского и Черного морей, части Малой Азии и степей Закаспийских греки называли общим именем скифов, и делили их на несколько племен35). Из этих племен наиболее известны: саки, парфяне, давы, массагеты, варки или урки и гирки-гиркамцы, сколоты и сарматы. Давы (Dahves, греческ. Δανί, лат. Dahae) были одним из главных скифских народов Передней Азии и берегов Каспийского моря (Страб. II. 508, 511; Плин. Ест. Ист. 6, 19, 33 и 37). В VI в. до Р. Х. даги были под властью персов. В это время некоторые племена дагов покинули свою страну и поселились по соседству с Арменией.

Греки, а за ними и римляне жителей нынешней Южной |России и Передней Азии называли общим именем скифов: скифы, скиты, скуты, скюты, сциты, скюфь и скют (чуть и чудь), от первоначальной формы этого названия, известного со временем Гомера (Odiss. 14, 34) Scvtos и Scutos, означавшего у адриатических греков кожу (cutis). а у понтийских сыромять или сыромятную воловью (скотскую) кожу —щит, латин. Scutum, так как это оружие защиты выделывалось из этих кож. Греки не имели в своем языке звука щ и выговаривали его как ск, а потому и писали вместо "щиты", т. е. щитоносцы, скиты и скифы, римляне же вместо щ писали сц и выговаривали сциты и т. д. Следовательно, греки и римляне все славяно-скифские племена называли щитоносцами, щитниками, так как это боевое оружие, по свидетельству многих древних писателей, было изобретено именно скифами. Это подтверждается и персидскими барельефами времен Дария, на которых скифы изображены со щитами, а персидские воины без них. Сарматы или сыромяты и скифы есть синонимы одного и того же первоначального имени, но только на разных наречиях: вот почему многие древние историки часто писали скифы-сарматы, сарматы скифского племени и т. д.
Название одного из скифских племен сколоты также означает щитоносцы или щитники, от персидского кала, хазарского кел, наше скала
Древняя Мизия и Македония, как мы увидим ниже, были населены славянами. Пелазго-фракийские племена были славяне (изследования Черткова42).

По падении Македонского царства часть македонцев около 320 г. до Р. X. переселилась к Балтийскому морю; народ этот там стал известен под именем Бодричей, сохранивши до самого падения своего герб Александра Македонского, изображавший буцефала и грифа. Бодричи говорили на славянском языке и от натиска германцев переселились на Ильмень и Ловать, где и основали Новгород и Псков около 216 г. до Р. X. (Птолемей). Славяне во все века с гордостью называли себя этим именем. Мы славяне, т. е. любящие славу, говорили они. Родовое же название этого народа, как сказано выше, было Руссы или Россы, т. е. поклонники росы, воды.

Следовательно, ни скифы-сколоты, ни сарматы, как отдельные народы, не существовали. Названия эти были даны случайно славянам-Россам от носимых ими кожаных щитов 24 века тому назад греками, а потом повторяемыя в течении многих веков историками и географами, они наконец, совсем исчезли из употребления, как лишние.

О северном князе Роша или Роса говорит пророк Йезекил, гл. З8, ст. 2 и 3 и гл. З9, ст. 1. О нашествии с севера Скифов, народа древнего и сильного, говорит пророк Йеремия в гл. ІV, ст. 5-29 и гл. V, ст. 15-17.

41) Византийский ученый Х в. Свидас и некоторые другие пишут " Скуфис о Рос", т. е. Скифы или Россы. Эратосфен (ІІІ в. до Р. X.) утверждает, что страна и народ Рос названы были скифами от других народов.

Все средневековые историки и географы Россию называли страною городов, а наш академик конца XVIII в. назвал ее страною бродячего народа. Древние историки нам говорят, что скифы, сарматы, яцыги, роксолане и алане один и тот же народ.

Но какое же коренное название этого народа, населявшего издревле нынешнюю Росиию? Геродот говорит, что сарматы скифского племени. Птолемей (II в. по Р. X.) называет славян и алан скифами и тех же славян и алан сарматами: он же говорит, что скифы сарматского племени. Плиний (I в. по Р. Х) называет хазар – скифами, сербов – сарматами, роксолан – аланами. Страбон (I в.) сарматов – скифами, роксолан – аланами. Греки – по Нестору – славян скифами. Свидас и древняя география – Руссов скифами. Константин Багрянородный (X. в.), Анна Комнина, Лев Диакон и Киннам – Руссов скифами; Марциан Гераклийский – алан сарматами. Халкокондила – Руссов сарматами; Прокопий – венедов сарматами, Диодор Сицилийский (I в. до Р. Х) – ассирийцев и мидян сарматами. В Пеутингерских таблицах ведены (берегов Балтийского моря) названы сарматами; у Скимна Хиосского и в Перипле Понта Эвксинского алано-руссы названы сарматами. Адам Бременский – венедов скифами, а Папа Сильверст ІІ – сарматами. Клууверий – ведедов и словецев сарматами, Йорнанд (VI в) славян сарматами, а готов славянами. Антон – будинов, роксолан и сербов – сарматами. Шаффарик – роксолан, алан и яцигов сарматами. Аммиан Марцеллин и блаженный Йероним – яцигов, паннонцев – сарматами; древняя грузинская история – алан Россами. Прокопий – антов и славян аланами. Приск (V в.) – аорсов (живших к востоку от Азовского моря) сармато-скифским народом. По Геродоту – скифы поклонялись мечу, в виде бога войны. По Климентию Александрийскому, сарматы также поклонялись мечу, как богу войны. По Нестору – Руссы поклонялись мечу, как богу войны.

"Малые Аорсы", т. е. Малая Русь, пишет Страбон (L. XI, р. 506) происходили, по всему вероятию, от Великих Аорсов, живших к северу. Малые Аорсы могли выставлять 200.000 конницы. Великие же несравненно более".

По Страбону – роксолане жили между Днепром и Доном и были многочисленным и храбрым народом, могущим выставлять до 50 000 и более хорошо вооруженных всадников. Плиний, Тацит и Птоломей, а также Йорнанд местожительство этого народа указывают там же, где и Страбон. Плиний признает их за народ, родственный аланам: следовательно, роксолане тоже, что Россы – алане; к этому выводу пришел и Иловайский в "Розысканиях о начале Руси". Тацит (I в. по Р. X.) причисляет роксолан к сарматам.

http://passion-don.org/history-1/chapter-4.html

Отредактировано Valentina13 (25-01-2014 04:58:45)

+3

77

скифы и сарматы - это немного разные народы. хотя и те и другие были кочевниками-номадами. Осколки Скифского царства дотянули в Крыму аж до III в.
другое дело что скифы - это более образное название огромной культуры, протянувшейся от отрогов Алтая и до Фракии... У них много общего - тот же т.н. "звериный/скифский стиль".
что же до аланов, то их происхождение от скифов давно уже доказано теми же филологами. поищите книги того же Ж.Дюмезеля...
скифы... великие племена, прошедшие некогда огнём и мечом по Малой Азии и Причерноморью... Те, кого не смогли сокрушить ни Ахеминиды, ни Искендер Великий...
увы, боевые пути славян и скифов не пересекались никогда (и картина "Бой скифов со славянами" является красивой сказкой)...
Геродот... да, "отец истории", хотя подлинным отцом истории как науки скорее можно назвать афинянина Фукидида, автора книги о Пелопонесской войне. Если Геродот легко использовал в своих книгах явно легендарные элементы, то Фукидид опирался как на источники, так и рассказывал о событиях, участником которых был он сам...
Вообще античные писатели и историки крайне интересны. что греки, что римляне. о славянах писали Тацит и Прокопий Кесарийский (можно назвать его последним историком античности и первым историком Средних веков ).
страна городов... писали и об этом. Но спорно. Точнее, Гардарика точно была. Но не ранее века VIII как минимум...
Само происхождение нашего государства, Руси-России произошло путём катализации норманнами-варягами уже давно формирующихся у славян государственных структур. Т.н. и норманисты, и антинорманисты минувших веков были неправы каждый по-своему  - не варяги принесли славянам государство, но именно они смогли укрепить и "сцементировать" его.  и именно при первых Рюриковичах происходит слияние воедино славянского, финно-угорского и варяжского этнических начал в единое целое. И первым объединителем Древней Руси по праву можно назвать Олега Вещего...

+3

78

Пушок написал(а):

скифы и сарматы - это немного разные народы. хотя и те и другие были кочевниками-номадами.

О них немного подробнее я планировала сделать в следующих постах.

Пушок написал(а):

другое дело что скифы - это более образное название огромной культуры,

Именно об этом и писалось.

Встретился еще один довольно интересный аспект.

Из статьи "О чем умалчивает Геродот.
Заметки о передаче сведений о киммерийцах у греческих авторов помимо Геродота".

...историку древности время от времени приходится иметь дело со сравнительно редкими случаями, когда позднейшие источники сохраняют достоверные детали, отсутствующие в более ранних. Сообщения о киммерийцах в классических текстах, помимо  Геродота, служат одним из таких примеров, а также предупреждением против того, чтобы чрезмерно полагаться на общие принципы — вещь достаточно полезную, если пользоваться ею разумно и применять, где уместно, но могущую в определенных случаях привести к весьма ошибочным заключениям.
Поэтому в данной заметке я попытаюсь, во-первых, показать, что позднеклассические авторы имели доступ к правдивой информации о киммерийцах, которую мы не находим у Геродота, и, во-вторых, сделать предположение о путях, которыми эта достоверная информация могла дойти до поздних авторов. Наконец, мне бы хотелось наметить, как эти соображения помогают нам лучше понять один из аспектов повествовательной техники Геродота.

***

Очевидно, нет нужды утверждать, что все сказанное о киммерийцах в поздних источниках точно отражает действительность. Главной задачей этого краткого эссе было показать, что малоазийские греки располагали значительным объемом сведений о киммерийцах и их походах в пределах Малой Азии. Большая часть этих сведений была чистым вымыслом45, многие были искажены с течением времени либо в результате ошибок таких небрежных авторов, как Каллисфен46. Но осталось достаточно правдивых сведений, которые еще и сегодня могут быть подтверждены для нас данными ассирийских источников или путем использования исторических методик.

Между тем почти ничего из них мы не находим у Геродота, который должен был знать очень много. Поскольку  Геродот был ближе во времени к происходившим событиям, он, несомненно, мог представить нам гораздо более адекватный и убедительный рассказ. Однако он не был заинтересован в этом. Мы рассмотрели случай, где он опустил детали, которые непременно должен был знать, чтобы упомянуть о том, о чем упоминает. Его незаинтересованность при обилии доступной информации создала для нас абсурдную ситуацию, при которой позднейшие источники сообщают нам информацию гораздо более качественную.

В заключение заметим следующее. Трудно сказать, почему  Геродот опустил одни детали и рассказал о других. Главными аспектами повествовательной техники Геродота были несомненно отбор фактов для рассказа и отсеивание тех, которые он считал банальными, неуместными, ложными или просто неинтересными. Его «История» самым решительным образом в своей композиции противоречила принципу «расскажи все, что знаешь», типичному для некоторых современных книг47. Геродот располагал огромной массой сведений, которые он хотел передать, но он также знал многое, о чем не мог сообщить за недостатком времени48 или же сознательно предпочел не делать этого49. Возможно, он тоже оправдывался перед обвинением во лжи знаменитыми словами путешественника, жившего позднее: «Я не рассказал и половины того, что видел».

http://kazantip.zzx.su/biblio/inviz.htm

Киммерийцы - это следующий пост.

+3

79

Ранний железный век на украинских землях. Мир кочевников

Ранний железный век  - один из периодов развития человечества за археологической периодизации. Отмечается расселением индоевропейцев, технологическим переломом в изготовлении орудий труда и оружия, возникновением первых государственных образований, периодом существования ярких кочевых образований. На территории Украины эта эпоха приходится на I тыс. до н.э. - Начало I тыс. н.э. и хронологически соответствует Киммерийском, скифского и сарматского суткам истории 

http://s8.uploads.ru/t/pOcl9.jpg

Геродот  - выдающийся древнегреческий историк. Много путешествовал Малой Азией, был в Египте, Вавилоне, Финикии, Сирии, Западном Причерноморье, Ольвии. Автор труда, условно названная «Историей», которая представляет собой первую широкую историческую рассказ о государствах и народах Азии и Европы. Излагая различные версии, Геродот проявлял критическое отношение к собранного материала. Еще в древности Геродота назвали «отцом истории». В эллинистическое время александрийские ученые разделили «Историю» Геродота на 9 книг (по количеству греческих муз). Четвертая книга является ценнейшим источником по истории, этнографии и географии Северного Причерноморья.

1. Ранний железный век

Утверждение  железа  как распространенного металла на землях Украины состоялось в 7 в. до н. н.э., о чем свидетельствуют материалы археологических раскопок.
Появление железных орудий труда и оружия повлекла бурное развитие хозяйства и военного дела.
Земледельческие племена начали применять  железный плуг, с помощью которого можно было вспахать больше земли, а значит - собрать лучшие урожаи.
Скотоводы степи за те сутки зажили кочевой жизнью, постоянно переходя вместе со скотом на новые земли. Они научились ездить верхом на лошадях и преодолевали на этих быстроногих животных огромные расстояния.

http://s9.uploads.ru/t/zcX5E.jpg

С изобретением железа скотоводы-кочевники превратились в непобедимых воинов. Историю воинственных кочевников на наших землях основали  киммерийцы.

Киммерийцы

http://s9.uploads.ru/t/y9BT0.jpg

Киммерийцы являются древнейшими из числа известных по своему имени народов, обитавших в Восточной Европе.

Вот идет народ от страны северной, и народ великий поднимается от краев земли. Держат в руках лук и копье; они жестоки и немилосердны, голос их шумит как море, и несутся на конях, выстроены как один человек. Мы услышали весть о них, и руки у нас опустились, скорбь объяла нас, мучения как женщину в родах.
  Иеремия, ветхозаветный пророк,
  глава 6, стих 22—23, VII-VI века до нашей эры.

С ними связана эпоха, которая освещается не только немыми археологическими материалами, но и свидетельствами письменных источников, что имеет особое значение для исторической науки. Они оставлены нам ранними греческими писателями и подкреплены данными переднеазиатской клинописи.
Киммерийцы - кочевой ираноязычный народ, пристранствовал из Нижнего Поволжья в причерноморские степи в 9 в. до н. н.э. и царил здесь на протяжении двух веков.

http://s9.uploads.ru/t/p7CqZ.jpg

Киммерийцы - первый народ на наших землях, чье название нам известно. Сохранили ее письменные источники, правда не самых киммерийцев, поскольку они не имели письменности, а ассирийцев и греков.
Давнее упоминание о киммерийцев содержится в знаменитой «Одиссее», а подробное - в труде Геродота.
Загадочными и непостижимыми выдавались жители причерноморских степей греческим авторам.
Настоящими чертами полны ассирийские и вавилонские свидетельство о киммерийцев, так народам Ближнего Востока пришлось пережить их нашествие.

http://s8.uploads.ru/t/7xwA5.jpg

Нашествие киммерийцев из Причерноморья в Малую Азию потрясло 2700 лет назад многие государства. Киммерийцы применяли новую для тех мест тактику боя: обманное бегство с обстрелом преследователей из луков, обернувшись назад. Все подвергалось разрушению и опустошению. Явившиеся без женщин, молодые воины-киммерийцы постепенно рассеялись и растворились среди местных народов. И позднее степи не раз порождали подобные нашествия — скифов, гуннов, монголов.

Происхождение имени "киммерийцы" вызывает споры. Одни ученые производят его от финикийского слова - "темный". Другие исследователи считают, что оно происходит от греческого слова "зимние", то есть люди стран, в которых, по представлениям греков были холодные зимы. Имя "киммерийцы" пытались также перевести с фракийского и хеттского языка. Однако, наибольший интерес вызывает объяснение этого имени с позиции древнеиранского языка как самоназвания "подвижный отряд ираноязычного кочевого населения евразийских степей".

Первые известия о киммерийцах сохранились в поэмах гениального Гомера, датирующихся 8 в.до н.э. "Закатилось солнце ,- рассказывается в "Одиссее" ,- и покрылись тьмою все пути, а судно наше достигло пределов глубокого Океана. Там народ и область людей киммерийских, окутанные мглою и тучами; и никогда сияющее солнце не заглядывает к ним своими лучами - ни тогда, когда восходит на звездное небо, ни тогда, когда с неба склоняется к земле, но непроглядная ночь распростерта над жалкими смертными" (Одиссея ,XI, 12-19). Гомер помещает киммерийцев где-то на крайнем севере, рисуя их обиталище как преддверие царства мертвых.

http://s8.uploads.ru/t/auNJg.jpg

В Библии Гомер (т. е. «Киммериец») – это старший сын Иафета-Япета, который считается родоначальником всех индоевропейских (арийских) народов. А, старшим сыном Киммерийца был соответственно Скиф. Более поздние уже русские источники сообщают, что сыновьями Скифа были Рус и Словен (Славен). Мы видим полную преемственность – от древнейших времён до наших дней. Кроме того, надо отметить тот факт, что распространение имени «киммериец» можно увидеть на значительных просторах: древнегреческий Гомер-Киммериец, кимвры Ютландии и Британии и т. д.

http://s9.uploads.ru/t/GKOf2.jpg

Местонахождение Киммерии - по-прежнему одна из исторических загадок.  Геродот и Страбон утверждают, что именно здесь, в Юго-Восточном Крыму, между Боспором Киммерийским и горами Демерджи и располагалась эта загадочная страна, "печальная область, покрытая вечно влажным туманом и мглой облаков" (Гомер, "Одиссея"), чьё название в переводе с финикийского значит "тёмный".
Более точно, на северном побережье Черного моря, локализует киммерийцев "Отец истории" Геродот. От причерноморских греков и скифов он узнал, что вся страна, которую в его время (5 в. до н.э.) занимали кочевые скифы, ранее принадлежала киммерийцам, покинувшим ее под давлением скифов, пришедших с востока, из глубин Азии. В подтверждение своих слов он пишет: " и теперь еще есть в Скифии Киммерийские стены, есть Киммерийские переправы, есть и область, называемая Киммерией, есть и так называемый Киммерийский Боспор (IV, 12). От Геродота мы знаем также о могиле киммерийских царей у реки Тираса (так греки называли в древности Днестр). О ее появлении здесь рассказывается в известном предании о вторжении скифов в Северное Причерноморье. Опасаясь многочисленных скифов, киммерийцы решили уйти со своей земли. Однако, их цари предлагали бороться с врагами. Не получив поддержки со стороны народа, цари разделились на равные части и сразились между собой. Убитых в этой битве царей погребли в кургане, который был виден и много лет спустя.

http://s9.uploads.ru/t/Ko0l4.jpg

Серебряная обкладка горита из кургана Солоха

В одном из самых известных скифских погребений — кургане Солоха — археологи обнаружили накладку на колчан для лука и стрел, изображающую, по мнению ряда авторитетных исследователей, сцены из скифо-киммерийской войны. Два киммерийца изображены сражающимися пешими со скифским всадником. Пехотинцы имеют типично «арийскую» внешность (светлые волосы, тонкие, «аристократические» черты лица), их лики дышат красотой и благородством. Один из них сражается при помощи топора, другой держит в руке кинжал. В то время как их конному противнику присущ так называемый степной евразийский тип внешности: широкое лицо, стройный нос с легкой горбинкой, чуть более темный цвет волос. Бородатое лицо всадника искажено гримасой ярости и гнева. Вообще, многочисленные изображения скифов, попавшие в руки археологам, свидетельствуют о том, что мужчины этого племени обычно носили густые бороды и длинные волосы, выбивающиеся в бою из-под шлемов.

http://s9.uploads.ru/t/paxlR.jpg

Ряд ученых считает, что у рассказа Геродота есть некие реальные основания — под натиском скифов киммерийцы и в самом деле раскололись. Часть из них бежала знакомыми путями в Переднюю Азию, другие, видимо, господствующие племена этого этнического союза — двинулись в район Днестра, где и приняли бой со скифами. В результате грозные киммерийцы оказались вынуждены бежать куда-то на Север. Далее следы этого племени теряются во мраке веков.

В подобных рассказах, вероятно, содержатся отголоски исторической правды о киммерийских владыках, о тех, кто становился во главе отрядов киммерийцев, совершавших далекие походы в страны древнего Востока. Их имена (Теушпа, Лигдамис, Сандакшатру) упоминаются как в античных литературных источниках, так и в ассиро-вавилонских клинописных текстах.

Так начался переднеазиатский период в истории киммерийцев, о котором достаточно подробно сообщают уже древневосточные (ассирийские, вавилонские, древнееврейские) письменные источники. Они весьма многочисленны и речь в них идет о вооруженных столкновениях киммерийцев с Ассирией, Мидией, Лидией и Урарту. Для жителей этих стран киммерийцы или "гамирра", как их называли, были пришедшими с севера дикими кочевниками, живущими грабежом и войной. Легко предавая и меняя союзников, нападая на богатые города, киммерийцы повсюду несли с собой смерть и разрушения.
На этрусской вазе киммерийцы изображены в виде всадников в высоких шапках, символизирующих Верхний Египет – инициатора изгнания гиксосов. Всадников сопровождают южные короткошерстные собаки. Впрочем, возможно, гиксосов киммерийцы вовсе и не прогоняли – просто их репутация грозных воинов заставляла античных мастеров лепить образ «врага» именно с них.

http://s8.uploads.ru/t/rTjB1.jpg

Изображение киммерийских лучников на этрусской вазе

Кочевая жизнь киммерийских племен отразилась и на их внешнем виде. Сохранилось всего два изображения на расписных вазах VI в. до н.э., на которых, как считается, запечатлены киммерийцы. На этрусской вазе показаны киммерийские всадники, а на греческой - киммерийский лучник. Одежда людей на этих изображениях полностью отвечает тем степным "стандартам", которые были выработаны кочевыми условиями жизни. Киммерийцы одевались в удобные для верховой езды узкие штаны и приталенные рубахи с расширяющимися полами, на ноги обували мягкие сапожки с короткими голенищами, а головы покрывали высокими островерхими шапками-башлыками.

http://s9.uploads.ru/t/NSe2K.gif

Изображение киммерийца на греческой вазе

Конец киммерийскому владычеству в Передней Азии положили их недавние враги - вторгшиеся сюда скифы. Потерпев от них ряд поражений, киммерийцы отступили в район города Синопа на юге черноморского побережья, а около 600 г. до н.э. их окончательно разгромил лидийский царь Алиатт. После этого киммерийцы сошли с исторической арены, но, несмотря на это, они до сих пор остаются одним из самых загадочных народов.

Среди клинописных документов выделяются шпионские донесения с границ Урарту, хроники ассирийских и вавилонских царей, их дипломатическая переписка, оракулы бога Шамаша. Все они говорят о народе гамирра(гумиртае?), то есть киммерийцах, который начиная с последней четверти 8 в.до н.э. стал сначала тревожить северные границы государства Урарту, а затем проник в Ассирию и Малую Азию. По этим данным, около 714 г.до н.э. киммерийцы появились у северных границ Урарту, и Руса I, царь урартов, ходил на них не слишком удачным походом. Против киммерийцев были собраны чуть ли не все урартские войска, причем в них находился и сам царь, его туртан (главнокомандующий), и к тому же по меньшей мере 13 областеначальников. Несмотря на концентрацию сил урартов, киммерийцы нанесли им сокрушительное поражение, наголову разгромив войска туртана и еще 2 областеначальников и захватив их самих в плен. Остальные 11 областеначальников были вынуждены отступить, а сам царь поспешил в Урарту, оставив свои войска. Эти сообщения свидетельствуют о значительной боевой мощи киммерийцев, которые были способны противостоять объединенным военным силам такой крупной державы, как Урарту.

Опустошительные набеги грозных северных кочевников оказали сильное впечатление на современников, а их внешний вид был настолько необычным, что образ киммерийских воинов был запечатлен не только в текстах, но и в изобразительном искусстве, например, в вазовой живописи.

http://s8.uploads.ru/t/ZIdP3.jpg

Появление киммерийцев на исторической арене было связано со многими процессами, происходившими в конце II - начале 1 тыс. до н.э. в степных районах Восточной Европы. Существенным фактором, вызвавшим формирование раннекочевнический образований на этой территории, было ухудшение природно-климатических условий. Наряду с другими причинами, оно способствовало распаду таких крупных культурных общностей эпохи поздней бронзы как срубная и белозерская. Их население имело комплексное земледельческо-скотоводческое хозяйство, и иссушение климата вынудило стенных обитателей перейти к кочевому скотоводству. Однако, с ростом засушливости и уменьшением продуктивности степных ландшафтов в 10-9 вв. до н.э. неокрепшее еще кочевое хозяйство, также, по-видимому, начинает переживать кризис. Это заставило значительную часть населения покинуть степные районы и переселиться в места с более благоприятными природными условиями. Данное положение можно проиллюстрировать некоторыми цифрами. Так, в 12-10 вв. до н.э., по сравнению с предшествующим периодом, в степной зоне между Доном и Дунаем наблюдается десятикратное уменьшение количества поселений и погребений. Те же тенденции сокращения населения проявляются в степном Причерноморье и в последующую киммерийскую эпоху, что находит свое отражение в отсутствии на этой территории поселений и стационарных могильников.

Расселение киммерийцев, вероятно, проходило в несколько этапов и в нескольких направлениях. В первую очередь, они переселялись в районы, которые в значительно меньшей степени пострадали от понижения уровня увлажненности, так как находились в зоне с положительным балансом влаги. Это лесостепь и прилегающие к ней районы правобережья и левобережья Днепра, территории предгорного Крыма и Северного Кавказа, в частности Закубанья, где в предскифский период отмечен резкий прирост могильников. Многие из них несут в себе черты, свидетельствующие о контактах со степными племенами. Данное обстоятельство явилось важным фактором формирования одной из групп киммерийских памятников, получивших в науке название "новочеркасской". Она была названа по кладу бронзовых предметов, найденных в 1939 г. в г. Новочеркасскс. Основной территорией распространения "новочеркасской" группы является Предкавказье и лесостепное Днепровское Правобережье. Культура этого населения сформировалась, преимущественно, в процессе тесных контактов ранних кочевников и местного населения Северного Кавказа.

Вместе с тем, следует отметить, что указанные выше переселения не привели к запустению степей. Часть кочевого населения осталась там, сосредоточившись в местах, наиболее пригодных для жизни, например, в долинах больших рек. Именно с ней следует связывать другую группу киммерийских памятников. Она названа "черногоровской" по захоронению в кургане у хутора Черногоровский в Донецкой области. Эта группа памятников локализовалась на широкой территории от Заволжья на востоке до низовий Дуная на западе. Именно черногоровское население более тесно связано по обряду погребения и общему облику материальной культуры со степными культурами эпохи поздней бронзы юга Восточной Европы.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что сложение киммерийской культуры было достаточно сложным процессом. Оно осуществлялось в условиях коренной перестройки хозяйства и быта, этнического смешения и высокого диапазона связей. Киммерийцы являлись создателями первого крупного объединения кочевых племен на юге Восточной Европы. Как и многие кочевнические объединения, они включали ряд группировок, имевших свои особенности в материальной культуре и, возможно, разное происхождение. Наиболее ярко это демонстрирует существование двух крупных групп памятников: черногоровской и новочеркасской.

http://s9.uploads.ru/t/YaJx1.jpg

Оружием ближнего боя в киммерийскую эпоху были мечи и кинжалы из бронзы и железа или имевшие бронзовую рукоять и железный клинок. Большинство из них имело крестовидную рукоять с грибовидным или валиковидным навершием и перекрестье в виде опущенных вниз острых треугольников. Более совершенного оружия в то время не существовало, и поэтому оно широко распространилось на Северном Кавказе, в Центральной Европе и Волго-Камье. Были знакомы киммерийцам и железные наконечники копий. На некоторых из них в основании пера имеется пара небольших отверстий. Вместе с металлическим оружием в некоторых погребениях предскифской поры были встречены каменные цилиндрические молотки. К числу предметов, обычных для воинских погребений киммерийцев, относятся также каменные оселки.

http://s8.uploads.ru/t/kx3mS.gif
Предметы вооружения и конской сбруи из киммерийских погребений.

Для конской сбруи характерны бронзовые удила с однокольчатыми, стремечковидными и двукольчатыми петлями на концах. Им сопутствуют псалии различных модификаций, среди которых преобладают трехлопастные с лопастью на одном конце либо трехдырчатые изогнутые псалии с утолщением вокруг отверстий и шляпками на концах. Украшениями уздечек служили разнообразные бляхи с петлей на обороте, лунницы, шлемовидные подвески. Набор богато орнаментированных уздечных украшений из кости представлен в Зольном кургане близ
города Симферополя.

http://s8.uploads.ru/t/HeG7c.jpg

Для киммерийского искусства более всего типичны геометрические орнаменты в виде одинарных и концентрических кружков, розеток, разнородных спиралей, меандров и ромбовидных фигур. Этому искусству не были чужды и зооморфные образы, известные пока по единичным экземплярам.

http://s8.uploads.ru/t/FWkra.jpg

Знакомство с конским убором и вооружением киммерийцев убеждает в том, что их отряды не зря считались грозной силой в государствах древнего Востока, не случайно в борьбе с ними пали цари Фригии и Лидии, а ассирийцы искали союза с киммерийцами. Превосходство киммерийцев над лучшими армиями Передней Азии состояло, прежде всего, в их новой тактике, которая основывалась на создании массового легкого конного войска практически без обоза. Такое войско было необычайно подвижно, а при большой дальнобойности и пробивной силе киммерийских стрел, отличающихся высокими баллистическими качествами, могло постоянно держаться на безопасном расстоянии от противника. Стрельба велась в основном не через голову коней, а назад по ходу скачки. Кони, летящие табуном в сторону от опасности, почти не нуждались в поводьях и могли управляться одними шенкелями. Таким образом, обстрел велся на скаку, когда конный отряд мчался мимо противника и в сторону от него, но при всем том был убийственным. Боевые качества древневосточной конницы и колесничного войска не отвечали требованиям ведения войны с таким чрезвычайно быстрым, маневренным противником, каким были киммерийцы.

О могуществе киммерийского войска образно говорится в Библии: "Не будет в нем (народе, дальнем от края земли ,- С.М.) ни изнемогающего, ни утомленного; он не будет дремать и не будет спать; пояс не снимется с чресл его, и не разорвется ремень у сандалий его; стрелы его заострены и все луки его натянуты; копыта коней его подобны кремню, и колесницы его, как вихрь.
Однако, киммерийцы как этнос исчезли далеко не сразу. Часть их откочевала на запад и в лесостепные районы Украины, а другая - на протяжении еще довольно долгого времени продолжала противостоять скифам па малоазийском театре боевых действий. Это, однако, не исключало существования между скифами и киммерийцами кратковременных союзнических отношений, особенно во время их конфликта с Ассирией в 70-ые годы 7 в.до н.э., когда скифы впервые появились на исторической арене и нуждались в поддержке хорошо ориентировавшихся на древнем Востоке киммерийцев.

http://s8.uploads.ru/t/BMLea.jpg

Значительный интерес в этой связи представляет рассмотрение характера и динамики взаимоотношений киммерийцев с различными древневосточными государствами в 8-7 вв. до н.э. В последней четверти 8 в.до н.э. были военные столкновения киммерийцев с Урарту. В 7 в. до н.э. при преемниках ассирийского царя Саргона II -Асархаддоне (681-669 гг. до н.э.) и Ашшурбанипале (669-627 гг. до н.э.) свидетельства клинописных текстов о киммерийцах становятся более подробными и частыми. В 679/678г. до н.э. киммерийцы вторглись в Ассирию, но их царь Теушпа был разбит где-то в Малой Азии. Далее они фигурируют в качестве ассирийских наемников. В 676-675 гг. до н.э. киммерийцы вместе с урартами напали на Фригию. Поход был успешным. Урарты захватили много добычи и пленных, а Фригия была отдана на разграбление киммерийцам.

С 70-х годов 7-го века до н.э. военные действия киммерийцев переместились с востока Малой Азии па запад полуострова. Причиной тому было отсутствие на западе региона сильных государственных образований - ни Лидия, ни разрозненные греческие города ионийского побережья серьезной угрозы для киммерийцев не представляли. Напротив, они являлись удобными объектами для грабежа. Бесчинства киммерийцев привели к тому, что около 660 г. до н.э. Лидия и Табал обратились за помощью против них к Ассирии, что не помешало номадам напасть на Лидию. В битве с ними около 644 г. до н.э. лидийский царь Гиг был убит, а столица его царства, город Сарды, была взята и разграблена победителями. Вслед за Лидией киммерийцы обрушились на греческие ионийские города. Большой интерес представляет сообщение Стефана Византийского о том, что киммерийцы около ста лет владели городом Антандром на берегу Эгейского моря в северо-западной Малой Азии, и этот город даже назывался Киммеридой. О киммерийской оккупации малоазийской исторической области Вифиния сообщал Арриан.

В 50-х годах 7 в.до н.э. на помощь Лидии наконец пришла Ассирия. Направленные царем Ашшурбанипалом скифские отряды под предводительством Мадия разбили киммерийцев, которых тогда возглавлял Лигдамис и его сын Сандакшатру. Известно, что первый из них погиб в Киликии, в юго-восточной Малой Азии. Победа скифов над киммерийцами привела к поселению киммерийцев в Каппадокии и у города Синопа на южном берегу Черного моря. В конце 7 в. до н.э. лидийский царь Аллиат нанес им окончательное поражение.

Такой в целом представляется история пребывания на древнем Востоке киммерийцев, которые в течение довольно длительного времени (последняя четверть 8 -третья четверть 7 вв. до н.э.) играли значительную роль в жизни существовавших там государственных образований.

Об этнической принадлежности киммерийцев известно мало. На основании сохранившихся отдельных личных имен лингвисты делают вывод, что по языку, вероятнее всего, они были иранцами.

Рассмотренные нами свидетельства письменных и археологических источников позволяют сделать вывод о реальности киммерийцев  как древнейшего из народов Восточной Европы, оставивших заметный след в событиях мировой истории 1 тыс. до н.э.  По масштабам и мощи воздействия на окружающий этнокультурный мир, киммерийцы предваряют собой все те изменения  древнего мира, которые еще в больших масштабах происходят в эпоху скифского господства в Европе и Азии.

Источники:

http://fandag.ru/load/11-1-0-107

http://ukrmap.su/ru-uh7/276.html

Статья  В. П. Власова «Киммерийцы»
http://crimeagold.com.ua/peoples/kimmers.htm

Великая Скифия и суперэтнос русов. Часть 1
Перепечатка материалов сайта РусскоеДвижение.рф

crimeagold.com.ua›peoples/kimmers.htm

http://kdet.ucoz.ru/index/natisk_dlinnovolosykh/0-13

Отредактировано Valentina13 (29-01-2014 15:51:33)

+3

80

http://s9.uploads.ru/t/0guco.jpg

Чернолесская культура (укр. Чорноліська культура) — археологическая культура переходного периода от бронзового к раннему железному веку (IX—VII вв. до н. э.). Распространена была в лесостепной полосе Правобережной Украины между Днепром и Днестром, а также в бассейне р. Ворсклы на Левобережье. Название получила от городища в Чёрном лесу в верховьях реки Ингулец (Кировоградская область), открытого и исследованного в 1949 г. Чернолесская культура знаменует начало скифской эпохи. На западе граничила с племенами гальштатской культуры, на востоке — с племенами срубной культуры. Чернолесская культура является развитием белогрудовской культуры[2].

http://s9.uploads.ru/t/R6C7N.jpg
Женские наряды. Чернолесская культура.

Сначала была распространена в лесостепи между Днестром и Днепром, а со временем распространилась c запада на восток в бассейн реки Ворскла, откуда вытеснила на север племена бондарихинской культуры, что весьма напоминает рассказ Геродота о вынужденном переселении невров от змей (змей - символ фрако-фригийского Сабазия).

http://s8.uploads.ru/t/KGhIL.jpg
Сосуды чернолесских племен.

Большинство авторов согласно с тем, что чернолесская культура происходит от белогрудовской и комаровской культур, однако, с более отчётливым влиянием культуры причерноморских скифов. Комаровская культура, в свою очередь, является локальным вариантом культуры боевых топоров, подпавшим под влияние центральноевропейских и трансильванских культур. М.Гимбутас, однако, усматривает также связь чернолесской культуры с предшествующим появлением в регионе индоевропейцев и считает её локальным вариантом общей индоевропейской культуры.

Классическая чернолесская культура заканчивается к V в. до н. э., после чего следует период упрощения материальной культуры, интерпретируемый как обнищание в связи с политическим доминированием скифов. Вместе с тем на поздней стадии наблюдается рост укрепленных поселений, вероятно, для защиты от кочевников, сооружение многочисленных рвов, валов и деревянных стен. Плотность населения возрастает, а преемственность социокультурных традиций сохраняется. Драматическая смена археологических культур приходится лишь на II в. до н. э., когда в регионе появляются сарматы и позже — готы.

И следующее стихотворение, похоже, о встрече киммерийцев с чернолесцами.

Отредактировано Valentina13 (31-01-2014 04:37:27)

+2


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Поэзия » Гитара без тебя молчит