Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Александра Баренберга » Голем из будущего, книга третья


Голем из будущего, книга третья

Сообщений 151 страница 160 из 281

151

Глава 21.

   На первый взгляд, уютно расположившийся на прибрежных холмах, омываемый водами Днестровского лимана городок Тира подозрений не вызывал. Знаменитой в последующие века мощной Аккерманской крепости здесь еще не существовало, вместо нее на скалистых берегах торчали отдельные группы домов, обнесенные гораздо менее внушительными стенами. Вон та группа, чьи массивные каменные дома увенчаны типичными итальянскими крышами с одинаковыми треугольными скатами - наверняка искомый генуэзский квартал. О чем свидетельствовала также располагавшаяся в центре квартала католическая церковь. Остальные дома города в основном до текущего "евростандарта" явно не дотягивали, а некоторые жилища, при ближайшем, с помощью подзорной трубы, рассмотрении, и вообще оказались шатрами кочевников. Такой же шатер, только побольше, располагался и на месте полуразрушенного древнего акрополя, возвышавшегося над остальным городом.
   Что именно находилось сейчас на месте древнегреческой колонии Тира и будущего Белгорода-Днестровского, заранее достоверно разузнать не удалось. Ни здесь, ни у "меня". Лишь в Генуе нас уверили, что в устье Днестра существует небольшая генуэзская колония, находящаяся в хороших отношениях с господствующими в местных степях половцами, и снабдили рекомендательным письмом к соотечественникам. Картина, наблюдаемая сейчас с борта лавирующей у входа в гавань "Царицы", вроде бы соответствовала вышесказанному. Несколько десятков солидных, западного типа домов, более-менее приличный с виду порт, с удобно расположенными пирсами и складами, свидетельствовали о наличии европейской торговой колонии. А располагавшиеся в беспорядке шатры и хлипкие временные строения, между которыми паслись массы коней, козлов и овец, явно принадлежали местному "пахану" из половцев и его соплеменникам, стригущим купоны с едва теплящейся, судя по всему, международной торговли.
  - Как думаешь, придется идти на поклон к вождю куманов, или твои соотечественники сами все организуют? - поинтересовался я у Джакомо, занятого выбором подходящего галса при не очень благоприятном для причаливания ветре.
  - Я знаю о здешних обычаях не более тебя. А то и менее! - не очень приветливо ответил старый капитан, озабоченный борьбой с течением. И рассудительно добавил: - Причалим - узнаем!
   Возразить на это было решительно нечего, и дискуссия угасла, толком не начавшись. Да и о чем тут дискутировать? Все уже многократно обсуждено за время недельного плавания через Черное море. После ликвидации последствий пожара на "Царице", скромных похорон Цадока, тело которого, вопреки еврейской традиции, предали не земле, а воде (слишком уж жаркая погода стояла, чтобы хранить труп до достижения суши) и недолгой борьбы с неблагоприятным ветром, времени на подготовку оставалось еще предостаточно. Поэтому бойцы уже заняли места согласно боевому расписанию, на всякий случай. Мало ли, какая встреча может ожидать подозрительную флотилию в расположенном далеко не в самом цивилизованном месте городе?
   Но никакой особенной встречи не приключилось. Представителей степняков на пристани не оказалось, только десятка два стражей, состоявших как из настоящих генуэзцев, так и из наемников трудноопределимой национальности. Наемники были одеты и вооружены поскромнее итальянцев, а дырок между гнилыми зубами имели побольше. Вот и вся разница.
   Плотный пожилой генуэзец, ответственный за порт и сопутствующие сооружения вроде складов, забаррикадировавшийся со своими людьми в преграждающей единственную узкую дорогу к городу небольшой каменной башенке, поначалу взирал на нас ее вершины с большим недоверием. Понять его можно - неожиданное появление большого количества незнакомых кораблей далеко не всегда означает приятный сюрприз. Особенно в этих, сравнительно диких местах. Это правило итальянец должен был знать четко, иначе ни за что не дожил бы до своего немалого, на вид, возраста. Однако предъявление рекомендательных писем от главы семейства Спинола, сопровождаемое пояснениями капитана Джакомо, даваемыми на родном языке, резко изменило его отношение к неожиданным гостям.
   Массивные, оббитые железными полосами створки дверей башенки приоткрылись и нас с Джакомо пригласили войти внутрь. Вскоре, под бутыль неплохого местного вина (и обещание угостить привезенным из Италии), мы быстро получили ответы на все волновавшие до прибытия вопросы. Да, торговлей по Днестру ведают генуэзские купцы, по соглашению с местным половецким ханом (после второго кубка молодого вина его смешное имя как-то не отложилось в памяти), за что платят ему определенный налог с количества товара. Да, половцы порт не охраняют, им пофиг, лишь бы сбор вовремя платили. И, вообще, их тут мало, только какой-то родственник хана, назначенный последним следить за торговлей и получать свою долю, с парой десятков всадников и их семьями. Еще в городе, кроме генуэзцев, живут немногочисленные наследники старых греческих колонистов, занимающиеся виноградарством и разведением коз, и все.
   Дальнейшая беседа плавно перетекла в диалог уже хорошо подвыпивших Джакомо и начальника порта Маурицио, который требовал новостей с далекой родины в подробностях. Потеряв нить разговора, полностью перешедшего уже на итальянский, я понял, что сегодня серьезного обсуждения планов не состоится. Так и случилось - уже в потемках наш новый друг, с помощью своих трезвых бойцов, "отконвоировал" обоих в стельку пьяных гостей к причалу, где давно маялся переживавший за наше долгое отсутствие Давид с вооруженным отрядом.
   Деловые же переговоры состоялись только в следующий полдень, когда к нам на борт явилась делегация руководителей торговой общины, в сопровождении уже трезвого, как стеклышко, Маурицио. За неспешным обедом, плавно перетекшим в ужин, и заключили требуемое соглашение. Представители генуэзцев обязались проводить нас вверх по течению до Галича. За сумму, от размеров которой волосы вставали дыбом. Прошлогодний поход в Америку нам, пожалуй, дешевле обошелся. Правда, корабль тогда был всего один. К чести генуэзцев надо отметить, что те предоставляли не только лоцманов, но и баржи, на которые придется перегружать часть груза, чтобы пройти отмели и пороги. Совсем непроходимых мест до Галича, по словам местных купцов не имелось, однако отмелей на реке предостаточно, а осадка наших, предназначенных для морских путешествий судов, и так велика. Кроме того, вместе с баржами купцы выделяли табун лошадей, предназначенных эти баржи, вместе с нашими корабли, тянуть против течения в отсутствие подходящего ветра. Ну и работников, управляющихся со всем этим хозяйством, тоже. А еще представителей, способных устаканить внезапные претензии всех кочующих в окрестностях степняков, когда деньгами, а когда и угрозой разборок с участием "крышующего" генуэзцев хана Осалука. Путь-то проходил далеко не по самым спокойным территориям! Короче, платили мы такие огромные деньжищи не за красивые глаза, а за реальную, сложную работу. Остается только надеяться, что все обещания хозяева выполнят…

+10

152

Barr написал(а):

Так и случилось - уже в потемках наш новый друг, с помощью своих трезвых бойцов, "отконвоировал" обоих в стельку пьяных гостей к причалу, где давно маялся переживавший за наше долгое отсутствие Давид с вооруженным отрядом.

Тута логично бы эпизод о незапланированом попадании гг в 21в.

+2

153

Орлов Гай написал(а):

Тута логично бы эпизод о незапланированом попадании гг в 21в.

Да, я даже планировал об этом упомянуть, но как-то вылетело :) Добавлю, спасибо!

0

154

Barr написал(а):

Кроме того, вместе с баржами купцы выделяли табун лошадей, предназначенных эти баржи, вместе с нашими корабли, тянуть против течения в отсутствие подходящего ветра. .

вместе с нашими кораблЯМИ

+1

155

Barr написал(а):

Совсем непроходимых мест до Галича, по словам местных купцов не имелось, однако отмелей на реке предостаточно, а осадка наших, предназначенных для морских путешествий судов, и так велика

Лажа. Конкретная. Уже Чобручский перекат для ваших корабликов непроходим - а это каких-то 70 км вверх по течению. Для плоскодонных барж Днестр судоходен до Хотинского порога (сейчас меньше, только до Сорок), а с Галича грузы по реке можно сплавлять только весной, по высокой воде - и только вниз. Ну, еще осенью лес плотами там сгоняли - по второму подъёму, но это риск, потому как год на год не приходится.
Просто между Галичем и Мельницей-Подольской на Днестре есть десятки мест, где его летом курица вброд переходит. А вот весной там хорошо за 5 м может быть - но это "белая вода".
Да и с Дубоссарами непонятно, что там водохраном затопило - но вроде тоже какое-то препятствие для судоходства.
PS. Нашел еще чуть-чуть. попытки сделать регулярное пароходное судоходство на Днестре предпринимались с 1843 года, но на протяжении тридцати лет все они оканчивались неудачей. Вышел каменный цветок только в 1893 году, но для этого пришлось девять лет заниматься дноуглобительными и прочими работами по благоустройству русла ценой в миллион тех рублей (полторы тонны золота).

Отредактировано Andrey_M11 (24-12-2013 03:17:21)

+1

156

Andrey_M11
Я не нашел конкретной информации о древнем судоходстве на Днестре, кроме указания, что в средние века торговый оборот по реке был регулярным и мнения, что в те времена Днестр был более полноводным. Был бы благодарен за любую достоверную информацию по теме - про перекаты, пороги, где располагались волоки, если известно, и т.д.

0

157

Barr написал(а):

Был бы благодарен за любую достоверную информацию по теме - про перекаты, пороги, где располагались волоки, если известно, и т.д.

Вообще-то инфа не достоверная, а моё ИМХО. Думаю, про регулярное судоходноство по Днестру правда. В конце концов  "из варяг в греки" местами вовсе по-суху шёл. Емнип где-то читал, разгружали, перетаскивали, перекатывали, загружали... Другое дело, как корабли гг там пройдут? Это-же не славянские ладьи - по сути большие лодки, пусть и с мореходностью. Мороки больше и вообще реально ли... Хм, сразу вопрос, а нужно ли это? На хрена гг морские корабли в Галиче? Потом ведь ещё и обратно тащить придётся. Нехай они в Чёрном море и остаются. Нанимать не огромное количество людей и лошадей, а на порядок меньше, а на "сэкономленное" ;) купить простые купеческие лодки.

+1

158

Дед Федот написал(а):
Орлов Гай написал(а):

На хрена гг морские корабли в Галиче? Потом ведь ещё и обратно тащить придётся. Нехай они в Чёрном море и остаются. Нанимать не огромное количество людей и лошадей, а на порядок меньше, а на "сэкономленное"  купить простые купеческие лодки.

Резонно. Только одно уточнение: а как быть с американским золотом? Оставить надежную охрану и самим кораблям, и золотому запасу? То есть разделить отряд? В Галич ГГ не на прогулку идет, не просто в гости к приятелю Олегу-Владимиру... Он там вроде базу собрался строить. Взять стратегическое золото с собой, перегрузить на ладьи? На глазах у степняков?
В общем, подали уважаемому Автору информацию к размышлению. Интересно, какой он выход найдет.

Согласен. Однако
1. из последних постов получается, что... Галич как база не очень то и подходит. Лень смотреть, как там с нужными ресурсами, не сомневаюсь, автор сам уже это выяснил. Но на первый взгляд всё преимущество это "свой" правитель. До моря добираться - проблема. Не в каждый сезон, с немалыми проблемами. По сути Галич для кораблей гг - ловушка. Степняки! Да и само Чёрное море - ловушка. Опять традиционно надо командирскую башенку и промежуточный патрон вводить проливы контролировать.
2. В любом случае выход к морю, пусть даже Чёрному, нужен. И базу лучше бы на побережье делать. Вот тут надо думать - где? Выход к морю у Галицко-Волынского княжества вроде есть, но нужно ли заново порт строить? Не легче ту же Тиру захватить, купить, короче захапать? А лучше смотреть где там на побережье ресурсов нужных побольше. Они же русские князья такие... Не сомневаюсь, если покопаться у Олега вполне могут оказаться права на Тьмутаракань (не важно существует ли она сейчас, главное, есть ли силы и толк захватить удержать) или ещё чего присмотреть.
3. Если база постоянная свои корабли в Чёрном море по любому нужны постоянно. Причин множество, думаю они и так понятны.

0

159

Орлов Гай написал(а):

На хрена гг морские корабли в Галиче?

Все, пожалуй, что и не нужны. Просто не уверен, что в Тире найдется достаточной количество мелких суденышек, чтобы перегрузить весь груз. А еще потом обратно надо будет двигать, причем в еще большем количестве. Поэтому приму промежуточный вариант. В Тире останутся большие неповоротливые нефы, а корабли нового типа, поменьше, у которых осадка даже в груженном состоянии не превышает 2-2.5 метра, пойдут в Галич, вместе с нанятыми лодками. На перекатах их можно разгрузить и перетянуть по волоку, наверняка такие были подготовлены по маршруту.

0

160

Barr написал(а):

у которых осадка даже в груженном состоянии не превышает 2-2.5 метра, пойдут в Галич, вместе с нанятыми лодками. На перекатах их можно разгрузить и перетянуть по волоку, наверняка такие были подготовлены по маршруту.

Та вы шо, какие 2 метра??? Там испытывали трудности баржи и пароходы с двухфутовой осадкой. Про верхний участок я вообще молчу - я ходил от Галича до Иване-Пусте 9 раз, и если весной (март-апрель) с уровнем воды все пучком - 7-8 м от ординара не редкость, но это белая вода и сплав на катамаране, хрен подымешься; то летом на байдарках регулярно приходилось из них выгружаться и проводить над мелями на руках, а то и переносить. Осадку "Тайменя-2" представляете?
Дальше гидрографию Днестра я представляю плохо, но про мытарства с судоходством до расчистки и зарегулирования даже в Википедии написано. На перекаты 800 пудов динамита истратили - это ж сколько их было? Пшеница из Тирасполя в Одессе стоила вдвое дороже, чем из Василькова, несмотря на то, что втрое ближе и, по идее, без перевалки.

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Александра Баренберга » Голем из будущего, книга третья