Продолжение:
Свое обещание я выполнил. Не прошло и месяца, как возле моста, вместо беспорядочно валявшихся на набережной стройматериалов и нехитрого инструментария появилась огороженная высоченным забором площадка. Доступ внутрь был дозволен только тщательно отобранным работникам. Причем все они, как один, являлись "гастарбайтерами", то есть не местными жителями. Основным источником надежной в смысле неболтливости рабочей силы стали экипажи зазимовавших в Англии торговых судов, по традиции уволенные нанимателями почти в полном составе. Это была обычная практика. Моряки из местных на зиму разбредались по родным деревенькам, а вот чужакам приходилось тусоваться до весны в припортовых кабаках, перебиваясь случайными подработками и тратя заработанные за летнюю навигацию деньги. Так что недостатка желающих наша стройка не испытывала.
Для большей секретности для работников внутри огороженного периметра их же силами по-быстрому возвели временные жилые бараки, бани, лазарет и даже филиал ближайшей таверны с отборными "девочками". Теперь им вообще незачем было покидать стройплощадку. Вот так и удалось устроить закрытую базу для необходимой нам подготовки в самом центре английской столицы, причем с разрешения короля, подкрепленного соответствующим указом. "Отмазка" нашлась железная - предотвращение воровства стройматериалов и намеренных диверсий на стратегическом объекте.
- Враги же не дремлют, Ваше Величество! - объяснял я Иоанну и его канцлеру. - Французский король Август многое отдаст, чтобы лишить Англию источников дохода, необходимых для продолжения войны! Что может быть лучше, чем срыв важного для расширения торговли строительства?
Доводы пали на плодородную почву. Подозрительный по жизни король долго не ломался и вскоре выдал разрешение на введение непривычного еще тут режима секретности. Нет, разумеется, сам монарх, канцлер и другие должностные лица королевства могли посещать стройплощадку с инспекциями, но к таким визитам мы успевали заранее подготовиться, спрятав все "лишнее". Канцлер Уолтер, разумеется, попробовал внедрить сюда осведомителей, но при введенной системе найма это была нетривиальная задача и мы их отследили сразу же. Нет, нет, их вовсе не нашли на следующий день с кинжалом в спине! Зачем злить Его Преподобие? Просто этих людей пристроили на работы с противоположного конца моста, где они при всем желании не могли увидеть ничего предосудительного. А в барак они возвращались уже затемно.
Первым делом, после устройства базы, на специально построенный внутри пирс была переведена "Царица Савская" и ее измученный длительным и почти безвылазным пребыванием на борту экипаж смог, наконец, регулярно пользоваться благами цивилизации в виде нормального жилища, бани и упомянутого кабака с его работницами. Теперь на корабле постоянно дежурил лишь наряд из десятка бойцов. Но находившиеся на берегу тоже не расставались с оружием, готовые к немедленному его применению при нужде.
Пирс для корабля устроили ниже по течению от строящегося моста, а выше еще до нашего прибытия располагались причалы, куда регулярно приставали баржи, груженные кусками известняка. Сам же камень добывали на каменоломнях в поймах Темзы неподалеку от города. Обратно пустые баржи тянули бригады бурлаков, усиленные ослами. Или наоборот, я не вникал.
Окончательно обтесывали камень уже здесь. Раньше делали это вручную, сбивая крупные выступы зубилами и шлифуя затем абразивным составом из каменной крошки, смешанной с речным песком. Естественно, это занимало уйму времени и, кроме того, размеры получавшихся блоков выходили сильно разными, что требовало еще долгой подгонки по месту. Однако зазоры все равно оставались огромными, и их приходилось заливать огромным же количеством связующей смеси, изготовлявшейся тут же. Что тоже отнимало много рабочей силы и ресурсов. А рабочая сила, кстати говоря, состоявшая в основном из отбывающих "номер" окрестных крестьян и бедных горожан, обязанных отрабатывать определенное количество дней на государственных работах, пахала не так чтобы с огоньком.
Всю эту "контору" я, естественно, разогнал. На уже возведенных опорах были устроены водяные мельницы, разумеется, более совершенные, чем только еще входящие кое-где в моду в Европе. Бронзовые подшипники для них отливали по заказу в частных мастерских, а вот окончательную доводку осуществлял лично штатный корабельный кузнец Ишай, с помощью споро восстановленного из хранившихся на судне частей токарного станка, демонтированного весной из мастерской в Мюнхене. Расстояние между опорами, стоявшими на девятнадцати искусственных островках из камня и хвороста, укрепленных дубовыми сваями, составляло всего семь метров. Поэтому течение в проходах заметно усиливалось, с силой раскручивая установленные водяные колеса.
Естественно, молоть на мельницах предполагалось отнюдь не зерно. Мощные дубовые валы и система кожаных ремней передавали движение на примитивный шлифовальный станок. Причем на ближней к берегу опоре "мельница" была настроена на грубую обработку, а точно такая же, установленная на следующей - на финальную. В результате скорость обработки возросла в разы, так же, как и точность. И зазоры между блоками стали минимальными, что сказалось и на количестве необходимого раствора. Кроме того, в одну из "побывок" рассчитал с помощью инженерной программы толщину перекрытий, которая, даже с пятикратным запасом прочности, выходила вдвое меньше, чем заложенная в проект, не иначе, как с помощью пальца и потолка, покойным уже архитектором моста. И на этом получилось сильно сэкономить, не говоря уже о заливке слабо нагруженных объемов в опорах бетоноподобной смесью, усиленной каркасом из сплетенных ивовых веток. Ну а строители, занимавшиеся непосредственно укладкой, были организованы в бригады, и получали плату в зависимости от темпов и качества работы. Лучшая по итогам недели бригада награждалась бесплатным "абонементом" на общение с работницами горизонтального труда. Стимулирование себя оправдало, работа пошла несравнимо быстрее, чем до нашего прибытия.