Оттуда же:
Инженерство
Стенограмма процесса «Промпартии», полностью опубликованная в 1931
году, позволяет увидеть те скрытые пружины борьбы вокруг планирования,
которые действовали в 1925-1930 годах, и понять, на чем строилась и как
развивалась позиция оппонентов плановиков-коммунистов. В этом отношении
стенограмма процесса «Промпартии» является важным источником по истории
советского планирования. Подсудимые, помимо моментов, связанных с
вредительством и контактами с заграничными эмигрантскими организациями,
подробно характеризовали настроения в кругах старого инженерства, их
политическую позицию и отношение к хозяйственным и плановым вопросам.
Старое инженерство в поздней литературе часто рисуется сильно
идеализированно, с упором на то, что это были высококлассные специалисты,
политикой почти не интересующиеся. В этом была серьезная доля истины,
поскольку почти все подсудимые по делу «Промпартии» действительно
признавали, что были малосведущими в политических вопросах.
Но при этом тщательно обходится вниманием три немаловажных
обстоятельства. Первое обстоятельство состояло в том, что старое инженерство
было замкнутой корпорацией, не впускавшей в свои ряды чужаков. Второе
обстоятельство состояло в том, что до революции крупное инженерство или
прямо смыкалось с крупной буржуазией (многие инженеры были одновременно
владельцами или акционерами производств), или было с ними тесно связано.
Упомянутый уже С.А. Хренников был директором Сормовских заводов и был
тесно связан с одним из самых крупных капиталистов в дореволюционной
России — А.И. Мещерским. Связи не прервались и после революции. Третье
обстоятельство состояло в том, что Пальчинский, Хренников, Рабинович и
Федорович, как показывал Рамзин 28 ноября 1930 года, были руководителями
инженерного мнения, были создателями крупных инженерных общественных
организаций719.
Если учесть эти три обстоятельства, то «физиономия», как выражался
719Процесс «Промпартии» (25 ноября — 7 декабря 1930 года). Стенограмма судебного процесса и
материалы, приобщенные к делу. М., «Советское законодательство», 1931, с. 154
Крыленко, старого инженерства предстает совершенно в другом свете.
К этому можно добавить еще два обстоятельства. Верхушка старого
инженерства занимала до революции привилегированное положение, имела
крупные состояния: счета в банках, имения, собственные предприятия. После
революции они всего этого лишились. В силу этого обстоятельства они не
могли хорошо относиться к Советской власти. Наконец, среди инженеров
Пальчинский обладал политическим опытом: участвовал в революции 1905
года, долго жил в эмиграции в Италии, а после возвращения в Россию в 1913
году был организатором синдиката «Продуголь» и акционером сразу
нескольких обществ. Во время войны он был активным участником
центрального Военно-Промышленного комитета. Пик его политической и
государственной деятельности приходится на 1917 год. Он был наиболее
подкованным в политических вопросах среди всего старого инженерства, что и
позволило ему обрести на них огромное влияние.
Если не впадать в идеализацию старого инженерства, то нужно признать,
что Пальчинский, Хренников, Рабинович и другие из их числа, неизбежно
должны были заниматься антисоветской деятельностью, поскольку имели
сильные стимулы к этому. Остальных инженеров они использовали в качестве
исполнителей своих замыслов.
Скажем, Рамзин показывал, что его склонили к вредительству не сразу и
только в начале 1927 года. Сначала, когда он стоял на советской платформе,
старое инженерство организовало вражбедное к нему отношение и даже
травлю. Но впоследствии, его убедили в неизбежности краха советской
политики: ««В этом разговоре Пальчинский и Рабинович весьмиа усиленно
убеждали меня в том, что экономический крах советского политики совершенно
неизбежен, ссылаясь на имена целого ряда руководящих инженеров...», -
рассказывал Рамзин о своем разговоре в начале 1927 года720.
Один из прокуроров, В. Фридберг задал Рамзину уточняющий вопрос:
«Фридберг. И на какой почве вы сошлись окончательно?
Рамзин. В основной оценке политики советской власти в начале 1927 года,
то есть оценке этой политики, как гибельной для страны и неизбежно ведущей к
катастрофе или кризису народного хозяйства. И второй практический вывод,
который делался, что необходимо с этой политикой так или иначе бороться»721.
Пальчинский, Рабинович и Хренников использовали для вербовки
сторонников общие настроения в кругах старого инженерства, их
корпоративную замкнутость и вырастающую из этого убежденность в их
исключительной роли.
Рамзин показывал, что Пальчинский усиленно продвигал эту идею
инженерной исключительности: «Руководящую роль в управлении страной, в
управлении народным хозяйством должна принадлежать инженерству»722.
720Процесс «Промпартии» (25 ноября — 7 декабря 1930 года). Стенограмма судебного процесса и
материалы, приобщенные к делу. М., «Советское законодательство», 1931, с. 154
721Процесс «Промпартии» (25 ноября — 7 декабря 1930 года). Стенограмма судебного процесса и
материалы, приобщенные к делу. М., «Советское законодательство», 1931, с. 158
722Процесс «Промпартии» (25 ноября — 7 декабря 1930 года). Стенограмма судебного процесса и
материалы, приобщенные к делу. М., «Советское законодательство», 1931, с. 54
Кроме того, и сами инженеры, и сам Рамзин, были готовы к восприятию этой
идеи. По словам Рамзина, огромную роль в этом сыграла книга Карла Баллода.
Помимо того, что она стала одним из источников развития советского
планирования, она еще вдохновляла инженерство на притязания на особую
роль: «Суть сводилась к рациональному использованию всех сил народного
хозяйства путем рационального подхода к построению жизни, что возможно
осуществлять только при наличии соответствующих инженерно-технических
знаний и подготовки. Основной вывод, который можно было сделать из этой
книжки, сводился к тому, что управлять могут только техники и инженеры», -
показывал Рамзин, отводя Баллоду роль ведущего теоретика723.
Слабость политического мировоззрения старого инженерства существенно
облегчила работу Пальчинскому. Пожалуй, с Рамзиным они возились дольше
всего, в силу принятия им советской платформы и идеи теплофикации. Другие
старые инженеры, в силу их примыкания к идеям меньшевиков, эсеров, и даже
кадетов, вербовались еще легче, в силу их активного неприятия советского
строя, о чем они откровенно заявляли в суде.
Группа из Пальчинского, Хренникова и Рабиновича сложилась очень
быстро, за счет того, что они явно друг друга хорошо знали, и у них были
общие интересы. Как уже говорилось, все они очень много потеряли во время
революции.
Методы вредительства в планировании
Конечно, на процессе «Промпартии» ведущее место занимали вопросы
подготовки интервенции и связанные с этим переговоры с заграничными
эмигрантстскими организациями, в первую очередь, с «Торгпромом». Однако, в
объяснениях и показаниях, пдсудимые раскрыли и свои методы вредительства в
планировании, с помощью которых они намеревались ввергнуть народное
хозяйство в кризис, как раз к моменту планируемой интервенции.
Первоначально, «Инженерный центр» в 1926 году занимался, главным
образом, сохранением имущества старых владельцев, торможением развития
конкретных предприятий, передачей информации, а также работой по
предоставлению капиталистам концессий на особо выгодных условиях. Однако,
в связи с тем, что весной 1927 года заграничные круги сделали ставку на
интервенцию в СССР, перед «Инженерным центром» была поставлена другая
задача — затормозить развитие всего народного хозяйства в целом и по
возможности ввергнуть его в кризис, особенности в угольной,
металлургической промышленности и на транспорте, что должно было
облегчить интервенцию.
Руководство «Инженерного центра» принялось вербовать работников
Госплана. Калинников показывал на процессе: «В 1927 году, как Хренников мне
сказал, вопрос о переходе с конкретного вредительства на плановое уже начал
усиленно занимал круги «Инженерно-технического центра». Ему было
723Процесс «Промпартии» (25 ноября — 7 декабря 1930 года). Стенограмма судебного процесса и
материалы, приобщенные к делу. М., «Советское законодательство», 1931, с. 159
необходимо привлечь центральную фигуру из Госплана Союза, через котороую
проходили бы ответственные планы по промышленности. Вот почему
Хренников обратился ко мне с предложением принять более близкое участие в
«Инженерном центре»724.
То же самое говорил и Рамзин: «Шли разговоры о создании своего
инженерского госплана, который должен корректировать в соответствии со
взглядами и убеждениями инженерства, ту экономическую политику, которую
проводит советская власть. Говорили о том, что помимо официального
Гсоплана, нужно иметь свой инжеренский госплан, через который и следует
влиять на экономическую политику, проводимую советской властью, путем, во-
первых, вербовки ряда членов из официального Госплана и проведения через
них своей политики»725.
Собственно, такими агентами «Инженерного центра» в Госплане стали
Калинников, Чарновский и Ларичев. В некотором роде они собирались
использовать Госплан в качестве инструмента для проведения своей политики,
как показал Чарновский 29 ноября:
«Чарновский. Я участвовал в обсуждении этой директвы. Сначала она
должна была быть представлена на одобрение Госпана, его промышленной
секции, а потом на утверждение.
Председатель. То есть под видом решения госплановской секции провести
свою директиву?
Чарновский. Да»726.
Основная работа была сосредоточена в угольной, металлургической
промышленности и на транспорте. К началу первой пятилетки, Донбасс был
главным источником топлива для южного, центрального и ленинградского
промышленных центров, от которых зависело все машиностроительное
производство, в частности, производство вооружений. «Инженерный центр»
поставил задачу сокращения поставок топлива и металла, создания топливного
и металлического дефицита.
Надо сказать, что вредители действовали весьма изобретательно.
Например, в сокращении использования местного топлива: торфа и бурого угля,
они не удовлетворились сокращением добычи торфа до 15 млн. тонн на конец
первой пятилетки, как показывал Рамзин. Была также развернута дискуссия о
соотношении местного и дальнепривозного топлива, которая раздувалась
намеренно, причем члены «Инженерного центра» защищали
взаимоисключающие позиции. Размин показал: «Были две постановки вопроса.
Одна заостряла вопрос о местном топливе, давая возможность отодвигать
проблему связи Юга и Северо-Запада и Юга и ЦПО. Вторая постановка, шла,
наоборот, в пользу преувеличения донецкого топлшива, она производила своего
724Процесс «Промпартии» (25 ноября — 7 декабря 1930 года). Стенограмма судебного процесса и
материалы, приобщенные к делу. М., «Советское законодательство», 1931, с. 185
725Процесс «Промпартии» (25 ноября — 7 декабря 1930 года). Стенограмма судебного процесса и
материалы, приобщенные к делу. М., «Советское законодательство», 1931, с. 160
726Процесс «Промпартии» (25 ноября — 7 декабря 1930 года). Стенограмма судебного процесса и
материалы, приобщенные к делу. М., «Советское законодательство», 1931, с. 203
рода демпинг по отношению к местному топливу»727.
Из этой дискуссии, которая получила свое отражение в хозяйственной
прессе, нельзя было понять, к чему склоняются хозяйственники. К тому же она,
выдвигая на первый план то одну, то другую точку зрения, позволяла
вредителям извлечь выгоду в любом случае. Упор на местное топливо серьезно
затруднял топливоснабжение Ленинграда и Центрально-промышленной
области вокруг Москвы, поскольку эти районы не обладали достаточными
ресурсами местного топлива. Упор на донецкий уголь также позволял
расстроить снабжение топливом во время войны, по примеру расстройства
хозяйства во время Первой мировой войны.
Помимо этого, как показывал Рамзин, умышленно задвигался на задний
план наиболее выгодный метод добычи торфа — фрезерный, а также
развивалась идея газификации торфа, которая получалась слишком дорогой и
капиталоемкой.
Другой удар по топливному хозяйству проводился через транспорт. Еще в
плане ГОЭЛРО была запланирована сверхмагистраль Донбасс — Москва —
Ленинград, по которому можно было бы легко снабжать крупные
промышленные центры донецким углем. В первой пятилетке прогнозировался
рост перевозок угля с 10 млн. до 20-22 млн. тонн, однако, как указывал Рамзин:
«При этом транспортные связи Севера с Донбассом к этому совершенно не
подготовлены».
В отношений этой сверхмагистрали также была умышленно развернута
дискуссия, в которой представители Госплана выступали за сверхмагистраль, а
представители ВСНХ — против, мотивируя свою позицию дороговизной
строительства. Прокурор уточнил во время допроса Рамзина 1 декабря:
«Крыленко. Установка, которая была дана по вопросу о
сверхмагистрализации, состояла в том, чтобы затянуть спор и ничего не делать?
Рамзин. В этом и была суть»728.
Наконец, третий удар по топливому хозяйству проводился через
электрификацию Донбасса. Рамзин признавал электрификацию ключевым
вопросом, поскольку от него зависела механизация и рост добычи угля. Потому
всеми силами тормозилось строительство Штеровской электростанции на
штыбах, запланированной еще в плане ГОЭЛРО, а на вопросы о том, где
Донбасс возьмет электроэнергию, вредители указывали, что энергоснабжение
будет возможно с Днепрогэса, когда он будет достроен.
Принцип комбинирования, положенный в основу всех планов развития
промышленности, был в этом случае весьма изобретательно извращен и
поставлен на службу вредительским целям. Не говоря уже о том, что во время
войны ЛЭП от Днепрогэса в Донбасс могла быть легко повреждена, что вызвало
бы резкое сокращение добычи угля.
Не менее изобретательно тормозилась электрификация Центрально-
промышленного района на основе подмосковного угля. По показаниям Рамзина,
727Процесс «Промпартии» (25 ноября — 7 декабря 1930 года). Стенограмма судебного процесса и
материалы, приобщенные к делу. М., «Советское законодательство», 1931, с. 305
728Процесс «Промпартии» (25 ноября — 7 декабря 1930 года). Стенограмма судебного процесса и
материалы, приобщенные к делу. М., «Советское законодательство», 1931, с. 305
торможение строительства Бобриковской станции было директивой
«Промпартии» (созданной летом 1928 года на основе «Инженерного центра»
после провала в Донбассе и ареста Пальчинского). Для этого также была
умышленно раздута дискуссия о строительстве Бобриковской или Тверской
электростанции. Проект Тверской электростанции разрабатывался в противовес
Бобриковской электростанции.
В отношении последней крайне медленно велась разработка проекта. Пока
он разрабатывался, он успел так устареть, что его пришлось переделывать.
Тогда Энергоцентру было заказано пять вариантов нового проекта, один из
которых рассчитывался на оборудование на 100 атмосфер, которое было только
в США и заказать которое было нельзя.
Для Каширской электростанции были заказаны мельницы «Резолютор» для
помола угля. Формально они подходили к сорту подмосковного угля. Но в силу
того, что в уголь имел включения колчедана, мельницы быстро выходили из
строя и нуждались в ремонте каждые 200 часов, то есть каждую неделю.
Рамзин показывал, что все эти вредительские меры по топливу должны
были помочь интервенции: «По плану 1929/30 года, то есть того года, в который
намечалась интервенция, при малейшем нарушении снабжения должна была
произойти топливная катастрофа...»729. По опыту Первой мировой войны уже
было известно, что топливная катастрофа неминуемо приведет к параличу
промышленности и транспорта, и поставит СССР на грань военного поражения.
Опыт 1917 года, тогда еще живой в памяти, самым наглядным образом
доказывал, что это вполне возможно.
В отношении металла проводилось минимальное планирование и создание
диспропорций. Черновский показывал о разработке плана по черной
металлургии: «… сначала Гартман, член нашего металлического центра,
предлагал для пятилетки цифру в 5 млн. тонн. Калинников не согласился с этой
цифрой, считая, что даже проводить ее невозможно, и предложил поставить 6
млн. тонн. Конечно, эта цифра для пятилетки была слишком мала, потому что
мы уже сейчас имеем свыше 5 млн. тонн за прошлый год. Затем поставили в
качестве оптимального варианта 8 млн. тонн, и получилось так — 6 млн. - 8
млн»730.
Калинников уточнял в своих показаниях, что вместе с установлением
низких плановых заданий проводилось расширение диспропорций: «На мне
лежала обязанность увязывать промышленный план. Когда я получил задание
из «Инженерного центра», а потом из ЦК вредительски увязывать этот план, то
я старался пропускать все те дефекты, которые получались в виде
несогласования развития отдельных отраслей, а также в виде диспропорций,
которые были во вредительских работах Госплана, а также и в планах,
представляемых из ВСНХ»731.
729Процесс «Промпартии» (25 ноября — 7 декабря 1930 года). Стенограмма судебного процесса и
материалы, приобщенные к делу. М., «Советское законодательство», 1931, с. 78
730Процесс «Промпартии» (25 ноября — 7 декабря 1930 года). Стенограмма судебного процесса и
материалы, приобщенные к делу. М., «Советское законодательство», 1931, с. 329
731Процесс «Промпартии» (25 ноября — 7 декабря 1930 года). Стенограмма судебного процесса и
материалы, приобщенные к делу. М., «Советское законодательство», 1931, с. 188
Все это делалось специально с целью понижения обороноспособности
страны:
«Чарновский. Сначала основная задача заключалась в замедлении темпа
металлургии.
Председатель. В каких целях?
Чарновский. В целях создания условий для охвата положения по
различным отраслям, задержки развития различных отарслей. Такова была
установка.
Председатель. А в какх конечных целях?
Чарновский. В целях помешать развитию тех отраслей, которые нужны
стране, содействуют ее быстрому экономическому подъему и укрепляют
обороноспособность страны.
Председатель. То есть понизить или разрушить обороноспособность
страны?
Чарновский. Понизить»732.
По расчетам вредителей, общий кризис должен был наступить к 1930 году,
и в этот момент должна была состояться интервенция. Подготовка к этому
началась с лета 1928 года, когда «Инженерный центр» был преобразован в
«Промпартию», с ЦК которого вошли: Хренников, Рамзин, Ларичев,
Калинников, Федотов и Чарновский. В этот момент вся тяжесть работы, в связи
с провалом в Донбассе, Шахтинским делом и арестом Пальчинского, была
пересена в плановые органы.
В октябре 1928 года в Париже состоялись переговоры с представителями
«Торгпрома» и французского Генерального штаба, причем Рамзин показывал,
что эти встречи проводились специально для того, чтобы выяснить серьезность
намерений и подготовки зарубежной стороны. Рамзин также пояснял: «Мы
указали на те последствия, которые создали два провала, а именно, что в
Донецком районе работа на довольно длительное время, по нашей оценке, была
разложена. Поэтому необходимо было перенести работу из производства в
плановые органы. Это и было той основной директивой, которую мы
предполагали утвердить и которая была принята»733. По его словам, провал в
планировании был незначительный, был арестован только Янушевский, и
нераскрытость ЦК «Промпартии», которую Пальчинский не выдал, делала
подрывную работу реализуемой.
В этот момент между Госпланом и ВСНХ шла усиленная борьба за
варианты пятилетки. То, что вредителям удалось провести свой вариант
развития металлургии в пятилетний план, было для них очень большим
успехом.
Немаловажный вопрос состоит в том, почему вредительство в
планировании, на которое был такой расчет, не привело к хозяйственному
кризису и к интервенции. Интервенция не получилась в силу внешних
обстоятельств. Главным плацдармом для наступления на СССР была Польша,
732Процесс «Промпартии» (25 ноября — 7 декабря 1930 года). Стенограмма судебного процесса и
материалы, приобщенные к делу. М., «Советское законодательство», 1931, с. 202
733Процесс «Промпартии» (25 ноября — 7 декабря 1930 года). Стенограмма судебного процесса и
материалы, приобщенные к делу. М., «Советское законодательство», 1931, с. 265
которая по соглашению с Францией, заключенному в начале 1920-х годов,
должна была содержать армию в 600 тысяч человек. По оценкам «Торгпрома»,
для вторжения в СССР надо было собрать армию в 800 тысяч человек, и в
дополнение к польской армии, требовалось еще собрать около 200 тысяч
человек из эмигрантов и из белогвардейцев, которые к тому времени сохраняли
свою военную структуру и организации.
Однако, польская экономика, подорванная финансированием большой
захватнической войны в 1918-1920 годах, последовавшей гиперинфляцией, в
решающий момент оказалась под ударами мирового кризиса — Великой
депрессии. Уже с мая 1928 года в Польше началось падение оптовых цен, с
осени — падение курсов акций и рост безработицы. Уже в январе 1929 года
безработных было 160,8 тысяч человек — 19,3% всех рабочих и служащих в
Польше734.
К этому моменту польское хозяйство не сумело достигнуть довоенного
уровня производства по всем ключевым отраслям экономики. В 1929 году
промышленное производство Польши составляло лишь 86,56% довоенного
уровня. Во время кризиса, к 1932 году производство упало на 53,7% к уровню
1929 года, по чугуну — на 70%, по стали и прокату — на 60%735.
В силу хозяйственных и финансовых трудностей, польская армия уже к
1924 году была сокращена до 350 тысяч человек, а экономический кризис и
вовсе сделал подготовку интервенции в СССР делом малореальным. Помимо
этого, экономический кризис серьезно ударил по всем странам Восточной
Европы, которые могли бы выступить в качестве плацдарма для интервенции:
Румынии и Чехословакии.
Расчет на интервенцию не оправдался. Хозяйственная слабость Польши в
решающий момент выбила ключевое звено из плана нападения на СССР.
Борьба за металл и поражение хозяйственников
Вредительство в планировании металлургии столкнулось с
организованным сопротивлением сразу же после утверждения первого
пятилетнего плана. В августе 1928 года в ВСНХ, то есть еще до самого пика
споров с Госпланом по вариантам пятилетнего плана, был подготовлен проект
увеличения выплавки чугуна с 8 до 10 млн. тонн. Причина такой позиции
лежала на поверхности. При всех расчетах выходило, что металлический голод
оставался неизжитым даже к концу пятилетия, при том, что возникало много
новых потребителей металла. О дефиците говорил также И.А. Калинников в
марте 1929 года. По его данным, в 1932/33 году дефицит по чугуна, рельсам,
балкам должен составлять от 3 до 8%736.
Прироста выплавки можно было бы добиться за счет увеличения мощности
новостроечных заводов, а также за счет реконструкции старых
734Гросфельд Л. Экономический кризис 1929-1933 гг. в Польше. М., «Издательство иностранной
литературы», 1954, с. 25
735Гросфельд Л. Экономический кризис 1929-1933 гг. в Польше. М., «Издательство иностранной
литературы», 1954, с 27
736 Калинников И.А. Проблемы металла и машиностроения. // Плановое хозяйство, 1929, № 3, с. 180
металлургических заводов «Югостали». ВСНХ в 1929 и 1930 году повел
упорную борьбу за увеличение планов выплавки чугуна.
Из отрывочных данных весьма нелегко проследить процесс изменения
плановых заданий и борьбу мнений. В общем и целом, план по чугуну
поднимался несколько раз, сначала с 8 до 10 млн. тонн, потом с 10 млн. тонн до
16 млн. тонн и даже до 17 млн. тонн. По уточненному варианту пятилетки,
разработанному в ВСНХ и долженному Куйбышевым на заседании Президиума
ВСНХ СССР 14 августе 1929 года, выплавка чугуна должна была быть
увеличена до 16 млн. тонн.
Необычайный разнобой цифр, встречающихся в литературе, по всей
видимости, отображает напряженную борьбу среди плановиков и
хозяйственников за цифру по выплавке чугуна. Очевидно, были группы,
которые доказывали реальность высоких показателей выплавки в размере 16-17
млн. тонн, а были группы, которые придерживались цифр в 10-12 млн. тонн.
Судя по тому, что Куйбышев упоминал Калинникова в своем докладе о
выполнении пятилетнего плана на XVI съезде ВКП(б), именно он был главным
оппонентом варианта пятилетки ВСНХ. Куйбышев сказал: «То есть тот план,
который мы предполагали выполнить в 5 лет, по мнению Калинникова мы
могли выполнить только в 8-10 лет»737.
Калинников на процессе «Промпартии» упоминает конференцию по
металлоснабжению, которая установила цифру в 10 млн. тонн и даже
разработала более или менее детальный план, хотя партийные органы под
давлением Куйбышева настаивали на самой высокой цифре.
В начале 1930 года, в связи с составлением плана «Большого Урала»,
вынесенного в Президиум ВСНХ СССР 26 января 1930 года, который
предусматривал увеличение выплавки чугуна в 3,5 раза по сравнению с
показателями пятилетнего плана, стала все же закрепляться более высокая
цифра.
Она складывалась из программы реконструкции треста «Югосталь»,
который должен был выплавлять 6 млн. тонн, из увеличенной мощности
Кузнецкого и Магнитогорского заводов, которые должны были выплавлять
вместе 3,7 млн. тонн чугуна (в том числе Магнитогорский завод — 2,5 млн.
тонн), еще 4,5 млн. тонн чугуна должны были дать другие уральские
металлургические заводы. При такой программе получалось уже 14,2 млн. тонн
чугуна. Остаток до 16-17 млн. тонн чугуна планировалось добрать за счет
выплавки чугуна в ЦПО и Ленинграде, где имелись довольно крупные
чугунолитейные заводы, обслуживающие машиностроительные предприятия, а
также строительством Липецкого металлургического завода на рудах Курской
магнитной аномалии.
На основе подобных расчетов появилась директива XVI съезда ВКП(б) о
выплавке 17 млн. тонн чугуна. Куйбышев на съезде говорил: «Тут нужно
обратить внимание на неизбежную неравномерность роста черной
металлургии. 1930/31 и 1931/32 годы будут еще по преимуществу жить
продукцией старых металлургических заводов, и только 1932/33 год будет
737 XVI съезд ВКП(б). Стенографический отчет. М.-Л., «Государственное издательство», 1930, с. 476
годом, когда в производство войдут новые гиганты всей своей мощностью,
годом, когда будут закончены строительством огромные реконструируемые
заводы южной Украины и Урала»738.
Иными словами, весь его план выплавки 17 млн. тонн чугуна строился на
одновременном строительстве и запуске сразу нескольких крупных
металлургических заводов (он называл Магнитгорский, Кузнецкий,
Запорожский, Мариупольский и Нижнетагильский заводы), а также
рассчитывал, что в в контрольных цифрах на 1931/32 год получится
предусмотреть еще строительство нескольких крупных металлургических
заводов на хоперских, орско-халиловских и криворожских рудах.
По сути дела, Куйбышев выдавал вексель на выплавку 17 млн. тонн чугуна
в 1932/33 году, хотя в момент произнесения речи на съезде партии, у него с
обеспечением этого векселя было плохо. Летом 1930 года Магнитогорский и
Кузнецкий заводы только-только заложили первые доменные печи и стали
заливать фундаменты основных цехов.
На съезде партии Куйбышев получил тяжелый удар критики от Г.К.
Орджоникидзе, который выступил с большим докладом от имени Центральной
контрольной комиссии и Наркомата рабоче-крестьянской инспекции, в котором
показал, что дела в тяжелой промышленности, и в особенности на стройках,
идут очень неважно. После краткого введения, Орджоникидзе обрушился на
черную металлургию: «Обследование и изучение черной металлургии со всей
очевидностью показало, что серьезно продуманного и проработанного
пятилетнего плана по металлургии у нас не имеется. имевшийся пятилетний
лан ВСНХ по Югостали страдал рядом крупнейших дефектов. В значительной
мере преуменьшались возможности использования наличного оборудования»739.
Орджоникидзе указал, что рост коэффициента использования печей на
пятилетку составляет 1-2%, и производительность домен и мартенов сильно
отстает от заграничного уровня. По его словам, в пятилетке ВСНХ по черной
металлургии предусматривался снос 10 домен и строительство взамен них
новых, а также реконструкция сразу 12 заводов, при этом ни на один не было
готового проекта.
Он очень жестко раскритиковал ВСНХ: «Таким образом, составленная из
забракованных правлением треста материалов Югостали, официальная
пятилетка ВСНХ не являлась хозяйственным планом; из-за безобразно низкого
использования оборудования она вела к расточительству в объеме капитальных
затрат, необходимых для выполнения планового задания; она была составлена
не на оснвое отбора наиболее эффективных участков, а являлась суммой планов
отдельных заводов»740. В противовес политике Куйбышева, Орджоникидзе
предложил сохранить старые печи на пятилетку, которые могли дать 1800 тысяч
тонн чугуна сверх запроектированных в пятилетке ВСНХ 2400 тысяч тонн, за
счет рационализации подготовки сырья, повышения коэффициента
использования и съема металла.
738 XVI съезд ВКП(б). Стенографический отчет. М.-Л., «Государственное издательство», 1930, с. 483
739 XVI съезд ВКП(б). Стенографический отчет. М.-Л., «Государственное издательство», 1930, с. 301
740 XVI съезд ВКП(б). Стенографический отчет. М.-Л., «Государственное издательство», 1930, с. 302
Прошелся Орджоникидзе и по уральской металлургии, отметив, что на
уральских заводах все еще нет механизации и не осуществлен перевод на
минеральное топливо. У ВСНХ в отношении Урала вообще не было никакой
пятилетки: «Одним словом, тут у ВСНХ не оказалось ни хорошей, ни плохой
пятилетки. Вся проблема как "большого Урала", так и реконструкции была
свалена на плечи местных организаций, которые, конечно, одни не в силах были
ее целиком поднять»741.
Критика была очень серьезной, так, что ночью 3 июля 1930 года Куйбышев
написал покаянное письмо в ЦК партии с признанием своих ошибок.
Однако, покаяние не особенно меняло ситуацию. Складывалось несколько
двусмысленное положение. С одной стороны, ВСНХ СССР призывает к
увеличению выплавки чугуна до 17 млн. тонн, но с другой, по данным ЦКК-
РКИ при этом не имеется сколько-нибудь удовлетворительного плана
реконструкции и развития черной металлургии. Куйбышев доложил только
основные соображения. Сталин поддержал решение об увеличении планов
выплавки: «Нам нужно к концу пятилетки не 10 млн. тонн чугуна, как требует
этого пятилетний план, а 15-17 млн. тонн. Эта задача должна быть выполнена,
если мы хотим по-настоящему развернуть дело индустриализации нашей
страны»742.
Но сразу же после съезда развернулась работа по ускорению развития
металлургии, в которой Политбюро принимало самое активное участие. 30
июля 1930 года было принято решение об ускорении развития металлургии
Урала и о пуске Нижне-Тагильского завода. 5 августа 1930 года было одобрено
строительство Липецкого металлургического завода. Были предприняты меры
для ускорения строительства Магнитогорского и Кузнецкого комбинатов.
Однако решающая схватка между Госпланом и ВСНХ за металл состоялась
при рассмотрении контрольных цифр на 1930/31 год. Куйбышев в них
попытался внести резкое увеличение капитальных затрат на строительство, и
попросил 2,5 млрд. рублей только на 1931 год, чтобы широким фронтом
строительства добиться выплавки 17 млн. тонн чугуна в конце пятилетки.
13 августа 1930 года состоялось совместное заседание президиумов
Госплана СССР и ВСНХ СССР, на котором состоялось прямое, лобовое
столкновение Кржижановского и Куйбышева. Глава Госплана утверждал, что
план повышения выплавки чугуна совершенно нереален и не может быть и
речи о том, чтобы выполнить повышенные обязательства. Куйбышев пытался
настаивать на своем подходе расширения капитального строительства, ни
никакого понимания своей позиции не нашел. Тогда он обратился в Политбюро
с просьбой выделить миллиард рублей сверх выделенных средств, но получил
отказ.
Судя по всему, решающий вклад в дальнейшее развитие событий внес
процесс «Промпартии» и показания подсудимых, которые партийному
руководству и хозяйственникам стали известны уже в начале октября 1930 года.
Эти показания коренным образом изменяли ситуацию вокруг развития
741 XVI съезд ВКП(б). Стенографический отчет. М.-Л., «Государственное издательство», 1930, с. 303
742 Сталин И.В. Сочинения. Т. 12. М., «Госполитиздат», 1954, с. 331
металлургии.
Оказалось, что неправы и Кржижановский, и Куйбышев. Председатель
Госплана СССР, по сути дела, защищал минималистскую установку в
планировании черной металлургии, которая гарантировала металлический
голод и торможение развития машиностроения. Председатель ВСНХ СССР, по
сути дела, проводил политику распыления и омертвления капитальных
вложений, при том, что по итогам 1929/30 года строительство новых заводов
было в глубоком кризисе: освоено 63% капиталовложений, 40% строек строили
без проекта и 17% - по эскизным проектам, стройки имели 73%
стройматериалов, и что в особенности важно, только 47,5% кирпича, и было
заказано только 52% всего необходимого оборудования743. Было крайне
сомнительно, что будут доведены в срок до конца уже начатые стройки, а
Куйбышев просил еще денег на новые капитальные вложения.
Политбюро встало перед непростой проблемой, и вопрос о развитии
черной металлургии был вынесен на заседание Политбюро 30 октября 1930
года. На нем было принято подтвердить план в 17 млн. тонн чугуна, но при этом
отсрочить пуск машиностроительных предприятий до ввода в строй
металлургических мощностей, пока для потребителей не будет производиться
достаточное количество металла. На этом же заседании, очевидно, было
принято решение о кадровых перестановках.
В книге «Сталин против Великой депрессии. Антикризисная политика
СССР», я высказывал мысль, что Куйбышев был смещен с поста председателя
ВСНХ СССР по итогам XVI съезда ВКП(б). Однако, вряд ли это правильно.
Кадровые перестановки были произведены именно под влиянием процесса
«Промпартии» и сложившейся ситуации, когда оба ключевых хозяйственных
руководителя оказались не на высоте положения. 10 ноября 1930 года
руководящий состав Госплана и ВСНХ был изменен.
В ВСНХ вместо Куйбышева был назначен Орджоникидзе, а в Госплан
вместо Кржижановского был назначен Куйбышев. При этом были учтены
старые заслуги. Куйбышеву была зачтена большая работа по планированию
промышленности в ВСНХ, что было основой для уверенности в том, что он не
допустит больше минимализма в планировании. Кржижановскому были
зачтены его заслуги в области электроэнергетики, и он возглавил
Энергетический институт Академии Наук СССР с задачей решения основных
научных проблем развития энергетики. Орджоникидзе был назначен
председателем ВСНХ ввиду его доклада на съезде о состоянии
промышленности, специально для исправления выявленных недостатков. В
первую очередь, он занялся реорганизацией аппарата ВСНХ и ускорением
строек крупнейших предприятий.
Но для Кржижановского раскрытие вредительства в планировании было
очень серьезным ударом. Получалось, что вождь советских плановиков в
течение многих лет не видел вредителей, шел у них на поводу, и позволил им
протащить минималистский план по черной металлургии в первый пятилетний
план. Более того, Ларичев на процессе показал, что его пригласил в Госплан в
743 Индустриализация СССР 1929-1932. Сборник документов. М., «Наука», 1969, с. 134-139
1922 году именно Кржижановский, тогда еще никому не известного сотрудника
744. Рамзин оказался в Госплане благодаря Кржижановскому, после участия в
составлении плана ГОЭЛРО. Калинников тоже пришел в Госплан, не имея ни
хозяйственной, ни инженерной известности, и получил свое положение только
благодаря содействию Кржижановского. Известно, что Пальчинский, по сути
дела, организовавший вредительство, был консультантом Госплана, и был
момент, когда Кржижановский просил в 1922 году Московский ревтрибунал
освободить его на время доклада в Госплане
Получается, что именно вождь советских плановиков, руководитель
составления ленинского плана ГОЭЛРО, привел в центральный плановый орган
целое ядро будущих вредителей, которым удалось развернуться и существенно
затормозить развитие народного хозяйства. Это был очень тяжелый проступок,
и от более серьезных оргвыводов Кржижановского спасли только его партийная
репутация ближайшего сподвижника Ленина, и его научные и плановые
заслуги.
В октябрьско-ноябрьском номере журнала «Плановое хозяйство» за 1930
год, Кржижановский написал саморазоблачительную статью, в которой
признал, что вредительство в электроэнергетике имело большие масштабы:
«Вредителям удалось значительно затормозить проведение ленинского плана
электрификации»745.Он, конечно, в своей статье поносил двурушничество
Рамзина, Осадчего и других вредителей, но свои ошибки ему оправдать было
нечем.
После своего ухода с поста председателя Госплана СССР, Кржижановский
надолго исчезает с авансцены советского планирования и хозяйственного
развития. Он перестает публиковаться в журнале «Плановое хозяйство» на
несколько лет, по всему видно, что он тяжело воспринял свое поражение от
вредителей и сильно обиделся на решение о своей отставке. Даже такое важное
дело, как попытка составления второго плана электрификации в 1931 году,
проходило без активного участия Кржижановского.