Начались продажи "Коптского креста" на ЛитрРесе.
http://www.litres.ru/boris-batyrshin/koptskiy-krest/
Д.О.П.-1. Дорога за горизонт (продолжение трилогии "Коптский крест")
Сообщений 641 страница 650 из 906
Поделиться64125-12-2014 00:17:45
Поделиться64225-12-2014 10:09:28
Ромей
Собственно вопрос по шахте был, но раз уголь то логично что пароход на станции им загрузили до предела, в принципе уголь в мешках на палубе уложенный вдоль бортов может послужить защитой.
Начались продажи "Коптского креста" на ЛитрРесе.
http://www.litres.ru/boris-batyrshin/koptskiy-krest/
Купил.
Поделиться64325-12-2014 11:15:37
Ромей
Собственно вопрос по шахте был, но раз уголь то логично что пароход на станции им загрузили до предела, в принципе уголь в мешках на палубе уложенный вдоль бортов может послужить защитой.
.
....как и поленницы дров
Спасибо!
Поделиться64425-12-2014 15:19:18
VIII
К полудню разошёлся «брамсельный»*ветерок - слабенький ветер, позволяющий большим парусным кораблям нести третий снизу ряд парусов - брамселя. Дует он, однако, прямо в лоб - в левентик, - а потому «Кореец», невеликий парусный ходок, идёт по неприветливому Бискайскому заливу под парами.
Ну а я - бездельничаю, наслаждаясь безоблачным днём на фор-марсе «Корейца». Благо, опыт подобного времяпрепровождения имеется - в позапрошлом году, когда мы шли из Одессы в Триполи, я точно так же чатами торчал на марсе парохода в обнимку с планшетом - и наслаждался бессмертным «Моби Диком», подкреплёнными великолепной приправой из морских пейзажей и средиземноморского ветра. Но там я был, как правило, не один - марс парохода, сооружение не в пример более массивное и просторное но сравнению с куцей марсовой площадкой канонерки, никогда не пустовало - кроме меня там обычно был вперёдсмотрящий и кто-нибудь из матросов-греков, прячущихся от излишне внимательного боцманского ока. На «Корейце» же вахтенные сигнальщики располагаются на мостике; к тому же с самого выхода из Кронштадта мы с Барминым приучили вахтенных офицеров, да и самого командира Корейца, капитана первого ранга Остолецкого к комфорту плавания по радару, и теперь они немного даже расслабились - нет, конечно, службу на мостике по-прежнему несут в полнейшем соответствии с уставом - но теперь доклады "сигнальцов" в лучшем случае, дублируют сообщение «радиометриста» - так на старый, советский ещё военно-морской манет, называются наши с Воленький должности. Название это выловил их своих бездонных архивов Никонов; так что радиометристы, то есть парочка наглых гардемаринов - весьма уважаемые персоны.
Сейчас на вахте Воленька Бармин; коромысло локаторной антенны мерно вращается парой метров ниже марса, на специальном выносном кронштейне впереди мачтового дерева. А я околачиваю груши здесь - никто, кроме Воленьки и не догадывается, что эвфемизм «проводить тонкую калибровку антенны радара» означает полтора-два часа безоблачного счастья здесь, на деревянных решётках, на полпути между палубой и небом - и никто не посмеет в такой момент тревожить меня, одного из самых ценных специалистов! Как же - «калибровка» - да еще и «тонкая»! А вдруг непрошеный гость заденет что-нибудь немытыми ножищами - и вахтенному офицеру ночью, в туман, придется, как и встарь, полагаться на зоркость сигнальщиков да на «авось» - вместо того, чтобы привычно поглядывать на светящийся экранчик терминала?
«Разбойник» идёт за нами вторым мателотом. ЧТо, безусловно, задевает отца Николки - он же флагман, да и клипер по любому посолиднее какой-то там канлодки. А вот обломитесь - Никонов особо настоял, чтобы радар установили именно на «Корейце» с его новейшей артиллерией. Проку, на мой взгляд, от этого пока ноль - артиллерийских стрельб с использованием радара в качестве дальномера мы ещё не проводили. Впрочем, всё ещё впереди, тем более, что артиллерийское хозяйство новенького, с иголочки, «Корейца» далеко от идеального порядка.
Всё же есть вещи вечные, незыблемые: египетские пирамиды, Баальбекская платформа и… российская чиновничья дурость.
Так вышло и в нашем случае - за полтора месяца до выхода, исполняющий обязанности командира Санкт-Петербургского порта обратился в МТК (Морской Технический Комитет) с таким примерно посланием:
« Командир лодки «Кореец» донёс, что до сего времени не имеется в наличии складов Петербургского и Кронштадтского портов снаряды… для стрельбы из 8-дм. И 6-дм. орудий длиной В 35 калибров. Вследствие чего прощу уведомить меня, какими именно снарядами и в каком количестве должна быть снабжена означенная лодка на заграничное плавание? За неимением в наличии положенных к отпуску; какие будут вновь назначены сраряды, разрывной заряд, и откуда их следует взять?»
Ну конечно - кому придёт в голову проверять, чтобы ко времени отправки на Дальний восток канонерской лодки, оснащённой новейшей по нынешними временам восьмидюймовыми 35-ти калиберными орудиями - такими, что заставят задуматься командира любого аглицкого крейсера, случись ему встретиться с нами в немирной обстановке, - были приготовлены ещё и новые снаряды? Вот ведь глупость какая! «Бассейн построили - радуйтесь, а будете хорошо себя вести - и воды нальём… потом когда-нибудь».
Вот старший артиллерист «Корейца» и радуется - за три недели недель до выхода в море, когда приспело время получать из Кронштадтского порта положенный боезапас, выяснилось, что новейшие «длинные» стальные снаряды, заказанные на Обуховском заводе, даже и не начинали изготовлять. То есть, изготовили, конечно - пять штук для опытовых стрельб. И всё! Чугунные снаряды калибра 8 дюймов и длиной 4,2 калибра имелись, правда, в изобилии - целых 400 штук; но вот беда - снаряды эти, случалось, давали преждевременные разрывы в стволе орудия, и в силу этого, нуждались в дополнительных испытаниях.
В общем, после унылых склок между портом, МТК и заводами-подрядчиками, на «Кореец» были приняты старые, «короткие» стальные и чугунные снаряды длиной 3,5 калибра; причём первые канлодке отпустили разряженными, а вторые - с начинкой из чёрного пороха и старыми дистанционными трубками старого французского образца. Та же свистопляска была и с боеприпасом для ютовой шестидюймовки; и только картечи в медном корпусе были поставлены Санкт-Петербургским заводом к сроку.
Так что старший артиллерист канонерки первую неделю плавания ходил мрачнее тучи. Из МТК, правда, утешительно сообщили, что «…если использовать заряды применительно к длинным снарядам, то короткие снаряды из-за значительной начальной скорости полёта на коротких дистанциях покажут ту же кучность, что и новые, длинные, поскольку таблицы всех стрельбы составлены для всех типов снарядов, коротких и длинных».
Артиллерист канлодки, крепкий профессионал, души не чающий в своём стреляющем и взрывчатом хозяйстве, понимал, что от него попросту отписались - и рассчитывал за время перехода на Дальгий Восток вручную пересчитать таблицы артиллерийской стрельбы, а как нибудь потом, по прибытии в Сибирскую флотилию, опробовать. Мя с Воленькой изрядно облегчили его долю при помощи мощного инженерного калькулятора - я прихватил с собой три штуки, вот и пригодилось. Офицер два дня осваивал новинку - мы по очереди часами не вылезали из кают-компании, где велись эти научные занятия, но потом дело пошло. К моменту, когда таранный форштевень «Корейца» вспорол воды Биская, основные расчёты были туже сделаны - старший артиллерист смотрел на нас с Воленькой, как на благодетелей.
Отредактировано Ромей (25-12-2014 15:42:27)
Поделиться64525-12-2014 17:20:21
когда мы шли из Одессы в Триполи, я точно так же чатами торчал на марсе парохода в обнимку с планшетом
часами
дублируют сообщение «радиометриста» - так на старый, советский ещё военно-морской манет, называются наши с Воленький должности.
манер
до сего времени не имеется в наличии складов Петербургского и Кронштадтского портов снаряды… для стрельбы из 8-дм. И 6-дм. орудий длиной В 35 калибров. Вследствие чего прощу уведомить меня, какими именно снарядами и в каком количестве должна быть снабжена означенная лодка на заграничное плавание? За неимением в наличии положенных к отпуску; какие будут вновь назначены сраряды, разрывной заряд, и откуда их следует взять?»
снаряды
Фраза вордом перекручена.
Мя с Воленькой изрядно облегчили его долю при помощи мощного инженерного калькулятора - я прихватил с собой три штуки, вот и пригодилось. Офицер два дня осваивал новинку - мы по очереди часами не вылезали из кают-компании, где велись эти научные занятия, но потом дело пошло. К моменту, когда таранный форштевень «Корейца» вспорол воды Биская, основные расчёты были туже сделаны
Мы, уже
Поделиться64625-12-2014 17:58:27
А вдруг непрошеный гость заденет что-нибудь немытыми ножищами - и вахтенному офицеру ночью, в туман, придется, как и встарь, полагаться на зоркость сигнальщиков да на «авось» - вместо того, () чтобы привычно поглядывать на светящийся экранчик терминала?
Стоит добавить - уже...
Отредактировано Dimitriy (25-12-2014 18:14:16)
Поделиться64725-12-2014 18:03:33
Кстати об англичанах. Помнится, я не раз и не два упоминал о литературе жанра альтернативная история? Ну да, конечно- поскольку мы сейчас в этой самой «альтернативной истории» и находимся, я, ещё до печальных Московских событий, навсегда (во всяком случае - надолго) отрезавших нас от «родных» времен, перечитал всё стоящее в этом жанре, о чего смог дотянуться. Из тех, что посвежее, разумеется - я наивно полагал, что до 90-х годов в нашей литературе «альтеративки» отсутствовали как явление, ну а западные - по большей части, переигранные варианты войны Севера и Юга или очередное не слитое Буонапартием Ватерлоо - меня не сильно интересовали.
И представьте, каково было моё удивление, когда я открыл книжицу, позаимствованную скуки ради, у «корейского» минёра! Именно с ней я и прохлаждаюсь сейчас на фор-марсе; роман «Крейсер «Русская Надежда», написанный неким Конкевичем и изданный в 1887-м году в Санкт-Петербурге в издательстве Любавина, оказался типичнейшей альтернативкой - в наше время подобную книгу назвали бы «боевой фантастикой ближнего прицела». Знаете, много было таких - со страницы на страницу бравые русские спецназовцы и лётчики отвоёвывали то Арктику, то Калининград, то Донбасс, в резали американских «морских котиков», сотнями жгли, как картонные коробки «Абрамсы», десятками топили авианосцы. При этом, конечно и сами несли потери - в виде отстреленного уха или пробитой очередью из американской тяжёлой гаубицы покрышки БТРа главного героя. Хотя, это я, пожалуй, зря; в чём-чём, а в описании технических деталей - «заклёпках», как принято говорить на тематических форумах - эти авторы не знают себе равных.
Так вот. «Крейсер Русская надежда» оказался типичным - и, похоже, самым первым! - представителем этого жанра, столь востребованного в нашем родимом 2014-м году. Но, кстати, и понятно - как и в 1885-м, когда был написан этот роман, в нашем 2014-м отчётливо пахло большой войной; а малая уже вовсю шла - и на Украине и в Сирии и в Ираке и бог знает ещё где. Так что неудивительно, что схожие ожидания породили схожую литературу - точнее, одноразовый книжный продукт, с успехом, тем не менее, отвечаюший вполне реальные, злободневным запросам на патриотический энтуиазм в стиле «милитари». Эдакий танковый биатлон от литературы - эффектно, востребованно и даже, пожалуй, полезно - но обречено на скорое забвение вне актуальной линии внутренней и внешней политики.
Открыв творение господина Конкевича с таким вот примерно настроем, я неожиданно увлёкся сравнением образчиков жанра «боевой фантастики», разделённых почти что ста тридцатью годами. Понятное дело, корабль, имя которого носит роман (продвинутый вариант того клипера, что следовал за «Корейцем» вторым мателотом) геройствовал на просторах мирового океана, всячески истребляя главную гадину - Британскую империю. А точнее - её морскую торговлю; как и какое-нибудь «Зона боёв - град Собачинск», в основе сюжета лежала господствующая в настоящий момент военно-морская доктрина.
Сходства добавляло ещё и то, что здесь, в 1888 году, российский Императорский флот только-только выкарабкался из ничтожного состояния, и начал громко заявлять о себе. Символом этой «Русской надежды», безусловно, были клиперы и корветы - белокрылые «гончие морей», призванные заставить дрожать в страхе английские биржи и страховые компании. Точно так же после первой чеченской войны российская армия принялась - потихоньку, но неотвратимо - выбираться выбралась из гнилого болота 90-х. Только символом этого явления стали танки и пятнистые банданы спецназа.
Конечно, у книжных «водителей фрегатов» всё получалось как по писанному - снаряды попадали в цель, вражеские корабли тонули, уцелевшие спускали флаги, а старая базарная торговка Британия колотилась в приступе паники. В общем, шапкозакидательство - хорошим, старым литературным слогом.
А что? Ну неймется России повоевать с англичанами из-за Средней Азии! Наш ответ Чемберлену - или кто у них там, маркиз Солсбери? - давно готов: заблаговременно вывести из Севастополя и Кронштадта корабли, у которых рангоут и парусность достаточны, а индикаторных сил аж 6500 (эх, во Владивостоке бы базу!); заслать надежных офицеров агентами к нейтралам. А дальше - в нужный момент вскрыть запечатанный пакет и — БИТЬ. По торговле - коническими новейшими снарядами, согласно последним артиллерийским наставлениям. Ага, как же, новейшими - поговорите об этом с нашим старшим артиллеристом, он вам много чего расскажет - и всё по матери. Всю политику объяснит…
Ну да, разумеется; в книге, тем не менее, снаряды, как вы понимаете, были отпущены нужного типа и точно в срок. И понеслось, в Индийском океане, в Атлантике: «Пенька, сигары, сахар, чай, кофе, гуттаперча, тик, камфора и прочие ценные материалы — вместо лондонских доков — шли ко дну или горели среди океана ... попались два драгоценных груза — пароходы «Жардина», оптового торговца опиумом». Уголь - ерунда, не проблема; углём снабдят дружественные германцы, раненых же можно оставить на попечение нейтральной Голландии. Блокада Мельбурна, разгром Ванкувера, Бомбей горит «благодаря двойной порции коньяку ничего не понимавшим арабам и усердию своих матросов». Всеобщим восстанием охвачены Ирландия и Индия, русская армия перешла Инд, а эскадра Кузнецова идет в ставший и навсегда отныне русский Гонконг. Ничего не напоминает?
И самое забавное - в судовой библиотеке имеется эта книга ещё и в английском, лондонском, текушего, 1888 года издании. Вот они, истоки политической толерантности 21-го века - в полный рост и по всей роже!
Фантастика? Пожалуй, что и фантастика. Ну вот скажете - кому придёт в голову, что можно в реальности поставить на колени Британскую империю при помощи четырнадцати пушек и шести торпедных аппаратов? Да кому только не придёт! Официально, высочайше утверждённой, выношенной под шпицем военно-морской доктриной как раз и рекомендовалось, крейсерское «бей, беги»- всеобщая идея фикс XIX-го века, завладевшая умами моряков после крейсерства «Алабамы»… а ведь всего каких-то пару месяцев назад, я сам - САМ! - предлагал маститым капитанам первого ранга бесспорные, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ К ПРИНЯТИЮ ВО ВНИМАНИЕ статьи о том, как трижды за 20-й век давал сбой этот эффектный внешне сценарий. Как уже в русско-японскую войну воплощение этой концепции создатель «Jane fighting ships» обозвал пародией, годной лишь для того, чтобы загружать работой призовые трибуналы.
В общем, хихикать, упиваясь своим послезнанием можно долго и со вкусом; но куда,с кажите на милость, деться от того, что я - здесь и сейчас! - иду чуть ли не вокруг света для того, чтобы, если придётся, воплощать в жизнь эту самую концепцию? А что? Отец, перед тем, как отправиться в в Африку, не раз говорил о том - информация о нашей «капсуле времени», прими её всерьёз высокие европейские кабинеты, вполне может привести к Мировой Войне. И эта информация, давно уже просочилась, и давно обсуждается где следует - мне ли не знать этого, после той лихой погони в Выборгского заливе? И во время очередного захода в какой-нибудь Вальпараисо господин капитан 1-го ранга Остолецкий получит от русского морского агента запечатанный пакет, а то и просто развернёт газету - и объявит, собрав офицеров в кат-кампании: «Господа, война Великобритании объявлена; Россия и Государь ждут, что мы честно исполним свой долг». Матросы дружно прокричат «ура» - и раненько утром мы выйдем на внешний рейд, навстречу застилающим горизонт дымам английской эскадры...
И почему это меня не тянет больше хихикать над военными альтернативками?
Обложка английского издания 1888 г.
Отредактировано Ромей (25-12-2014 19:34:50)
Поделиться64825-12-2014 18:21:54
Точно так же после первой чеченской воны российская () принялась потихоньку, но неотвратимо выбираться () выбралась из гнилого болота 90-х - только символом этого возрождения стали танки и пятнистые банданы спецназа.
войны...
промышленность?
и...
Поделиться64925-12-2014 18:45:51
грнчие
Гончие
воны
Войны
Ближе концу повторение о книге в судовой библиотеке.
воях
Вояж
Отредактировано Генерал (25-12-2014 19:06:00)
Поделиться65025-12-2014 21:33:43
Обычно русские клиперы, корветы и винтовые фрегаты бегали на Тихий океан двумя маршрутами - либо коротким, через Средиземное море, Суэцкий канал и Красное море, либо далёким - вокруг Африки, с заходом на острова Зелёного мыса, и далее, Зондским проливом в Индийский океан. Канонерки же и пароходы Доброфлота ходили исключительно через Суэцкий канал.
Нашему Особому отряду предстоял необычный маршрут - от островов Зелёного мыса «Разбойник» с «Корейцем» должны были пересечь Атлантику и, зайдя в Рио-де-Жанейро, отправиться на самый юг южноамериканского континента - чтобы узостями Магелланова пролива протиснуться в Тихий океан. Но до того кораблям предстояло ещё кое-что - от райского острова Мадейра они повернут не к западу, к берегам Бразилии а на юго-восток, чтобы, оставив по левому борту Гвинейский залив, выйти к устью Конго.
Я, разумеется, с самого начала знал об этой секретной миссии. Ещё бы - отряду предстояло забрать в устье этой африканской реки экспедицию отца! Три месяца, с мая по июль, «Кореец» и «Разбойник» должны были, чередуясь, крейсировать в экваториальных водах, подходя время от времени к самому устью. По нашим расчётам, дальности имеющегося у отца радиомаяка хватит километров на полста; стационарный современный передатчик, который, при необходимости можно переместить с одного корабля на другой, легко перехватит этот синал - и тогда корабли войдут в устье Конго, чтобы подобрать экспедицию. И - отца, конечно; только узнав об этой задаче нашего Отряда, я думал о предстоящей встрече с растущим нетерпением - и с беспокойством.
Мы с отцом не виделись около года лет - с тех пор, как весной прошлого года он сел на поезд до Одессы, чтобы, как и в предыдущий раз, отправиться к берегам Леванта**. Только на этот раз его маршрут не ограничивался территориями Блистательной Порты - путь экспедиции лежал дальше, в чёрную Африку, в дебри Конго, где до сих пор бродил англичанин Стэнли* и, если верить фантастам, обитают последние на Земле динозавры.
#* Лева́нт общее название стран восточной части Средиземного, в более узком смысле — Сирии, Палестины и Ливана.
#** Генри Мортон Стэнли настоящее имя — журналист, знаменитый путешественник, исследователь Африки.
Я - не один я, конечно, в курсе были многие, начиная с барона Корфа, и заканчивая тем же Николкой, - знал, что отцовская экспедиция собирается разыскать в этих дремучих краях нечто, способное пролить свет на нашу главную тайгу. Спросите - какую? Ну разумеется, речь идёт о таинственных порталах между мирами, благодаря которым мы и оказались здесь. Подозреваю, что отец до самого последнего момента не понимал, что именно он отправляется искать - хочется верить, что теперь, по прошествии стольких месяцев ясности у него в этом вопросе прибавилось. У нас события тоже не стояли на месте: Вильгельм Евграфович Евсеин, доцент-историк, нечаянный открыватель порталов, уже успел вернуться из Александрии и принести нам весть и о гибели старика-археолога, и о поразительной находке в подземельях дворца хедива, и о последний открытиях наших Индиан Джонсов. Знал я о загадочной расе Скитальцев - именно её следы отправился искать отец. И уж, конечно, не было для меня секретом и то, что в Свободном государстве Конго - по сути, личной колонии бельгийского короля Леопольда 2-го, - сейчас хозяйничает давний недруг Стрейкер. Авантюрист оставался одним из немногих за пределами нашей честной компании, кто был в курсе истории с порталами - и можно не сомневаться, что он приложит все усилия, чтобы перехватить экспедицию. Если узнает о ней, конечно - выбрав маршрут не с запада, через атлантическое побережье Африки и порт Бому, а с востока, через Занзибар, Уганду, мимо озера Виктория, отец рассчитывал исчезнуть для любых соглядатаев - как под землю нырнуть. Что ж - остаётся надеяться, что его план сработает.
Попав в Россию, Вильгельм Евграфович тоже не стал сидеть даром и добился поистине удивительных результатов. Впрочем, об этом речь будет впереди; а пока корабли особого отряда наматывали на винты милю за милей, с каждым оборотом валов приближаясь к цели нашего непростого предприятия...
Внизу мелодично звякнуло - отбили склянки. Я потянулся, засунул планшет в сумку и встал. Пора было и честь знать - через полчаса надо менять Воленьку на вахте у локатора, а до тех пор следует привести себя в порядок - уважающему себя гардемарину надлежит появляться на мостике опрятным, подтянутым и одетым исключительно по форме…
Отредактировано Ромей (25-12-2014 22:41:16)