2. Первые шаги
Уже первые дни боев показали, что блиндированные поезда и автомобили могут и должны стать новым оружием, которое, будучи примененным в умелых руках, может оказаться решающей силой на решающем направлении.
Особенно неприятным было то, что Германские войска в Восточной Пруссии успешно применяли автомобили, вооруженные пулеметом за броневым щитом, в составе кавалерийских отрядов, совершавших налеты на тылы наших войск и обозы.
Им пытались противодействовать боевые машины, выполненные в мастерских Северо-западного фронта – два легковых автомобиля «Форд-Т» и грузовой автомобиль SPA, вооруженные трофейными пулеметами «Максим-Шварцлозе», уязвимые места которых по приказу генерал-майора Янова были покрыты трофейными германскими стрелковыми щитами. Если легковой автомобиль вооружался одним пулеметом, установленным справа от водителя, то в закрытом броней кузове грузового автомобиля таких пулеметов помещали уже два, что позволяло вести одновременный огонь по обоим бортам машины.
Первые же боевые столкновения с противником, в которых участвовали означенные блиндированные автопулеметы, показали их несомненную полезность, и командующий Северо-Западным фронтом генерал от кавалерии Жилинский издал приказ об установке брони и вооружения на имевшихся в его распоряжении еще 4 грузовых автомобилях, сведя все автопулеметы в дивизион из 2-х батарей.
Но первые бои выявили также и недостатки автопулеметов. Ими являлись:
1. Легкая поражаемость радиатора автомашины в бою, и потеря ею хода.
2. Плохая проходимость автомашины, нагруженной броней, пулеметами и запасом патронов, дополнительный вес которых достигал 120 пудов и в дальнейшем мог вырасти еще более.
3. Трудность быстрого ухода от обстрела в условиях плохих дорог, так как разворот автомобиля вследствие плохой проходимости занимает очень много времени.
4. Недостаточность вооружения автопулемета, так как даже простой окоп делает пехотинца неуязвимым для огня пулеметов. Высказывалось пожелание вооружить некоторое количество автопулеметов противоштурмовой пушкой с независимой наводкой за щитом.
14 августа военный министр Российской империи подписал приказ о сформировании трех блиндированных автомобильно-пулеметных батарей в составе каждого из воюющих фронтов.
Командиром первой автомобильно-пулеметной роты был назначен полковник гвардии егерского полка А.Н. Добржанский, который к 5 сентября предложил свой схематический чертеж блиндированного автопулемета на легковом шасси автомобиля «Руссо-Балт». Он также предложил схематический чертеж блиндированного автомобиля, вооруженного 47-мм пушкой Гочкиса в кузове за коробчатым щитом. Первые блиндированные автомобили заводской постройки изготовлялись в бронепрокатной мастерской Ижорского завода по чертежам инженер-механика Грауэна.
Структурно первая автопулеметная батарея состояла из 3-х взводов, каждый из которых укомплектовывался 3-мя легковыми автопулеметами («Руссо-балт тип С 24/40») и одним пушечным (На роту подано 1 грузовой автомобиль «Маннесман-Мулаг» и 2 грузовых «Остина»).
Состав и вооружение рот других фронтов предполагалось аналогичным.
Однако бронепрокатная мастерская ижорского завода не успевала с созданием блиндированных автомобилей для других фронтов, кроме того, остро не хватало автомобилей «Руссо-Балт», которые и предлагал блиндировать полковник Добржанский. Поэтому военный министр согласился с тем, чтобы остальные роты получили боевые машины иной конструкции, но в целом аналогичные по боевым характеристикам. Боевые машины для второй автопулеметной батареи создавались в мастерских Военной автомобильной и Офицерской стрелковой школ по проекту начальника последней – полковника Н.М. Филатова.
Не имея автомобилей «Русско-Балт», но получив от ГВИУ 6 легковых автомобилей «Форд-Т», полковник Филатов принял решение использовать имеющееся, предельно облегчив вес броневой защиты, для чего всячески уменьшил размеры защитного корпуса и отказался от кругового обстрела из пулемета, установив его в корме автомобиля.
Он же был инициатором движения автопулемета в бой задним ходом, так как это позволяло быстро выйти из зоны обстрела простым переключением передачи и защищало радиатор. Для уменьшения общей высоты машины было принято решение о размещении водителя и пулеметчика в бою полулежа и лежа. На марше же они могли садиться, обозревая окрестности через открывающиеся двери в крыше корпуса поверх бортов. Чтобы водитель мог вести бронеавтомобиль в бой задом наперед, в мастерских Офицерской стрелковой школы спроектировали и изготовили специальное переключаемое перископическое устройство. Для улучшения проходимости задние ведущие колеса автопулемета были оборудованы двойными скатами.
Командиром второй автопулеметной роты был назначен капитан Халецкий, но так как он получил оснащение батареи не полностью (вместо 6 пулеметных машин только 4 шт), его рота была дополнена 2 легковыми автомобилями «Форд-Т», вооруженными пулеметом за броневым щитом, с откидываемой щитовой защитой радиатора, а также двумя грузовыми автомобилями, в кузове которых установлены 37-мм полуавтоматические пушки Гочкиса с плечевым упором. Несмотря на поспешность в доделке батареи, на фронт она смогла попасть только к марту 1915 г. и приняла участие в отражении немецкого наступления.
Третья автопулеметная рота формировалась в Колпино на автомобилях «Рено», выпуск которых начался в 1913 г. в Рыбинске. Все первые шесть заблиндированных легковых автомобилей, поставленных с завода, были выполнены по французскому проекту, но сочтены негодными к применению, так как имели защиту лишь из 3-3,5-мм бронелистов, и не имели броневой крыши.
Проведенные в офицерской стрелковой школе испытания показали, что 3-мм броневые листы, поставленные французской стороной, пробиваются винтовочной пулей с дистанции более 250 шагов, а из пулемета – даже и значительно далее. Пулемет «гочкис» устанавливался в них безо всякой защиты, что также было признано никуда не годным. Немного лучше обстояло дело с грузовой машиной, заблиндированной и подготовленной для вооружения пушкой. Для этой машины инженеры «Русского рено» взяли чертежи пушечного грузового автомобиля «Маннесман-Мулаг», переработали их под шасси Рено грузоподъемностью 4 т, и установили в кузове 47-мм морскую длинную пушку Гочкиса за коробчатым щитом. По настоянию начальника офицерской стрелковой школы полковника Н.М. Филатова, вертикальное бронирование грузового «рено» было усилено до 4,5–5-мм листов хромоникелевой брони особой закалки, аналогичной поставленной для автопулеметов «Руссо-балт», что благотворно сказалось на непробиваемости его пулей. Таким образом, третья рота, командовать которой был назначен капитан И.Н. Бажанов, отбыла на фронт осенью 1914 г., имея лишь 2 блиндированные пушечные машины, наскоро довооруженные ружьями-пулеметами Мадсена, тогда как 4 автопулемета только начинали блиндировать в мастерских.
Чтобы хоть частично компенсировать весьма слабые силы батареи, по настоянию начальника военной автомобильной школы, полковника П.А. Секретева, батарея была временно усилена еще тремя грузовыми автомобилями «Рено» и «Олдейс», в кузове которых за легким щитом ставилась 37-мм автопушка «Максима-Норденфельда», выпуск которых для нужд флота предполагалось освоить на Путиловском заводе. Никакой иной защиты, кроме орудийного щита, в указанных автомобилях не имелось.
Отредактировано Дьяк (05-09-2013 16:50:47)