От автора.
Здесь будут публиковаться зарисовки из жизни ученых и их взаимоотношений с Дмитрием, наследником грозного царя Ивана.
Поменяется не только жизнь известных ученых, но и жизнь забытых в РИ искателей тайн природы...
Угловой камень
(Андрей Везалий)
1514-1579
(в мире Дмитрия Везалий проживёт на 15 лет больше).
Скрипнула дверь. Вошел Хосе, королевский тюремщик. Его сопровождали два стражника.
- Его Величество приказали доставить тебя в тронный зал - скривив губы, сказал он.
Узника, так и закованного в цепи, потащили по коридорам темницы, провели по дворцу и наконец доставили в большой зал. С украшенного золотом трона на узника сурово взирал невысокий мужчина с бледным лицом. Узник, мужчина маленького роста, опустился на колени, глядя в мозаику пола.
Король Филипп Второй, Божией милостию Король Испании, Англии, Франции, Иерусалима, Обеих Сицилий и Ирландии, Хранитель Веры, Эрцгерцог Австрии, Герцог Бургундии, Милана и Брабанта, Граф Габсбургский, Фландрский и Тирольский, и прочая, прочая, прочая, посмотрел на узника.
- Дон Андреас! - Услышав такое обращение, узник едва заметно встрепенулся, впрочем, не поднимая головы, чтобы не добавить к своим провинностям ещё и оскорбление Его Католического Величества. - Мы решили тебя помиловать для выполнения одного Нашего поручения. Встань.
Везалий по-прежнему молча поднялся с колен и смог, наконец, оторвать взгляд от подножия трона.
- Ты отправишься по важному государственному делу в Московию. Верховный инквизитор тоже не возражает против поездки.
Во взоре бывшего узника читался немой вопрос, но открыть рот тот мог лишь с прямого позволения короля и не мгновением раньше.
- Нам нужно - король Филипп прищурился - узнать тайну приготовления "Золотого Эликсира".
Андреас Везалий, лейб-медик двора Его Величества, задумался.
Почти год назад посол Испании при Московском дворе прислал для короля Филиппа необычные дары от государя Московского Хуана Четвертого. Кроме красивых мехов, там были свечи превосходной работы, издававшие при горении приятные ароматы, палочки для письма - "карандаши", целый "фарфоровый гжельский сервиз" специально для короля Филиппа, а также... ящик разных лечебных мазей и средств. В сопроводительном письме сын государя московитов, инфант Деметрио, выражал почтение испанскому королю, а также надежду, что московские лекарства помогут при болезнях.
Везалий испробовал средства на некоторых придворных, отчего многие из них почувствовали себя лучше, а один престарелый придворный, испив "Золотого Эликсира", вообще просветлел умом, выйдя из многолетнего маразма.
Когда же наследник короля, дон Карлос, прошел курс приема "Золотого Эликсира", он перестал впадать в буйство, а незадолго до заключения Везалия, даже выступил перед собранием кортесов с блестящей и разумной речью...
- Мы не хотим - король Филипп поморщился - видеть Нашего сына снова в безумии болезни. И мы решили, что будет полезно отправить к принцу Деметрио умного и талантливого доктора. То есть тебя, дон Андреас Везалий. Русский правитель Хуан сейчас собирает из разных стран ученых и мудрецов, чтобы основать университет. А ты, Андреас Везалий, поможешь русскому королю создать университет по нашим, испанским, образцам. А за это проси только одно - тайну приготовления Золотого Эликсира. Пробудешь в Московии пять лет, неприятная история с этим летаргиком забудется - и вернешься спокойно. Вместе с тобой отправятся аптекари и некоторые ученые - Мы решили и уверены, что Святая Инквизиция благословит Наше намерение, что само путешествие в дикую Московию послужит достаточным наказанием для их заблудших, но ещё не закосневших в грехе душ. Корабль Нашего посольства в Московию уже готов и отчаливает завтра. Сразу после утренней мессы и отправишься.
На следующий день Андреас Везалий поднимался на борт корабля испанского посла, идущего в Московию...
***
Спустя полтора месяца корабль испанского посла Педро Марии Анджело Изабеллы Бернардито Пелайо де ла Гарсия Корвовеккьо, бросил якорь в городе Ивангороде. На быстрых конях yamshchiki помчали испанское посольство в Москву.
Андреас Везалий с любопытством рассматривал местных жителей, даже посетил с русским переводчиком местную купальню - "banya", где преотлично выкупался и даже вытерпел стегание березовым веником. На остановках Везалий записывал гусиным пером первые очерки " О путешествии в Московию анатома и лейб-медика Андреаса Везалия".
Так, он отметил: ""Московиты удивительно крепкие, сильные люди. Женщины очень красивы. Я, как врач, свидетельствую - таковые телесные достоинства присущи им оттого, что они следят за собой и постоянно моются. Сам я посетил деревянную купальню, называемую у московитов "баней", и установил, что она очень полезна... Также и наши рыбаки и жители побережья, которые постоянно дышат свежим воздухом и купаются в море, обладают более лучшим здоровьем. И, наоборот, грязь и всякие миазмы очень вредны..."
И вот наконец на горизонте заблестели золотые купола.
- Москва! - пояснил толмач-московит.
****
- Отче Макарий - начал царский наследник - я думаю при университете создать и... - здесь Дмитрий помедлил и произнёс по слогам - хирургическую академию. Ведь полезно при войске иметь лекарей умелых, кои и руку вывихнутую вправят, и стрелу извлекут, и много чего еще сделают. Но таких умельцев много надобно. Оттого и нужна академия. И я знаю, кто ее возглавит.
- Кто?
- Андрей Везалий. Прославленный медикус, прибывший в числе посольства гишпанского. Отче, прошу тебя посмотреть на искусство его. А я для больных зелье сонное сделаю, лекарство им облегчит состояние во время операции. Конечно, люди разные - один будет спать и ничего не почувствует, а другой будет ощущать боль. Но аптекари будут искать дальше подходящие средства.
А вот молодые врачи будут смотреть и запоминать, как перелом хорошо исправить, как ногу искалеченную, в антоновом огне*, быстро отсечь, как больному опухоль вырезать. Все - только для исцеления человека болящего. А пациентов возьмем из богаделен и приютов московских.
Митрополит задумался.
- Говорят, что Везалий и трупы резал. - заметил он.
- То для науки. - не стал отпираться наследник. - Хочет Андрей Везалий знать, как тело человеческое устроено, чтобы врачи могли болезни лечить. А я думаю так - можно ему предоставлять для опытов научных тела кровавых татей, мужеложцев да изменников. Чтобы врачам Везалий показывал, как устроено тело человека и как органы его расположены да устроены. А потом уж умершего злодея можно и хоронить по христианскому обряду. А для препаратов всяких - можно тела самоубийц, утопленников, крымчаков-басурман Андрею Везалию отдавать, да тела казненных латинян, законы наши нарушивших.
***
...Андрей Везалий растерянно воззрился на белый кафтан странного покроя. У кафтана были глухая грудь и завязки на спине.
- Я должен надеть эту вашу московитскую одежду?
- Это подарок от меня - пояснил наследник царя, тоже облаченный в белый кафтан такого же покроя и в белую шапочку. - Ваша одежда после хирургической работы не запачкается, а кафтан можно будет спокойно бросить в стирку.
Великий хирург приподнял брови, подергал бороду.
- Хм, весьма хорошая идея, инфант Деметрио - покивал он.
Везалий и принц Деметрио пошли в большой зал, где была устроена операционная.
На расставленных полукругом скамьях сидели молодые и постарше мужчины в белых халатах - студенты молодой Хирургической Академии. Они с любопытством и некоторой опаской смотрели на большой стол на арене.
Вскоре пришли два молодых монаха - они вели под руки пожилого мужчину, который заметно хромал.
Мужчину усадили на стол, помогли раздеться. Обнажился чудовищный нарыв на ноге.
Царевич достал из кармана кафтана пузырек и пояснил:
- Доктор Андреас Везалий, как Вы знаете, не так давно я подобрал смесь трав, помогающих человеку успокоиться и не бояться операции - дон Деметрио дал мужчине выпить лекарство.
Везалий тем временем уложил свои медицинские инструменты в тазик, наполненный винным спиртом, а также вымыл руки мылом в установленном на соседнем столике тазу с горячей водой.
За это его ругали многие доктора еще в Европе, но Везалий придерживался своего правила.
Везалий осмотрел больного. Затем медикус обратился к лекарям:
- Дорогие ученики - начал он - Запомните - мытье рук перед операцией защитит раны больного от занесения грязи с рук врача. Взгляните - мы видим у этого больного типичный abscessus... Смотрите внимательно, как следует проводить вскрытие нарыва... - и врач-хирург, надев марлевую маску, начал священнодействие.
Монахи же нараспев читали молитвы...
****
Шло время. Везалий привык к загадочной Москве. К ее белокаменным храмам, к гордому Кремлю. Андрею Везалию было интересно с его новыми студентами. Они терпеливо изучали латынь, запоминали названия органов и костей человека, а также задавали интересные вопросы.
Особенно Везалию нравился принц Деметрио, наследник русского короля. Он задавал любопытные вопросы, заставлявшие наставника серьёзно задуматься. Также инфант откуда-то привёл силача-молотобойца, у когорого на всём теле бугрились мышцы, так что Везалий теперь мог примерно объяснить ученикам и рассказать об устройстве мускулатуры человека.
Что касается трупов - через инфанта Деметрио Везалию удалось получить дозволение демонстрировать студентам анатомию и расположение органов животных, а в анатомическом театре появились первые скелеты и образцы. Что касается людей - дон Деметрио заверил, что уже уладил все вопросы с митрополитом и Везалию предоставят трупы самоубийц и утопленников.
И вот сегодня в демонстрационный зал монахи доставили тело повешенного.
- Это богохульник - пояснил инфант - Ограбил церковь и убил священника. И не пожелал каяться и даже хулил священника-исповедника и Святые дары. За такое злодейство митрополит приговорил повесить татя, а также дозволил отдать его тело вам, медикус Андрей Везалий, для демонстрационных опытов. Можно и взять органы для демонстрации.
Везалий кивнул и начал готовить инструменты, в том числе подаренное ему по случаю именин самим инфантом увеличительное стекло - "лупу".
Когда анатом и его ученик вскрыли грудную клетку казненного, инфант Деметрио и Везалий стали внимательно рассматривать вздутые легкие.
- Наставник - сказал инфант - вот посмотрите внимательно в лупу.
Везалий разглядел в лупу маленькие пузырьки, причудливо переплетенные тонкими сосудами.
- Ведь кровь есть и в артериях и в венах, как учит великий Гален. - задумчиво сказал принц. - Этот богохульник умер от удушения. А если эти пузырьки имеют особое назначение? Например, они наполняются воздухом, кровь, текущая в артериях, захватывает воздух, бежит по артериям, питает тело и органы всем, что берет из воздуха и из желудочных соков, а затем переходит в вены, забирает вредные вещества, бежит по легочным венам обратно к сердцу и уже утекая оттуда, возвращает все вредное в воздух и берет полезное? Давайте внимательно посмотрим кишечник - как именно он забирает соки из еды и воду?
Везалий вскрыл стенку кишечника, отделил лоскут и стал рассматривать через лупу. И анатом разглядел крохотные ворсинки.
- А ведь верно! Вполне вероятно, что именно так и происходит, как вы сказали, Ваше Высочество! - воскликнул Везалий. - Кровь обращается в организме и человека, и животного - и питает его!
Так был сделан первый шаг к открытию кругов кровообращения...
_____________
*Гангрена
Отредактировано Ломехир (26-05-2014 11:31:35)