А я тихо гну свою линию...
Вот интересный источник. http://www.wunderwaffe.narod.ru/Magazin … /index.htm
Может он и не во всем подтверждает мою правоту.... Но, ньюансы.
Насчет вооружения.
Попытаемся оценить реальную боевую эффективность вспомогательного крейсера и какой-нибудь канонерки аналогичного вооружения. Например, потенциальных соперников по тихоокеанскому театру: вспомогательного крейсера "Рапидо" и канонерской лодки "Уилинг". На дистанции 1700 м вероятность поражения первого 120-мм орудием составляет 0,189, второй - 0,67. На дистанции 2700 м - 0,107 и 0,038, а на 3700 м - 0,071 и 0,026 соответственно. И в итоге получается, что практически на всех боевых дистанциях вероятность поражения крейсера в два-три раза выше канонерки. Учитывая реакцию обратной связи, наличие легковоспламеняющихся материалов, скверную обученность личного состава и т.д., в бою один на один вспомогательный крейсер обречен при встрече даже с канонерской лодкой!
Мой вывод 120-150 при встрече с боевым кораблем без шансов.
Но насчет экономики.
В 1880 г. совет директоров во главе с Ломанном принял беспрецедентное решение построить одновременно 12 пассажирских лайнеров для линии Бремен - Саутгемптон - Нью-Йорк, которые могли бы составить достойную конкуренцию признанным лидерам на рынке трансатлантических перевозок. На первый взгляд, это решение выглядело более чем странно. Использование в качестве отправной точки для прыжка через Атлантику Бремерсхафена (через Саутгемптон) вместо Ливерпуля или Квинстауна не сулило никаких преимуществ: суда находились в море лишние сутки, что с самого начала делало билеты NDL дороже. Но Ломанн, похоже, знал, что делает. От Саутгемптона до Лондона пассажиры могли доехать по железной дороге приблизительно за пару часов, в то время как из Квинстауна до Лондона они вынужденно тряслись в вагоне приблизительно 14 часов. А ведь, кроме того, пассажиру с континента требовалось еще переправиться на пароме через Ла-Манш и на поезде добраться до Лондона. Впрочем, британские пароходные компании избрали пунктом своего отбытия Ливерпуль исключительно из-за его близости к угольным шахтам Уэльса, горняки которых и составляли основную массу британских эмигрантов.
Вышедшие на линии в начале 1880-х гг. "Британник", "Германию" и "Аризона" доказали правильность предположений Ломанна. Но у NDL на этот случай уже был готов достойный ответ. Семейство "рек"* "Северогерманского Ллойда" фактически началось со знаменитой "Эльбы", первым же рейсом окупившей 20% своей стоимости.(* Пароходы, обслуживающие линию Бремен - Саутгемптон - Нью-Йорк получали названия в честь рек, протекающих по территории Германии.)
Реальное применение.
А вот второй аспект, связанный с боевым применением, не настолько однозначный, как кажется. С одной стороны, все шесть лайнеров в разное время становились вспомогательными крейсерами, но, с другой стороны, ни за одним из них не значится каких-то серьезных боевых дел.
Чтобы разобраться с этим парадоксом, следует обратиться к опыту гражданской войны в Америке. Громкий успех коммерческих рейдеров надолго надел шоры на теоретиков и практиков крейсерской войны. В роли рейдеров стали видеть все мало-мальски приемлемые пароходы. Лишь Первая мировая война расставила все по своим местам: наибольший эффект в качестве рейдеров дали не рекордсмены, а наоборот, вполне заурядные пароходики с посредственными характеристиками. И применение рекордсменов оказалось целесообразным лишь в виде войсковых транспортов. В этом случае каждый бывший лайнер смог бы вместить по 2 - 3 тысячи штыков, и таким образом вся шестерка легко могла бы довольно быстро доставить в любую точку земного шара целую пехотную дивизию!
Кстати, история лайнеров германский постройки именно это и продемонстрировала, но, увы, никто не догадался обобщить опыт локальных испано-американской и русско-японской войн. Ни в первом, ни во втором случае ничего путного из вспомогательных крейсеров не вышло.
Но! В обоих случаях это все была чистая импровизация. Чужие корабли. Лихорадочная импровизация на ходу. И прочее...
Но вот и в первой мировой и во второй - гражданские рейдеры оказались вполне эффективны.
Кстати я практически нигде в своих постах не упирал на скорость.
Только на вооружение. Надежность машин и экономичность для рейдера считаю более важными.
Интересна также книга - Голубая лента атлантики.
Метр, я не предлагаю зацикливаться на моем проекте.
Но он позволит накопить опыт как в строительстве крупных корпусов так и силовых установок.
Башни можно отрабатывать при модернизации береговой обороны.
А вот так в 1898-1900 году можно начать строить и линейные корабли.
Особенно это станет необходимым при наличии серьезного транспортного флота.
И созданные ранее ВСК станут неплохим дополнением к Вашему новому флоту.