Танк в обороне: тактико-строевое занятие в ночное время
Источник: http://www.modernarmy.ru/article/266/tank-v-oborone-tsz © Портал "Современная армия"
http://militera.lib.ru/memo/russian/kazaryan_av/06.html
Сухопутные войска оснащались все более современными боевой техникой, стрелковым, артиллерийским, реактивным оружием. Появление в США оружия массового поражения еще больше подняло роль танков как [262] ударной силы сухопутных войск. Возросли их огневая мощь, маневренность, защита экипажа. Новые танки располагали надежными средствами наблюдения в различных условиях, имели вооружение с совершенными системами наведения и стабилизации, обладали способностью преодолевать без дозаправки большие расстояния.
Каждый из нас всей душой приветствовал эти отрадные преобразования в армии. Мы жили в атмосфере поисков новых возможностей использования техники и вооружения, совершенствования воинского мастерства. Главная трудность — как личному составу овладеть возросшим объемом знаний в те же, что и раньше, а то и в более сжатые сроки?
Решить эту проблему помогло улучшение материально-технической базы и методики боевой учебы. Опираясь на них, удалось выработать довольно стройную систему накопления и расширения воинского мастерства по цепочке: класс — полигон — местность.
Первый этап — класс. Он не был обычной аудиторией, где воины сидели за столами и усваивали теоретические дисциплины. Упор сделали на активные занятия. С этой целью классы оснастили тренажерами, пультами управления и другими приспособлениями, оборудовали в них макеты местности. В таких условиях личный состав получал возможность вырабатывать твердые навыки в выполнении важнейших операций. Здесь оттачивалась уверенность, накапливался практический опыт — все то, что помогало воинам действовать наверняка.
Второй этап — учебные полигоны, танкодром. Если в классах мы вводили лишь отдельные элементы сложности, то на этой стадии максимально возможная приближенность занятий к реальной боевой обстановке становилась правилом.
Полагаю, что читатели, служившие в армии, имеют представление о полосе препятствий. Преодолевать ее в установленное время — дело достаточно трудное и под силу только хорошо натренированным воинам, обладающим основательной морально-психологической и физической закалкой.
Усилиями офицеров, сержантов и солдат на нашей полосе препятствий были достаточно реально воссозданы условия, в которых нередко приходилось действовать фронтовикам. При помощи различных имитационных средств мы ввели и ряд дополнительных трудностей и [263] опасностей, с которыми могут столкнуться мотострелки в современном бою.
Представьте себе такую картину. Солдат в полевой форме, с автоматом в руке и противогазом на боку ринулся вперед. Сохраняя равновесие, он пробежал по объятому огнем бревну, нырнул в густой бурелом. Перепрыгнул, перешагнул через сплетенные ветви. У самых ног его начали рваться дымовые гранаты. Поблизости, извергая пламя, застрочил холостыми патронами пулемет... Ни секунды задержки! Впереди ров, полыхающий огнем. Противоположная сторона его не видна — размыта дымной пеленой. Солдат решительно прыгает через это препятствие и, миновав новые вспышки и разрывы, кидается в лабиринт, мчится, петляя по его узким коридорам. Затем по наклонной доске взбегает на забор, спрыгивает с него, вскарабкивается на разрушенный мост, совершает прыжок на огражденный колючей проволокой квадрат земли. Еще немало трудных препятствий на пути солдата — и все они преодолеваются в огне, дыму, под грохот разрывов...
Большое внимание уделялось «обкатке» мотострелков танками. В классе солдаты и сержанты подробно изучали уязвимые места танков, поражаемые, различными видами штатного вооружения. Полученные знания закреплялись путем многократных тренировок на учебном полигоне.
Свои особенности — у занятий на танкодроме. Танкисты много времени уделяли тренировкам в преодолении, я бы сказал, сверхкрутых подъемов и спусков. На искусственном водоеме отрабатывали форсирование водной преграды по дну.
С каждым днем все крепче входило в наше сознание такое понятие, как «коллективное оружие». Действия в составе танкового экипажа, орудийного расчета, мотострелкового подразделения требовали от всех воинов и высокого личного умения, и большой внимательности, и немалого мужества, но, самое главное, — крепкого чувства локтя. Мы сознавали: именно занятия на учебных полигонах и танкодроме должны служить тем действенным рычагом, с помощью которого индивидуальное мастерство множится силой взаимозаменяемости, коллективной ответственности, слаженности в бою.
Третий этап — учеба на местности — еще больше помогал дальнейшему закреплению взаимосвязи, как основы боевого успеха части. [264]
Современный бой — это напряженнейший поединок умов, профессиональной выучки, технической грамотности, выдержки и стойкости. Тут не может быть мелочей, временных послаблений. Не допускали и мы их в ходе тактических учений.
...Окопы ломаной линией тянулась от опушки березовой рощи до господствующей над местностью сопки. В них в полной готовности к «бою» находились солдаты и сержанты подразделения, которым командовал капитан С. В. Газиев. В стороне, в нескольких десятках метров, были укрыты бронетранспортеры.
Ночь стояла темная. Дул сильный ветер. Солдаты, превозмогая сон, думали об одном: скорее бы началась атака.
И вдруг впереди небо взыграло сполохами, над головой пронеслись снаряды. Тут же рядом сработала имитация взрывов. Молодые солдаты втянули головы в плечи, кое-кто опустился на дно окопа. Но через считанные секунды все опять были на своих местах, внимательно следили за обстановкой.
Не успели солдаты осмотреться, как новая серия снарядов просверлила над ними воздух. И так — несколько раз. Личный состав оставался начеку.
— Приготовиться к отражению атаки! — пронеслась команда вдоль окопов.
В ночном небе вспыхнули ракеты, и солдаты увидели парашютистов «противника».
— Огонь по воздушному десанту!
Дробно застучали автоматы и пулеметы. Из каждого окопа к воздушным целям протянулись красные нити. «Вражеский десант» был «уничтожен» в воздухе.
— В атаку, вперед! — раздалась новая команда. Выскочив из окопов, мотострелки устремились туда, откуда совсем недавно неслись снаряды. Ведя огонь на ходу, за солдатами двинулись бронетранспортеры.
Тактическое учение, хорошо продуманное, проведенное без скидок на ночные условия, стало для личного состава подразделения настоящей школой мужества и боевого мастерства.
...В армейской службе нет такого рубежа, на котором можно остановиться и сказать: «Я сделал все!» Ежегодно происходит обновление личного состава — уезжают домой отслужившие свой срок, прибывает молодое пополнение. Задачи его обучения и воспитания приходится решать с учетом возросших требований. [265]
Присутствуя на занятиях в классах и на тренажерах, на полигонах и танкодроме, где молодые бойцы осваивали оружие и современную боевую технику, участвуя в полевых учениях, я постоянно думал: все ли мы, наставники солдат, делаем для того, чтобы подготовить надежных, умелых защитников Родины? Это заботило не только меня. Напряженный поиск вели все офицеры соединения.
И обязательно вот это:
[
Легководолазная подготовка - одна из основных составляющих частей в системе подготовки танкистов преодолению водных преград по дну. Таким образом, занятие по тренировке выходу из затопленного танка является важным этапом в подготовке курсантов к преодолению водной преграды на танках под водой,
Отредактировано Череп (20-04-2015 10:37:58)