Ivan70 написал(а):все расчеты дают положительный эффект от её применения
Позволю себе процитировать с другого литературного форума пост одного из авторов вот этой книги http://militera.lib.ru/h/ulanov_shein01/index.html
I. Давайте вкратце перечислим доводы "за" организацию Глубокого Стратегического Предполья, традиционно предлагаемые его сторонниками:
1. Резкое уменьшение или даже полное исключение потерь обороняющихся при первых выстрелах войны в силу вывода указанных обороняющихся за пределы досягаемости артиллерии или/и авиации наступающего.
2. Получение обороняющимся форы во времени на отмобилизование и развертывание.
3. Вскрытие направления приложения наступающим своих основных усилий позволит истратить всю или часть временнОй форы на развертывание войск на угрожаемых направлениях, что, возможно, позволит нанести поражение наступающим группировкам противника и тем самым изменит ход войны уже на стратегическом уровне.
II. Дабы не растекаться мысью по древу, предлагаю зафиксировать, что в качестве Глубокого Стратегического Предполья рассматриваются присоединенные Советским Союзом в 1939-1940 годах территории вдоль западной границы. Далее, для упрощения расчетов предлагаю считать, что глубина Глубокого Стратегического Предполья составляет от 200 до 300 км, в среднем 250 км. Среднюю цифру я и предлагаю учитывать в расчетах.
III. Ну а теперь давайте неторопливо судить да рядить относительно предлагаемых плюсов Глубокого Стратегического Предполья. Итак.
1. Продолжительность проведения мобилизации в СССР обусловлены преимущественно:
- распределением плотности населения по стране;
- физическими размерами страны, плотностью сети железных дорог, скоростью движения поездов (как основного средства перемещения людских контингентов, лошадей и техники, а потом и воинских частей в ходе стратегического развертывания).
Проще говоря, продолжительность мобилизации обусловлены факторами скорее объективными (сложившимися к 1941 г. не по воле участников событий) и... еще раз "объективными" Улыбка (не подлежащими легкому быстрому изменению). За счет исключения перевозок на последнем "плече" (от старой границы до новой) и оптимизации мобплана под его максимально быстрое проведение можно выгадать от силы день или два, никак не больше. Таким образом, срок мобилизации Красной Армии в 8-12 дней следует признать также "объективным", не зависящим от воли участников процесса.
2. Для моторизованного/механизированного соединения времен Второй Мировой войны суточный марш в 100 км будет отнюдь не подвигом, а скорее нормой. 250 км Глубокого Предполья окажутся преодолены за 2.5 дня, чего совершенно недостаточно ни для мобилизации, ни для развертывания. Уже на этом этапе становится понятно, что целесообразность Глубокого Стратегического Предполья довольно сомнительна с чисто военно-технологической точки зрения.
3. Зайдем с другой стороны и вспомним про засады/заслоны/мины-ловушки/подпиленные мостики и прочие мелкие пакости, которые живописал Владимир Богданыч на страницах "Ледокола".
3а. В первую очередь давайте оценим их с точки зрения потребного итога: чтобы выиграть достаточно времени на мобилизацию и развертывание за время марша противника сквозь 250 км Глубокого Предполья, необходимо выиграть 8-12 дней (округленно считаем 10), то есть ограничить темп продвижения противника до 25 км в сутки.
Указанная величина сразу же приводит нас к неприятному "открытию": она меньше норматива суточного марша пехотной дивизии Вермахта. То есть отрыва танков от пехоты не произойдет, Вермахт выйдет к нашей главной оборонительной полосе плотным компактным построением на широком фронте (а не "рапирами" танковых клиньев). То есть придется отражать первый удар не нескольких танковых и моторизованных дивизий на узких участках фронта, а удар по всей протяженности главной оборонительной полосы. То есть нам таки кровь из носу нужно успеть отмобилизоваться и развернуться (а не ограничиться противотанковыми заслонами на узких участках фронта). То есть Вермахт таки критически важно тормозить до 25 км в сутки.
3б. Открываем Кривошеева и начинаем искать наступательную операцию Красной Армии, в которой суточный марш танковых соединений составлял бы около 25 км "плюс-минус". Находим: "Багратион", Ясско-Кишиневская и Висло-Одерская наступательные операции. Скажите, хоть одна из них похожа на продвижение в "вакууме", где всего сопротивления противника - отдельные засады, кое-где поставленные мины да мостики подпиленные?.. Угу, риторический вопрос, во всех описанных случаях немцы весьма ощутимо упирались и огрызались, расходуя на это силы. То и есть нам для того, чтобы затормозить Вермахт до 25 км в сутки, надо будет "списать" на стояние в обороне до последнего человека вполне заметные силы. Каковые силы, замечу в мирное время должны содержаться по штатам военного времени - у них времени на мобилизацию не будет вовсе. А если вспомнить о законах сохранения (вещества, в нашем случае общей численности личного состава и техники в Вооруженных Силах), то увидим, что для содержания этих "засаживающих заслонщиков" нужно уменьшить численность личного состава и техники в частях, содержащихся по штату мирного времени. То есть увеличить, пусть и незначительно, время отмобилизования.
4. В момент осознания необходимости не просто оставить полосу территории определенной глубины, а засадить на ней засадников, заслонить заслонщиков, подпилить все мосты, заминировать все дороги, заплевать все колодцы, ручьи, родники и реки, выпить всю воду во всех водопроводных кранах, заплесневеть весь хлеб, написать на всех стенах "Гитлер - скотина!" и "Фрицы гоу хоум!" и тому подобными способами всячески изобретательно гореть землю под ногами оккупантов Смех , необходимо понять: а ГДЕ, собственно, это надо делать? В каком конкретном месте? Тут, казалось бы, оживает аргумент сторонников Глубокого Предполья о том, что указанное предполье позволяет вскрыть направления ударов противника... однако и здесь не все так просто. Вопрос номер один к сторонникам глубокого предполья: и как, по Вашей мысли, коварные засадисты и героические заслонисты информируют основные силы своих войск о том, что на дороге из деревеньки Большие Бодунищи в Озлобленные Гадюкинцы танковая колонна противника нарвалась на минное поле, и вот прямо в эти самые минуты храбрые засадчики героически засаживают ей бутылки с бензином в моторные отделения танков? Чисто военно-технически: как передать эту информацию?
Полевую телефонную линию проложить на 200 км? Простите, даже не смешно с чисто технической точки зрения, не говоря уж о дефиците кабелей и проводов в РККА.
По радио? 200 км - это "дальнобойность" радиостанции уровня "армия - фронт", которая где-то на двух-трех машинах монтировалась. Вы хорошо представляете себе неуловимую группу отважных засадистов, успешно засадивших фрицам на дороге и сейчас сматывающихся от ответной любезности гитлеровцев по буераках непроходимых лесных чащоб или по тайным тропам гибельных Гримпенских трясин Припятских болот - и несущих при этом под мышкой или за плечами два грузовика радиоаппаратуры? Опять абсурд, даже не вспоминая про дефицит радиоаппаратуры.
По проводам Наркомсвязи? "Барышня, барышня, дайте Смоленск!.. Смоленск? Товарищ Евлампий? Подорожник докладывает, Верблюды Пошли На Запад..." - "Извините, связь прервалась!"
Или развернуть на принципиально необороняемой территории Глубокого Предполья полноценную сеть связи (заслонщики по полевому телефону информируют узел связи первого уровня, тот по радиостанции звена "дивизия - корпус" "концентрирующий" узел связи, а тот по БОДО гонит информацию хоть в Москву, хоть в штаб фронта за старой границей)? Можно. Только как обеспечить быстрый драп всей этой разветвленной инфраструктуры по мере продвижения противника? Или все дефицитное имущество связи приграничных округов поляжет в Глубоком Предполье, а на старой границе войсками будем управлять луженой глоткой через рупор, сигнальными дымами и почтовыми голубями?
5. Непростая военно-техническая задачка, поставленная в предыдущем пункте, принимает форму подлинной катастрофы в момент, когда мы заводим речь о сети ВНОС - постах службы Воздушного Наблюдения, Оповещения и Связи. Нашим современникам, которые уже во втором-третьем поколении живут в условиях сплошного радиолокационного контроля воздушного пространства страны, трудно представить себе иное положение вещей. Трудно - но таки придется. Вопрос номер два к сторонникам глубокого предполья: как, с Вашей точки зрения, из Глубокого Предполья поступает информация ВНОС, которая позволит заблаговременно, "с упреждением" поднять истребители и тем самым не даст авиации противника раскатать ВВС РККА на земле? В известном нам риале сеть ВНОС базировалась на провода Наркомсвязи. А здесь проблема обостряется тем, что необходимо развернуть сеть ВНОС на необороняемых территориях - а потом неким загадочным способом успеть эвакуировать посты со звукоуловителями и средствами связи, причем до того, как к ним в гости нагрянут фрицы и скажут "Превед!"
6. Вернемся к теме подпиленных мостков, заминированных дорог и заплеванных колодцев. IMHO интуитивно понятно, что осуществление этих мероприятий прямо осенью 1939 г. до крайнего предела затруднит хозяйственную жизнь на территориях Глубокого Стратегического Предполья. Что неприемлемо. То есть возникает необходимость "как-то" подпилить мостки/заминировать дороги буквально в ночь перед германским нападением. Кто это будет делать? Как этот кто-то успеет унести ноги? Как этот "кто-то" проведает, где именно дОлжно подпиливать мостки? Или подпиливать ВСЕ мостки? Так это работа (по объему и трудоемкости) как раз на Китайскую Народную Армию военного времени
7. И последнее. Прошу простить мне рефрен, я об этом уже писал. Качественная альтернативка должна учитывать реакцию "системы" (окружающего мира) на вносимые изменения. Какими они окажутся, по опыту риала?
7.1. Характер развертывания Красной Армии (у границ) был немцами в риале вскрыт. Не вижу причин, по которым немцы не сумею вскрыть развертывания главных сил Красной Армии в глубине советской территории и учесть это при планировании операции.
7.2. "Группа Ровеля" от западных границ до Москвы и Горького долетала, а уж до старой границы - и подавно. Так что на рассвете альтернативного "22_июня_ровно_в_четыре_часа" ждите над нашими аэродромами дорогих гостей с крестами на консолях.
7.3. Никаких законов природы, которые с неумолимостью рока заставили бы немцев расставить войска именно так, как в риале, безотносительно к действиям советской стороны, не существует. Потому немцы могут, к примеру, бросить все четыре танковых группы на узком фронте к северу от Припятских болот - и таки устроить советской стороны ОЧЕНЬ веселую жизнь.
7.4. Наконец, немцы могут просто изменить сценарий начала войны: активизировать антисоветское подполье в Глубоком Предполье, организовать "восстание с восстановлением государственного суверенитета", каковое некому будет подавлять (в Глубоком Предполье размещаются только засадо-заслонщики), при активном содействии этих самых антисоветских элементов начать оккупацию территории - и либо спровоцировать РККА на осуществляемые "экспромтом" встречные действия (и переиграть во встречных сражениях), либо оккупировать и переварить Глубокое Предполье - и мы будем иметь "22_июня_ровно_в_четыре_часа", только немцы стартуют в 250 км восточнее.