Глава двадцать вторая.
На следующий день показал он Охриму собранные ручные бомбы. Пару штук прихватили и отправились к лесу, где недавно арбалеты испытывали.
- Теперь смотри, - Олег достал заранее припасенную тлеющую головешку и поднес к фитилю. Как не взорвался со своей бомбой, сам не понял. Пока кузнец на него вылупился, фитиль, пропитанный порохом, мгновенно прогорел. Швырнул Олег бомбу и с криком: «Ложись!», упал на землю. Кузнец остался стоять столбом, решил, что приятель ума лишился. К счастью, внутри фитиль слегка притух. Потому взорвалась адская машинка от них шагах в тридцати. Кузнец пустяком отделался, взрывной волной шапку листвяную снесло, осколки просвистели мимо. Видно, Бог миловал! Подвел Олег его к дереву, которому первый болт достался. Ствол расщепило, и болт теперь можно было свободно достать.
- Такую штуку кидать надо умеючи, - сказал Олег, чувствуя дрожь в коленках. Смерть рядом прошла! Растолковал, прежде чем бомбистов вооружать, необходима длительная подготовка.
- И куда они кидать эти твои бонбы будут? – спросил кузнец.
- При осаде Крепости в неприятеля.
- Ага, ну, ладно, - только и смог сказать Охрим. Олег занялся доводкой изделия. Фитили засел проверять, нужно было точно выяснить, сколько времени требовалось, чтобы они прогорели. Маслом пропитанные, без пороха, горели неустойчиво, могли погаснуть. С порохом, горение происходило слишком быстро. До сих пор не мог в себя прийти, превратился бы в инвалида, что тогда? Успех пришел, когда додумался изменить состав пороха. Добился, чтобы смесь горела не так быстро, и не гасла, на том и остановился. Взрыв происходил через четыре секунды.
- Для тренировки придется по одной настоящей выдать, - пробормотал Олег, - но только после пары десятков удачных бросков, пусть камни бросают.
Бомбистов кузнец набрал из числа тех подростков, кто рвался стрелять из арбалета, но в отряд не попал. Узнав, чем будут заниматься, четверо ребят пришли в восторг. Который несколько поутих, когда выяснилось, что боевые изделия испытывать будут под конец занятий всего один раз. Покидали камни изрядно, тренировал их Трабат, который решил устроить в отряде арбалетчиков ротацию, и Олег его поддержал. Все подростки должны были уметь стрелять из арбалета, и метать гранаты. Гоняли их с утра до вечера, с перерывом на обед. Но все двадцать четыре паренька и не думали жаловаться, хотя давалась наука не просто.
Вечером Олег, усталый, но довольный, вернулся домой.
Утана подала на стол мясной орех.
- Что у вас сегодня стряслось? Новым оружием баловались?
- Ничего особенного, всего лишь дерево треснуло.
Умолчал он, что могли головушки их буйные треснуть, как то дерево. Не все женщинам знать надобно.
- Я тебя почти не вижу, - сказала она грустно.
- Некогда пока, все делаем с твоим отцом, чтобы защитить деревню.
- Вижу, - вздохнула девушка, - устал?
- Есть немного. Ничего, обучим воинов, подготовимся, как следует, пусть тогда враги приходят! Встретим, не обрадуются! Тогда и передохнуть можно будет.
- У тебя прежде была девушка? – спросила она. Как ответить? Что где-то здесь эта девушка летает, вместе с его сыном? Милия вспомнилась, травница несчастная, которую превратили в карлицу, жива ли она? И Катя, что с ней стало после того, как в ночь перемен утащил ее темный призрак? Страшно было в земле тридевятой, здесь проще. Увидел врага, бери меч, обороняйся, гони прочь, убей или умри сам.
- Была, значит? – не дождавшись ответа, снова спросила Утана, хотя, казалось, какая ей разница? Среди деревенских ревности он не замечал. Запросто могла любая девушка уйти к другому, вини тогда себя, сплоховал, не угодил. Но и гуляк здесь не было, считалось это неправильным, да и некогда было людям глупостями заниматься.
- Все равно мне, что у тебя было там, но если здесь к другой уйдешь, не смогу я без тебя.
- Не уйду, - обнял он ее, - прикипел к тебе, и к городу нашему, мы его Крепостью нарекли.
- Слышала, красивое слово, что означает?
Объяснил он ей значение этого слова уже в постели.
Утана заснула, а ему не спалось. В голову полезли разные мысли, идеи, смешиваясь в огромный беспокойный клубок. Ворочался долго, наконец, не выдержал, вышел на улицу. Деревня спала, на землю опустилась ночь. В бездонно-черном небе, складываясь в созвездия, мерцали загадочно мириады звезд, ярких, тусклых, едва заметных. Когда-то люди начнут их изучать и дадут им названия? Или, может, уже существуют где-то на этой планете такие любопытные? Неожиданно он остро почувствовал себя отделенным, отрезанным от огромного мира, материков и неизвестных земель, которые кто-нибудь, когда-нибудь откроет. Если, конечно, не придут сюда и не порушат все неуемные, жестокие экспериментаторы. Остро он пожалел, что нет у него ни карт, ни глобуса. Посмотреть бы, где они живут. Когда-то люди займутся начертанием этих карт? Он подумал, что сегодня они сделали в этом направлении, пусть ничтожно маленький, но шаг, дав деревне название. Все-таки «Крепость» звучит солидно и гордо. Может быть, спустя много лет, она появится на чьей-нибудь карте? С этой оптимистичной мыслью он вернулся в дом, и, едва коснувшись лежанки, мгновенно уснул. День и впрямь выдался нелегкий.
Утром проснувшись, вспомнил один из первых опытов с мышами. Намешал он тогда трем мышкам разную траву, ягоду добавил. Каждая по отдельности имела свои свойства. «Ну» трава способна была отчасти регенерировать утраченную часть тела, палец, скажем. Однако имелось неприятное побочное явление. Могло еще что-нибудь постороннее вырасти, шестой палец на руке, а то и седьмой. Стволовые клетки активизировались и брались за дело? Олег явление это нехорошее приглушил ягодой «Шмук», вроде бы, никчемной, считающейся у травниц сорняком. Маленькая, несъедобная, хотя и не ядовитая черная ягода подавляла рост. Давай ее регулярно ребенку, останется карликом, наподобие двигунов. Этим безымянным сорняком никто не пользовался, пока в деревне не появился Олег. Добавил еще жгучую, как крапива, траву. Что же получилось? Мышки, которым три месяца спустя давно пора было помереть от старости, благоденствовали себе в железной клетке. Составы смесей Олег тщательно записывал. Неужели у него получилось что-то вроде легендарной амброзии, какую употребляли греческие боги на Олимпе? Прежде чем испытывать состав на людях, требовалось провести десятки опытов с мышами, а затем более крупными животными. Ибо вполне могли проявиться и другие побочные явления, рога, например, вырасти! Да мало ли! А времени не было, именно в эти дни Олег понял ему цену. Время, уходило, как вода в песок. Бомбы в количестве тридцати штук были готовы, ребята лихо метали камни соответствующего веса. Заранее оговорили, кто, в случае появления врага, чем будет заниматься. Кто бомбы на стену поднимет, кто и где наготове встанет. Договорились стрелять и метать адские машинки только по команде.
Все ли возможное сделано? Поля убраны, овощами хранилище ломится. Вода всегда имеется в колодце. Что еще надо? Дозоры дальние организовать, только не поймут этого деревенские. Не любят они впустую время терять. Сколько пришлось нервов потратить, прежде чем отряд арбалетчиков смогли организовать? А если бы это не удалось? А мужики по-прежнему упрямы, подростков своих на воинскую службу отпускают со скрипом. Еще один вопрос сидел у Олега в голове гвоздем. «Как заранее узнать о приближении вражеского войска, чем заменить дальнюю стражу?» - ломал он голову, убедившись, что даже на кузнеца его доводы не произвели впечатления. Все-таки, мужик хоть и здоровый, а дитя своего времени и своей деревни. Хорошо хоть иногда прислушивается! И тут вдруг вспомнил Олег о зернах маковых косточек, которые, по словам жителей тридевятой земли, позволяли обмениваться мыслями на расстоянии. Тотчас отправился в лес, нарвал этих зерен, подивился, что травница, бабка Лусья о них знать не хочет. Неужели запрет здесь есть на чтение мыслей? Первым делом провел эксперимент на себе. Тысячи голосов разом загомонили в голове, поначалу думал, с ума сойдет. Толпа на рынках, и то тише будет. Подождал часок, стал различать отдельные голоса. Услышал размышления кузнеца, как бы процесс закалки ускорить, над каждой деталью для арбалета неделями приходилось трудиться. Бабка Лусья, надо же, о нем вспоминает, хвалит, мол, толк из него получится, только, как бы он со своими смесями ума не лишился! А философ, глянь, что удумал! Олег не на шутку встревожился. Обиженный на всю деревню за то, что отвергли его идею храмовой избы, Тимаха черные мысли затаил! Готов был даже, когда вражье войско придет под стены города, открыть ворота. Считал, что враги умнее и непременно проникнутся величием «солнечной» идеи. Олег решил предупредить Урмана, чтобы арбалетчики в башне надвратной особо следили за воротами.
Вот и мысли самого Урмана. Эге, да он ребят уже настращал, понимает, что случится, если какой-нибудь чудак их по глупости откроет!
Неожиданно понял он, отчего запрет был положен на зерна маковые. Мысли женские услышал, многие, как ни странно, его касались. Узнал, кто из дам не прочь был бы с ним ночь провести. Да еще целую картину у себя в мыслях рисовали, Олега аж завидки взяли! Видно, привлекала их его необычность, нестандартность. А он твердо решил, что кроме Утаны никто ему не нужен.
Иные женщины, напротив, питали к нему отвращение, считая убогим, дурачком.
Попробовал Олег мысленно дотянуться до Банты. Услышал, как некий полководец раздумывает о скором походе. А воинов-то у них уже семь сотен, целая армия! Надо же, сколько дармоедов собралось! Собираются идти на север, то есть сюда, к Крепости. Осталось им одолеть последнее мелкое препятствие, забрать деревеньку строптивую Атану. Что ж, приходите, милости просим, угостим, как подобает!
Действие зерен закончилось, Олег отправился к Лусье. Шан была дома, раскладывала какие-то травы.
- Ой, дядя Олег! – воскликнула радостно.
- Давай, давай, заканчивай, - шикнула на нее бабка, - потом отпущу, поиграешь с Олегом в игрушки, как их там, шашки.
Говорит серьезно, а в глазках хитрющих смешинки прыгают. Бабка тоже не проста, все понимает! Поинтересовался Олег у травницы, не могут ли в городе Банта воспользоваться маковыми зернами, чтобы шпионить за ними и читать мысли. Ответ его порадовал. Травницы изредка попадали сюда из-за туманной стены, своих здесь отродясь не было. Те, кто попадал, предпочитали осесть в этих местах, а не шататься по миру в поисках лучшей доли. Ибо известно: лучшее враг хорошего. Конечно когда-нибудь, эти знания станут доступными другим поселениям, но произойдет это, по-видимости, не так скоро.
Привел он Шан домой, однако вместо шашек, занял девочку иным делом.
- Ведомо ли тебе, - сказал, - что скоро большое войско под наши стены придет? Должен я об этом заранее знать, - Олег, видя, что Шан его не понимает, объяснил: - Средством для связи хочу воспользоваться, вражеские мысли слушать.
- Бабушка Лусья зерна маковые жевать не велит, говорит, в чужих головах копаться некрасиво.
Все-таки, знает травница о зернах! Да и много о чем другом знает, только помалкивает!
- Она не разрешает, а я разрешу, - сказал Олег, - только ты никому о том не говори.
Объяснил, что с первого раза шум будет в голове и разноголосица. Когда голоса упорядочатся, попросил не играться с новой возможностью, не слушать сплетни деревенские, а сразу настроиться на воинов Банты.
Девочка серьезно ответила, что попробует, так Олег приобрел неоценимого помощника. Шан каждые два-три дня докладывала ему все, что смогла узнать.
В один из дней прибежала заплаканная и долго не могла успокоиться. Выяснилось, что после жестокой сечи захватили бантийцы Атану.
- В Атане, - всхлипывая, рассказывала девочка, - воинов всего было семь десятков. Вождь вызвал врага на поединок, над ним посмеялись и всех перебили. Раненых, за то, что сопротивлялись, безжалостно добивали. Как же так, дядька Олег, разве такое по правде?
Женщин и детей превратили в рабов после того, как изрядно побили палками. Ей было особенно жалко одного мальчика, мысли которого она слышала особенно ясно. Отец его погиб, с матерью разлучили, постоянно били и заставляли таскать тяжести с раннего утра до позднего вечера.
Олег в очередной раз похвалил себя за предусмотрительность, будет, чем встретить жестоких захватчиков. Девочку он успокоил, поблагодарил и попросил продолжать прослушивание. Главное, не прозевать приближение врага, и вовремя укрыться за стенами.
Отредактировано VICTOR (04-05-2015 14:07:50)