Ognejar написал(а):Не развалился, а был разгромлен объединённой армией хазар и венгров, явно не без помощи Византии. Материалы взяты из диссертации Галкиной, да и остатки каменных крепостей, снесённых в ноль, говорят об этом
Ну, версия Галкиной весьма интересна, но страдает той же однобокостью, что и все остальные. Только бок выбран своеобразный. Происхождение русов от сарматов и алан - свежо, не спорю. Но и только.
Вероятность этого не больше вероятности славянского государства с тем же названием.
А вот насчет разгрома каганата венграми, да еще "объединенной армией"... Не помню такого у Галкиной. Она, вроде бы (смотреть лень) писала о миграции венгров с Поволжья в Прикавказье вдоль Дона и Днепра. Если она права, то венгры обошли хазарские земли и никакого союза с хазарами в 30-е годы быть не могло. В то же время известно, что в конце девятого века венгры были не то в вассалитете, не то в союзниках у хазар. Далее последовала ссора с хазарами и откочевка венгров в Трансильванию. Но это уже при Олеге.
Когда венгры разгромили Русский каганат?
В 30-е? А как же поход Аскольда на Царьград в 860 году? Это разгромленное государство удосужилось порезвиться в Константинополе? То есть, до Аскольда венгры в союзе с хазарами не были, и каганат не разорили. А после, при Олеге, с хазарами рассорились и отправились от них подальше в Трансильванию. Под стены Киева подходили, но не больше, сделать ничего не смогли.
И что получается? Не было никакого разгрома?
Существовало в девятом веке государство от Киева до Крыма и Северно-Западного Кавказа, видимо, достаточно неоднородное в этническом плане, но объединенное некими другими критериями. Кроме славян в его состав входили аланы, сарматы, тавросарматы и еще хрен знает кто. Кстати, причерноморские готы запросто могли оказаться в этом списке. Не все, но отдельные племена. Если это государство и распалось, то не ранее самого конца 60-х. Но скорее, надо говорить об отложении отдельных племен в связи со сменой власти в Киеве (Аскольда на Олега).
_____________________________________________
Еще о венграх. Не знаю, обращали ли Вы внимание, но история пестрит практически одинаковыми сценариями переселений. Некое племя, снимается с насиженных мест (чаще всего под давлением новых племен и долгой войны с ними) и движется не знамо куда. Пройдя порядка тысячи-другой километров несчастные изгнанники вторгаются в интересный им район и начинают жесточайшую рубку за новые земли. Старые хозяева либо побеждают (тогда пришельцам конец), либо отступают, становясь новым переселяющимся народом.
Но вот что интересно: о том, что переселенцы двигались с боями если и говориться, то как-то невнятно. Типа: пришли, погрозили пальцем, их убоялись и отсыпали зерна без меры и фуража, сколько надо.
А теперь представим. Те же венгры сцепились с кем-то в Поволжье. Не суть с кем. Долго дрались. Проиграли. В побитом, ослабленном виде двинулись в путь. С женщинами и детишками. По дороге на всех ужас наводят, все от них разбегаются и перечить не смеют. Перед побитыми! В города, правда не пускают. И ни одной конкретной битвы за весь путь нет. Вот по приходу на место - другое дело, рубятся не на жизнь, а на смерть. Загадка?
Да не очень. Понятное дело, что переселенцы шли почти наугад. Искали место, похожее на покинутую Родину. Встречные лесные народы кочевников, может, и интересовали с точки зрения пограбить, но не настолько, чтобы ввязываться в серьезную сечу. Наоборот, крупных стычек надо было избегать, дабы сохранить силы для решающей битвы в конце пути.
Тогда зачем венгры вообще к Киеву подходили? Просто по пути легло? Не совсем. Проблема была у путешественников. Кушать хотели. А в Киеве можно было едой разжиться. Вот только разжиться - это не обязательно отобрать. Гораздо чаще это купить.
И вот приходит к Киеву крутой венгерский на́дьфейеделем Асмаши и орет:
- Эй, на стене, платите дань хлебом, мясом и сеном с овсом, а то отведаете березовой каши с батогами!
А ему средних лет гридь отвечает:
- А не пошел бы ты, морда твоя немытая, лесом да полями до степей причерноморских, печенегов гонять!
- Ах ты, так твою во все дыры! - отвечает Асмаши. - Не уйду ни разу, не дадите добром, силой отберу!
К этому моменту на стену подтягивается Аскольд.
- Эй ты, - орет князь, - незаконнорожденный сын степного шакала и хромой от рождения кобылы с тремя хвостами, уматывай, откуда пришел, а то как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам...
- Ты, дылда белобрысая, - не сдается венгр, - сначала гостей накорми, напои, спать со своей женой уложи, а уже потом командуй!
- Хрен тебе, а не мою жену, - возмущается князь. - Вообще, раз на мою землю пришел, налог плати! На землю, на воду, на воздух, подушный, потелесный, поконный, потележный, с продаж, с прибыли, НДС, соцстрах, на дружину, пенсионный фонд... - чешет в затылке. - Чего бы еще придумать...
- Мне твоя жена на хрен не сдалась! - орет на́дьфейеделем. - Разве слова твои ей в одно место запихать! На это дело своих жалко.
- А клен раскудрявый тебе в анальное отверстие! - зверем ревет Аскольд. - Ишь какое непотребство удумал! - и тихонечко любимой жене, с любопытством слушающей передрану. - А что, Забавушка, надо будет попробовать...
- Вечерком, - шепчет та, а сама думает: "Тебе только откажи, мигом замена найдется! Ох, козел ты, Аскольд... Козленочек мой любимый".
- Ладно, не будем про жен, - Асмаши и сам понял, что перегнул палку. - Жрать давай! Ты мне людей и коней накормишь-напоишь, ну и женщин с детьми заодно, а я тебя так и быть, уважу, какой-нибудь налог заплачу.
- Не годится, - орет Аскольд. - подгоняй два воза даров, да тривоза налогов, а я так и быть отдарюсь сеном по весу золота...
Ну и так далее. Через три -четыре часа (или дня) торговли с криками, угрозами, лестью, обещаниями, бросками шапок о землю или крепостную стену (командирами), грозным вытаскиванием их ножен мечей и сабель (всем войском и даже двумя), предупредительными выстрелами из катапульт и так далее, высокие договаривающиеся стороны сходились в цене, из ворот выкатывали возы с провиантом и фуражом, обратно закатывали с золотом, мехами и кумысом, на́дьфейеделем с князем менялись оружием (парадным, к бою не приспособленным) и женами (младшими, нелюбимыми), и гости двигались по своим делам. Туда, куда их сразу опытный гридь послал: в степи причерноморские, печенегов гонять.
Рабочий, в принципе, момент. Но поставьте себя на места хрониста-летописца! Он что будет описывать, как венгры у славян зерно купили? Закидают же тухлыми яйцами! А потому... Асмаши громко кричал? Кричал! Карами небесными грозил? Земными - точно грозил. За саблю хватался? Хватался! Русы без боя еду дали? Дали! И женщинами откупились (в количестве одной штуки, но это неважно). И женщины красивые, ибо жена вождя красива по определению, а кому не нравится рябое лицо, косые глаза и разной длины и кривизны ноги, может на колу посидеть, подумать. Тем более, ответный подарок ничуть не лучше, эта хоть вымытая. А про мелкие детали типа оплаты можно и опустить. Не врать, говорить только правду. Но не всю.
А в Киеве в этот момент местный летописец той же проблемой мается. И решает ее теми же методами. А что он рыжий, что ли?
В общем, ИМХО, большинство встреч переселенцев с местными племенами носило вполне мирный характер. Ибо и тем, и другим так было выгоднее. Стычки, конечно, бывали, но до штурма городов дело крайне редко доходило. Вот по приходу на место - другое дело!
А потому трактовать нахождение Русского каганата на пути миграции венгров, как разгром - ну очень смело. И очень неправильно.
Отредактировано ВВГ (16-06-2015 15:04:53)